20:07

Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на Евразийских Международных общественно-политических слушаниях по вопросам формирования архитектуры равной и неделимой системы безопасности и сотрудничества на пространстве Евразии, Пермь, 29 мая 2025 года

913-29-05-2025

Уважаемый Владимир Владимирович,

Уважаемый Дмитрий Николаевич

Уважаемые коллеги,

Друзья,

Признателен за приглашение выступить на столь представительном форуме, объединившем парламентариев, общественных деятелей, экспертов из России и других стран Евразии.

Хотел бы поблагодарить Правительство гостеприимного Пермского края, главу региона Д.Н.Махонина за радушие и профессиональную организацию слушаний. Высоко оцениваем вклад в созыв Форума руководства Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Сегодня мы обращаемся к теме формирования архитектуры безопасности на всём евразийском пространстве. Для России, государства-цивилизации, которое простирается от Балтики и Черного моря до Тихого океана, важность построения такой архитектуры невозможно переоценить.
Её востребованность дополнительно обусловлена тем, что завершается многовековой период западного доминирования, наступает эпоха многополярности. Динамично развиваются новые центры силы, прежде всего в Евразии. Всем государствам на континенте нужны прочные гарантии безопасного сосуществования.

Главная угроза исходит от тех сил на Западе, которые пытаются воспрепятствовать объективным процессам многополярности, воспринимают их как вызов своему глобальному доминированию, не хотят без боя отказываться от тех преимуществ в политике, финансах и торговле, которые они присвоили себе еще с колониальных времен, а теперь стремятся удержать неоколониальными методами под лозунгом «порядка, основанного на правилах». Однако подобное видение современного мироустройства более неактуально. Сегодня можно с уверенностью говорить, что Евро-Атлантика утратила статус локомотива мирового развития: по совокупности экономических показателей объединение БРИКС оставило «семерку» лидеров западного мира позади, и отрыв увеличивается с каждым годом. Центр экономической и торгово-инвестиционной активности смещается в Евразию – самый большой и богатый континент, колыбель нескольких великих цивилизаций. Сама жизнь подталкивает к тому, чтобы в духе многополярности по-новому заняться всесторонним обустройством нашего общего географического и политического пространства – начиная с экономического фундамента.

Именно такая философия лежала в основе выдвинутой в 2015 г. инициативы Президента В.В.Путина по созданию Большого Евразийского партнерства – интеграционного контура, открытого для всех государств и объединений континента. В рамках ее претворения в жизнь ведется работа по сопряжению планов развития ЕАЭС с китайской инициативой «Один пояс, один путь». Установлены тесные контакты между ЕАЭС, ШОС и АСЕАН. «Горизонтальные» связи с ШОС и ОДКБ налаживает СНГ. Евразийская целостность обеспечивается через создание трансконтинентальных транспортных коридоров. Среди важнейших назову проект Международного транспортного коридора «Север-Юг», Северный морской путь, который развивается быстро, и трансконтинентальный, транссибирский маршрут «Запад-Восток».

Однако только экономикой, торговлей, транспортом и логистикой Большое Евразийское партнерство не ограничивается. Оно представляет собой материальную основу для другой российской инициативы – инициативы формирования архитектуры евразийской безопасности, которую выдвинул Глава государства в своем выступлении в МИД России 14 июня 2024 г. Убежден, что если бы она не была выдвинута, она все равно пробила бы себе дорогу как объективный, исторически обусловленный процесс.

Немного об этих причинах. С разных трибун много раз приходилось говорить, что наши западные коллеги «поставили крест» на модели евроатлантической безопасности, которую мы с ними выстраивали (исходя их лучших побуждений) с конца 1960-х гг. Они буквально «растоптали» взятые на высшем уровне обязательства и в ОБСЕ, и в рамках Совета Россия – НАТО не укреплять собственную безопасность за счет безопасности других и не допускать военно-политического доминирования в Европе какой-либо страны, группы стран или организации. Все это было разрушено натовскими бомбардировками Югославии в 1999 г. и нахрапистой экспансией НАТО и ЕС на восток, которая проводилась и проводится в откровенно враждебном к нам стиле и в нарушение интересов безопасности России.

Все эти десятилетия (как минимум, в последние двадцать лет) Запад требовал в отношении наших соседей определиться, с кем они – с ними или с Россией. О крайней опасности подобных действий Президент России В.В.Путин предупреждал еще в 2007 г. в Мюнхене.

Как все знают, в 2008 г. на саммите НАТО в Бухаресте было торжественно и безапелляционно провозглашено, что Украина и Грузия будут участниками и членами этого военного блока. В 2014 г. западники дружно поддержали подготовленный администрацией Б.Обамы кровавый госпереворот в Киеве, организованный буквально наутро после подписания соглашений между тогдашним президентом и оппозицией об урегулировании конфликта под гарантии ЕС, прежде всего – Франции и Германии. Ускоренными темпами после этого создавалась «анти-Россия», которую поставили под внешний контроль и накачивали оружием, а русские и русскоязычные жители Украины были объявлены людьми «второго сорта» и подверглись тотальной дискриминации.

В очередной раз полная недоговороспособность ЕС проявилась в позорной позиции Парижа и Берлина, которые вместе с Киевом саботировали заключенный по инициативе России Минский «Комплекс мер», утвержденный резолюцией Совета Безопасности ООН. Подписанты этих договоренностей Канцлер ФРГ А.Меркель и Президент Ф.Олланд, а с ними и тогдашний глава Украины П.А.Порошенко впоследствии признали, что не собирались выполнять этот документ, что Минские соглашения были нужны Киеву как передышка с целью накачать Украину новыми вооружениями для войны против России.

Ту же цель европейцы преследуют и сейчас, когда также Париж и Берлин под предводительством Э.Макрона и Ф.Мерца вместе с В.А.Зеленским истерически требуют от нас согласиться на немедленное прекращение огня без каких-либо предварительных условий. Как говорится, спасибо за приглашение. Мы это уже «пробовали» и видим вас насквозь.

Все российские предложения по укреплению равной для всех евроатлантической безопасности, включая внесенную еще в 2008 году инициативу заключения юридически обязывающего договора в этой сфере, были отвергнуты членами НАТО и Евросоюза. Та же участь постигла и сделанные нами в декабре 2021 г. предложения о том, какие шаги могли бы мы предпринять навстречу Западу. Напомню, Президент В.В.Путин выступил за заключение договора с США и соглашения с НАТО о юридически обязывающих гарантиях безопасности для всех. Если бы они были приняты и Запад отказался бы от геополитической экспансии на Восток, России не пришлось бы проводить специальную военную операцию на Украине для защиты своих законных интересов в полном соответствии с принципами Устава ООН и упомянутыми договоренностями на высшем уровне в ОБСЕ.

Жаль, но жизнь, похоже, ничему не учит наших западных соседей. После начала специальной военной операции они продолжили планомерную милитаризацию киевского режима, запретили ему заключать мир на условиях возвращения к нейтральному, внеблоковому и безъядерному статусу, «затянули» в НАТО ранее нейтральные Финляндию и Швецию и продолжают наращивать провокационные военные учения у наших рубежей на суше и на море.

Опасное развитие событий происходит в отсутствие на евразийском континенте объединяющих нормативных и институциональных рамок, позволяющих коллективно, коллегиально решать вопросы обеспечения безопасности. В Африке есть общеконтинентальная организация Африканский союз, в Латинской Америке – СЕЛАК, а в Евразии такого общеконтинентального объединения пока нет. Ясно, что в этом качестве не может рассматриваться ОБСЕ, во-первых, потому что она не имеет общеконтинентального охвата, а главное, она руками Запада превращена в политический придаток НАТО и ЕС, как некогда такая же участь постигла и Совет Европы. Собственно, и ЕС, подписав договоренность с Североатлантическим альянсом два года назад, практически стал его продолжением в военно-политическом измерении.

Однако и этого натовцам мало. На саммите в Мадриде в 2022 г. они объявили о неделимости безопасности в Евро-Атлантике и «Индо-Тихоокеанском регионе», которого никогда не было и который натовцы специально придумали, чтобы затянуть в свои антикитайские интриги Индию.

Нам говорят, что НАТО является оборонительным альянсом. Пару лет назад, в тот период, когда была провозглашена заявка на продвижение в «Индо-Тихоокеанский регион» тогдашнего Генсека НАТО Й.Столтенберга на пресс-конференции спросили, почему Вы выдвигаетесь за пределы территорий стран-членов. Ведь альянс всегда подчеркивал, что это оборонительный альянс и его цель – защищать именно территории входящих в него государств. Й.Столтенберг, не моргнув глазом, сказал, что НАТО по-прежнему имеет главной целью защиту территорий стран-членов, но сейчас угрозы этим территориям исходят уже из Дальнего Востока, Южно-Китайского моря, Тайваньского пролива, и с целью купировать их (они находятся за 10 тыс. километров от ближайшего члена НАТО) альянс выносит свою инфраструктуру на Дальний Восток, а на самом деле – ради сдерживания Китая и России.

США создают закрытые военно-политические форматы с участием регионалов: Японии, Республики Корея, Филиппин – последних буквально пытаются «выдернуть» из АСЕАН, подрывая тем самым саму основу открытой региональной архитектуры безопасности, которая в течение десятилетий выстраивалась вокруг центральной роли Ассоциации.

Создано военно-политическое объединение с ядерным компонентом АУКУС (Австралия, США, Британия), куда по отдельным направлениям сотрудничества пытаются привлекается Японию. Когда создавался четырехсторонний диалог по безопасности КВАД (Австралия, Индия, США, Япония), всех заверяли, что он не будет заниматься военными вопросами. Тогда мы разговаривали с нашими индийскими друзьями. Они подчеркивали, что видят свой интерес в подключении к этой «четверке» исключительно в торговой, экономической и прочих мирных областях сотрудничества. На деле же входящие в КВАД страны уже пытаются, причем достаточно настырно, организовывать военно-морские учения, хотя и не под эгидой КВАД, но, как говорится, все вместе – «вчетвером».

У меня нет сомнений, что наши индийские друзья прекрасно видят эту провокацию. Что касается Индии и антикитайской направленности инициатив НАТО в Восточной части Евразии, то хочу подтвердить нашу искреннюю заинтересованность в скорейшем возобновлении работы «тройки» – Россия, Индия и Китай, которая была создана много лет назад по инициативе Е.М.Примакова и с тех пор более двадцати раз проводила министерские заседания, причем не только на уровне глав внешнеполитических ведомств, но и руководителей других экономических, торговых и финансовых структур трех стран. Теперь, когда между Индией и КНР достигается понимание о том, как успокаивать ситуацию на границе, пришло время возродить РИК.

США усиливают ядерный компонент военного сотрудничества и с Сеулом, и с Токио. Под всё возрастающим давлением Запада находится КНДР. В результате, и без того непростая ситуация в сфере безопасности на Корейском полуострове и в целом на востоке Евразийского континента продолжает осложняться.

Если посмотреть на юг Евразии, то драматично развивается ситуация на Ближнем Востоке. Этот стратегически важный регион поставлен Западом на грань дестабилизации. США хотя иногда и выступают с какой-то критикой Израиля, но безоговорочно поддерживают его действия по ликвидации всех перспектив и надежд на создание палестинского государства вопреки принятым еще в 1948 г. решениям ООН, предусматривавшим взаимосвязанное создание и Израиля, и Палестины.

То, что происходит в секторе Газа, не поддается пониманию и описанию. Мы вместе с нашими арабскими друзьями и подавляющим большинством других стран настаиваем на том, чтобы кровопролитие в секторе Газа немедленно прекратилось. Если брать статистику после террористического акта 7 октября 2023 г., который мы безоговорочно осудили, но при этом не можем согласиться и также осуждаем те меры, которые вслед за этим терактом предпринял Израиль, и которые по сути дела являются другим нарушением международного гуманитарного права, коллективным наказанием гражданского населения. Если взять статистику, то за год после этого теракта в секторе Газа было убито порядка 45 тыс. мирных палестинцев. Тогда эта цифра была такой, сейчас гораздо больше. Это в полтора раза больше, чем количество гражданских жертв с обеих сторон за 10 лет конфликта на востоке Украины с 2014 по 2024 г. За один год – в полтора раза больше, чем за 10 лет. Это сейчас самая большая трагедия региона.

Если говорить о других регионах южной части нашего континента, то в Афганистане после бесславного бегства НАТО четыре года назад Североатлантический альянс опять пытается найти новые точки входа в эту страну, активно обхаживает наших друзей, союзников и стратегических партнеров в Центральной Азии, стремясь и им навязать свою известную концепцию «выбирайте, с кем вы, с Россией или с нами». Если посмотрим на север континента, то фиксируем там откровенные попытки милитаризации Арктики, поиска предлогов для проникновения туда инфраструктуры НАТО.

Для нас очевидно, что все эти неблагоприятные тенденции требуют адекватной реакции – как концептуальной, так и практической. Убеждены, что так считает большинство других государств Евразии, которых такая ситуация не может устраивать. Мы не заинтересованы, хочу это особо подчеркнуть, в вечной конфронтации с кем бы то ни было. Наш интерес – в том, чтобы гарантировать надежную безопасность, стабильность и равные условия развития для всех государств. Убеждены, что только такой справедливый подход имеет право на существование. Совпадение или близость позиций позволяет рассчитывать на организацию широкой общеконтинентальной дискуссии о конкретных путях формирования архитектуры евразийской безопасности.

Часть процесса – укрепление двусторонних и многосторонних партнерских и союзнических механизмов. Отмечаю, что первые шаги на этом направлении уже сделаны. С Белоруссией заключен межгосударственный Договор о гарантиях безопасности, с КНДР и Ираном подписаны двусторонние Договоры о всеобъемлющем партнерстве, в том числе в сфере безопасности. Продолжает успешно функционировать сформировавший ОДКБ Договор о коллективной безопасности. Сотрудничество по этим вопросам развивается в СНГ и ШОС.

Тема безопасности в Евразии постепенно выходит на одно из центральных мест в нашем политическом и экспертно-академическом диалоге с КНР. В этой работе опираемся прежде всего на то, что российское видение будущей архитектуры безопасности в Евразии гармонично сочетается с выдвинутой в феврале 2023 г. Глобальной инициативой Председателя КНР в сфере безопасности, где отдельно записана необходимость установления и устранения первопричин всех конфликтов, любого конфликта. Это системный подход, который мы полностью разделяем. Мы не раз подчеркивали, что именно задача устранения первопричин конфликта должна лежать в основе украинского урегулирования, как и всех других сложных проблем с длительной историей, включая задачу полноценного воссоединения Тайваня с исторической родиной – материковым Китаем.

Важную роль в выстраивании континентальной архитектуры играют многосторонние объединения: уже упомянутые мною ОДКБ, СНГ, ШОС, АСЕАН. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива – тоже перспективное объединение. Есть механизмы взаимодействия и в Южной Азии. Между исполнительными органами многих из этих региональных структур уже заключены «горизонтальные» договоренности. Россия поддерживает эту тенденцию. Упомяну также созданное в свое время по инициативе первого президента Казахстана Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Идет разговор о его преобразовании в организацию. Активно в нем участвуем. Считаем, что этой работе необходимо придать не просто азиатское, а именно евразийское измерение.

В своей работе не «захлопываем дверь» и для диалога со странами материковой Европы – они тоже могут участвовать в создании новой архитектуры при условии отказа от конфронтационной, эгоистичной политики. Отмечаем интерес к российской инициативе со стороны таких государств, как Венгрия, Словакия, Турция, Сербия и Республика Сербская в составе Боснии и Герцеговины.

Когда 55 лет назад по инициативе СССР обсуждалась идея созыва Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, западноевропейские страны как условие своего участия в переговорах потребовали привлечь к процессу США и Канаду. Советское руководство с этим после определенных размышлений согласилось. Однако евроатлантическая модель безопасности сегодня дискредитировала себя, поддерживается искусственно и в современных условиях выглядит как анахронизм. Кстати, заявления Президента США Д.Трампа и его соратников о том, что гарантировать безопасность Европы должны сами европейцы, на наш взгляд, правильно «схватывают суть времени».

И еще одна знаковая реминисценция: от момента выдвижения идеи созыва общеевропейского совещания до Хельсинкского саммита в 1975 г. прошло почти десять лет. Так и сейчас мы находимся в начале большого пути. Отрадно, что евразийская безопасность с 2023 г. является стержневой темой ежегодной международной конференции в Минске, которая по инициативе Президента Белоруссии А.Г.Лукашенко проходит с участием широкого круга представителей правительств и академического сообщества стран Евразии. Дважды (в первой и второй конференциях) сам в ней участвовал и считаю эту инициативу наших белорусских друзей весьма полезной и перспективной. Третья конференция пройдет в октябре этого года. Участвуем в серьезной подготовке к этому форуму.

Поддерживаем и выдвинутое в этом контексте предложение Белоруссии разработать Евразийскую хартию многообразия и многополярности в XXI веке. По нашему убеждению, она должна стать политико-правовой основой общеконтинентальной архитектуры. Рассчитываем отразить в Хартии общие нормы межгосударственного общения в многополярном мире – разумеется, с опорой на принципы Устава ООН во всей их полноте и взаимосвязи.

В заключение хотел бы еще раз выразить поддержку идеи «Единой России» запустить межпартийные консультации по архитектуре евразийской безопасности и провести сегодняшние полезные слушания. Считаю, что, помимо прочего, это послужит раскрытию потенциала партийной, парламентской и общественной дипломатии, укреплению взаимопонимания с международными партнерами нашей страны.

Успехов Вам!


Дополнительные материалы

  • Видео

  • Фото

Фотоальбом

1 из 1 фотографий в альбоме

Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска