the Kingdom of Belgium
Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с заместителем Премьер-министра, Министром иностранных дел Бельгии Д.Рейндерсом, Брюссель, 15 октября 2013 года
Уважаемые дамы и господа,
Хотел бы поблагодарить моего коллегу г-на Д.Рейндерса за традиционное бельгийское гостеприимство, отличную организацию нашей работы и очень содержательные переговоры. Сегодняшний визит имеет особое значение: в этом году исполняется 160 лет установлению дипломатических отношений между нашими странами.
Россия и Бельгия являются стратегическими партнерами и развивают интенсивное взаимовыгодное сотрудничество в самых разных областях - прежде всего в сфере экономики, инвестиций и высоких технологий. Многие ведущие бельгийские компании работают в России. Д.Рейндерс специально интересовался у их руководителей, какие проблемы они испытывают в России. У них проблем нет. Это приятно, будем делать все, чтобы и дальше ситуация развивалась в этом русле. Одновременно скажу, что все больше российских компаний осваивают бельгийский рынок. И они также чувствуют себя здесь комфортно.
Отсутствие проблем не означает отсутствие необходимости продвигать наше сотрудничество дальше и глубже. Эти вопросы будут предметно обсуждаться здесь в ноябре с.г. в ходе работы очередной сессии Смешанной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Бельгийско-Люксембургским Экономическим Союзом.
Обсуждали мы и международные проблемы, прежде всего отношения между Россией и Евросоюзом, Россией и НАТО. С ЕС мы нацелены на дальнейшее углубление стратегического партнерства. В первую очередь будем добиваться реализации давно поставленной цели – обеспечения свободы передвижения, либерализации и полного отказа от визовых требований при взаимных поездках наших граждан. Не менее важно наращивать наше стратегическое партнерство с Евросоюзом в сфере обеспечения всех аспектов энергетической безопасности. Этот диалог требует шагов с обеих сторон с целью поиска взаимовыгодных и взаимоприемлемых договоренностей. Рассчитываем, что данные вопросы, а также ход подготовки нового базового соглашения между Россией и Евросоюзом, другие аспекты нашего взаимодействия будут подробно рассмотрены в контексте подготовки к очередному саммиту Россия-ЕС, сроки которого сейчас согласовываются.
Мы хотим развивать наш диалог с Европейским союзом по проблематике защиты и обеспечения прав человека на основе универсальных норм и стандартов, одобренных в ООН на основе христианских ценностей, которые совпадают с ценностями других ведущих мировых религий, и подрыва которых мы хотели бы избежать.
Сегодняшние переговоры вновь подтвердили общность подходов России и Бельгии к международным и региональным проблемам, общую заинтересованность в их решении на прочной основе международного права. Критерий верховенства права должен применяться одинаково, идет ли речь о продвижении чьих-либо экономических интересов, отстаивании группами стран или лиц чистоты окружающей среды или решении региональных конфликтов.
Удовлетворены тем, что в отношении сирийского кризиса появились проблески надежды. Это связано с договоренностями, достигнутыми после присоединения Сирии к Конвенции о запрещении химического оружия, о том, как взять под контроль и уничтожить запасы отравляющих веществ в Сирии. Это касается необходимости более эффективно решать гуманитарные проблемы сирийского населения – как беженцев, так и тех, кто оказался в положении перемещенных лиц внутри Сирии, и снятия всех препятствий, которые некоторые круги пытаются искусственно чинить на пути созыва конференции «Женева-2».
У нас близкие оценки в том, что касается перспектив урегулирования ситуации вокруг ИЯП, нахождения развязок в палестино-израильском конфликте, развитии сотрудничества в международных организациях, в т.ч. в рамках ОБСЕ. В 2010 г. на саммите ОБСЕ в Астане была поставлена цель формирования общего пространства безопасности, стабильности и сотрудничества на территории Европы и Евразии. Сегодня мы обсуждали наиболее эффективные пути по продвижению к решению этой задачи. Одним из аспектов нашей совместной работы является выполнение договоренностей, достигнутых между Россией и ЕС в 2004 г., которые заключаются в обеспечении взаимного уважения к интеграционным процессам, развивающимся на западе и востоке европейского континента.
По нашему убеждению, важно руководствоваться не какими-то сиюминутными конъюнктурными интересами, не стремлением опять вернуться к играм «с нулевым результатом», а видеть долгосрочную выгоду от совместной работы для евразийского и евроатлантического пространств и настойчиво добиваться урегулирования всех вопросов по созданию единого экономического и гуманитарного пространства от Лиссабона до Владивостока, как предложил Президент Российской Федерации В.В.Путин. Конечно, это требует стратегического видения, готовности к кропотливой напряженной работе, поиску взаимовыгодных компромиссов. Но я убежден, что результат окупится сторицей для Европы и всех стран, расположенных на огромном евразийском континенте.
Как сказал Д.Рейндерс, у нас много планов на будущее. В 2014 г. предстоит серия мероприятий, посвященных столетию начала Первой мировой войны. В России и Бельгии хотят отметить эту дату достойно – достойно памяти тех, кто сложил головы в боях на нашем общем континенте. У нас будет немало возможностей продолжить политический диалог по этому и другим поводам. Я с удовольствием приглашаю г-на Д.Рейндерса посетить Российскую Федерацию в следующем году с визитом.
Вопрос: Россия выходит на передний план во всемирных новостях в вопросах, касающихся развития ситуации в Сирии, отношений между Израилем и Палестиной. Как Вы могли бы определить происходящие изменения в политико-дипломатическом курсе России?
С.В.Лавров: Вы пытаетесь смотреть на ситуацию как бы с внешней стороны, поверхностно. Не могу сказать, что Россия стремится всегда и везде выходить на передний план, чтобы занять какое-то место в новостях и на страницах газет. Мы стараемся формулировать свои позиции по тем или иным острым международным проблемам, исходя, прежде всего, из анализа реального положения вещей и реалистичных сценариев.
С самого начала сирийского кризиса, мы говорили о том, что он не имеет военного решения. Мы были активными сторонниками созыва «Женевы-1» и соавторами Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г., всегда говорили, что необходимо принять все меры по недопущению попадания химического оружия в руки экстремистов. То, что сейчас все больше государств начинает разделять эти позиции, позволило достичь сдвига в отношении химоружия в Сирии после ее присоединения к Конвенции о запрещении химического оружия. Эти предложения, которые сейчас реализуются при поддержке подавляющего большинства членов международного сообщества, условились выдвинуть на полях саммита «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге президенты России и США.
В отношении Ирана мы с самого начала говорили, что все участники переговоров должны четко заявить Тегерану, что они не преследует цель смены режима, а добиваются прояснения проблем, возникших у МАГАТЭ, и после их прояснения все санкции и иные препятствия для участия Ирана в международной жизни будут ликвидированы. Создается впечатление, что в нынешних условиях участники переговоров осознали важность использования сложившейся ситуации, чтобы сделать именно такой шаг и на данной основе постараться урегулировать иранскую ядерную проблему. В случаях с Сирией и Ираном успешное, удовлетворительное решение может быть только коллективным.
Точно также только коллективными решениями можно обеспечить устойчивое палестино-израильское урегулирование. Убежден, что это возможно только при уважении имеющейся международно-правовой базы, включая резолюции Совета Безопасности ООН, Мадридские принципы, Арабскую мирную инициативу, предыдущие договоренности между самими сторонами.
Вопрос (обоим министрам): В последнее время в отношениях между Россией и Евросоюзом появился ряд новых раздражителей, начиная от споров вокруг «Восточного партнерства» и ноябрьского саммита до торгово-экономических разногласий. Оказывают ли эти факторы негативное влияние на визовый диалог? Стоит ли ожидать подписания долгожданного соглашения об облегчении визового режима на предстоящем саммите Россия-ЕС?
С.В.Лавров (отвечает первым): Скажу, что отношения между Россией и Евросоюзом никогда не были простыми, хотя бы потому что ЕС - наш крупнейший партнер в торгово-экономической и гуманитарной сферах, в области безопасности, продвижения единых норм в самых различных отраслях жизни. Чем теснее сотрудничество, тем больше практических вопросов возникает, и их приходится решать - это естественный процесс.
В торгово-экономической сфере споры возникают между любой страной и ее любым партнером. У Евросоюза есть споры в рамках Всемирной Торговой Организации (ВТО) с Соединенными Штатами, с другими странами. Мы сейчас тоже осваиваем механизмы ВТО, когда стремимся решить задачу прекращения антидемпинговых процедур Евросоюза в отношении наших производителей, решаем другие вопросы. Евросоюз пользуется теми же механизмами, чтобы поставить интересующие его проблемы. Это абсолютно естественный процесс, и так будет всегда. Главное - опираться на международные обязательства и международно-правовые документы, будь то нормы ВТО, договоренности между Россией и Евросоюзом, Россией и членами ЕС о защите и поощрении инвестиций и обязательства не ухудшать условия ведения бизнеса, и многие другие, лежащие в основе наших отношений.
От выполнения имеющихся договоренностей также зависит прогресс на визовом треке. По оценке наших экспертов, все договоренности на техническом и экспертном уровнях, которые были заключены в области работы над дальнейшим облегчением визового режима и продвижения к заключению соглашения о безвизовом режиме, были выполнены. Сейчас речь идет только о принятии политического решения. Будем исходить из того, что на предстоящем саммите Россия-ЕС этот вопрос займет одно из центральных мест.
Вопрос: Коллега информировал Вас о том, что Парламент Бельгии выступил с требованием освободить активистов Гринпис, задержанных в Мурманске? Как бы Вы могли это прокомментировать?
С.В.Лавров: Ответ очень простой. Не надо вмешиваться в деятельность судебных органов. Эта ситуация является предметом расследования для подготовки передачи дела в суд Российской Федерации. Нидерланды инициировали процедуру арбитража. Дело находится в русле судебных разбирательств, и там его и надо оставить.
Российские следственные органы убеждены, что имело место нарушение как минимум трех статей (56, 60, 80) Конвенции ООН по международному морскому праву 1982 г. О том, что судно «Arctic Sunrise» планирует действия, нарушающие вышеупомянутую Конвенцию и российское законодательство об исключительной экономической зоне, власти Нидерландов как страны флага судна неоднократно предупреждались. Но они эти предупреждения проигнорировали. Больше мне нечего добавить.