17:18

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел и международного сотрудничества Республики Фиджи И.Кубуаболой, Москва, 27 июня 2014 года

 

 

Уважаемые дамы и господа,

Мы с Министром иностранных дел Фиджи И.Кубуаболой обстоятельно обсудили состояние двусторонних отношений, которым в 2014 г. исполняется 40 лет, но наши связи имеют гораздо более глубокую историю. В начале 19 в. в рамках экспедиции по пути в Антарктику М.П.Лазарев и Ф.Ф.Беллинсгаузен посетили о.Оно – один из островов Фиджи. На основании их дневников были установлены теплые дружественные связи между нашими народами.

Рассмотрели ход договоренностей, достигнутых в ходе официального визита в Россию в июне 2013 г. Премьер-министра Республики Фиджи В.Баинимарамы. Речь тогда шла о налаживании практического сотрудничества в целом ряде областей. Констатировали, что за прошедший период удалось укрепить договорно-правовую базу и продвинуться в формировании условий для расширения торгово-инвестиционного и гуманитарного сотрудничества. Конкретные проекты наметились и реализуются в сфере образования, подготовки кадров, спорта, туризма, культурных обменов. В эти дни коллектив из Фиджи участвует в Красноярском музыкальном фестивале, что мы активно приветствуем.

Мы обсудили актуальные международные вопросы. Подчеркнули нацеленность на дальнейшее сотрудничество в ООН, в том числе по вопросам миротворчества. В этой сфере у Фиджи накоплен богатый опыт. Фиджийский контингент, в частности, является крупнейшим в операции ООН на Голанских высотах, а мы помогаем его оснастить стрелковым оружием и необходимым оборудованием.

У нас хорошая координация при подготовке резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. Признательны нашим фиджийским друзьям за поддержку российских инициатив, касающихся укрепления доверия в космосе, международной информационной безопасности. Особенно выделю традиционную поддержку со стороны Фиджи резолюциям, которые ГА ООН принимает по вопросу недопустимости героизации нацизма.

Условились сотрудничать в рамках ООН по подготовке мероприятий, посвященных 70-летию окончания Второй мировой войны.

Рассмотрели вопрос сотрудничества России с островными государствами южной части Тихого океана (ЮЧТО). Стало традицией проводить встречи на полях сессии ГА ООН в Нью-Йорке, в 2014 г. пройдет уже пятая такая встреча. Высоко ценим, что фиджийские партнеры традиционно выступают координаторами данного механизма.

Условились подготовить меморандум о сотрудничестве между министерствами иностранных дел Российской Федерации и Фиджи, в котором обозначим темы и механизмы регулярных консультаций. Думаю, что это будет способствовать переводу нашего взаимодействия на более системную основу.

Удовлетворен итогами переговоров, которые подтвердили обоюдную заинтересованность в укреплении взаимовыгодных связей. Убежден, что двустороннее сотрудничество отвечает не только интересам России и Фиджи, но и способствует обеспечению стабильности, безопасности и развитию южной части Тихого океана.

Вопрос: Почему Совет Безопасности ООН до сих пор не признал «Исламское государство Ирака и Леванта» террористической организацией и не осудил страны, которые поддерживают этих и других террористов? Известно, что США заявили о сумме 500 млн. долларов, которые они собираются направить на поддержку боевиков и террористов в Сирии. Разве террористы в этой стране отличаются от террористов в Ираке и других местах?

С.В.Лавров: Что касается объявления «Исламского государства Ирака и Леванта» или какой-либо другой группы террористической организацией, для этого требуется консенсус в Совете Безопасности ООН. Пока не все его члены к этому готовы, но, можете быть уверены: дело не в позиции Российской Федерации.

Порой самые очевидные вещи в Совете Безопасности занимают длительное время. Например, даже после того, как Доку Умаров был включен в террористический список США, он не попадал в список СБ ООН, потому что те же Соединенные Штаты очень долго рассматривали какие-то юридические аспекты этой ситуации. Впоследствии решение все-таки было принято. Надеюсь, что мы будем проявлять единые стандарты в отношении всех, кто является террористами, и структур, которые проповедуют террористические цели и применяют подобные методы. Это наша принципиальная позиция.

Считаю самым главным недвусмысленно подтвердить, что наиболее серьезной угрозой в регионе Ближнего Востока и Северной Африки является терроризм. Исходя из этого и должны выстраиваться все действия международного сообщества. Не судьба каких-то отдельных персонажей, не одержимость сменой того или иного режима, который кем-то считается диктаторским, а кем-то не очень, а именно угроза терроризма является общей для всех. Необходимо отделить зерна от плевел и видеть эту угрозу ясно и четко. Если мы признаем эту реальность, я думаю, и наши практические действия будут более выверенными, логичными и последовательными и, самое главное, более эффективными.

Я уже имел возможность комментировать ситуацию с внешней поддержкой боевиков, которые воюют в Сирии. Россия не приветствовала решение Соединенных Штатов выделить 500 млн. долларов на поддержку вооруженной оппозиции в Сирии. Но я бы не стал заявлять, что эти деньги выделены Вашингтоном на поддержку террористов. Мы находимся в регулярном контакте с Госсекретарем США Дж.Керри. У США существует понимание опасности, которую представляют террористические группы в Сирии и других странах региона для интересов региональной и глобальной безопасности. Американские партнеры, с которыми мы весьма подробно обсуждаем все аспекты этой ситуации, нас заверяют в том, что они будут оказывать только нелетальную помощь и только тем группам, которые дистанцируются от террористов. Рассчитываю, что так и будет на практике, эта помощь не «утечет» не в те руки.

Однако, по большому счету, вместо того, чтобы накачивать военную составляющую конфликта, лучше было бы заставить стороны использовать влияние на тех, кто рассчитывает получить эти деньги, убедить их сесть за стол переговоров. Мы к этому будем готовы. Еще раз напомню, что логика борьбы с терроризмом и отмежевания патриотической оппозиции от террористических групп, ведущую роль в которых играют все-таки зарубежные террористы, идет в русле заявлений, принятых «Группой восьми» год назад на саммите в Северной Ирландии. Там было четко сказано, что все страны «Группы восьми» призывают Правительство и оппозицию в Сирии объединиться в борьбе с терроризмом. Это и есть ключ к тому, что надо сейчас делать для урегулирования сирийского кризиса.

Вопрос: Какие меры, на Ваш взгляд, можно было бы предпринять, чтобы пресечь контрабандную продажу иракской нефти, добытой на территории, которую контролируют террористы?

С.В.Лавров: На этих территориях велико влияние экстремистов. Есть определенные районы соответствующих стран, контролируемые откровенно террористическими группами. По сути дела, закупка нефти любой страной из этих районов означает, как минимум, серьезнейший риск того, что таким образом оказывается содействие финансированию терроризма.

В свое время мы приняли в СБ ООН соответствующую резолюцию по Ливии, которая призывает не закупать нефть с территории, контролируемой неправительственными войсками. Сейчас мы разрабатываем заявление Председателя СБ ООН о принятии аналогичного документа в отношении иракской нефти, добываемой на территориях, захваченных террористами, в том числе группировкой «Исламское государство Ирака и Леванта».

Вопрос: Накануне Премьер-министр Ирака Н.Малики в интервью телекомпании «Би-би-си» заявил, что в течение двух-трех дней Ирак получит российские боевые самолеты, и это будет эффективным средством для борьбы с экстремистами. Можно ли рассматривать это в качестве некоего вклада России в недопущение развала Ирака и борьбу с терроризмом на территории этой страны? Учитывая, что американцы направили туда своих военных инспекторов для помощи иракской армии, можно ли предположить, что Ирак станет полем для возобновления сотрудничества между Москвой и Вашингтоном в деле борьбы с международным терроризмом?

С.В.Лавров: Я не видел интервью Премьер-министра Н.Малики. У России достаточно серьезное военно-техническое сотрудничество с Ираком. Оно было насыщенным и раньше. В ходе прошлогоднего визита иракского Премьер-министра в Москву были достигнуты новые договоренности, которые в полной мере отвечают всем международным стандартам и направлены на укрепление обороноспособности законной власти в Ираке. Речь, в том числе, шла о поставке боевых самолетов, но не только. Рассчитываем, что это позволит укрепить обороноспособность и следовательно суверенитет государства Ирак.

Что касается наших взаимоотношений с США по иракской проблеме, в частности в плане борьбы с терроризмом, то эта тема звучит весьма заостренно в наших с Госсекретарем США Дж.Керри последних телефонных разговорах. Мы заинтересованы в том, чтобы борьба с терроризмом не становилась заложницей каких-либо политических пристрастий или капризов. Она должна вестись независимо ни от чего, точно так же как и терроризм не может быть ничем оправдан.

У нас с американцами был достаточно эффективный двусторонний механизм, который объединял различные ведомства, задействованные в контртеррористической борьбе. С прошлого года этот механизм был подморожен нашими американскими коллегами. Сейчас мы явно ощущаем их интерес к тому, чтобы все-таки отложить в сторону не относящиеся к делу темы и возобновить наше тесное сотрудничество в антитеррористических делах. Мы к этому готовы, дело за нашими американскими коллегами.

Вопрос: Появилась информация, что режим прекращения огня на Юго-Востоке Украины, объявленный Президентом Украины П.А.Порошенко, будет продлен на 72 часа. Известно ли России что-либо об этом? Как уже сообщил МИД России, необходимость продления перемирия обсуждалась вчера в ходе ваших телефонных разговоров с коллегами из Германии и США. Поддерживают ли западные партнеры позицию Россию о необходимости продления перемирия? Выражают ли готовность повлиять на Киев с этой целью?

С.В.Лавров: Мы незамедлительно приветствовали перемирие, как только об этом было объявлено, хотя рассчитывали, что оно последует немного раньше – сразу после инаугурации Президента Украины П.А.Порошенко. Но лучше поздно, чем никогда.

Разумеется, у нас были вопросы по т.н. «мирному плану П.А.Порошенко». После объявления перемирия, было сказано, что оно действительно на очень ограниченный период времени, который выдается ополченцам, чтобы сдаться, сложить оружие и уйти из Украины; если, мол, кто-то не подчинится, то будет уничтожен. Мы призывали не разговаривать ультиматумами и концентрироваться на позитивной стороне объявленного перемирия, подчеркивали необходимость его продления, потому что за 5-6 дней перейти от довольно ожесточенной фазы противостояния к нормальному диалогу непросто. Необходимо успокоить страсти, создать соответствующую атмосферу. К продлению перемирия неоднократно призывал Президент России В.В.Путин в своих публичных выступлениях и телефонных контактах с руководителями Германии, Франции, Украины, в ходе встреч в Вене несколько дней назад с австрийским руководством и Президентом Швейцарии в качестве Действующего председателя ОБСЕ. Мы говорили об этом с нашими украинскими коллегами на других уровнях.

Если объявленное сегодня продление перемирия на 72 часа действительно подтверждается, то этот факт нужно приветствовать. Но мы надеемся, что это не означает лишь отсрочку на трое суток ультиматума. Сегодня предпринимаются усилия, в том числе при поддержке и совместном посредничестве российской стороны и ОБСЕ, по продолжению консультаций, состоявшихся между представителями киевских властей и Юго-Востока Украины и формулированию условий, которые позволят от консультаций перейти к реальным переговорам. Надеюсь, что объявление Президентом Украины П.А.Порошенко о внесении им нового варианта конституции на рассмотрение Верховной Рады и параллельная передача его в Совет Европы для оценки со стороны Венецианской комиссии не означает очередное предложение по принципу «соглашайтесь или мы поступим по иному» и что это не очередной ультиматум.

Напомню, что в Женевском заявлении от 17 апреля, принятом министрами иностранных дел России, США, Украины и Высоким представителем ЕС, говорится, что конституционный процесс должен быть инклюзивным, т.е. с участием всех сторон, прозрачным и подотчетным, он должен быть начат немедленно с участием всех политических сил и всех регионов Украины. Этого сделано не было. Поэтому у меня вызывает удивление, когда Россию довольно часто обвиняют в том, что она должна выполнять Женевское заявление. Почитайте этот документ – в нем к нашей стране ничего не обращено, а часть, касающаяся конституционной реформы, диалога с участием всех регионов, прописана недвусмысленно и четко. Пока получается, что за время, прошедшее с 17 апреля, никаких немедленных шагов по завязыванию диалога по вопросам конституционной реформы с участием всех регионов принято не было. Вместо этого объявлено, что реформа как бы уже на бумаге завершена и вносится на рассмотрение Верховной Рады. Я не видел окончательных предложений - их еще предстоит изучить и понять последствия. Но самое главное – это то, что Юго-Восток Украины должен понять, насколько учтены его интересы.

Оптимальным путем было бы принять обратную последовательность: сначала создать некий коалиционный процесс, согласовать варианты расширения полномочия регионов (совершенно не важно, как это будет называться – федерализация, децентрализация, ведь важна суть, а не ярлык), а потом презентовать итоговый проект международному сообществу, в Венецианскую комиссию и т.д.

Ситуация очень хрупкая, по-прежнему таит в себе огромное количество рисков и опасностей. Надеюсь, что объявление о продлении перемирия на 72 часа и те контакты, которые должны в эти дни и часы продолжаться между представителями Киева и Юго-Востока при посредничестве России и ОБСЕ, приведут к более устойчивым договоренностям, созданию более устойчивых механизмов урегулирования, даже прежде всего, не урегулирования, а уважительного, равноправного диалога, который позволит учесть интересы граждан, живущих на Юго-Востоке и которые хотят, чтобы их права на Украине были обеспечены.

Additional materials

  • Video

  • Photos

Photo album

1 of 1 photos in album

  • General Information

    Diplomatic and consular missions of Russia

    Fiji

    There are no diplomatic missions of Russia

    Phone :

    +679 890-74-71

    E-mail

    elohimshaddhi@outlook.com

    Fiji

    Russian Embassy in Australia represents Russia in Fiji concurrently

    Representative offices in Russia

    Fiji

    Резиденция в Токио

    Photo

    • Фиджи
    • Фиджи
    • Фиджи
    • Фиджи
    • Фиджи