Democratic People's Republic of Korea
О ВОЗОБНОВЛЕНИИ МЕЖКОРЕЙСКОГО ДИАЛОГА
В Москве приветствуют позитивные итоги переговоров в Пхеньяне в ходе поездки спецпредставителя Президента Республики Корея Лим Дон Вона, договорённости между Севером и Югом Кореи о возобновлении переговорного процесса между КНДР и РК в полном объёме. Это полностью соответствует российской линии на Корейском полуострове, которая нацелена на межкорейский диалог и примирение в интересах стабильности, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества.
Мы за то, чтобы мирный процесс между Севером и Югом развивался стабильно на принципах, согласованных самим корейским народом, без вмешательства извне. Все проблемы должны решаться мирным переговорным путём в духе Совместной декларации Севера и Юга от 15 июня 2000 года. Россия положительно относится к перспективе создания единого корейского государства, дружественного России и другим странам. При этом надёжную безопасность на полуострове следует обеспечивать невоенными средствами, путём выработки соответствующих международно-правовых гарантий. Россия готова внести свою лепту в нераспространенческие усилия на Корейском полуострове, активно продвигать многосторонние экономические проекты с участием обеих частей Кореи, в особенности организацию перевозок по Транскорейской железной дороге и Транссибу, совместную модернизацию энергетики на Корейском полуострове.
Призываем все вовлечённые в корейское урегулирование страны поддержать усилия Севера и Юга по примирению и сотрудничеству, не создавать препятствий развитию мирного процесса на Корейском полуострове. Россия намерена последовательно продолжать свою линию на развитие дружественных сбалансированных отношений с Пхеньяном и Сеулом, уже доказавшую свою эффективность, в том числе и для развития позитивных тенденций на Корейском полуострове.
О визите губернатора Санкт-Петербурга В.А.Яковлева в штаб-квартиру ЮНЕСКО
5 апреля губернатор Санкт-Петербурга В.А.Яковлев в сопровождении директоров главных музеев города посетил штаб-квартиру ЮНЕСКО с официальным визитом, посвящённым объявленному Организацией «всемирному празднованию 300-летия основания города».
Состоялась встреча В.А.Яковлева с Генеральным директором ЮНЕСКО К.Мацуурой, в ходе которой стороны подтвердили готовность активно развивать сотрудничество в соответствии с Планом участия Организации в мероприятиях по случаю этого важного юбилея. Эта договорённость была подтверждена соответствующим протоколом, подписанным санкт-петербургским губернатором и Постоянным представителем России при ЮНЕСКО. К.Мапуура принял решение создать специальную рабочую группу по реализации данного Плана.
Особое внимание, по заявлению К.Мацууры, будет также оказываться такому приоритетному проекту, как Эрмитаж/ЮНЕСКО.
Центральным событием визита В.А.Яковлева стала его пресс-конференция, организованная ЮНЕСКО для широкого круга иностранных и российских журналистов, а также с участием многочисленных представителей европейской общественности, культурных кругов, представителей мэрий городов-побратимов Санкт-Петербурга - Парижа, Милана, Бордо, Лиона и др. В штаб-квартире были развёрнуты юбилейные информационные выставки о «северной столице».
Тем самым в нынешнем году, объявленном ООН «Международным годом культурного наследия», дан старт международной кампании под эгидой ЮНЕСКО в поддержку Санкт-Петербурга, который символизирует открытый для всего мира диалог культур и является важной частью Всемирного культурного наследия.
Во второй половине дня губернатор Санкт-Петербурга провел серию встреч с французскими партнерами по организации юбилейных торжеств.
К итогам заседания Электроэнергетического совета СНГ
2002-04-05
19 марта в Москве состоялось 21-е заседание Электроэнергетического совета СНГ, приуроченное к 10-тилетию образования Совета.
В заседании принимали участие делегации от Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины, а также представители Исполнительного комитета СНГ: Яров Ю.Ф., Филиппосян М.Г., Синявский А.Н., Лазарева Н.А.
В повестке дня заседания рассматривались следующие вопросы:
1. О результатах сотрудничества государств-участников Содружества в рамках Электроэнергетического совета СНГ за прошедшее десятилетие;
2. О позиции и задачах Электроэнергетического совета по подготовке к параллельной работе Энергообъединения стран СНГ и Балтии с Трансъевропейской синхронной объединенной электроэнергетической системой государств Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы (TESIS).
3. О проекте Типового положения о Комиссиях по расследованию аварий на электроэнергетических объектах, обеспечивающих межгосударственные перетоки электрической энергии и мощности;
4. О проекте Соглашения о создании резервов ресурсов и их эффективном использовании для обеспечения устойчивой параллельной работы электроэнергетических систем государств - участников СНГ;
5. О проекте Правил таможенного оформления и контроля электрической энергии, перемещаемой через таможенные границы государств-участников СНГ и другие вопросы.
Все упомянутые выше вопросы были одобрены Решениями Электроэнергетическим советом СНГ.
О заседании рабочей группы МПА СНГ по разработке проекта модельного Налогового кодекса (по материалам Сводного департамента зоны свободной торговли)
2002-04-05
14-15 марта в г. Санкт-Петербурге прошло заседание рабочей группы Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества по вопросу подготовки проекта раздела "Акцизы" специальной части модельного Налогового кодекса СНГ.
Разработчиками проекта явились эксперты Министерства финансов Республики Армения. В работе заседания приняли участие эксперты от налоговых ведомств государств – участников Содружества Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Киргизской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Украины, а также представители Исполкома СНГ и ЕврАзЭСа.
В представляемом разделе даётся определение налогоплательщиков, спектр подакцизных товаров, налогооблагаемая база, особенности определения налогооблагаемой базы, ставки налога, принципы определения даты возникновения налогового обязательства и т.д.
В основу акцизного налога также как и при разработке налога на добавленную стоимость был поставлен принцип "место назначения" взимания налога, т.е. налогообложение при импорте и освобождение с возмещением уплаченного акцизного налога при экспорте.
В качестве подакцизных товаров в основном рассматривались товары, ввоз и реализация которых облагаются акцизным налогом у большинства стран Содружества. В частности, алкогольная и табачная продукция, бензин, дизтопливо, масло дизельных и карбюраторных двигателей. Однако страновой список подакцизных товаров устанавливается в соответствии с национальным законодательством.
В проекте также предлагается применение специфических ставок, в частности предусмотрены методы определения налоговой базы и порядок исчисления налога при адволорных и смешанных ставках, предусмотрены основные положения по определению даты возникновения налогового обязательства, исчислению и уплате акцизного налога и др.
Проект документа, доработанный с учётом замечаний и предложений, поступивших от государств-участников СНГ, будет направлен в государства Содружества и рассмотрен на очередном заседании рабочей группы МПА СНГ в июне т.г.
Принятие данного документа станет очередным этапом в процессе сближения и гармонизации налоговых законодательств государств Содружества, являющемся одним из приоритетных направлений формирования общего экономического пространства, включая создание зоны свободной торговли.
Интервью Министра обороны Российской Федерации С.Б.Иванова
греческой газете "Элефтеротипия"
2002-04-05
Вопрос: Почти 7 месяцев после терактов 11-го сентября военная операция в Афганистане продолжается. Несмотря на это есть мнение, что Бен Ладен скорее жив, есть далее признаки того, что "Аль-Каида" вновь активизируется. Вы считаете, что "афганская фаза" достигла своих целей? А как дальше действовать? Вас не смущает огромная цена, которую ещё раз заплатило человечество в виде разрушений, невинных жертв, беженцев?
Ответ: Вопросы эти непростые. Они имеют несколько аспектов: политический, военный, нравственный и другие. Поэтому дать исчерпывающий ответ на них в рамках одного интервью вряд ли возможно. Кроме того, более или менее глубокое осмысление проблем такого рода требует времени. Как известно, лучшие ответы на подобные вопросы даёт история.
Сегодня же совершенно очевидно, что действия антиталибской коалиции положили начало совместной борьбе против разветвленной сети международных террористических организаций и непосредственному разгрому формирований Исламского движения "Талибан" и "Аль-Каиды", представляющих наиболее агрессивное и опасное крыло радикальных исламских течений. Несмотря на то, что контртеррористическая операция в Афганистане ещё далека от завершения, уже сейчас можно констатировать, что главный очаг распространения международного терроризма в Центральной Азии разгромлен. Естественно это привело и к изменению геостратегической ситуации в регионе и в мире.
А в Афганистане сформировано и действует Временное правительство Исламской Республики Афганистан (ИРА), постепенно жизнь простых афганцев нормализуется. Именно в этом я вижу перспективу для этой страны и афганского народа. Главное, чтобы будущее правительство ИРА было коалиционным, то есть состояло из представителей всех народов живущих в этой стране. От этого зависит стабильность в стране.
Что же касается самих террористов и их главарей, могу Вам сказать, что военной операцией задачу по уничтожению или поимке их лидеров, особенно если их поддерживает даже небольшая часть населения, не решить. Ведь "Аль-Каида" совсем не похожа на организацию "Сендеро луминосо" (Светлый путь), которая с поимкой лидера "сендеристов" Абимаэля Гусмана практически исчезла с арены.
Как же действовать дальше? Сегодня, для того чтобы победить терроризм, мировому сообществу необходимо разумной политикой привлечь на свою сторону народы третьего мира, прежде всего, исламских стран, добиться осуждения ими экстремизма и его крайних проявлений, сделать их союзниками в борьбе с радикальными террористическими силами. В Афганистане необходимо лишить террористов поддержки, завоевывать симпатии афганцев, причём всех национальностей, что очень непросто. Естественно нужна и борьба с идеологией террористов, а для этого следует возродить систему образования, средства массовой информации, обеспечить людей работой, сделать их жизнь достойной. Всё это потребует много времени и естественно ресурсов. Следует отметить, что одним из основных доноров Афганистана является Европейский Союз.
Теперь о третьей части вопроса, о цене победы над терроризмом. Эта проблема, может быть, самая сложная. И вот почему.
Во-первых, цена ещё не известна, по крайней мере мне.
Во-вторых, не мы напали на террористов, это они бросили вызов мировому сообществу. Страны антитеррористической коалиции используют право на оборону в полном соответствии с нормами международного права.
В третьих, мировое сообщество помогает афганскому народу, ведь там многие годы шла гражданская война, были разрушены промышленность, транспорт, сельское хозяйство. Потери населения Афганистана во время правления талибов от гражданской войны, голода и болезней огромны. На каких весах всё это взвесить? Кроме того, огромной проблемой для всех государств, стало превращение Афганистана в источник наркотиков. По этому поводу, на мой взгляд, достаточно напомнить высказывание Усамы бен Ладена: "Наркотики - это такое же оружие в борьбе с неверными, как и автомат". Следует отметить, что угроза наркоагрессии со стороны талибов год от года возрастала, но многие этого не замечали. Только в 2001 году на таджико-афганской границе задержано более пяти тонн наркотиков, причём почти половину из них составил героин. Как оценить потери от наркоагрессии из этого региона?
Как известно, болезнь проще предупредить, чем затем лечить. С таким злом как международный терроризм эффективно можно бороться только путём развития и наращивания международного сотрудничества со всеми странами мирового сообщества на основе норм международного права.
Вопрос: Прошло много времени с тех пор, как Вы заявляли о недопустимости присутствия войск НАТО в Центральной Азии. Как Вы относитесь к "окружению" России этими же войсками? Считаете ли Вы, что существуют какие-то "границы" этому проникновению западных структур в бывшую "периферию влияния" Москвы?
Ответ: В последние годы Российской Федерации совместно с нашими союзниками по СНГ удалось сформировать новую систему обеспечения безопасности в рамках Договора о коллективной безопасности и наладить многостороннее сотрудничество.
В связи с этим нас не может не беспокоить обстановка, складывающаяся вокруг Афганистана. Борьба с преступным режимом Исламского движения талибан отвечает нашим национальным интересам. Альтернативы созданию широкой антитеррористической коалиции сегодня не существует.
Однако если говорить о размещении иностранных воинских контингентов на территориях ряда государств региона, то позиция Министерства обороны остаётся неизменной. Считаю, что в интересах России и других стран, расположенных в центрально-азиатском регионе, не нарушать сложившегося стратегического баланса сил. С учётом этого, на мой взгляд, иностранное военное присутствие на территориях среднеазиатских государств СНГ, а также Афганистана должно носить временный характер, а именно - до завершения ликвидации оставшихся баз подготовки международных террористов, что соответствует долгосрочным интересам укрепления региональной безопасности.
Только такой подход к размещению иностранных военных баз в Центральной Азии и Закавказье представляется мне приемлемым для России и целесообразным для всех заинтересованных сторон.
Вопрос: Насильственное разделение Кипра является открытой раной для Европы и Восточного Средиземноморья, для мира вообще. Каково Ваше мнение по кипрской проблеме?
Ответ: Россия всегда выступала и выступает за полное и справедливое урегулирование кипрской проблемы на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности и в рамках миссии "добрых услуг" Генерального секретаря ООН по Кипру.
Признавая все резолюции Совета безопасности ООН, фиксирующие международное признание Республики Кипр и её нынешнего правительства, а также выработанные на их основе принципы урегулирования кипрской проблемы, российская сторона неоднократно заявляла о необходимости продолжения мирного переговорного процесса. Так, например, в апреле 1997 г. руководством России было выдвинуто предложение относительно "Базисных принципов урегулирования на Кипре". В апреле 1998 г. Россия выступила с предложением "О демилитаризации Республики Кипр и обеспечении безопасности её жителей", которое было передано заинтересованным сторонам и распространено в качестве документа Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН.
Россия поддерживает усилия Генерального секретаря ООН по Кипру. С целью скорейшего решения этой проблемы систематически проводятся консультации наших представителей со спецсоветником Генерального секретаря ООН по Кипру А. де Сото.
Неоднократное обсуждение путей урегулирования Кипрского вопроса в ходе официальных переговоров между Россией и Грецией, показывает совпадение наших позиций по данной проблеме и вселяет надежду на скорейшее её разрешение.
Несомненно, достижению урегулирования ситуации на Кипре и стабилизации обстановки в регионе в целом способствовало бы дальнейшее потепление в отношениях между Грецией и Турцией. Со своей стороны мы приветствуем усилия греческого руководства в данном направлении.
Вопрос: Считаете ли Вы, что в Греции несправедливо оценивается качество российского оружия? Как Вы относитесь к сотрудничеству между Россией и Грецией в этой области? Что собираетесь предложить в этой связи?
Ответ: Качество российского вооружения и военной техники следует оценивать не по газетным публикациям, а по тактико-техническим и эксплуатационным характеристикам, боевой эффективности, надёжности, живучести, простоте освоения, ремонтопригодности и так далее.
По этим показателям высокое качество нашего оружия признано во всём мире. Кстати сказать, количество рекламаций, поступающих из-за рубежа на российское вооружение, не превышает аналогичных показателей по соответствующим образцам западного производства.
Российские автоматы Калашникова, зенитные ракетные системы С-300, вертолёты, танки, бронетранспортёры, боевые машины пехоты в мире широко известны. Они эксплуатируются более чем в 100 странах мира и успешно использовались практически во всех вооружённых конфликтах последнего времени.
Греция также закупает российское вооружение. В мае 2000 и январе 2001 годов в Греции проводились практические стрельбы российскими зенитно-ракетными комплексами "Тор-М1" и "Оса-АКМ". Все мишени, летевшие на разных высотах, скоростях и направлениях были сбиты первыми ракетами. И это наглядный пример подтверждения качества российского оружия.
Российско-греческие отношения в политической, экономической, научно-технической и культурной сферах в настоящее время динамично развиваются. Принципиальных препятствий к их развитию и в сфере военно-технического сотрудничества также не существует. Более того, наши связи в военной области существенно выделяются на фоне отношений с другими странами региона. В Греческой Республике мы видим перспективного и надёжного партнёра.
Что касается перспектив российско-греческого военно-технического сотрудничества, то данная информация по общепринятым нормам носит закрытый характер. Мне не хотелось бы отступать от правил. Скажу только, что российская сторона готова участвовать во всех тендерах на поставку вооружений, проводимых министерством национальной обороны Греции. Ждём приглашений от греческой стороны.
Вопрос: Между Россией и Грецией развиваются образцовые отношения также и по вопросам обороны и безопасности. Какие перспективы видите в этом направлении и что Вы ожидаете от визита в Грецию?
Ответ: Россия и Греция являются давними партнёрами, достигшими высокой степени взаимопонимания, что очень высоко оценивается российской стороной. По моему мнению, отношения между нашими странами развиваются плодотворно и динамично, являют собой пример активного делового сотрудничества дружественных стран.
В рамках взаимодействия между вооружёнными силами наших стран мы успешно сотрудничаем по таким направлениям как обмен визитами военных делегаций различного уровня, военных кораблей, обучение греческих специалистов боевому применению, эксплуатации и техническому обслуживанию вооружения и военной техники российского производства, совместные стажировки слушателей и курсантов военных учебных заведений, направление наблюдателей на военные учения.
Полагаю, что в перспективе перечень направлений двустороннего военного сотрудничества можно было бы существенно дополнить участием представителей министерств обороны наших стран в научных семинарах по стратегической стабильности и европейской безопасности, активизации контактов по линии исторических учреждений наших военных ведомств, расширения географии заходов военных кораблей в порты России и Греции.
Во время визита российской военной делегации мы, в частности, планируем подписать План сотрудничества на 2002 год, который, безусловно, явится важным шагом в направлении дальнейшего укрепления и развития двустороннего военного сотрудничества.
Не сомневаюсь, что вместе мы можем ещё выше поднять планку партнерства, выйти на качественно новый уровень взаимных связей
Об оценке первых передач радио «Свобода» на северокавказских языках
2002-04-05
Помощник Президента России С.В.Ястржембский считает, что "анализ первых передач "Радио "Свобода", вышедших в среду, 3 апреля, показывает по меньшей мере их однобокость и односторонность".
Комментируя начало вещания "Радио "Свобода" на Северный Кавказ на русском, чеченском, аварском и черкесском языках, С.В.Ястржембский подчеркнул, что "похоже, начинают сбываться пессимистические прогнозы относительно направленности вещания Северокавказской службы этой радиостанции".
"Логично было бы ожидать, что радио "Свобода" обратит внимание слушателей на содержание принципиально важного приказа командующего ОГВ Владимира Молтенского, который стал поистине событием в общественной жизни Республики, вызвав там большой резонанс. Но нет, на проблему был дан только один взгляд", - констатировал С.В.Ястржембский. "Мы продолжаем мониторить передачи Северокавказской службы радио "Свобода", - сказал С.В.Ястржембский, дав понять, что как считают в Москве, первый блин явно вышел комом.
О российско-американском сотрудничестве по созданию систем управления
воздушным движением
2002-04-04
3 апреля в рамках открывшейся в Нижнем Новгороде выставки-конференции военных и двойных технологий состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании между американской компанией Lockheed Martin Naval Electronics & Surveillance Systems - Radar Systems of Syracuse (N.Y.) и Лианозовским электромеханическим заводом. Данный документ подтверждает стремление сторон положить начало двухстороннему сотрудничеству в области использования твердотельной технологии радарных передатчиков, используемых в аэродромных радарах. Кроме того, документ предусматривает совместное участие российских и американских специалистов в крупных проектах по созданию систем управления воздушным движением гражданской авиации в России, в странах СНГ и третьих странах.
Вице-президент по развитию бизнеса компании Lockheed Martin Чарльз Чейни, считает, что подписание документа свидетельствует о взаимном интересе к развитию партнёрских отношений. Американцы намерены передать российским партнёрам пакет лицензионных технологий и организовать совместное производство. Через несколько месяцев, возможно, будет подписано дополнительное соглашение о проведении маркетинговых мероприятий для реализации программы продаж продукции партнёров по всему миру.
Лианозовский электромеханический завод (ЛЭМЗ) около 50 лет занимается разработкой и производством радиолокационных средств для управления воздушным движением. Участвуя в разработке и производстве зенитно-ракетного комплекса С-300 ПМУ, завод создал низковысотный обнаружитель, равного которому нет в мире
О мерах по совершенствованию воздушно-космической обороны (ВКО) России
2002-04-05
22 марта под руководством министра обороны Российской Федерации С.Б.Иванова состоялось заседание коллегии Министерства обороны России, на котором был рассмотрен вопрос о мерах по совершенствованию воздушно-космической обороны (ВКО) страны.
С докладом выступил главнокомандующий Военно-воздушными силами России генерал-полковник В.Михайлов. В докладе и последующих выступлениях было отмечено, что развитие и совершенствование ВКО является одним из жизненно важных для обеспечения военной безопасности России направлений деятельности Министерства обороны.
В связи с этим были определены конкретные меры по решению задач в области развития ВКО, отвечающей современным требованиям. Выполнение принятых решений потребует согласованного и чёткого взаимодействия всех центральных органов военного управления. При этом ведущая и координирующая роль отводится Генеральному штабу Вооружённых Сил Российской Федерации.
По итогам работы коллегии принято соответствующее постановление.
Статья генерал-полковника А.Перминова, командующего Космическими войсками
«Военный космос на службе России», опубликованная в газете «Красная Звезда»
25 марта 2002 года
2002-04-05
24 марта 2001 года Президент Российской Федерации подписал указ об образовании Космических войск
Космические войска являются одним из наиболее динамично развивающихся родов войск. Их создание в 2001 году было вызвано объективной необходимостью, исходящей из мировых тенденций к расширению роли космоса в обеспечении защиты жизненно важных государственных интересов в экономической, политической и военной сферах.
Решение Совета Безопасности Российской Федерации о централизации управления военно-космической деятельностью в отдельном роде войск, подчинённом непосредственно Генеральному штабу, в январе 2001 года было закреплено как одно из положений основ государственной политики Российской Федерации в сфере космической деятельности. На основании его 24 марта 2001 года и был издан указ Президента Российской Федерации об образовании Космических войск в составе объединений, соединений и частей запуска и управления космическими аппаратами и ракетно-космической обороны.
Что же удалось сделать за прошедший год?
В первую очередь следует отметить, что трудности периода формирования и становления не привели к снижению уровня решения задач по предназначению. Наоборот, в этот период молодому роду войск удалось добиться прогресса в ряде ключевых проблемных вопросов.
В 2001 году график запусков космических аппаратов военного назначения впервые за последние годы был выполнен в полном объёме. Боевыми расчётами Космических войск проведено 23 запуска ракет космического назначения, в том числе 13 в интересах обороны и безопасности государства и 10 – по Федеральной космической программе, программам международного сотрудничества и коммерческим проектам. За это же время выполнено более 230 тысяч сеансов связи с космическими аппаратами. Совместно с Росавиакосмосом и предприятиями промышленности проведена большая работа по ускорению создания перспективных космических систем и комплексов. С полным основанием можно говорить о том, что деградация орбитальной группировки космических аппаратов военного назначения остановлена и созданы весомые предпосылки к преодолению последствий кризиса военно-космической деятельности конца 90-х годов.
Не менее сложные задачи решались и в области поддержания и развития системы предупреждения о ракетном нападении. Командованием Космических войск и предприятиями промышленности предпринимаются энергичные усилия по восстановлению состава орбитальной группировки и доведению характеристик системы до требуемого уровня.
Большой объём работ проделан за прошедшее время и в вопросах развития и наращивания возможностей наземного эшелона систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства. Близится к завершению ввод в строй радиотехнического узла в г. Барановичи, ряда перспективных оптико-лазерных средств, восточного командного пункта ПРН.
Однако достигнутые за первый год результаты пока всё же следует рассматривать как хороший задел для будущей работы по выводу военного космоса из того критического состояния, в котором он оказался в силу экономического кризиса в государстве и в Вооруженных Силах. Назрела необходимость решения целого ряда серьёзнейших проблем, сдерживающих развитие военно-космической деятельности и оказывающих отрицательное влияние на её эффективность.
В первую очередь эти проблемы связаны с необходимостью восстановления требуемого для обеспечения обороны и безопасности государства состава орбитальной группировки космических аппаратов. При этом восполнение группировки должно осуществляться одновременно с переходом на космические системы и комплексы нового поколения, соответствующие современным требованиям и не уступающие по своим характеристикам космическим средствам ведущих мировых государств. Наше отставание в возможностях финансирования может быть компенсировано только за счет четкой расстановки приоритетов, правильного распределения выделяемых средств и неукоснительного выполнения запланированных работ с требуемым качеством в установленные сроки.
Ведутся работы и по созданию ряда перспективных средств выведения. В прошлом году начаты летные испытания ракеты-носителя тяжелого класса "Протон-М". Продолжаются испытания создаваемой на базе снимаемых с боевого дежурства МБР РС-18 ракетно-космического комплекса легкого класса "Рокот". 17 марта с.г. проведён успешный запуск этой ракетой космических аппаратов по международной коммерческой программе "Грейс". В 2003-2004 годах планируются первые запуски ракет-носителей легкого класса "Стрела" и среднего класса "Союз-2".
На создание перечисленных систем, комплексов и средств выведения и направлены основные усилия Космических войск.
Другой актуальной проблемой является необходимость обеспечения запусков всех космических аппаратов в интересах обороны и безопасности государства с территории Российской Федерации.
С космодрома Байконур, используемого на условиях аренды у Казахстана, осуществляется более половины всех запусков космических аппаратов военного назначения, что во многом снижает эффективность обеспечения гарантированного доступа в космос в любые периоды военно-политической обстановки.
В свою очередь проблема перевода запусков на территорию России тесно связана с проблемой обеспечения сбалансированного развития не только всех российских космодромов – Плесецк, Свободный и Байконур, но и соответствующего развития инфраструктуры их регионов. Задача эта выходит за рамки компетенции Минобороны России и Росавиакосмоса, она должна решаться на государственном уровне. Об этом шла речь при посещении в январе этого года Президентом Российской Федерации Государственного космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева. Проработка решения данной проблемы ведётся на самом высоком уровне государственной власти и военного управления - в Правительстве, в Совете Безопасности Российской Федерации, в Министерстве обороны.
В ближайшей перспективе обеспечение независимой космической деятельности России будет связано в первую очередь с развитием космодрома Плесецк. На этом космодроме создаются ракетно-космические комплексы "Союз-2" и "Рокот", которые будут обеспечивать запуски более половины космических аппаратов военного назначения в 2005-2010 годах. Здесь же планируется создание перспективного ракетно-космического комплекса тяжелого класса "Ангара".
Выгоды географического положения космодрома Свободный обуславливают особую роль этого космодрома в перспективных планах развития средств выведения. С большой долей вероятности можно утверждать, что именно этот космодром станет базовым для создания после 2010 года ракетно-космических комплексов следующего поколения. Поэтому развитие его инфраструктуры, создание научно-технического задела для развертывания перспективных средств выведения является одним из приоритетов государственной космической политики. Существенная роль в решении этой задачи отводится Космическим войскам, которые обеспечивают поддержание космодрома, запуски с него ракет-носителей "Старт" и создание ракетно-космического комплекса "Стрела".
Однако не следует забывать и о поддержании и развитии инфраструктуры космодрома Байконур. Во-первых, этот космодром планируется использовать для запусков космических аппаратов военного назначения как минимум до 2006-2008 гг. В дальнейшем ему отводится значительная роль в реализации Федеральной космической программы, программ международного сотрудничества и коммерческих проектов. Поэтому, имея в виду перспективу передачи всех объектов космодрома в ведение Росавиакосмоса, эти объекты необходимо поддерживать и развивать, обеспечивая возможность их дальнейшего использования.
Ещё одной актуальной проблемой является создание Единого государственного наземного автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами и измерений. Основой этого комплекса должны стать Центр сбора, обработки и анализа информации и Единый центр управления полетом разгонных блоков, которые создаются на базе Главного испытательного центра им. Г.С. Титова. Одновременно с созданием новой архитектуры управления орбитальной группировкой и измерений предстоит решить задачу глубокой модернизации всех технических средств.
На качественно новый уровень планируется вывести и наземные средства предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны и контроля космического пространства. В первую очередь это относится к созданию и вводу в строй перспективных радиолокационных средств и высокоточных радиооптических средств обнаружения, распознавания и сопровождения космических объектов.
Особо следует отметить, что в условиях усиления зависимости эффективности боевых действий от космической информации требует качественно нового уровня развития система контроля космического пространства как информационной основы обеспечения защиты национальных интересов в космосе. Дальнейшее развитие этой системы наряду с совершенствованием наземных средств требует создания космического эшелона и обеспечения глобальности контроля космических объектов во всем диапазоне высот и наклонений орбит. Экспериментальные работы в этой области проводятся уже сегодня, а в будущем система контроля космического пространства должна трансформироваться в глобальную систему разведки стратегической космической зоны.
Как видим, задачи, стоящие перед Космическими войсками, весьма сложны и обширны. При этом реалии сегодняшнего дня требуют безусловного их выполнения при рациональном использовании ресурсов страны (финансовых, научных, производственных и природных). Космические системы и комплексы создаются ценой огромных затрат в течение пяти – десяти лет и зачастую в единственном экземпляре. Поэтому цена ошибки исполнителя работ здесь особенно высока. Средств, времени и ресурсов для исправления ошибок может уже и не быть.
Космические войска обладают потенциалом высококвалифицированных специалистов, имеющих необходимые знания и практический опыт создания, ввода в строй, поддержания и применения космических систем вооружения. Однако не секрет, что социальные проблемы Вооружённых Сил Российской Федерации в равной мере относятся и к этому роду войск. Наиболее трудными являются вопросы низкого уровня оплаты труда и необеспеченности военнослужащих жильём. Нерешенность этих вопросов способствует оттоку кадров и снижению их квалификации, падению престижа службы в Космических войсках. Поэтому люди Космических войск, всесторонняя помощь им в решении служебных и социально-бытовых проблем всегда остаются на первом месте в деятельности командования и органов управления, их главной заботой и центральной задачей.
Хочу отметить, что созданный 24 марта 2001 года новый род войск Вооружённых Сил Российской Федерации – Космические войска – призван обеспечить национальную безопасность нашего государства в космической сфере. Сегодня по результатам первого года работы можно с полной уверенностью сказать, что у этого рода войск есть потенциал для решения столь важной задачи, как восстановление космической деятельности России до уровня, достойного нашего великого государства.
Заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с ситуацией на Ближнем Востоке
2002-04-08
Новое кровопролитие на Ближнем Востоке вызывает особую тревогу Русской Православной Церкви. Верных чад Московского Патриархата беспокоит безопасность мирных граждан разных национальностей и вероисповеданий, живущих во Святой Земле. В то же время нас волнует судьба великих библейских святынь, расположенных в этом регионе.
В силу своей истории и географического положения Святая Земля является местом, где сосуществуют люди различного этнического, происхождения, последователи трёх религий – христианства, иудаизма, ислама. Следовательно, на этой священной земле не может торжествовать воля только одной национальной или религиозной группы. Святая Земля должна стать гостеприимным домом для всех – не только для израильтян и палестинцев, но для любого человека. Христианские, мусульманские и иудейские святыни должны сохраняться здесь при уважении законных прав каждого жителя этой земли и каждого паломника, желающего беспрепятственно посетить места богопочитания.
Сегодня Святая Земля кощунственно осквернена враждой и обагрена кровью. Мы скорбим о каждой жертве, осуждая насилие против мирных людей. Нас, переживших многие войны и террористические акты, ужасает убийство невинных людей в еврейских городах и районах. Особенно печалит, что для этого используются террористы-самоубийцы, что противоречит нравственному учению всех религий. Точно так же мы скорбим и протестуем, видя попрание жизни и свободы мирных палестинцев, разрушение их домов и имущества.
Мы возмущены оскорбительными действиями по отношению к святыням, использованием для силовой борьбы зданий и территорий, принадлежащих религиозным организациям. Сегодня крайнее острое противостояние имеет место вокруг великой святыни - храма Рождества Христова в Вифлееме. Наша Церковь призывает отказаться от любых силовых действий на месте Рождества Христова и отвести оттуда вооружённых людей.
Тревогу вызывает насильственное ослабление структур гражданской самоорганизации арабского народа, попытки фактически делегитимизировать Палестинскую национальную администрацию. Эти действия могут привести к полному срыву переговорного процесса и к тому, что палестинский народ лишится реальной возможности осуществить своё международно признанное право на создание собственного государства. Напоминаем, что 9 марта в совместном обращении главы христианских Церквей в Иерусалиме вновь подчеркнули важность того, чтобы "палестинцы смогли воспользоваться своими правами, закрепленными в международном законодательстве".
На Святую Землю должен вернуться мир. Для этого, по нашему глубокому убеждению, нужно, прежде всего, прекратить все боевые действия и вернуться к ответственному диалогу. Палестинская сторона должна безоговорочно прекратить террористические акты против мирных людей, а Израиль - вывести войска из арабских городов, вернуть палестинскому лидеру свободу общения с миром и со своими соотечественниками.
Просим руководство Российской Федерации, Соединённых Штатов Америки, Организации Объединённых Наций и Европейского Союза приложить все усилия для установления мира в регионе конфликта и для того, чтобы обеспечить исполнение там решений мирового сообщества.
Дальнейшее нарастание кровопролития не только будет означать дестабилизацию ситуации на всём Ближнем Востоке, но и создаст реальную угрозу столкновения цивилизаций в других регионах. Если стороны конфликта не будут проявлять воли к миру или окажутся не в состоянии справиться с ситуацией, мировое сообщество может и должно повысить степень своей вовлечённости в мирный процесс на Ближнем Востоке, дабы прекратить страдания мирных людей и защитить международную стабильность, как это было в случае многих других недавних конфликтов. Следует помнить, что Святая Земля есть достояние всего человечества, и нам нужно сообща разделять ответственность за её судьбу, равно как и за судьбу её жителей.