State of Palestine
СТЕНОГРАММА ОТВЕТОВ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ С.В.ЛАВРОВА НА ВОПРОСЫ СМИ ПО ИТОГАМ ПОЕЗДКИ В ШАРМ-АШ-ШЕЙХ ДЛЯ УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ПОДДЕРЖКУ ПАЛЕСТИНСКОЙ ЭКОНОМИКИ ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ ГАЗЫ, 2 МАРТА 2009 ГОДА
Вопрос: Какие у Вас впечатления от встречи «квартета» международных посредников?
С.В.Лавров: Впечатления очень хорошие. Главное, что все понимают необходимость не допустить затягивания паузы, вызванной кризисом вокруг Газы. Все однозначно, как и мы, поддерживают усилия Египта, направленные на обеспечение устойчивого перемирия между израильтянами и сектором Газа и параллельно на восстановление палестинского единства, основанного на общеарабской платформе, платформе Организации освобождения Палестины. Это, так сказать, задачи ближайших недель.
Всеми приветствовалось то, что Египту удалось уже организовать совместную встречу палестинских группировок, в ходе которой выработана схема действий по пяти направлениям, а также сформированы рабочие группы, которые будут действовать по этим направлениям, имея в виду выйти до выборов президента и парламента Палестины на создание переходного правительства. И, конечно же, с учетом прихода в Вашингтоне новой администрации, было очень важно услышать о том, какие планы имеются у США на ближневосточном направлении. Х.Клинтон однозначно подтвердила приверженность администрации Б.Обамы возобновлению и активизации мирного процесса, подчеркнув, что специальный представитель США Дж.Митчелл, также присутствовавший на заседании «квартета», будет заниматься исключительно этой миссией вместе с другими специальными представителями, в том числе и с нашим, российским спецпредставителем Президента, заместителем Министра иностранных дел А.В.Салтановым.
Главный вывод – отката в мирном процессе не будет. Все понимают, что в Израиле формируется новое правительство и что, наверное, появятся какие-то нюансы в его подходах к дальнейшему процессу переговоров. Однако «квартет» высказался однозначно и единогласно за то, чтобы не допускать ситуации, когда пришлось бы начинать с чистого листа, и чтобы переговоры между палестинцами и израильтянами были возобновлены с учетом всех тех договоренностей, которые были достигнуты на сегодняшний момент. «Квартет» также однозначно подтвердил, что урегулирование может быть только всеобъемлющим. Это означает, что помимо палестинского трека необходимо движение и по сирийскому, и ливанскому трекам. Думаю, что это уже позитивный результат. Никаких документов мы не принимали, но то, что я сейчас сказал, отражает общую позицию «квартета».
Вопрос: А комментировала ли Х.Клинтон возможность достижения урегулирования на сирийском треке?
С.В.Лавров: Сирийский трек зависит не от американцев, а от Сирии и Израиля. Никто ничего особо не комментировал, просто все подчеркнули, что урегулирование должно быть всеобъемлющим, включая Сирию и Ливан.
Вопрос: В вопросе оказания помощи палестинцам сейчас основная проблема состоит в том, чтобы выделенные международным сообществом деньги дошли до адресата?
С.В.Лавров: Особой проблемы в этом вопросе нет. Имеется понимание того, что все желающие предоставить помощь могут использовать канал Евросоюза, который давно уже функционирует – так называемая программа «Пегас». Можно также использовать канал ООН – БАПОР – Ближневосточное агентство по беженцам и организации работ. И, конечно же, все исходят из того, что усилия по восстановлению палестинского единства увенчаются успехом. Тогда вообще не должно быть каких-либо проблем.
Вопрос: А получит ли ПНА те 2,8 млрд. долларов, которые она просила?
С.В.Лавров: Вы знаете, как обычно объявляются взносы и как далеко не всегда объявленные суммы материализуются в конкретную помощь. Поэтому гадать не берусь. Надеюсь, что максимальная часть из того, что было объявлено, поступит в Газу, а самое главное, что работа по восстановлению сектора должна идти непрерывно. Не придется вновь через какое-то время расхлебывать последствия еще одних военных действий.
Вопрос: Когда ПНА получит российскую помощь?
С.В.Лавров: В самое ближайшее время.
Вопрос: Создается такое ощущение, что сегодня мировое сообщество начало прислушиваться к мнению, которое Россия высказывала уже давно по поводу переговоров с ХАМАС?
С.В.Лавров: Я думаю, что жизнь лишний раз показывает абсолютную контрпродуктивность изоляции кого-либо из сторон конфликта. ХАМАС – это политическая сила. Мы все хотим, чтобы ХАМАС была исключительно политической силой и чтобы она отказалась от методов создания палестинского государства, которые сопряжены с применением насилия и с террористическими проявлениями, включая обстрелы Израиля, гибель мирных жителей. Одновременно, конечно же, мы хотим, чтобы и Израиль обеспечивал свою безопасность в строгом соответствии с международным правом.
Возвращаясь к Вашему вопросу, хотел бы подчеркнуть, что ХАМАС – это явление палестинское, не импортное. Между прочим, и Хизбалла не была импортирована в Ливан, это ливанское явление. ХАМАС пользуется значительной популярностью среди большой части палестинцев. Поэтому любое новое правительство, конечно же, должно быть сформировано по результатам выборов. А на данном этапе важно создать кабинет, который будет главным образом готовиться к выборам. Думаю, что необязательно его создавать по партийному признаку. Ведь была же инициатива короля Саудовской Аравии полтора года назад, когда, после встречи в Мекке, было сформировано именно такое техническое, технократическое правительство. В него вошли не лидеры той или иной партии, а уважаемые люди, которых рекомендовали различные палестинские группировки. Мне кажется, это самый оптимальный путь.
Безусловно, выборы в Палестине должны проводиться на основе признания всеми участниками избирательной кампании платформы ООП и арабской мирной инициативы. Думаю, это абсолютный минимум. Но и все те, кто сопровождает этот процесс, от кого зависит международный аспект урегулирования, а это, прежде всего, члены «квартета» – США, ЕС, Россия – должны в таком случае сказать, что они признают результаты выборов и не будут опять создавать тех сложностей, которые возникли из-за непризнания западными странами демократического правительства, созданного по инициативе Саудовской Аравии. Поэтому тут нужно смотреть на все в комплексе, и все действия должны быть просчитаны на каждом этапе. А времени остается не так много, потому что выборы состоятся не позднее января 2010 года.
Вопрос: А каким образом «квартет» может гарантировать легитимность выборов? Нужно ли посылать в Палестину международных наблюдателей?
С.В.Лавров: Туда можно направить наблюдателей со всего мира. Все с удовольствием поедут. Тем более, что там с самим процессом организации и проведения выборов не было проблем. Последние выборы, когда ХАМАС в парламенте получил большинство, ни у кого не вызвали никаких вопросов с точки зрения чистоты и соответствия международным стандартам. Они были абсолютно демократичными.
Вопрос: Грузия объявила, что в ближайшие дни будет возобновлена выдача виз в Москве и Тбилиси для граждан двух стран. Не могли бы Вы подтвердить эту информацию?
С.В.Лавров: Не слышал этих заявлений. Просто знаю, что в ближайшие дни должны вступить в силу договоренности наши со швейцарцами и швейцарцев с грузинами о том, что Швейцария будет представлять интересы Грузии в Москве и, соответственно, России в Тбилиси.
Вопрос: В 2006 году СБ ООН принял сразу две резолюции, которые обязали Северную Корею прекратить разработки баллистических ракет. Неделю назад КНДР объявила о том, что собирается запускать ракету со спутником. У всех это вызывает беспокойство. В России следят за ситуацией. Информировала ли нас Северная Корея о предстоящем запуске, его сроках, траектории полетов? Как мы будем реагировать, если запуск произойдет? Будет ли это нарушением резолюций СБ ООН?
С.В.Лавров: Северная Корея проинформировала всех и объявила, что готовит запуск искусственного спутника Земли. Если это искусственный спутник Земли, то каких-либо траекторий, в отличие от учебных стрельб и учебных пусков баллистических ракет, объявлять не требуется.
Мы действительно следим за ситуацией и рассчитываем, что все будут проявлять сдержанность и приверженность обязательствам, вытекающим из резолюции СБ ООН. Спутники запускать никто не запрещает, другое дело – ракета, носитель спутника. Мы должны понять, что это за ракета. Считаю, что нам всем необходимо как можно скорее возобновить процесс шестисторонних переговоров, чтобы все участники этого процесса, которые обещали северокорейцам компенсационную помощь в ответ на вывод из строя ядерного реактора в Йонбене, свои обязательства выполнили. При этом сделали это исходя из договоренностей в рамках шестистороннего процесса без попыток обуславливать выполнение этих обязательств решением пусть важных, но все-таки относящихся к двусторонним отношениям проблем.
Вопрос: Удалось ли Вам пообщаться в ходе Конференции с Х.Клинтон?
С.В.Лавров: Да, удалось. На встрече «квартета» мы сидели вместе.
Вопрос: Насколько сегодня возможно участие России и «квартета» для принятия Израилем арабской мирной инициативы?
С.В.Лавров: Я не стал бы говорить, что Израиль ее отвергает. Это та основа, на которой только и можно договариваться. Она абсолютно вписывается в принятые за последние десятилетия резолюции СБ ООН. Арабская мирная инициатива освящена авторитетом СБ ООН, его резолюциями. Не может быть иного решения, кроме как мир в обмен на землю. Или земля в обмен на мир, если хотите. Арабская мирная инициатива добавляет очень важный элемент к формуле земля (территории) в обмен на мир. Этот элемент по существу означает признание всеми арабами Израиля и установление с ним соответствующих отношений. Не менее важное дополнительное значение этой инициативе придает ее поддержка всеми членами ОИК. Было бы неправильно недооценивать подобный потенциал. Поэтому «квартет» будет активно выступать за то, чтобы переговоры с палестинцами, сирийцами, ливанцами шли именно в таком русле. Мы убеждены, что такая концепция должна стать основой Московской конференции.
Вопрос: Когда она состоится?
С.В.Лавров: Как только будет приведен к присяге премьер-министр Израиля. Необходимо иметь со стороны Израиля участника соответствующего уровня.
Вопрос: Ждете ли Вы трудных переговоров в Женеве?
С.В.Лавров: Не думаю, что это будут переговоры, тем более трудные. Это будет встреча, призванная позволить нам рассмотреть всю повестку дня, все международные сферы нашего взаимодействия, а также подготовку встречи российского и американского президентов. Переговоры ведутся по проектам документов. Поэтому как таковых переговоров не будет.
Вопрос: Не собираетесь ли Вы расставить какие-либо акценты?
С.В.Лавров: Собираюсь. Любая беседа – это расстановка акцентов. Конечно, будем их расставлять.
Вопрос: Какие темы для нас приоритетны? У американцев – разоруженческая. Мы согласимся с такой повесткой дня?
С.В.Лавров: Это важно. Два с половиной года мы добивались от администрации Дж.Буша начала переговоров по режиму ограничения стратегических наступательных вооружений, договор по которым истекает в декабре этого года. Сейчас ждем, когда сформируется разоруженческая команда администрации Б.Обамы. Она все еще не укомплектована, тем не менее, контакты на экспертном уровне идут. Соответствующее понимание вопроса у американцев имеется. Наше же понимание заключается в том, что данный вопрос в силу окончания действия Договора об СНВ-1 приобретает особую срочность. Из приоритетных тем отмечу проблематику нераспространения, а также ядерную проблему Корейского полуострова.
Вопрос: Согласна ли Россия с идеей, которую высказывают американские эксперты о том, что нужно просто продлить срок действия Договора об СНВ-1, поскольку за оставшийся период не удается подготовить новый документ.
С.В.Лавров: Это не выход из положения. Договор практически себя исчерпал. В нем были наработаны очень хорошие механизмы, которые мы хотим сохранить. В частности, сохранить ограничения не только на боеголовки, причем при зачете и складируемых боеголовок, но и ограничения на все виды носителей. Это – то, от чего уходила администрация Дж.Буша. Подобные концептуальные моменты мы также хотим закрепить и в новых договоренностях. Они, однако, обсуждаются в иных условиях, когда обеими сторонами должно полностью приниматься во внимание соотношение той или иной части стратегической триады. Необходимо не увеличивать уже разрешенные параметры, а ограничивать те пределы и лимиты, которые согласованы в действующем ныне договоре. Они уже давно выполнены и перевыполнены и у нас, и у американцев. Сейчас осталось реально гораздо меньше того, что разрешено действующим договором. Сохранять его дальше означает послать миру весьма неверный сигнал, означающий возможность еще большего наращивания ядерных вооружений. Это неправильно. Не хотел бы, чтобы у американцев возобладала точка зрения в пользу подготовки какого-либо обходного варианта. Обходного варианта, того о котором говорите Вы, быть не может. Надо искать новые договоренности.
Вопрос: Состоится ли в апреле визит Б.Обамы в Москву?
С.В.Лавров: Президенты Д.А.Медведев и Б.Обама встретятся в апреле в Лондоне.
Вопрос: Насколько сегодня администрация США готова вести прямые переговоры с Ираном?
С.В.Лавров: Конечно, помимо проблематики нераспространения ОМУ, стратегических вооружений, проблем евроатлантической безопасности мы обсудим с Х.Клинтон и упомянутую Вами проблематику. Это – вопросы ближневосточного региона, иранская ядерная программа. Мы очень хотели бы, чтобы американская сторона подключилась к позиции «шестерки» не только на бумаге, но и к предлагаемым «шестеркой» переговорам с Ираном. Будем только приветствовать нормализацию двусторонних отношений США с Ираном. Это, безусловно, станет очень важным элементом стабилизации обстановки в регионе, позволит более эффективно выйти на договоренности по ядерным разработкам, которые ведутся в Иране под контролем МАГАТЭ. Речь также идет о вопросах подключения Ирана на равноправной, достойной основе к усилиям по разрешению иракского и афганского конфликтов, а также ко всем аспектам ближневосточного регулирования.
3 марта 2009 года