17:35

Выступление заместителя руководителя делегации Российской Федерации, заместителя директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России К.В.Воронцова на Девятой Обзорной конференции по рассмотрению действия Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) по п. 10 повестки дня «Обзор положений Конвенции» – статья V КБТО, Женева, 1 декабря 2022 года

2478-02-12-2022

Уважаемая госпожа Председатель,

При всеобъемлющем обзоре статей Конвенции хотели бы кратко отметить основные моменты, связанные с задействованием Статьи V КБТО в этом году.

Как уже было сказано, Российской Федерацией получены свидетельства, проливающие свет на истинный характер взаимодействия Пентагона и его подрядчиков с украинской стороной в военно-биологической сфере в нарушение положений Статей I и IV КБТО. Мы подробно уже излагали суть наших озабоченностей.

В связи с вопиющими фактами недобросовестной военно-биологической деятельности Вашингтона и Киева в июне 2022 года Российская Федерация при посредничестве Группы имплементационной поддержки КБТО предприняла попытки в рамках двусторонних консультационных процессов с США и Украиной получить исчерпывающие ответы на поставленные Россией вопросы в отношении выполнения ими положений статей I и IV Конвенции (документы Российской Федерации с детальным изложением указанных вопросов и необходимые вспомогательные материалы размещены на Интернете-портале КБТО). Однако Вашингтон и Киев не представили необходимые пояснения и не приняли незамедлительные меры по исправлению сложившейся ситуации.

26 августа и 5-9 сентября 2022 года по инициативе Российской Федерации было созвано официальное консультативное совещание государств – участников КБТО по её статье V в связи с вопросами относительно соблюдения США и Украиной своих обязательств по Конвенции в контексте деятельности биолабораторий на украинской территории. Российская сторона исходила из того, что консультативное совещание позволит заинтересованным делегациям при поддержке своих экспертов досконально разобраться в сложившейся ситуации, обменяться оценками, задать профессиональные вопросы и получить развёрнутые ответы. В ходе совещания российская сторона предприняла все необходимые усилия для детального представления материалов и аргументации с тем, чтобы обеспечить достижение консультативным совещанием поставленных целей и урегулировать ситуацию, связанную с военно-биологической деятельностью на территории Украины.

Однако по итогам обмена мнениями между государствами-участниками Российская Федерация констатирует, что подавляющее большинство выдвинутых ею претензий остались без должного ответа. Как следует из итогового доклада консультативного совещания, консенсус по поставленным вопросам не был достигнут. Они по-прежнему остаются открытыми и требуют решения.

В этой связи необходимы дальнейшие усилия на площадке Конвенции по урегулированию данной ситуации – как минимум проведение дополнительных консультаций для снятия сохраняющихся претензий и вопросов в контексте деятельности биолабораторий на украинской территории. Должны быть предприняты необходимые шаги для установления всех фактов, связанных с нарушением США и Украиной обязательств по Конвенции. До тех пор, пока поставленные нами вопросы не будут сняты, они останутся на площадке Конвенции и будут подрывать её реализацию.

Российская Федерация придаёт большое значение мерам укрепления доверия в формате КБТО. Со времени введения мер доверия в 1987 году наша страна ежегодно участвует в обмене такой информацией. Более того, российские объявления включают дополнительные сведения, предоставляемые по собственной инициативе, которые выходят за рамки инициирующих критериев мер доверия.

В отсутствие контрольного механизма, разработку которого мы поддерживаем, меры доверия являются единственным согласованным инструментом повышения уверенности в соблюдении и транспарентности деятельности, имеющей отношение к Конвенции. При этом подчёркиваем убеждённость, что они не могут рассматриваться как замена механизму проверки выполнения обязательств, предусмотренных КБТО, или являться средством оценки выполнения КБТО каким-либо государством.

Поэтому Российская Федерация предлагает дополнить формат мер укрепления доверия (форма А, часть 2 ii) новой формой «Военная медико- биологическая деятельность, осуществляемая государством-участником на территории других государств». Кроме того, считаем необходимым улучшить форму «Объявление объектов по производству вакцин» (форма G) за счёт предоставления данных об объектах по производству вакцины для защиты животных. Соответствующие рабочие документы уже представлены вашему вниманию. Вы можете ознакомиться с ними на интернет-портале КБТО.

Благодарю Вас.

  • General Information

    Photo

    • Украина
    • Украина
    • Украина
    • Украина
    • Украина