10:36

Интервью Посла России в США А.И.Антонова газете «Коммерсант», опубликованное 31 августа 2017 года

1608-31-08-2017

Вопрос: С какими чувствами Вы едете в Вашингтон? Не пугает ли Вас пристальное внимание местного истеблишмента и прессы к фигуре Вашего предшественника С.И.Кисляка, которого в Вашингтоне даже называют toxic ambassador?

Ответ: Я еду в Вашингтон с рабочим настроем. Главная задача Посла – обеспечение и защита интересов своего государства. Он должен быть готов выполнять ее в любых условиях, вне зависимости от того, как складывается ситуация в межгосударственном диалоге со страной пребывания.

К сожалению, российско-американские отношения в последние несколько лет серьезно деградировали из-за действий предыдущей администрации США, которая целенаправленно разрушала создававшийся долгое время фундамент сотрудничества. Как не раз говорил Президент Российской Федерации В.В.Путин, это не наш выбор. Мы всегда были заинтересованы в конструктивном взаимодействии с Вашингтоном по всей двусторонней и международной повестке дня.

Настрой нового Президента США Д.Трампа на оздоровление российско-американских связей, обозначенный им еще в период избирательной кампании, в Москве, разумеется, восприняли позитивно. Но добиться улучшения атмосферы и тем более качества двусторонних связей можно, только если совместная работа будет выстраиваться на основе фундаментальных принципов равноправия, реального уважения интересов и невмешательства во внутренние дела друг друга, без попыток шантажа и навязывания своей воли.

Вопрос: Почему с новой американской администрацией, вопреки ожиданиям многих, не получается наладить диалог?

Ответ: Не секрет, что диалог с нынешней администрацией США идет нелегко. С одной стороны, сказывается тяжелое наследие, оставленное командой Б.Обамы. С другой – налицо настойчивые попытки определенных сил в вашингтонском истеблишменте разыгрывать российскую карту во внутриполитической борьбе, в том числе бесконечно раскручивать инсинуации о нашем мнимом «вмешательстве» в прошлогодние американские выборы и прочие клеветнические обвинения.

Это, конечно, мешает взаимодействию, создавая также непростой фон для работы российских загранучреждений в США. Нельзя назвать нормальной ситуацию, когда обычные рутинные контакты руководства и сотрудников посольства подаются в СМИ как шпионская деятельность, наших дипломатов без предъявления официальных претензий в массовом порядке высылают из страны, в нарушение международного права у нас экспроприируются дипломатические объекты.

Отражением «перегретой» политической обстановки в США и гиперактивности русофобского лобби является также принятый в США закон, призванный усилить санкционный прессинг на Россию. Это серьезный удар по двусторонним отношениям, по возможностям для продуктивного сотрудничества.

С нашей стороны не раз заявлялось, что мы не поддаемся эмоциям и проявляем сдержанность, несмотря на все трудности, остаемся открыты к поиску точек соприкосновения и движению вперед с той степенью интенсивности, которая приемлема для администрации США.

28 июля американцам было объявлено о необходимости к 1 сентября привести количество работников своих дипломатических учреждений в России, включая на месте принятых российских граждан, в точное соответствие с числом наших дипломатов и технических сотрудников, которые находятся в длительных командировках в США. То есть им придется сократить персонал, который превышает 1200 человек, до 455. В порядке взаимности также приостановили с 1 августа использование американским посольством в Москве дачи в Серебряном Бору и складских помещений на Дорожной улице.

Вызывает сожаление и недоумение решение США от 21 августа о введении ограничений по оформлению неиммиграционных виз. Четко и емко этот шаг оценил в этот же день Министр иностранных дел России С.В.Лавров, который назвал главной причиной данного решения не технические трудности, с которыми столкнулась высокопрофессиональная и хорошо оснащенная американская консульская служба. В основе явно лежат соображения политического свойства.

Пора остановиться, нельзя бесконечно идти по пути тиражирования антироссийских действий. Со своей стороны российские загранучреждения продолжат работать в обычном режиме, выполняя весь объем функций.

Рассчитываем, что в Вашингтоне все-таки возьмут верх здравый смысл и понимание бесперспективности попыток нажима на нашу страну. Нельзя забывать, что Россия и США, обладающие крупнейшими ядерными потенциалами, несут особую ответственность за глобальную стабильность и безопасность. Когда мы действуем вместе на международной арене, тогда мир становится спокойнее и безопаснее.

Остается востребованным двустороннее сотрудничество по важнейшим вопросам международной повестки дня, включая борьбу с терроризмом, противодействие наркотрафику, организованной преступности, киберугрозе.

В целом нашим странам было бы одинаково выгодно построить такую модель взаимодействия, которая обеспечивала бы предсказуемость, исключала неприятные сюрпризы, сводила к минимуму конъюнктурные колебания, позволяла заблаговременно принимать меры по недопущению напряженности.

Что касается посольства в Вашингтоне и в целом российских загранучреждений в США, то, какими бы ни были условия нашей работы, дипломатам не к лицу чего-то пугаться и бояться. Будем последовательно обеспечивать реализацию внешнеполитического курса России и установок руководства страны.

Вопрос: У Вас репутация жесткого переговорщика, решительно отстаивающего интересы страны. Насколько мы понимаем, Вашу кандидатуру на должность Посла утвердили еще в то время, когда и в России, и в самих США все были уверены, что Б.Обаму сменит Х.Клинтон. Тот факт, что в Москве не стали менять свой выбор после победы Д.Трампа, говорит о том, что на этой позиции в любом случае нужен именно такой дипломат, как Вы?

Ответ: Согласно российскому законодательству назначение и отзыв посла – прерогатива Президента. Есть четкие процедуры – соответствующие предложения вносит Министр иностранных дел, предполагаются также консультации с профильными комитетами палат Федерального Собрания, получение агремана принимающего государства. В моем случае все необходимые формальности осуществлялись уже после американских выборов.

Буду работать спокойно, профессионально, открыто, пытаясь вместе с коллегами в Москве и Вашингтоне стабилизировать, а затем и выправить российско-американские отношения. Важно добиться, чтобы наши связи были равноправными, прагматичными, взаимоуважительными и взаимовыгодными. Буду стремиться донести до американцев, что мы не враги, а должны быть партнерами во благо интересов России и США.

Вопрос: Возможно ли улучшение двусторонних отношений без снятия с России американских санкций?

Ответ: Руководство России неоднократно комментировало данную тему. Прежде всего нужно сказать, что односторонние ограничительные меры являются нарушением международного права и к тому же имеют обоюдоострый характер. Рестрикции в ряде областей нам хоть и мешают, но не сильнее, чем они наносят вред американскому экспорту, стимулировать который как раз взялся Д.Трамп в целях создания рабочих мест.

На фоне неблагоприятной конъюнктуры и санкций двусторонний товарооборот просел почти на треть – с 29 млрд. долларов США в 2014 году до 20 млрд. долларов в прошлом. Но основной ущерб понесли именно американские экспортеры, а не российские потребители. Мы даже извлекли выгоду из сложившей ситуации за счет стимулирования внутреннего производства и развития торговых связей с другими государствами. Особенно много потеряли те компании из США, которые собственные власти заставили свернуть перспективные проекты в России – как, например, планы Exxon Mobil по добыче нефти на арктическом шельфе, во что было вложено 10 млрд. долларов.

Также показательно, что американский бизнес, вопреки давлению предыдущего руководства Белого дома, не захотел уходить с нашего рынка.

Делегация предпринимательского сообщества США, представлявшая 140 компаний, стала самой многочисленной на Петербургском международном экономическом форуме 2017 года.

Отменить санкции Россия никогда не просила и не собирается этого делать. Хотя очевидно, что речь идет о недружественном поведении в отношении нашей страны.

Как бы то ни было, очевидно, что выстраивать эффективное сотрудничество Россия и США смогут, только когда в диалоге перестанут использоваться инструменты давления, не останется места шантажу и попыткам навязывать свою волю. Мяч в данном случае на стороне Вашингтона.

Вопрос: Некоторое время назад в американской прессе обсуждался трехступенчатый «план Госсекретаря Р.Тиллерсона» по выстраиванию отношений с Россией. Что Вы думаете о нем?

Ответ: Информацию о том, что такой секретный документ существует или готовится в Госдепартаменте, американские СМИ распространяли в конце июня – накануне встречи президентов в Гамбурге. В нем якобы содержалось требование к России не предпринимать «агрессивные действия против интересов США», помочь уладить в нужном Вашингтону ключе дело в Сирии и «разобраться» с КНДР, обеспечить достижение «взаимных политических целей» в сфере стратегической стабильности.

Думаю, что здесь нечего комментировать и оценивать. Дипломаты работают не с утечками и спекуляциями, а с поступающей от другой стороны официальной информацией, будь то в устной форме в ходе встреч и переговоров, либо в формате различных документов. Никакого «трехступенчатого плана» по нормализации отношений мы из Вашингтона не получали.

Кстати, со своей стороны еще в марте передали американской стороне документ со своими соображениями о возможных шагах по улучшению атмосферы отношений в контексте подготовки президентской встречи. Акцент там был сделан на тех направлениях, где наши интересы явно пересекаются и можно быстрее добиться практических результатов. Помимо очевидной контртеррористической сферы координация усилий России и США востребована в борьбе с другими опасными вызовами, включая наркотрафик, распространение оружия массового уничтожения, киберпреступления.

При обоюдном конструктивном настрое мы могли бы многое сделать вместе для урегулирования региональных кризисов – палестино-израильского, йеменского, ливийского, афганского и того же сирийского. Одновременно важно избавляться от всего искусственного и наносного, что отягощает взаимодействие, в том числе снимать многочисленные раздражители в двусторонней сфере отношений.

Мы обсуждаем эти вопросы с американскими партнерами, но не секрет, что подходы новой вашингтонской команды по многим темам международного досье еще окончательно не оформлены. Приходится делать поправку и на непростую внутриполитическую ситуацию в США. В любом случае вернуть отношения на устойчивую траекторию развития получится, только если диалог с обеих сторон будет выстраиваться на принципах равноправия и реального учета интересов друг друга.

Вопрос: Накладывает ли тот факт, что Вы находитесь в санкционном списке ЕС и Канады, какие-то ограничения на Вашу профессиональную деятельность?

Ответ: Мне это обстоятельство дискомфорта не доставляет. Исхожу из того, что в новом качестве у меня нет необходимости летать по работе в Оттаву или, например, в Брюссель. Интересно, что, как Вы понимаете, несмотря на мою работу заместителем Министра обороны Российской Федерации, мне было поручено разъяснять наши действия в связи с украинскими событиями, в частности с трагедией малайзийского гражданского самолета. Видимо, мои выступления попали в точку, задев чувствительные элементы позиции стран ЕС и Канады, которые так неадекватно и болезненно реагировали на мои интервью и ввели против меня санкции.

Неужели в Брюсселе и Оттаве думают, что теперь я «подожму хвост» и перестану отстаивать внешнеполитическую линию российского государства?

По крайней мере, этот недальновидный шаг лишь подтверждает, насколько плохо на Западе знают российских дипломатов.

Вопрос: Вы много лет занимаетесь российско-американскими связями. Как Вы лично могли объяснить тот факт, что с конца холодной войны стороны раз за разом (обычно при смене власти) предпринимали попытки наладить отношения, но каждый раз разочаровывались друг в друге?

Ответ: На эту тему уже написаны сотни диссертаций, а историки и эксперты будут наверняка еще многие годы спорить о причинах взлетов и падений в российско-американских отношениях. Одно можно сказать точно: Россия со своей стороны к конфронтации никогда не стремилась.

Когда четверть века назад холодная война ушла в прошлое, многие надеялись, что с окончанием биполярного противостояния откроются возможности для перехода к качественно новому этапу взаимовыгодного сотрудничества между Россией и США. Со своей стороны активно и последовательно действовали в этом направлении, предлагали Вашингтону выстраивать честное взаимодействие на принципах равноправия, реального учета приоритетов и невмешательства во внутренние дела друг друга.

При этом руководствовались, разумеется, не какими-то альтруистическими соображениями, а исходили из того, что именно такое прагматичное сотрудничество отвечало бы интересам обоих народов. Его востребованность обусловлена и объективными реалиями многополярного мира. Четверть века назад он еще только начинал формироваться, но уже тогда было понятно, что преодолевать опасные вызовы и угрозы можно только на основе коллективных подходов и общих усилий ключевых игроков.

В американском истеблишменте, однако, возобладала близорукая логика победителей в холодной войне, ложная убежденность в том, что за США навсегда закрепилась роль гегемона, способного в одиночку решать все в мировых делах.

Агрессивно – с опорой на силу – реализуя такую установку, в Вашингтоне не только игнорировали интересы других стран, но и нарушали основополагающие принципы международного права, что не раз привело к трагическим последствиям – в Югославии, Ираке, Ливии.

В области российско-американских отношений США постоянно демонстрировали неготовность воспринимать Россию как равного партнера и считаться с ее мнением. Более того, в укреплении наших позиций на международной арене и продвигаемой нами концепции полицентричного мира стали усматривать серьезный вызов, способный пошатнуть известные постулаты об «исключительности Америки». Это генерировало напряженность в отношениях, приводило к периодическим кризисам и сбоям.

Начатая в 2009 году «перезагрузка» с администрацией Б.Обамы не привела к кардинальному изменению ситуации. А обнадеживающие сигналы были – это договор о стратегических наступательных вооружениях и успехи в области урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы.

Тем не менее в Вашингтоне не оставляли попыток при каждом удобном случае «наказать» нас, показательно поставить на место. С этой целью задолго до украинских событий – в 2012 году – приняли одиозный санкционный «закон имени Сергея Магнитского», строили препоны нашим экономическим операторам, развернули охоту на российских граждан по всему миру, как в известном случае с Виктором Бутом.

В связи с кризисом на Украине в Белом доме пошли еще дальше – открыто провозгласили курс на «системное сдерживание» России. Помимо «заморозки» большинства каналов диалога, в том числе деятельности всех рабочих групп двусторонней президентской комиссии, пустили в ход экономические санкции и другие меры давления, включая военные. В период прошлогодней избирательной кампании и вовсе стали нагнетать русофобскую истерию, чтобы помочь кандидату, на которого делали ставку. Такие шаги не только нанесли удар по взаимопониманию между нашими народами, но и самым негативным образом сказались на всей системе международных отношений.

Вопрос: С Вашей точки зрения, кто для России США: желанный друг, сложный партнер или соперник?

Ответ: Выбор одного из предложенных ответов будет выглядеть как навешивание ярлыков, а в дипломатии этого делать не принято. В российско-американских отношениях есть очевидные проблемы, причем весьма серьезные, но есть и немалый потенциал для взаимовыгодного сотрудничества в самых разных областях. Мы хотели бы реализовать эти возможности и добиться результатов вместе с США, продвинуться в налаживании нормального устойчивого диалога, поиске коллективных ответов на общие угрозы и вызовы. Для этого нужно вести дела на основе фундаментальных принципов равноправия, реального уважения интересов и невмешательства во внутренние дела друг друга.

Вопрос: Образ России в США сейчас крайне негативен. Американцы убеждены, что российские спецслужбы вмешались в их выборы, что Россия поддерживает «кровавого сирийского диктатора» Б.Асада и хочет отделить Донбасс от Украины. Считаете ли Вы возможным добиться улучшения имиджа России в США при таких исходных данных?

Ответ: Конечно, приходится учитывать, что в последнее время в США искусственно нагнетается русофобская истерия. Американцам пытаются внушить, что Россия – враг и источник всех зол, их запугивают русскими хакерами и шпионами, тиражируют всякие небылицы про нашу страну.

Это негативно сказывается на двустороннем взаимодействии в различных областях. Однако уверен, что абсолютное большинство граждан США обладают иммунитетом против такой грубой пропаганды и адекватно оценивают попытки навязать им стереотипы и страхи по поводу России, не имеющие ничего общего с реальностью.

Мы, разумеется, будем в рамках имеющихся у посольства возможностей доносить объективную информацию о нашей стране и ее внешней политике. Большое значение в этом контексте имеют также российско-американские культурно-гуманитарные связи и контакты по общественной линии, помогающие укреплять взаимопонимание и доверие между нашими гражданами. Эта сфера в наименьшей степени подвержена колебаниям политической конъюнктуры, должна однозначно работать на позитив в отношениях.

Одна из тем, которая сближает два народа, – наша общая история. Например, на текущий год выпадает целый ряд юбилейных дат – 210-летие установления дипломатических связей России и США в декабре, 200-летие прибытия российской эскадры на Гавайи, 150-летие договора об Аляске, 80-летие легендарного чкаловского перелета Москва-Ванкувер в штате Вашингтон.

Недавно при МИД была создана межведомственная рабочая группа по вопросам сохранения российского исторического и культурного наследия в США, в состав которой вошли представители не только профильных министерств, но и практически всех организаций и учреждений, работающих на данном направлении. При ее поддержке уже прошли первый на территории нашей страны раунд двустороннего форума общественно-политических и деловых кругов «Диалог Форт-Росс» (Псков, Изборск, 28–30 мая) и торжества, посвященные юбилею трансполярного перелета В.П.Чкалова (Форт-Ванкувер штата Вашингтон, 24 июня).

В проработку по линии группы взят целый ряд перспективных инициатив в различных сегментах культурно-гуманитарной сферы. Среди них – поиск и оцифровка архивных материалов о российском участии в освоении североамериканского континента, развитие музейных экспозиций, посвященных «Русской Америке», обеспечение сохранности в США культурных ценностей из личных собраний знаменитых российских и советских деятелей культуры (Н.К.Рериха, В.В.Маяковского, С.В.Рахманинова), видных эмигрантов. Разумеется, реализация этих проектов осуществляется в тесном взаимодействии с заинтересованными американскими партнерами и нашими соотечественниками, которые проявляют большой интерес к теме общего наследия.

Вопрос: Есть ли у российской стороны конкретные идеи, как добиться нормализации отношений с США?

Ответ: Мы в целом заинтересованы в том, чтобы нормализация двусторонних отношений состоялась. Россия и США — мощные державы, постоянные члены СБ ООН. Мы учитываем и роль Соединенных Штатов в мировой торговле, их большой промышленный потенциал. У наших народов много общего. Мы просто обязаны максимально использовать преимущества конструктивного взаимодействия в интересах России, США и международной безопасности.

Важно, чтобы коллеги в США поняли всю бесперспективность конфронтации с нами.

В противостоянии не будет победителей. Только созидая потенциал двустороннего сотрудничества можно добиться значимых результатов в российско-американских отношениях.

Уже сегодня можно было бы подумать об установлении рабочего взаимодействия между Советом Безопасности Российской Федерации и Советом национальной безопасности США, в том числе для рассмотрения тематики борьбы с терроризмом, угроз в киберпространстве и стратегической стабильности.

В дополнение к регулярным встречам глав внешнеполитических ведомств С.В.Лаврова и Р.Тиллерсона было бы полезно наладить рабочие контакты между министрами обороны России и США генералом армии С.К.Шойгу и Дж.Мэттисом. Настало время для возобновления практики совместных совещаний министров иностранных дел и обороны России и США в формате «два плюс два».

В контексте борьбы с международным терроризмом как никогда востребованы встречи руководителей ФСБ и СВР России и ФБР и ЦРУ США. Строго говоря, таких каналов взаимодействия в действительности достаточно много. Чем больше мы сотрудничаем, тем ближе становятся наши страны, укрепляется международная безопасность. Убежден, что все это в интересах российского и американского народов. Нам нельзя терять время. Пора оглядеться и заниматься не выдуманными угрозами, а реальными проблемами безопасности двух стран, главной из которых является борьба с международным терроризмом.

  • General Information

    Diplomatic and consular missions of Russia

    United States of America

    Embassy of the Russian Federation in Washington

    Address :

    2650 Wisconsin Ave., NW., Washington D.C., 20007, USA

    -

    United States of America

    Consular Division of the Russian Embassy in Washington

    Address :

    2645, Tunlaw Road., NW, Washington DC, 20007, USA

    -

    Phone :

    +1 202 939-89-13

    +1 202 939-89-14

    Hotline :


    +1 202 298-57-00
    +1 202 298-57-01
    +1 202 298-57-04

    Fax

    +1 202 939-89-19

    E-mail

    waconsru@prodigy.net

    rusconswdc@gmail.com

    Web

    https://washington.mid.ru/en/consular-services/

    Twitter 

    Facebook 

    United States of America

    Consulate General of Russia in New York

    Address :

    9 East 91 Street, New York, NY, 10128, USA

    -

    Phone :

    +1-212-348-0750

    +1-646-784-4580

    Hotline :

    +1-347-899-5884

    Telex:

    2326734839

    Fax

    +1 212 831-91-62

    E-mail

    mailny@mid.ru

    Web

    https://newyork.mid.ru

    Twitter 

    Facebook 

    United States of America

    Consulate General of Russia in Houston

    Address :

    1333 West Loop South, Ste.1300, Houston, TX 77027

    -

    Phone :

    +1 713 337-33-00

    Hotline :

    +1 713 337-33-00
    +1 713 213-84-84

    Fax

    +1 713 337-33-05

    E-mail

    info@rusconshouston.org

    Web

    https://rusconhouston.mid.ru

    Twitter 

    Facebook 

    United States of America

    Permanent Mission of the Russian Federation to the United Nations

    Address :

    136 East 67th St., New York, N.Y., 10065, USA

    -

    -

    Phone :

    +1 212 861-49-00

    +1 212 861-49-01

    +1 212 861-49-02

    Fax

    +1 212 628-02-52

    E-mail

    mission@russiaun.ru

    Web

    https://russiaun.ru/

    Representative offices in Russia

    United States of America

    U.S. Embassy in Russia (Moscow)

    Address:

    121099, Москва, Большой Девятинский пер., д.8

    Phone:

    +7 495 728-50-00

    Fax

    +7 495 728-50-90

    E-mail

    support-russia@ustraveldocs.com

    Web

    https://russian.moscow.usembassy.gov/