République arabe syrienne
Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел и по делам соотечественников за рубежом Сирийской Арабской Республики Ф.Микдадом по итогам переговоров, Москва, 21 февраля 2022 года
Уважаемые дамы и господа,
В ходе переговоров уделили главное внимание задачам по достижению всеобъемлющего урегулирования вокруг Сирии на прочной основе резолюции 2254 Совета Безопасности ООН. Исходим из необходимости налаживать конструктивный межсирийский диалог, прежде всего в рамках Конституционного комитета. Делать это нужно последовательно, не отвлекаясь на «мелочи». Необходимо сконцентрироваться на главном – прямом разговоре между сирийскими делегациями, побуждению их прийти к согласию по вопросу о конституционной реформе без вмешательства извне и надуманных временных рамок.
Важно, чтобы Конституционный комитет работал ритмично, без искусственных перерывов. Сессии его должны собираться регулярно, равно как и Редакционной комиссии. Частые переносы сроков заседаний (наблюдаем это в последнее время) в попытке довести методологию их проведения до «совершенства», явно не помогают продвигаться вперед. Будем из этого исходить, когда через пару дней в Москву приедет Специальный посланник Генерального секретаря ООН по Сирии Г.Педерсен.
Отметили важное значение «Астанинского формата» – механизма, в рамках которого Россия, Иран и Турция сформировали процесс сопровождения межсирийских переговоров и активно его используют для стимулирования диалога. В декабре 2021 г. в Нур-Султане состоялась 17-я встреча под эгидой «Астанинского формата» на уровне специальных представителей. Надеюсь, что в следующем месяце также сможем провести важные мероприятия с участием «тройки».
Обсудили серьезную гуманитарную обстановку в Сирии. Едины в том, что на данном этапе первостепенное значение имеет оказание международной помощи Дамаску на цели постконфликтного восстановления, включая не только гуманитарное реагирование, но и реализацию проектов раннего восстановления социально-экономической инфраструктуры, как того требует принятая единогласно резолюция 2585 СБ ООН.
Решительно осудили незаконные односторонние санкции Запада против Сирии. Они оборачиваются дополнительными страданиями для сирийского народа. Эти ограничения, особенно в период пандемии коронавирусной инфекции, аномальны. Подтвердили настрой на продолжение наших усилий и единомышленников, чтобы мобилизовать содействие международного сообщества для возвращения сирийских беженцев к родным очагам. Видим, как этот процесс искусственно тормозится западными странами.
Говорили о совместных планах в области взаимодействия по двусторонней линии. Выразили серьезную обеспокоенность террористической угрозой, исходящей из неподконтрольных правительству регионов страны. Ярким примером деградации ситуации в сфере безопасности в Заевфратье стало дерзкое нападение боевиков ИГИЛ на тюрьму в г.Хасеке в январе с.г.
Для того чтобы сирийское государство имело возможность более эффективно отражать террористическую угрозу важно не только помогать наращивать потенциал соответствующих структур САР, но и прекратить то, что мы наблюдаем регулярно, – продолжающиеся удары Израиля по целям на сирийской территории. Осуждаем подобные действия. Они не только нарушают резолюции СБ ООН, но и могут спровоцировать резкую эскалацию обстановки в масштабах всего региона.
Затронули тему возвращения Сирии в семью арабских государств. Констатировали, что этот процесс набирает позитивную динамику. Надеюсь, активные усилия Дамаска по нормализации отношений с арабскими соседями обеспечат условия для возобновления в ближайшей перспективе полноформатного участия Сирии в деятельности Лиге арабских государств.
Говорили о других актуальных сюжетах региональной и глобальной повестки дня. Поделился с сирийским коллегой нашими оценками складывающейся обстановки на международной арене. Собеседники нас заверили: Дамаск всецело поддерживает последовательную линию России по защите своих законных интересов в контексте укрепления международного права в мировых делах. Мы едины в необходимости уважения целей и принципов Устава ООН, невмешательства во внутренние дела государств, обеспечения суверенного равенства государств. Это предполагает неукоснительное уважение базового принципа равной и неделимой безопасности: когда никто нигде на нашей планете не должен укреплять собственную безопасность за счет безопасности других.
Подробно говорили о таких направлениях двустороннего сотрудничества как экономика, культура, гуманитарные контакты, образование, военное и военно-техническое взаимодействие. Подтвердили обоюдный настрой на его дальнейшее расширение, в том числе в связи с активной работой Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
Вопрос (адресован обоим министрам): Вы сегодня говорили об осуждении агрессивных действий Израиля в связи с нападением на сирийскую территорию. Такие действия помогают террористам, особенно в условиях продолжения американской, турецкой и израильской оккупации нашей территории. Существуют ли какие-либо инструменты, чтобы заставить Израиль прекратить такие действия?
С.В.Лавров: Мы занимаем последовательную позицию по этой проблеме, считаем, что продолжающиеся удары Израиля по сирийской территории не только нарушают резолюцию Совета Безопасности ООН, но и подрывают способность сирийской стороны противостоять террористической угрозе, не говоря уже о том, что создают риски превращения Сирии в арену противоборства между другими державами. Это неприемлемо. Мы заинтересованы в том, чтобы резолюции Совета Безопасности выполнялись, все стороны воздерживались от каких-либо шагов, которые могут спровоцировать дальнейшие эскалации обстановки в масштабах всего региона. Постоянно работаем с израильскими коллегами на уровне высшего руководства и внешнеполитического ведомства.
Что касается присутствия на сирийской территории государств, которые находятся там вопреки воле сирийского руководства и без какого-либо разрешения Совета Безопасности ООН, то эта тема постоянно находится в центре внимания, когда мы говорим со своими зарубежными собеседниками по проблемам сирийского урегулирования. Настоятельно призываем их строго соблюдать резолюцию Совета Безопасности ООН 2254, которая недвусмысленно подтвердила суверенитет, территориальную целостность и политическую независимость Сирийской Арабской Республики. Именно в таком ключе мы выстраиваем нашу работу не только с внешними игроками, но и с сирийцами, которые находятся в оппозиции Дамаску, в том числе с различными структурами курдов. Будем эту работу продолжать.
Вопрос: Как можете прокомментировать недавние заявления В.А.Зеленского о том, что с рядом западных политиков Вашингтон не делится разведданными по Украине? Когда и где возможна Ваша встреча с Госсекретарём США, а также с Министром иностранных дел Франции? Как в Москве относятся к инициативе Франции созвать саммит В.В.Путина и Дж.Байдена и затем пригласить незаинтересованные страны для обсуждения вопроса безопасности и стратегической стабильности в Европе?
С.В.Лавров: Что касается разведывательной информации, которой располагают США, то история этого явления имеет свою специфику. Бывало, что разведывательной информацией, которую США получали, соответствующие службы не делились даже с Госсекретарём. Имею в виду К.Пауэлл, который в 2003 г. был выставлен как посмешище, когда ему дали в руку пробирку с каким-то белым порошком, и он говорил в Совете Безопасности ООН, на весь мир, что это сибирская язва. Тем самым оправдали агрессию против Ирака, последствия которой до сих пор ощущает на себе иракский народ, за исключением сотен тысяч убитых натовцами.
Примеров, какую специфику имеет разведывательная информация в США множество: попытки раздуть на ровном месте проблему якобы сохранившегося в Сирии химического оружия, когда был инсценирован (что было доказано многократно, включая свидетелями) инцидент в сирийской Думе. Это известная история, когда «Белые каски» – провокаторы, финансируемые британцами, американцами, – устроили инсценировку. США вместе с западными коллегами до сих пор пытаются в Организации по запрещению химического оружия эту ложь превращать в некие решения.
Сегодня говорили о нашей последовательной линии по разоблачению этих провокаций, по отстаиванию «чистоты» Конвенции по запрещению химического оружия. Немало других примеров, когда разведывательная информация наших американских коллег и британских тоже использовалась для провокации. Потом оказывается, что эта информация либо не существует, либо ей не хотят делиться. Так было с инцидентом в Солсбери, с «отравлением» А.Навального и со взрывами 8-летней давности в Чехии, о которых все быстро забыли, потому что несостоятельность обвинений была очевидна всем. Вчера (зачем далеко ходить) Правительство США в Москве распространило предупреждение о готовящихся террористических актах в Москве, в Петербурге, в местах скопления людей: железнодорожные станции, метро, торговые центры. До сих пор никаких подтверждений этому не получили и не нашли. Посольство что-то невнятное сказало о том, что они «читали в российских газетах и СМИ, будто такое возможно». Насколько серьёзна такая работа и насколько «солидно» для государственных учреждений, имею в виду посольства и «структуры» в Вашингтоне, заниматься подобным занятием, думаю, что каждому необходимо судить самостоятельно.
Что касается возможных встреч с моими коллегами из США и Франции, то такая возможность сейчас прорабатывается по линии внешнеполитических ведомств.
Насчёт инициатив Президента Э.Макрона о проведении саммита В.В.Путина и Дж.Байдена и затем саммита то ли «пятёрки» с приглашением каких-то других государств, то ли отдельной группы государств по вопросам международной и европейской безопасности, то Президент Э.Макрон действительно в двух вчерашних воскресных разговорах с Президентом В.В.Путиным высказывался на эти темы. Но Президент России чётко и не единожды объяснил, что мы не против саммитов и встреч, но, прежде чем встречаться, особенно в такой накалённой атмосфере, важно понять, чем эти саммиты и встречи закончатся, каков будет результат. Лидеры России и Франции условились на том, что наши западные коллеги, которые инициируют такого рода мероприятия, представят нам своё видение их возможных результатов. Ждём.
Вопрос (перевод с арабского): Как Вы оцениваете действия США в Сирии?
С.В.Лавров: Мы уже давали нашу оценку действий США в Сирии. Хорошо известно, как там действуют американцы. Они оккупировали восточный берег реки Евфрат, лишают законные сирийские власти доступа к ресурсам углеводородов, к ресурсам продовольствия в виде зерна. Считаем это неприемлемым. Те заигрывания, которые мы периодически видим в американской политике с определенными курдскими структурами, с откровенным прицелом на разжигание сепаратистских настроений – это очень опасные идеи, игры. В своих контактах с Соединенными Штатами и по линии военных, и по линии дипломатов в том, что касается сирийского урегулирования, постоянно заостряем эти вопросы. У нас есть основания полагать, что американцы не пропускают их «мимо ушей», хотя конкретного результата на земле мы не наблюдаем.
Тем не менее, у США в последнее время складывается более реалистичная картина того, что происходит в Сирии и как нужно выстраивать свои действия в отношении сирийского урегулирования. По крайней мере, «шапкозакидательские» заявления, которые звучали еще в 2011-2012 г. о том, что «дни режима сочтены», мы их больше не слышим. Не только США, но и все больше стран региона, арабских стран, соседей Сирии, стран-членов Лиги арабских государств понимают, что работать нужно с законными представителями, с законными руководителями Сирийской Арабской Республики. Мы такую тенденцию приветствуем. Чем скорее она обретет форму практических договоренностей, поиска практических решений, тем будет лучше и для сирийского народа, и для народов всего региона.