Ukraine
Выступление Постоянного представителя России при ОБСЕ А.В.Келина на специальном заседании Постоянного совета ОБСЕ, Вена, 17 февраля 2015 года
Уважаемый господин Председатель,
Признательны Главе спецмониторинговой миссии ОБСЕ на Украине Э.Апакану, спецпредставителю Действующего председателя ОБСЕ в Контактной группе Х.Тальявини и Директору БДИПЧ М.Линку за информацию и соображения в связи с реализацией Комплекса мер по выполнению Минских договоренностей.
Согласованные в Минске документы - это важнейший результат коллективных усилий всех сторон, заинтересованных в мирном урегулировании кризиса на Украине.
Призываем все стороны внутриукраинского конфликта - представителей Киева, Донецка и Луганска - строго выполнять принятые на себя обязательства. Россия готова активно этому содействовать.
Реализация мирных договоренностей должна носить всеобъемлющий и структурированный характер, учитывающий весь набор предусмотренных в Минске мер. Нельзя допустить растаскивания минского пакета на «узкие» вопросы, которые кому-то нравятся больше. Сосредоточиться надо на ключевых в контексте урегулирования внутриукраинского конфликта темах - конституционной реформе, национальном диалоге, социально-экономическом восстановлении Донбасса.
При этом первой задачей является всеобъемлющее прекращение огня, которое вступило в силу с 15 февраля. Как сегодня подтверждает руководство СММ, прекращение огня в целом соблюдается на большинстве участков линии разграничения сторон. Впервые за долгое время в Донецке не слышно разрывов снарядов. Население получило долгожданную тишину.
По имеющейся информации, в районе Луганска ополчение уже приступило и к отводу тяжелых вооружений. Представители ополчения в Донецке подтверждают свою готовность к отводу вооружений, если одновременно это будут делать вооруженные силы Украины.
Озабочены продолжающимися попытками отдельных украинских подразделений, входящих в состав т.н. «Антитеррористической операции», несмотря на приказ из Киева, вести боевые действия с применением тяжелой техники и артиллерии. К сожалению, продолжаются боестолкновения вокруг Дебальцево, поступают сведения об эпизодических обстрелах украинскими силовиками населенных пунктов, в частности, Горловки, Зоринска (вчера по ним был нанесен удар из «Ураганов» и «Градов»).
Конечно, и мы озабочены тем, что происходит в Дебальцево. Никого это не радует, но вряд ли мы решим эту ситуацию. Особенно, пытаясь переложить ответственность друг на друга. Там нужны переговоры.
Все стороны должны полностью прекратить огонь и незамедлительно приступить к реализации последующих пунктов Комплекса мер в предусмотренном в этом документе порядке.
Приветствуем оперативную реакцию спецмониторинговой миссии ОБСЕ, с первых минут приступившей к мониторингу режима прекращения огня на Донбассе. Ценим работу Миссии, которой приходится действовать в очень непростых условиях. Беспристрастная верификационная деятельность СММ должна равномерно распространяться на всю определенную в минских договоренностях зону прекращения огня и отвода тяжелых вооружений по обе стороны линии разъединения. Ожидаем, что о ситуации на всей этой территории Миссия будет и дальше оперативно и полно информировать в своих докладах, которые внимательно изучаются всеми сторонами конфликта.
Отмечаем подготовленный СММ Концептуальный документ по содействию реализации достигнутых в Минске договоренностей. Важную роль будет играть тесная координация действий СММ со всеми ответственными лицами и структурами как Киева, так и Донецка, и Луганска. Это имеет принципиальное значение и для обеспечения безопасности наблюдателей.
Согласны, что в новых условиях повышаются потребности СММ в технических и кадровых ресурсах. Подбираем специалистов с опытом, необходимым для работы в СММ с учетом новых задач. При этом СММ, согласно ее мандату, является сугубо гражданской миссией, что необходимо учитывать при подборе персонала.
Обращаем внимание на то, что содействие СММ в реализации минских договоренностей на Юго-Востоке не должно привести к ослаблению внимания к другим регионам Украины, которые покрываются мандатом Миссии. Речь идет о случаях нарушений прав человека, проявлений ксенофобии, агрессивного национализма, насильственного экстремизма и других видов этнической и религиозной нетерпимости, нарушений права на свободу слова и СМИ. Несмотря на достигнутые в Минске договоренности, преследование граждан Украины по политическим мотивам продолжается.
Уважаемый господин Председатель,
Мы рассчитываем на конструктивную работу с представителями регионов в Контактной группе, в том числе в рамках рабочих групп. Поддерживаем усилия Х.Тальявини по выстраиванию конструктивного взаимодействия в данном формате.
Отмечаем готовность БДИПЧ ОБСЕ к наблюдению за выборами в Донбассе, как только будут урегулированы и согласованы все аспекты, связанные с их организацией и проведением. На БДИПЧ лежит особая ответственность. От того, насколько квалифицированно и беспристрастно будет организована работа наблюдателей, во многом зависит успех всего процесса политического урегулирования. Необходимо принять во внимание и особые обстоятельства, связанные с тем, что большое количество людей было вынуждено покинуть зону конфликта, причем многие из них оказались как в других регионах Украины, так и за рубежом. Напомним коллегам, что число людей, за год выехавших с Украины только в Россию и оставшихся там, приближается к одному миллиону человек (913 тыс.). Из них за предоставлением официального статуса обратились 630 тыс.
Нужно заняться практическими мерами по улучшению положения мирного населения в пострадавших регионах. Договоренности на этот счет, связанные с восстановлением социально-экономических связей, отражены и в четырехсторонней декларации, и в Комплексе мер. Люди в Донбассе по- прежнему испытывают острую нехватку продовольствия, медикаментов, других товаров первой необходимости.
Российская сторона предпринимает необходимые меры по облегчению их положения. С августа 2014 года 14-тью гуманитарными колоннами было доставлено более 20 тыс. тонн грузов. Из них 12 тыс. тонн продуктов, 1800 тонн электрооборудования и комплектующих для восстановления разрушенных объектов, 3300 тонн строительных материалов для восстановления жилого фонда и социально значимых объектов, 350 тонн медикаментов и медицинского имущества, а также детское питание, подарки и пожертвования благотворительных организаций, станции очистки воды и прицепные кухни.
МЧС России находится в тесном контакте с МККК. Наблюдатели ОБСЕ, также как и украинские пограничники и таможенники, имеют все возможности проинспектировать содержимое грузов. Рассчитываем, что создание международного механизма, о котором говорится в п.7 Комплекса мер, не будет искусственно затягиваться.
В этот ответственный период призываем стороны воздерживаться от опрометчивых и конфронтационных заявлений, попыток девальвировать значимость и исказить содержание согласованных в Минске мер.
Серьёзную тревогу в этой связи вызывают заявления некоторых депутатов в Верховной Раде, а также представителей украинского правительства. В частности, мы не понимаем, как следует относиться к заявлениям мининдел Украины П.Климкина о том, что «Украина не брала на себя никаких обязательств о внесении конкретных изменений в конституцию, касающихся Донбасса». «Любые шаги по так называемой амнистии будут осуществляться по закону, который рассматривали в Верховной Раде». А он, напомню, предусматривал весьма ограниченное применение.
Уважаемый господин Председатель,
Минские договоренности создали, наконец, необходимую основу для того, чтобы инклюзивный национальный диалог на Украине приобрел конкретные очертания. Без этого урегулирование внутриукраинского конфликта невозможно. Украинцам предстоит выработать такую формулу конституционного устройства государства, при которой было бы безопасно и комфортно жить всем гражданам, в полном объёме соблюдались бы права человека.
Благодарю за внимание.