15:40

Член Совета Ассоциации российских дипломатов, начальник аналитического отдела Постоянного Комитета Союзного государства, профессор МГИМО Александр Стоппе принял участие в работе VIII Форума регионов Беларуси и России.

VIII Форум регионов Беларуси и России, организованный под эгидой верхних палат парламентов двух стран – Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Республики Национального собрания Беларуси, был посвящен теме научно-технического сотрудничества России и Беларуси в эпоху цифровизации.

В работе секции «Молодежь онлайн: цифровая среда будущего» принял участие член Совета Ассоциации российских дипломатов, начальник аналитического отдела Постоянного Комитета Союзного государства А.Стоппе.

В своем выступлении «Цифровая среда образования будущего: поколение «Z» и уроки пандемии» он отметил, что в Союзном государстве практически создано единое образовательное пространство. Главный вопрос сегодня – какое оно и как будет развиваться в эру цифровизации. При этом профессор отметил, что россиянам и белорусам легко понять друг друга при выработке согласованных подходов, так как в основе системы образования двух стран лежит лучшая в мире система образования СССР.

В своем выступлении А.Стоппе выделил три темы: кого учим, кто учит и как учим?

В отношении «кого учим», он отметил, что нынешнее поколение, так называемое поколение «Z» или зуммеры, впервые действительно особое за всю историю человечества, в первую очередь благодаря практически трем за столетие научно-техническим революциям, включая цифровизацию. Его представители воспринимают информацию не так, как ее воспринимали предшественники, даже их старшие братья и сестры. Например, они не в состоянии выслушивать классические полуторачасовые лекции даже самого квалифицированного профессора, зато в состоянии просмотреть в сети огромный объем информации по собственному запросу.

Современные подростки могут одновременно решать множество задач в информационной среде: быть на лекции в Zoom и смотреть кинофильм или слушать музыку, проверять ленту Instagram и делать домашнее задание и т.д. Заучивание и запоминание у них не в приоритете – ведь вся информация есть в сети. На первый план выходят навыки ее поиска и верификации.

Для них главное – движение, участие, самореализация. Выбора у них во всем больше, чем у предыдущих поколений: с кем общаться, где получать информацию, какую музыку слушать, какие бренды носить. Для них слова песни Игоря Цоя: «Перемен требуют наши сердца. Мы ждем перемен!» – не просто слова, а руководство к действию.

Внедрение цифровых технологий абсолютно однозначно востребовано поколением «Z», потому что это его «среда обитания».

Второй вопрос – кто учит? По мнению А.Стоппе, очевидный вывод из анализа преподавания в системе онлайн в условиях пандемии – требования к преподавателю, работающему в режиме онлайн, беспрецедентно возросли. Лекция, подача материала должны быть не только полезными, но и более интересными для студента, чем материал, который он сможет найти в Интернете. В противном случае он просто «уйдет». При этом у него может не хватить знаний для того, чтобы без объяснений лектора разобраться, правильно понять материал. И он останется полузнайкой, хотя сам будет считать себя «знайкой», а это может привести к печальным последствиям в его будущей профессиональной деятельности.

А.Стоппе отметил, что к призыву учиться, учиться и учиться должен добавиться призыв «давайте научимся учить». Всем преподавателям необходимо повысить свою квалификацию в области цифровых технологий, понять, что обучение на протяжении всей жизни, привычное на Западе, становится необходимостью для всех профессоров, доцентов, особенно в области цифровизации образования – они должны разбираться в «цифре» не хуже студентов, во всяком случае в области преподаваемого предмета.

По третьему вопросу – как учить – А.Стоппе поддержал тезис о том, что суть цифровой трансформации заключается в том, чтобы эффективно и гибко применять новейшие цифровые технологии для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу.

В результате учебный процесс, по его мнению, несомненно, становится более гибким, «заточенным» под конкретного студента, который может сам в рамках курса формировать запрос на получение знаний и включается в процесс обучения в удобное для него время. Но при этом появляется «ловушка» – знает ли он, чего хочет? Вот тут без преподавателя не обойтись, даже самому талантливому студенту.

А.Стоппе подчеркнул, что организация учебного процесса во время пандемии показала, что образование уже не будет прежним, и сейчас видно, как новые информационные технологии активно, в том числе в формате онлайн, внедряются в обучение.

В отношении лекций – это бесспорно положительный фактор. Вместе с тем в отношении важнейшей составляющей учебного процесса – семинаров, практических занятий – не все так однозначно. Образовательный процесс может быть эффективным только при наличии обратной связи между всеми сторонами.

Таким образом, по мнению члена Совета Ассоциации российских дипломатов, подход должен быть комплексным, холистическим. Ставка должна делаться на сочетание онлайн и офлайн обучения, так как образование – это не просто передача знаний. Оно включает в себя дискуссии, обсуждение различных концепций, применение знаний к определенным ситуациям. Именно за смешанным форматом обучения, считает начальник аналитического отдела Постоянного Комитета, будущее.

Особенно это актуально для России и Беларуси, где есть громадный еще не растраченный интеллектуальный потенциал, единые образовательное и научно-технологическое пространство и, можно сказать, склонность на генетическом уровне к программированию и высоким технологиям.


Дополнительные материалы

Председатель -

ХАЛЕВИНСКИЙ Игорь Васильевич

Тел.: +7 (499)-244-20-57

+7 (499)-244-32-80

E-mail: Ard.midrf@yandex.ru