7 декабря 1941г. - Пирл - Харбор - "День Позора" (Infamy Day), воистину ставший именно таковым для Америки: был ли он действительно неизбежен и в самом деле внезапен?! ( к 80 - летию нападения Японии на Пирл - Харбор и начала Второй Мировой Войны на Тихом Океане).
Эссе члена Совета АРД,кандидата исторических наук доцента А.Н.Сизова.
7 декабря 1941г. боевые самолеты морской авиации Японии (торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики), взлетевшие ранним утром с четырех авианосцев ВМС Империи Восходящего Солнца - "Акаги", "Кага", "Сорю" и " Хирю", нанесли мощный прицельный удар по главной базе Тихоокеанского Флота США - гавани Пирл - Харбор на острове Оаху на Гавайях. Ошеломляющие результаты этой беспрецедентно удачной крупномасштабной атаки, заслуженно и прочно вошедшей как блестящая операция и подлинный тактический шедевр в сокровищницу мирового военно - морского искусства, вызвали буквально шок как в самих США, так и во всем мире. Из 8 стоявших на внутреннем рейде линейных кораблей 5 - потоплены, 3 - получили столь значительные повреждения, что не подлежали восстановлению, 3 крейсера и 3 эсминца нуждались в капитальном ремонте. На азродромах Пирл - Харбора было уничтожено 188 самолетов. Погибло 2403 военнослужащих американских Вооруженных Сил - Армии, Флота и Корпуса морской пехоты. На этом скорбно удручающем фоне потери японской стороны носили смехотворно - ничтожный характер: 64 убитых, из которых 55 чел. - экипажи сбитых 29 самолетов, 9 чел. - команды проникших на внешний рейд гавани сверхмалых подводных лодок, обреченно - героически сыгравшие роль фанатиков - "камикадзе" (Н.Н. Яковлев. Загадка Пирл - Харбора. Издание 2-е, дополненное. М., "Наука", 1968г., с.48, 50, 54). Одновременно японские войска столь же неожиданно напали на британские и нидерландские колониальные владения на Дальнем Востоке - Сингапур, Малайю и Голландскую Индию (Индонезию). 8 декабря 1941г. в вашингтонском Капитолии на совместном заседании обеих палат Конгресса США выступил Президент Франклин Делано Рузвельт, заявивший следующее: " Вчера... Соединенные Штаты были внезапно и преднамеренно атакованы военно - морскими и воздушными силами Японской Империи. США были в мире с этой страной и ...вели переговоры с ее правительством..., направленные на сохранение мира на Тихом Океане. ...Нет никаких сомнений в том, что нападение умышленно готовилось в течение многих дней и даже недель. А все это время японское правительство сознательно стремилось обмануть Соединенные Штаты ложными заявлениями и выражало надежду на сохранение мира. Вчерашнее нападение на Гавайские острова нанесло огромный ущерб американским морским и военным силам"(Ch.Beard. President Roosevelt and the Coming of the War 1941. A Study in Appearances and Realities. Yale University Press, 1954, p.237). После короткого бурного обсуждения Конгресс, единодушно приняв рекомендацию ФДР, единогласно одобрил объединенную резолюцию обеих палат, объявлявшую войну между "императорским правительством Японии и правительством и народом Соединенных Штатов" (Prelude to Infamy. Official Report on the Final Phase of U.S. - Japanese Relations. October 17 to December 7, 1941. N. Y., 1943, p.48). Так США вступили во Вторую Мировую Войну. Невольно возникает законный, далеко не риторический и отнюдь не праздный вопрос, которым задавались многие поколения: но почему так произошло и кто конкретно виноват в случившемся? В самих США в разное время восемь официальных комиссий (основная из них - работавшая в 1946г. Объединенная Комиссия Конгресса, издавшая 39 томов документов и стенографических отчетов) занимались активным расследованием причин трагедии в Пирл - Харборе. Однако, сделанные ими выводы оказались, в конечном итоге, малоубедительными и не смогли удовлетворить никого - ни дипломатов, ни военных, ни разведчиков, ни историков. И по сей день в американском общественном мнении эта щекотливая тема, даже в малой степени не утратив своей поразительной " болезненной живучести", в полной мере сохраняет свою очевидную актуальность, хотя и будоражит тяжелые воспоминания и оставляет неизбывный горький и тягостный осадок. Непреходящий интерес к ней логически обусловлен еще и тем, что наша Родина - СССР поддерживал в то время нормальные дипломатические отношения как с США, так и с Японией, и в этих сложных, изменчивых, противоречивых отношениях имели место приливы и отливы, были свои взлеты и падения. Можно, по - видимому, с должным основанием утверждать, что этот "треугольник взаимоотношений: США - СССР - Япония", вовсе не являясь, образно говоря, "равнобедренным", порой принимал самую причудливую, нередко затейливую, конфигурацию и этому в немалой степени ощутимо способствовали несколько весомых объективных причин, заслуживающих самого пристального внимания и тщательного, вдумчивого анализа.
1. Во - первых, очень далеки от истины и совершенно несостоятельны нелепые, но, увы, прочно и давно устоявшиеся и широко распространенные мнения, что США, дескать, даже не готовились к войне с Японией. Но это совсем не так. Неровный, порой двусмысленный характер экономических взаимоотношений этих государств в 20 - е и 30 - е годы, равно как и стремительно шедшее по нарастающей острое соперничество в Китае, породив "бездну горючего материала", сделали неотвратимой быстро приближавшуюся отчаянную схватку двух держав за господство над Тихим Океаном. В одной из книг фундаментальной 96 - томной американской официальной истории участия Армии США во II Мировой Войне четко сказано: "... стратегия войны с Японией на Тихом океане была единственной областью американского военного планирования, которая имела длительную и непрерывную историю" ( М. Мэтлофф, Э. Снелл. Стратегическое планирование в коалиционной войне 1941 - 1942. ИЛ, М., 1955г., с.10). Созданный президентом Вудро Вильсоном в 1919г. Тихоокеанский Флот, неоднократно выдвигаясь к Гавайскому архипелагу, регулярно базировался на гавань Пирл - Харбор на острове Оаху, ставшую с мая 1940г. местом его постоянной дислокации. Этим преследовались сугубо политические цели: оказать сдерживающее влияние на Японию, побуждая ее хоть частично умерить растущие как на дрожжах аппетиты. Государственный секретарь США Корделл Хэлл выразился на этот счет совершенно недвусмысленно: " Подтягивая флот к Гавайям, наше правительство руководствовалось теми же мотивами, что и человек, держащий в доме заряженную двустволку, в ходе переговоров с забравшимся ночью в его сад бандитом" (Pearl Harbor Attack. Hearings before the Joint Committee on the Investigation of the Pearl Harbor Attack, pt.2. Washington, 1946, p.537). Что же касается чисто военной стороны дела, то внешне картина выглядела оптимистически. Во - первых, высшее командование американских Вооруженных Сил было убеждено, что флот в Пирл - Харборе - в полнейшей безопасности и ему ничто не грозит. Излучавший эту непоколебимую уверенность начальник штаба Армии США генерал Джордж Маршалл безапелляционно доложил ФДР в начале мая 1941г. : " Остров Оаху благодаря его укреплениям, гарнизону и географическим особенностям считается сильнейшей крепостью в мире" (G. Morgenstern. Pearl Harbor. The Story of the Secret War. The Devin - Adair Company. N.Y.,1947, p.69). Почти годом ранее ФДР подписал закон о "флоте двух океанов", предусматривавший ускоренное строительство новых кораблей - линкоров, авианосцев, крейсеров, эсминцев, подлодок - общим водоизмещением 1.325.000 тонн ( S. Morison. The Two Ocean War. Boston,1963, p.43). Предусматривалось также введение в строй новых десантных, эскортных, патрульных, вспомогательных судов водоизмещением 100.000 тонн. В совокупности это означало увеличение ВМС США почти на 70% за 5 - 7лет ( The War Reports of... Fleet Admiral Ernest J. King, Commander - in - Chief, U.S. Fleet and Chief of Naval Operations. Philadelphia - N.Y.,1947, p.484). Ставка делалась на создание такого, по существу не имеющего себе равных, почти уникального флота, который был бы в состоянии одновременно не только успешно противостоять, но и, в конечном счете, даже нанести сокрушительное поражение военно - морским силам как Германии и Италии в Атлантике и Средиземноморье, причем с учетом более чем вероятного скорого присоединения к ним находившегося под властным и умелым началом ярого и убежденного англофоба (что совсем неудивительно - его прадед, любимчик и правая рука незадачливого адмирала Пьера Шарля де Вильнёва, сцепившись на своем фрегате с британским линкором в яростной абордажной схватке и взорвавшись вместе с ним, героически погиб в знаменитом Трафальгарском сражении 1805г., когда выдающийся британский флотоводец, прославленный адмирал Гораций Нельсон в пух и прах разнес французскую эскадру, несмотря на заведомо безнадежное, жертвенно - отчаянное сопротивление дравшихся с бешенством обреченных французов, чье мужество сами англичане были вынуждены признать) адмирала Франсуа Дарлана сравнительно мощного и весьма современного флота полуоккупированной нацистами Франции, где господствовал возглавлявшийся маршалом Филиппом Анри Петэном, генералом Максимом Вейганом и политиканом Пьером Лавалем коллаборационистский " режим Виши", так и Японии на Тихом океане. На эти цели в соответствии с обширной Программой вооружений Вооруженных Сил США, одобренной Президентом в июле 1940г. и на реализацию которой Конгресс ассигновал 5,5 млрд.долл., выделялась почти половина данной суммы ( J. Backman. War Economics. N.Y., 1942, p. 30). Но не дремала и Япония - она отнюдь не сидела, сложа руки. Ее прямые военные расходы, поглощавшие свыше 80% всего бюджета, постоянно росли: если в 1938/39 финансовом году они составили 6,8 млрд. иен, то в 1940/41г. превысили 9 млрд. (Японский милитаризм. М., 1972 г., с.191). Сознавая очевидную несопоставимость собственного сравнительно ограниченного и весьма скромного военно - промышленного потенциала с американским (соотношение составляло 1:8), высшее командование японских ВМС сконцентрировало усилия на достижении в кратчайший срок качественного превосходства, строя линейные корабли, несущие мощное артиллерийское вооружение, недосягаемое для американских кораблей аналогичного класса. Классический пример: спуск на воду в канун Пирл - Харбора двух крупнейших в мире линкоров - супергигантов - "Ямато" и "Мусаси". Эти "близнецы - братья" водоизмещением по 72.000 т имели каждый в трех башнях по 9 орудий главного калибра, ощутимо превышающего американский: 460 мм против 406 (16 дюймов) и 305 мм (12 дюймов). Активно пропагандировалась боевая наступательная тактика, предусматривавшая не только уместную целесообразность заблаговременного перехвата флота США на ближних подступах к метрополии, т.е. Японским островам, навязав ему решительное генеральное сражение с непременным финалом - полным разгромом, но и последующий автоматический перенос боевых действий непосредственно к берегам Америки, что предполагало высадку сразу нескольких десантов на тихоокеанском побережье и последующее крупномасштабное, осуществляемое в высоком темпе и предельно безжалостно продвижение в глубь страны. На все это отводились крайне сжатые, минимальные сроки, так как по мнению японских адмиралов " промедление смерти подобно" и следует "перестать пастись у дороги", ибо "нацию сжигает пожар". Это означало, что массовые, беспрецедентно всеохватные и нередко граничившие с истерическим психозом шовинистические настроения в японском обществе достигли небывалого апогея, чем и надлежало незамедлительно воспользоваться, пока не поздно. Главнокомандующий объединенным флотом Японии адмирал Исороку Ямамото, "моряк до мозга костей", одаренный, образованный теоретик, недюжинный стратег и смелый тактик, "крестный отец" Пирл - Харбора, прямо указывал в конце января 1941г.: " Если мне скажут - воевать, тогда в первые 6 - 12 месяцев войны против США и Англии я буду действовать стремительно и продемонстрирую непрерывную цепь внушительных побед. Но я должен предупредить: если война продлится два или три года, у меня нет никакой уверенности в окончательной победе" (M. Okumia, J. Horikoshi with M. Caiden. Zero. E.P. Dutton and Co. N.Y., 1956, p. 61). В бурной беседе с премьер - министром князем Фумимаро Коноэ он, поставив все точки над "и", без обиняков заявил: "Если между Японией и Соединенными Штатами разразится война и если она затянется, нам придется не ограничиться захватом Гуама, Филиппин и даже Гавайев и Сан - Франциско. Нам во что бы то ни стало потребуется взять штурмом Вашингтон и подписать мирный договор в Белом Доме" ( L. Baker. Roosevelt and Pearl Harbor. A Great President in a Time of Crisis. N.Y., 1970, p.37). Но такой невероятный, почти фантастический исход мог пригрезиться лишь в кошмарном сне - ведь "дерево было явно не по плечу" и японские флотоводцы, прекрасно сознавая этот непреложный факт, не строили даже малейших иллюзий.
2. Во - вторых, очень многое зависело от проводимого Японией внешнеполитического курса. Например, много лучшего оставляли желать вызывавшие в Берлине почти перманентное и плохо скрываемое раздражение японо - германские отношения, так как в период "странной войны" и затем, во время громких военных успехов Германии в Европе Япония проявляла упорное нежелание взять на себя какие бы то ни было конкретные обязательства, стремясь поскорее "прибрать к рукам" ставшие явно "безхозными" колонии Франции, Англии и Нидерландов. Официальный Токио вынашивал амбициозные планы создания грандиозной "Великой Восточноазиатской сферы взаимного процветания", т.е. замышлял образование огромной колониальной империи, состоящей из Индокитая, Индонезии, Таиланда, Бирмы, Малайи и Филиппин. В перспективе предполагалось включение в нее Индии, Австралии и Новой Зеландии. Что же касается взаимоотношений с СССР, то японские милитаристы, по - прежнему вожделенно зарившиеся на советский Дальний Восток, получив хороший предметный урок у озера Хасан в 1938г. и реки Халхин - Гол в 1939г. (внушительная взбучка от Красной Армии не прошла даром и запомнилась надолго), сочли более предпочтительным и целесообразным, а главное - безопасным, обратить свои взоры в сторону Южных Морей, резонно рассчитывая встретить там минимальное, фактически символическое сопротивление наголову разгромленных и оккупированных Франции и Голландии и потерпевшей сокрушительное поражение Великобритании. В июле 1940г. в Японии было сформировано новое правительство, которое возглавил вышеупомянутый князь Ф. Коноэ, принц царствующего дома и близкий родственник императора Хирохито. Состав кабинета отразил заметно возросшую, почти вездесущую роль оголтело - агрессивных группировок тогдашних правящих кругов "Империи Восходящего Солнца": признанный вожак воинствующих милитаристов генерал Хидеки Тодзио, тесно связанный с Квантунской Армией, стал военным министром, а его друг и единомышленник Иосукэ Мацуока, в недавнем прошлом президент компании ЮМЖД (Южно - Маньчжурской железной дороги), получивший высшее образование в США, был назначен министром иностранных дел. Одним из первых его шагов явились сделанные госдепартаменту клятвенные заверения в искренней заинтересованности Японии в улучшении японо - американских отношений. И это были отнюдь не пустые слова. Тогда ощутимая экономическая зависимость Японии от США просматривалась со всей очевидностью: в том памятном 1940г. на долю США пришлось 60 % японского импорта нефти и нефтепродуктов (Japan' s Decisions for War. Records of the 1941 Policy Conferences. Stanford, California,1967, p.187), американский железный лом составил 25% всей выплавленной в Японии стали (Ibidem., p.6), а в 1941г. объем японского импорта чугуна, листовой стали и металлического лома из США увеличился в 4 раза по сравнению с 1940г. ( История войны на Тихом океане, т.3. М., 1957г., с 204). В беседах с послами Германии и Италии И. Мацуока постоянно подчеркивал, что его правительство "чертовски склоняется к державам "оси" и выступает за "новый порядок" в Азии" (W.Langer, S.Gleason. The Undeclared War. 1940 - 1941. Harper and Brothers Publishers. N. Y.,1953, p.4). То же самое он повторил в ходе прошедших в Токио 10 - 11 сентября 1940г. секретных переговоров со специальным представителем рейхсминистра Иоахима Риббентропа, его доверенным лицом Генрихом Штамером и послом Эугеном Оттом. В достижении конкретной договоренности проявляли обоюдную заинтересованность обе стороны. Нацисты рассчитывали на синхронно увязанное с их будущей агрессией против СССР внезапное японское нападение на Советское Приморье, что неизбежно вынудило бы Советский Союз одновременно воевать на два фронта, а также полагали, что военно - политический союз двух держав наверняка активизирует деятельность вовсю критиковавших ФДР американских "изоляционистов" и сильно ослабит, если вообще не сведет на "нет", уже начавшее беспокоить Берлин растущее американо - британское военное сотрудничество. А оно отчетливо просматривалось: еще в июне 1940г. США продали Великобритании свыше 500.000 винтовок, 22.000 пулеметов, 895 полевых орудий и некоторое количество боеприпасов на общую сумму 41, 3 млн. долл. (История международных отношений и внешней политики СССР, т.II - 1939 - 1945гг. Издательство ИМО, М., 1962г., с.96). 2 сентября состоялось подписание двустороннего межправительственного соглашения, согласно которому в обмен на 50 американских эсминцев, изрядно, кстати, устаревших и даже списанных на слом из состава ВМС США, Англия сдавала в аренду на 99 лет 8 морских и воздушных баз, расположенных на островах: Ньюфаундленд, Бермудских, Ямайке, Сент - Люсиа, Тринидад, Антигуа, Багамских, а также в Британской Гвиане. Английская сторона обязалась ни при каких обстоятельствах не уничтожать свой военно - морской флот, где бы он ни дислоцировался, и не сдавать его Германии даже в случае немецкой высадки на Британских Островах и их оккупации, а направить его для защиты доминионов, в первую очередь, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Сугубо политический аспект данного соглашения был налицо: США де - факто становились союзником Великобритании, хотя еще и невоюющим. Таким образом, был сделан первый важнейший шаг на пути образования англо - американского блока, все больше приобретавшего антигерманскую направленность. Но тогда нацистов занимало другое: альянс с Японией. На встрече со своим итальянским коллегой Галеаццо Чиано в Риме в сентябре 1940г. И. Риббентроп так оценил предстоящий договор: "Он будет иметь двоякие выгоды: против России и против Америки. Под угрозой японского флота Америка не осмелится пошевелиться" (Указ. соч., с.109). Однако, настоятельную необходимость "зашевелиться", причем как можно быстрее и энергичнее, в Вашингтоне, спохватившись, ощутили только поздней осенью 1940г., когда до них наконец - то дошло запоздалое понимание истинного смысла и подлинного предназначения подписанного в Берлине 27 сентября 1940г. "Пакта трех держав", или "Тройственного Пакта" - военно - политического союза нацистской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии. Таким образом, произошло окончательное оформление откровенно агрессивного политического, военно - стратегического и экономического блока трех государств, чьи правители открыто заявили о претензиях на мировое господство. Для США ключевое значение имела статья 3, гласившая: " Германия, Италия и Япония будут поддерживать друг друга всеми политическими, экономическими и военными средствами, если одна из трех договаривающихся сторон подвергнется нападению какой - либо другой державы, не участвующей в настоящее время в европейской войне и китайско - японском конфликте" (Der Nationalsozialismus. Documente 1933 - 1945. Frankfurt a/M., 1957, s. 244 - 245). Попутно нельзя не отметить, что важнейшую оговорку содержала статья 5, декларировавшая, что положения Пакта ни в малейшей мере "не затрагивают политического статуса, существующего в данный момент между каждой из трех договаривающихся сторон и Советской Россией" (Нюрнбергский процесс. Сборник материалов, т.1. М., 1955г., с.409). Наличие этого важнейшего обстоятельства постоянно учитывали в Вашингтоне, где стремились, закулисно поощряя дальнейшее "увязание" Японии в Китае и развязанную ею же в том приснопамятном сентябре 1940г. агрессию в Северном Индокитае, столкнуть ее на Дальнем Востоке с Великобританией или с СССР, а самим остаться в стороне.
3. В третьих, эти маневры не прошли незамеченными в Москве. Там, сознавая в полной мере неотвратимость приближавшейся смертельной схватки с нацистской Германией, направляли разнообразные и глубоко продуманные военные и дипломатические усилия на получение определенных, строго очерченных гарантий безопасности своих восточных границ. При этом не скупились на щедрые посулы и попутно - весомые предостережения. Так, например, Молотов В.М. в беседе с послом Японии в СССР Ёсицугу Татекава 21 ноября 1940г., прозрачно намекнув, что передай она, Япония, добровольно Советскому Союзу часть Курильских островов, она тут же автоматически обретет полную и столь долгожданную и важную для нее "свободу рук" на Юге, заявил: "... как известно, Германия, заключив с СССР пакт о ненападении и обеспечив себе тыл, добилась на Западе больших успехов" (Документы внешней политики (ДВП),т. XXIII, в 2-х кн. М.,1995г., кн.2, ч.1, с.117 - 118). А в ходе встречи с И.Мацуока в Москве 24 марта 1941г. Сталин И.В. походя и как бы невзначай обронил многозначительную фразу: " Что же касается англосаксов, то русские никогда не были их друзьями и не намерены дружить с ними и сейчас" (Там же, кн.2, ч.2, с.500 - 502). В конечном счете, венцом такой умной, осторожной и дальновидной политики явился подписанный 13 апреля 1941г. советско - японский пакт о нейтралитете сроком на 5 лет. Его заключение, вызвав в Лондоне - большое замешательство, а в Вашингтоне - неподдельное смятение, дало возможность тогдашнему руководству СССР своевременно и четко стратегически разграничить Европу и Дальний Восток, максимально сосредоточив все внимание на воочию исходившей от гитлеровской Германии грозно нависшей опасности. Это профессионально умело и тонко уловил видный американский дипломат, школьный однокашник ФДР по Гротонскому колледжу Джозеф Грю, посол США в Японии, докладывавший госсекретарю К. Хэллу в конце апреля 1941г.: "Будущее развитие советско - японских отношений в значительной степени зависит от того поворота, который примет война в Европе, и от размеров действительной или потенциальной угрозы Советскому Союзу" (Foreign Relations of the United States (FRUS). Diplomatic Papers - 1941, vol.IV - The Far East. W., 1956, p.965).
4. В четвертых, 22 июня 1941г., круто и сразу опрокинув старые схемы и обветшалые стереотипы, создало совершенно новую, невиданную доселе, принципиально иную и качественно более высокую "систему координат" в международных отношениях той эпохи, разительно отличавшуюся от прежней. Японские правящие круги очутились на распутье: стоит ли поддержать гитлеровскую агрессию против СССР? Опять всплыли и вышли наружу почти всегда подспудно тлевшие, периодически то затухавшие, то вспыхивавшие с новой, утроенной силой острые разногласия в правительстве: министр иностранных дел И.Мацуока исступленно ратовал за немедленное вступление в войну, премьер Ф. Коноэ, вышеназванный Х.Тодзио и другие министры предлагали пока повременить и благоразумно остаться в стороне. Рассудительный и хитрый Тодзио, войдя в ближайшее окружение императора Хирохито и заручившись его благожелательным настроем, настойчиво внушал своим нетерпеливым и колеблющимся коллегам: в сложившейся обстановке следует принять его мудрый тезис о "спелой хурме", т.е. необходимо выждать и когда Советский Союз, будучи заведомо обреченным, окончательно ослабнет и его неизбежное поражение станет очевидным, тогда - долгожданный "бросок на Север", поскольку СССР к этому времени уже "будет готов как спелая хурма упасть на землю". На том и порешили. Пришедшее к власти в июле 1941г. 3 - е правительство вышеупомянутого Ф.Коноэ сочло уместным придерживаться именно такой линии поведения. Но в нем произошли важные персональные изменения: вместо отправленного в отставку И.Мацуока, нередко вызывающе нарочито, совершенно не к месту и по любому поводу демонстрировавшего свои откровенные прогитлеровские симпатии, министром иностранных дел был назначен находившийся на действительной службе адмирал Тэйдзиро Тоёда, много лет тесно связанный с крупнейшим военно - промышленным концерном " Мицубиси", а фактически - его ставленник. Вслед за этим последовала ощутимая активизация максимально форсируемой всесторонней подготовки к войне с СССР. К концу 1941г. - началу 1942г. численность личного состава Квантунской Армии, ставшей предметом особых забот трепетно лелеявшего ее Х.Тодзио, превысила 1 млн. чел., ее танковый парк увеличился вдвое, а самолетный - вырос втрое (Н.Н.Яковлев. Указ.соч., с.103). Согласно объективной и профессионально высококомпетентной оценке авторитетного Центра по изучению международных отношений престижного и одного из лучших в США Принстонского Университета " эта мобилизация и сосредоточение наземных и воздушных сил были величайшими во всей предшествовавшей истории японской армии. ... В... Маньчжурию было завезено такое громадное количество вооружения и снаряжения, что, несмотря на позднейшие изъятия, около 50% осталось в этом районе до конца войны на Тихом Океане" ( R.Butow. Tojo and the Coming of the War. Princeton University Press,1961, p. 220). В конечном итоге, правящие классы Японии предпочли руководствоваться одобренной в июле так называемой "Программой национальной политики империи в соответствии с изменением обстановки". В объяснительной записке - приложении к данной Программе недвусмысленно указывалось: " Хотя наше отношение к германо - советской войне основывается на духе "оси" трех держав, мы в настоящее время не будем вмешиваться в нее и сохраним независимую позицию, секретно завершая в то же время военные приготовления против Советского Союза... Если германо - советская война будет развиваться в благоприятном для империи направлении, то она, прибегнув к вооруженной силе, окончательно разрешит северную проблему" (История войны на Тихом океане, т.3. Приложение. М., 1957г., с. 379 - 380).
5. В пятых, вероломное нападение на СССР повлекло за собой "мучительную переоценку ценностей" в Вашингтоне. В администрации ФДР мнения разделились: сам Президент, очень близкий к нему личный советник Гарри Ллойд Гопкинс и госсекретарь К. Хэлл стояли за нейтралитет США, военно - морское руководство - морской министр Фрэнк Нокс и командующий ВМС адмирал Гарольд Старк - энергично ратовали за немедленное объявление войны Германии как главному противнику, не обращая внимания на Дальний Восток, где следует, по их мнению, ради выигрыша времени неукоснительно придерживаться сугубо оборонительной, предельно осторожной, строго непровокационной стратегии и тактики, ни в коем случае не предъявляя Японии в ходе переговоров с ней - упаси боже - никаких ультиматумов при любых обстоятельствах. Той же точки зрения придерживалось командование Армии США - военный министр Генри Стимсон и начальник штаба Армии генерал Джордж Маршалл. Такая реалистическая, осмотрительная позиция выглядела вдвойне важной на фоне непрекращавшихся настойчивых попыток Уинстона Леонарда Черчилля побудить США занять "более решительную" позицию в отношении Японии, что практически означало его неприкрытое стремление руками американцев защитить британские и нидерландские колониальные владения на Тихом Океане, т.е. Сингапур, Малайю, Гонконг, голландскую Индию (Индонезию). Однако, в Вашингтоне на эту уловку не"клюнули" и тому были очень веские причины.
6. В шестых, неуклонно растущую и все бо'льшую, принципиально кардинальную значимость приобретали начавшиеся в феврале 1941г. в Вашингтоне американо - японские переговоры, которым суждено было сыграть поистине судьбоносную, в чем - то даже трагическую роль. Состав их первоначальных участников: ФДР, К.Хэлл и недавно назначенный посол Японии в США адмирал Кичисабуро Номура, которого американский Президент прилюдно и в переписке называл "своим другом". Его аккредитация отражала заметное усиление всеподавляющего и всеподминающего влияния высокорангированной кадровой военщины в целом и высшей флотской касты в частности на выработку и реализацию внешнеполитического курса Японии. Первоначально внесенные японской стороной в апреле 1941г. и носившие предварительный характер предложения, найдя положительный отклик у американцев, обрели окончательную форму в мае и в качестве пространного документа были переданы госсекретарю К. Хэллу. Основная суть подробно изложенных в нем пожеланий и требований сводилась к следующему: 1." Тройственный Пакт" следует рассматривать как сугубо "оборонительное соглашение", причем Япония будет неукоснительно соблюдать вышеназванную статью 3, хоть она и стала, естественно, камнем преткновения, 2. США надлежит признать договор Японии с прояпонским марионеточным правительством ее "карманного протеже" Ван Цзин - вея в Нанкине и "посоветовать" националистическому режиму Чан Кай - ши начать как можно скорее мирные переговоры с Японией, 3. в случае отказа последнего Вашингтон прекращает его поддерживать в любой форме, 4. необходимо восстановление в полном объеме торгово - экономических отношений между двумя странами, 5. США и Япония совместно гарантируют нейтральный статус Филиппин, их суверенитет, территориальную целостность и независимость, причем обязуются обоюдно содействовать ликвидации всякой дискриминации для японских подданных, 6. правительство США разрешит и будет поощрять японскую иммиграцию в США. В июне 1941г. К.Хэлл вручил К.Номура встречные американские контрпредложения, четко и без обиняков предусматривавшие:
1. неприменение в отношении США всех положений "Пакта трех держав", 2. непременное сохранение "статус - кво" на Тихом Океане, 3. взаимный отказ от выдвижения каких бы то ни было территориальных требований и любого рода аналогичных претензий к кому бы то ни было вообще. В обмен США давали согласие на: а) дальнейшее пребывание японских войск в северо - восточном Китае, но без увеличения численности контингента и на временной основе, б) рассмотрение японского варианта проекта мирного урегулирования с гоминдановским режимом Чан Кай - ши, в) обсуждение вопроса о возможном признании граничившего с СССР и МНР японского сателлита в Маньчжурии "империи" Маньчжоу- Го, где "правил" "император - кукла" Пу И, и даже о ..."совместной обороне против коммунизма". По - видимому, замышлялась откровенно циничная, грязная сделка, нечто вроде "азиатского" издания второго "Мюнхена" в его "дальневосточной" разновидности, призванного, по замыслу его творцов, посулив Японии Северо - Восточный Китай и даже поступившись некоторой толикой собственных позиций в этой стране, подтолкнуть Токио к нападению на СССР. Однако, жертвовать всем Китаем и всем районом Южных Морей американцы отнюдь не собирались.
7. В седьмых, 22 июня спутало все карты и Вашингтону, и Токио. Успешное летнее наступление гитлеровского Вермахта активизировало настойчивые попытки нацистов побудить Японию как можно скорее открыть крупномасштабные военные действия против США и Великобритании, что неизбежно отвлекло бы в значительной мере их внимание от Западной Европы, вынудив перенести центр тяжести совокупных военных усилий на Дальний Восток и в бассейн Тихого Океана. Высший командный и начальствующий состав американских Вооруженных Сил, ничтоже сумняшеся отведя СССР на "выживание" от 6 недель до 2 месяцев, питал твердую уверенность в неминуемом нападении Японии на Советский Союз в самом ближайшем будущем. Соответствующим образом ориентировали армейское и флотское командование на местах. 3 июля 1941г. адмирал Г.Старк сообщил в штаб командующего Тихоокеанским Флотом адмирала Хазбенда Эдварда Киммеля: " Из чрезвычайно надежного ... источника стало известно, что в течение двух недель Япония аннулирует пакт о нейтралитете с Россией и нападет на нее" (Pearl Harbor Attack. Hearings before the Joint Committee on the Investigation of the Pearl Harbor Attack, pt.14.W.,1946, p.1397). Спустя два дня, 5 июля вышеназванный Д. Маршалл предупредил гарнизонное начальство на Гавайях и Филиппинах: " ...основные военные усилия Японии будут направлены против приморских областей России, возможно, в конце июля или будут отложены до краха в Европейской России" (M. Watson. Chief of Staff: Prewar Plans and Preparations. W.,1950, p.493). Но долгожданного скорого краха, на неотвратимость которого уповали очень и очень многие и в Вашингтоне, и в Лондоне, так и не произошло. Отсюда - вынужденно сделанный под давлением неумолимых чрезвычайных обстоятельств, причем в классически рациональном стиле и в духе пресловутой и ставшей уже нарицательной американской деловитости, конкретный, прагматический вывод: да, с Советами, которые дерутся насмерть и отнюдь не собираются капитулировать (это убедительно подтверждали итоги июльского визита в СССР Г.Л. Гопкинса и его переговоры со Сталиным И.В.), придется воленс - ноленс сотрудничать хотя бы для того, чтобы в первую очередь спасти самих себя и заодно - помочь выжить им, но - опять - таки - лишь ради собственного спасения. Сделанное 23 июня 1941г. зам. госсекретаря Самнером Уэллесом заявление не оставляло ни малейших сомнений относительно истинных намерений правящих кругов США: " Для Соединенных Штатов принципы и доктрины коммунистической диктатуры столь же нетерпимы и чужды, как принципы и доктрины нацистской диктатуры...По мнению правительства США любая борьба против гитлеризма, любое сплочение сил, выступающих против гитлеризма, независимо от их происхождения, ускоряют конец нынешних германских руководителей и тем самым будут способствовать нашей собственной обороне и безопасности" (FRUS. Diplomatic Papers -1941,vol. I - General, The Soviet Union, W., 1959, p.768). Затем последовали такие важные события, как присоединение Советского Союза в сентябре 1941г. на межсоюзнической конференции в Лондоне к "Атлантической Хартии" - обнародованному в августе совместному Заявлению правительств США и Великобритании о целях войны, состоявшаяся в сентябре - октябре Московская конференция представителей СССР, США и Великобритании, итогом которой явился подписанный Протокол об англо - американских поставках оружия, снаряжения, боевой техники и различных военных материалов на период с 1 октября 1941г. по 30 июня 1942г. Согласно этому документу за весь вышеназванный период Советский Союз должен был получать каждый месяц: 400 самолетов, 500 танков, 2000 т алюминия, 1000 т броневых листов для танков. 30 октября 1941г. правительство США предоставило СССР беспроцентный заем на 1млрд. долл., а 7 ноября распространило на него действие введенного в марте закона о ленд - лизе. Приходится, однако, с сожалением констатировать, что, несмотря на широковещательные обещания, западные партнеры СССР поначалу очень скупо и с большими, явно неоправданными задержками снабжали "доблестного русского союзника", грубо и систематически нарушая свои обязательства по вышеупомянутому Протоколу. Так, например, до конца 1941г. размер доставленных в Советский Союз грузов составил в денежном выражении смехотворную сумму - всего 545.000 долл.США, т.е. 0,1% общего объема всех поставок в 1941г. Видный современный американский ученый Леон Мартель, досконально изучивший этот вопрос и посвятивший ему превосходную исчерпывающую монографию, подчеркивал: "...подписание первого Протокола в Москве в октябре 1941г. и заявление о распространении ленд - лиза на Россию не открыло шлюзы для широкого потока материалов для героически сражающейся в одиночку Красной Армии; помощь России в конце концов действительно увеличилась с тоненького ручейка до существенного потока грузов, но в первые критические месяцы войны на ее пути постоянно возникали препятствия" (Martel L. Lend - Lease. Loans and the Coming of the Cold War: A Study of the Implementation of the Foreign Policy. Boulder - Colorado, 1979, p.36).
8. В восьмых, вяло текущие и шедшие ни шатко - ни валко американо - японские переговоры в Вашингтоне, уже охарактеризованные выше, вдруг неожиданно получив мощный импульс. обрели второе дыхание. Правительственный кризис в Японии в октябре 1941г. привел к отставке Ф.Коноэ и новым премьер - министром стал Хидэки Тодзио, не только сохранивший пост военного министра, но и возглавивший еще и МВД. Чуть позже он подчинил себе и Генеральный Штаб японской армии, фактически превратившись в диктатора, авторитарно правившего страной наподобие средневекового феодального властелина - "сёгуна" и позволявшего себе считаться лишь с мнением императора Хирохито. Годы его почти бесконтрольного пребывания у власти - 1941 - 1944 - народная молва так и окрестила: "сёгунат Тодзио". Это далеко неординарное событие, естественно, не прошло незамеченным и в ближайшем окружении ФДР тотчас же забили обоснованную тревогу: " Президент, узнав об отставке Коноэ, немедленно отменил обычное заседание правительства и в течение двух часов совещался с министрами - Хэллом, Стимсоном, Ноксом, генералом Маршаллом, адмиралом Старком и Гарри Гопкинсом. К сожалению, нет никаких сведений об этом совещании, за исключением краткой пометки в дневнике Стимсона... - " Мы стоим перед деликатной проблемой вести дипломатические дела так, чтобы Япония оказалась неправой, чтобы она первой совершила дурное - сделала первый открытый шаг" (W. Langer, S. Gleason. The Undeclared War. 1940 - 1941. Harper and Brothers Publishers. N.Y., 1953,p.730). Очень многозначительная, даже таинственная фраза, невольно побуждающая задуматься. Но что именно подразумевало ближайшее окружение ФДР под этим загадочным "первым открытым шагом"? Явный, неприкрытый акт агрессии, совершенный японскими милитаристами? Но против кого? В каком направлении? Такие "мелочи", как вторжение японских войск в Северный Индокитай в сентябре 1940г., последовавшая затем "ползучая оккупация" почти всего Индокитая, оформленная в мае 1941г. пятилетним соглашением об "экономическом сотрудничестве и навигации" между Японией и "режимом Виши", внешне, казалось бы, мало волновали вашингтонскую администрацию, хотя ее виднейшим деятелям нельзя отказать в принципиальной последовательности: госдепартамент США энергично поддерживал назначенного коллаборационистским правительством маршала Ф. А. Петэна, давно пользовавшегося устойчивыми и искренними симпатиями ФДР, нового губернатора Индокитая вице - адмирала Жана Деку в противовес прежнему, примкнувшему к Движению " Свободная Франция", убежденному стороннику Шарля де Голля генералу Жоржу Катру. Правда, для острастки явно "зарвавшихся " японцев в Белом Доме сочли уместным пойти на предупредительные меры - репрессалии: с конца июля 1941г. правительство США ввело эмбарго на экспорт нефти в Японию и заморозило все японские активы на общую сумму в 130 млн. долл. (G. Morgenstern. Pearl Harbor.The Story of the Secret War. The Devin - Adair Company. N.Y.,1947, p.99).
9. В девятых, если вышеназанные шаги и сделали японскую делегацию в Вашингтоне куда "сговорчивее", как там рассчитывали, то сугубо и чисто внешне. 5 ноября в Токио на секретном заседании верховного тайного совета под председательством императора Хирохито было принято решение продолжить переговоры и предложить американской стороне два условных варианта: "план А" и "план Б". Специально оговаривалось, что в случае отказа принять хотя бы один план до 25 ноября, тогда - война. В срочной телеграмме на имя К.Номура министр иностранных дел Сигенори Того, квалифицировав эту дату как "последний рубеж", как "финальную точку, за которой последует новый, совершенно другой отсчет событий", сообщил, что в помощь ему в США командируется небезизвестный Сабуро Курусу, подписавший недавно от имени Японии " Тройственный Пакт", свободно владеющий английским языком и... женатый на американке. !7 ноября прилетевший в Вашингтон Курусу был принят в Белом Доме ФДР и К.Хэллом. Спустя 3 дня вышеупомянутые оба плана "А" и "Б", объединенные и слегка видоизмененные, были официально переданы представителям США. Суть новых японских предложений от 20 ноября сводилась к следующему: 1. во избежание распространения европейской войны на бассейн Тихого Океана, в чем она очень заинтересована, Япония готова согласиться на отказ от расширения "сферы самообороны", что вытекало из ее обязательств по "Тройственному Пакту", 2. правительства Японии и США не будут осуществлять никакого продвижения своих Вооруженных Сил в районе Юго - Восточной Азии и южной части Тихого Океана за исключением Французского Индокитая, где уже находятся японские войска, 3. японское правительство дает обещание вывести свои воинские контингенты из Южного Индокитая по достижении мира между Японией и Китаем, но они, сохраняя прежнюю численность, останутся в Северо - Восточном Китае, на границе с МНР и острове Хайнань еще на 25 лет, 4. совместно выступая против дискриминации в международной торговле, США и Япония будут сотрудничать в получении сырья из Голландской Индии, 5. оба правительства обязуются как можно скорее восстановить торгово - экономические отношения в полном объеме, причем США будут снабжать Японию необходимым количеством нефти и нефтепродуктов, прежде всего авиабензином, 6. США не будут вмешиваться в процесс "восстановления мира" между Японией и Китаем. По мнению С.Того данный проект соглашения носил вполне приемлемый характер - он надеялся на достижение компромиссного соглашения с США. Именно это и побудило его добиться у императора и Х.Тодзио согласия на перенос прежней даты завершения переговоров - 25 ноября на 29. В связи с этим весьма показателен и очень характерен тон последней депеши - ориентировки Того, направленной Номура и Курусу 22 ноября 1941г.: " Нам страшно трудно изменить дату... Вы должны знать это, но я знаю и то, что Вы прилагаете сверхчеловеческие усилия. Придерживайтесь нашей политики и делайте все возможное. Не щадите никаких усилий, чтобы добиться желательного для нас решения. ...если подписание соглашения может быть завершено к 29, если окажется возможным обменяться соответствующими нотами...., если все будет завершено, мы согласны ждать до этого дня. Но эту дату абсолютно нельзя изменить. После нее события будут развиваться автоматически. ...помните это и приложите еще бо`льшие усилия... (Pearl Harbor Attack. Hearings before the Joint Committee on the Investigation of the Pearl Harbor Attack, pt.12. W., 1946, p.165).
10. В десятых, по причудливой иронии судьбы в тот же день 5 ноября 1941г. высшее командование Вооруженных Сил США представило Президенту Ф.Д.Рузвельту секретный меморандум, содержавший конкретные соображения и рекомендации относительно "японского" направления внешней политики США. Их содержание таково: 1. главная цель США и Великобритании - нанести сокрушительное поражение именно Германии как самому опасному врагу, 2. не следует предпринимать никаких, даже незначительных наступательных действий против Японии и надлежит ограничиться только обороной, желательно пассивной, 3. крайне важно избежать войны между двумя странами до тех пор, пока США не накопят достаточно сил, средств и ресурсов в бассейне Тихого Океана, 4. вооруженное вмешательство США может быть допустимо и оправдано лишь в тех случаях, когда Япония "непосредственно нападет или будет прямо угрожать территориям, безопасность которых жизненно важна для США", а к таковым относились: островные владения США, страны Британского Содружества Наций, голландская Индия (Индонезия), 5. законным и обоснованным предлогом для вступления Америки в войну вполне может также послужить передислокация японских Вооруженных Сил в Индокитае западнее 100 градусов восточной долготы или южнее 10 градусов северной широты, 6. " нападение на Россию не оправдывает вмешательства Соединенных Штатов".
Очень показательна и симптоматична завершающая меморандум конечная, являющаяся квинтэссенцией всего документа фраза: "Не предъявлять Японии никаких ультиматумов" ( R. Wohlstetter. Pearl Harbor - Warning and Decision. Stanford University Press. Stanford,1962, p. 165). Все вышеизложенные доводы, внимательно изученные ФДР, были приняты им "на ура". На этой основе госдепартамент подготовил встречные предложения, известные как "модус вивенди" (modus vivendi), т.е. означавшие - согласно общепринятым нормам и канонам международных отношений и международного права - "способ существования". Они носили компромиссный характер и включали в себя: а) немедленную отмену мер по вышеупомянутому "замораживанию" японских фондов в США в обмен на поэтапный вывод японских войск из Южного Индокитая, б) американское содействие в скорейшем принятии аналогичного решения британским правительством и колониальными властями Голландской Индии, в) обязательство США "не рассматривать неблагожелательно" возможное достижение мира между Японией и Китаем, г) трехмесячный срок для претворения в жизнь всех вышеперечисленных мер. Похоже, США действительно искренне стремились не нагнетать искусственно атмосферу напряженности в отношениях с Японией и, демонстрируя готовность достичь с ней взаимоприемлемого полюбовного соглашения, были готовы к уступкам. Госдепартамент заручился также согласием послов Великобритании, Нидерландов, Австралии и Китая на "модус вивенди". Его безоговорочно одобрило и высшее командование Армии и Флота США, от имени которого на совещании в Белом Доме 25 ноября 1941г. с участием всех вышеупомянутых лиц выступил заместитель Д.Маршалла и начальник управления оперативного планирования штаба Армии генерал Леонард Таунсенд Джероу, высоко ценимый ФДР и искренне уважаемый коллегами. Он высказался напрямик: "Документ вполне удовлетворителен с военной точки зрения... Принятие этих предложений дает возможность достичь одной из наших главных целей - избежать войны с Японией... Особо следует подчеркнуть, что "модус вивенди" остро необходим для успеха наших военных усилий в Европе" (H.Feis.The Road to Pearl Harbor: the Coming of the War between the United States and Japan. Princeton University Press,1957, p. 43). Казалось бы, логический, вытекающий из реалистической, трезвой оценки сложившейся обстановки вывод напрашивался сам собой: коль скоро обе стороны уже вышли, образно говоря, на "финишную прямую", то необходимо сделать последний шаг - передать японцам слегка скорректированный проект "модуса вивенди", уже получивший у всех ответственных гражданских и военных лиц в Вашингтоне стопроцентное одобрение и который наверняка устроит и официальный Токио. Однако, этого не произошло. Случилось нечто совершенно невероятное, по - видимому, почти беспрецедентное в истории международных отношений в новое и новейшее время вообще. 26 ноября 1941г. ФДР и К. Хэлл с участием Г.Л. Гопкинса и нескольких сотрудников государственного департамента "повернули руль на 180 градусов". Вышеупомянутый проект "модуса вивенди" был выброшен в корзину - в качестве альтернативы ему все вышеперечисленные лица в лихорадочной спешке "соорудили" новый документ, охарактеризованный ФДР как "великолепный". Возможно, президент США действительно не кривил душой: если принять во внимание, что этот документ, ставший подлинным "шедевром" в истории дипломатии, не только радикально менял, произвольно переворачивая ее с ног на голову, но и по существу резко обрушивал всю основу американо - японских отношений, то, конечно, ему никак нельзя отказать в столь присущем только ему "неподражаемом" "великолепии". Забегая вперед, можно только сказать, что это "великолепие" очень дорого обошлось американскому народу - простым парням, морякам и солдатам, трагически нелепо и мучительно напрасно, зряшно сгинувшим в Пирл - Харборе " ни за понюшку табаку", как метко говорит русская пословица. Так что же являл собой этот "бесподобный" документ, официально названный "программой десяти пунктов"? США предлагали Японии ни много - ни мало: 1. заключить многосторонний пакт о ненападении на Дальнем Востоке, 2. подписать коллективный договор о целостности Индокитая, 3. вывести полностью все войска из Китая, 4. обязаться поддерживать совместно с США только гоминдановский режим Чан Кай - ши, 5. начать без задержек переговоры о заключении нового японо - американского торгового договора, 6. дать обещание ни при каких обстоятельствах не истолковывать любое соглашение, участниками которого являются Япония и США соответственно, как противоречащее данному соглашению (Foreign Relations of the United States: Japan 1931 - 1941, vol. II. W., 1943, p.768 - 770). Фактически это был ультиматум: США предлагали Японии добровольно вернуться назад, к сентябрю 1931г., т.е. к началу японских захватов. Данная "программа 10 - ти пунктов", представлявшая собой разительный контраст по сравнению со всем тем, что выдвигала американская сторона на всем протяжении двусторонних переговоров, буквально ошарашила японских представителей. 26 ноября в 17 часов вечера К.Хэлл вручил этот "феноменальный" документ послам К.Номура и С.Курусу. Бегло просмотрев его, они почти впали в прострацию, едва не лишившись дара речи. На вопрос : " а какова судьба "модуса вивенди"? госсекретарь США лишь лениво процедил сквозь зубы: "Наш ответ в Ваших руках". Горькая реплика искренне удрученного Курусу - "но ведь это равносильно концу переговоров" - завершила аудиенцию в государственном департаменте ( Ibidem., p.764). По объективной, строго научной оценке подавляющего большинства ученых - историков США американский документ от 26 ноября с полным основанием следует квалифицировать как действительно ультимативную программу - максимум, вообще когда - либо выдвигавшуюся США применительно к Дальнему Востоку и бассейну Тихого Океана. Суммируя и как бы подытоживая все эти в целом совпадающие многочисленные мнения, крупнейший американский историк первой половины XX века, профессор Колумбийского Университета Чарльз Остин Бирд справедливо указывал: " Никогда в истории американских дипломатических отношений с Востоком...правительство США не предлагало Японии немедленно убраться из Китая под замаскированной угрозой войны и под давлением экономических санкций, могущих привести к войне. ...Президент Рузвельт...в переговорах с Японией довел дело до выдвижения максимальной программы, которая вела к войне..." ( Ch.Beard. President Roosewelt and the Coming of the War 1941. A Study in Appearances and Realities. Yale University Press, 1954, p.235). Зачем все это делалось и во имя чего? Вашингтонские политики очень хотели избежать войны, вернее, оттянуть ее начало. Рискну предположить с определенной долей вероятности, что нота США от 26 ноября преследовала одну цель: воочию продемонстрировав Токио "готовность действовать решительно и без проволочек", защищая собственные политические, военно - стратегические и экономические интересы в бассейне Тихого Океана, переключить его внимание на куда менее рискованное и несравненно более заманчивое направление будущей агрессии, сулящее скорые, явные и ощутимые выгоды - советский Дальний Восток. Ведь тогда в Вашингтоне очень многие полагали, что СССР - буквально "при последнем издыхании". Их примитивная логика была проста и незатейлива: коли дело обстоит именно так, то Японии сам бог велел, не мешкая, "наложить лапу" на советское Приморье. Однако, в Токио нашлись умные головы, достаточно трезво оценившие сложившуюся обстановку на Восточном фронте и распознавшие всю авантюристическую сущность нацистского "блицкрига". Тот же Сигенори Того признавался в своих послевоенных мемуарах: "После начала германо - советской войны я постоянно испытывал значительные опасения по поводу военных перспектив Германии и никак не мог избавиться от тревоги и ощущения, что эта война закончится для нее так же, как война 1914 - 1918гг." (C.Togo.The Cause of Japan.N.Y.,1951, p.239). Это предчувствие не обмануло.
11. В одинадцатых, неумолимое развитие событий привело к почти анекдотической развязке "дела Пирл - Харбора". Высшее командование американских Вооруженных Сил узнало о "программе 10 ти пунктов из... перехваченной и дешифрованной телеграммы в Токио от посольства Японии в Вашингтоне. Возмущенный Генри Стимсон тут же позвонил Корделлу Хэллу утром 27 ноября. Тот, и бровью не поведя, несмотря на хлесткую брань собеседника, лаконично ответил:
" Я умываю руки в этом деле. Теперь все в Ваших руках и в руках Нокса - армии и флота". Но Стимсон не успокоился - он дозвонился и до ФДР. А тот бодро подтвердил: " Да, мы завершили переговоры великолепным заявлением..." ( История международных отношений и внешней политики СССР, т. II - 1939 - 1945 гг. Издательство ИМО, М., 1962г., с.183). Но оно, это заявление, отнюдь не предотвратило разыгравшуюся спустя несколько дней в Пирл -Харборе ужасающую трагедию, навсегда вошедшую в историю.