О ВОВЛЕЧЕНИИ В ГРАЖДАНСКИЙ ОБОРОТ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ)
О вовлечении в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности
(справочная информация)
№ 1747
В докладе, представленном Минпромнауки России на заседании Правительства 3 октября, отмечалось, что целью государственной политики в области развития науки и технологий, в соответствии с "Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", является переход к инновационному развитию страны. Важнейшими направлениями этой политики являются адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики и повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности за счёт вовлечения их в гражданский оборот.
Распоряжением Правительства России от 30 ноября 2001 г. № 1607-р утверждены Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. В основу указанных направлений был заложен принцип привлечения инвестиционных внебюджетных средств и снятия с государства несвойственной ему функции - коммерциализации результатов научно-технической деятельности и бремени соответствующих расходов. Основная роль государства - регулирование процессов правовой охраны и использования этих результатов в гражданском обороте.
Предусматривалось, что государство должно закрепить за собой права только на такие результаты, которые непосредственно влияют на обороноспособность и безопасность страны, либо доведение которых до конкретной продукции необходимо для обеспечения федеральных государственных нужд (медицина, экология и т.п.) и полностью финансируются государством.
В остальных случаях права на результаты научно-технической деятельности должны передаваться организациям-исполнителям работ, либо третьим лицам, способным наиболее эффективно реализовать их в гражданском обороте. При этом государство имеет бесплатную лицензию на использование этих результатов для федеральных государственных нужд, а также сохраняет за собой право контроля за эффективностью использования этих результатов.
К настоящему времени, полагает Минпромнауки России, на законодательном уровне вопросы предоставления государству прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счёт бюджетных средств, не урегулированы.
Этот вопрос решается путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство по интеллектуальной собственности. В Государственную Думу внесены законопроекты по внесению изменений и дополнений в следующие базовые законы:
- Патентный закон Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров";
- Закон Российской Федерации "О правовой охране топологий интегральных микросхем";
- Закон Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных";
- Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".
Все эти законы дополняются нормами, обеспечивающими возможность закрепления за государством, а также субъектами Российской Федерации прав на соответствующие объекты. Кроме того, указанные законодательные акты приводятся в соответствие с нормами ТРИПС, которые необходимы для вступления России в ВТО.
Все эти законопроекты прошли первое чтение, а Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О правовой охране топологий интегральных микросхем"" принят Государственной Думой и вступил в силу.
На примере данного закона определилась позиция законодателя относительно прав государства на результаты интеллектуальной деятельности, состоящая в следующем:
а) решение вопросов распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется в рамках государственного контракта (договора);
б) права закрепляются за исполнителем работ, если государственным контрактом не установлено, что это право имеет Российская Федерация, от имени которой вступает государственный заказчик;
в) при закреплении прав за исполнителем Российская Федерация может безвозмездно использовать данный объект для федеральных государственных нужд.
Поскольку эта позиция предусмотрена и другими законопроектами, разработка подзаконных актов, необходимых для решения задач вовлечения в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности и других результатов научно-технической деятельности, ориентируется на неё.
Правительством России была поручена разработка двух новых законопроектов, регулирующих правоотношения в области секретных изобретений и коммерческой тайны.
Вопрос о правовой охране секретных изобретений решается путём внесения изменений и дополнений в Патентный закон.
Закон о коммерческой тайне имеет особое значение для научно-технической сферы. Этот законопроект внесён в Правительство России. В нём ставится задача обеспечить регулирование вопросов правовой охраны коммерческой тайны, определить информацию, которая может охраняться в этом режиме, установить права и обязанности обладателя коммерческой тайны, работников, контрагентов, органов государственной власти и других субъектов правоотношений в области создания, использования и охраны коммерческой тайны.
Отсутствие этого закона вызывает целый ряд проблем, начиная с утечки конфиденциальной информации и кончая неоднозначным толкованием вопросов учёта прав на коммерческую тайну в составе имущественного комплекса научных организаций. Недавно принятый Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает уплату налогов за использование коммерческой тайны, а в последних документах по бухгалтерскому учёту данный объект отсутствует в качестве нематериального актива предприятия.
С законопроектом о коммерческой тайне тесно связано обеспечение защиты конфиденциальной информации её собственником:
а) наличие соглашений с работниками по неразглашению конфиденциальной информации работодателя;
б) наличие положений в контрактах (договорах) заказчиков с исполнителями, консультантами и другими лицами, предусматривающих защиту конфиденциальной информации;
в) наличие у собственника инструкций, обеспечивающих режим по работе с конфиденциальной информацией.
Данные нормы одобрены Межведомственной комиссией по вопросам правовой охраны и использования объектов промышленной собственности и направлены в министерства и ведомства.
В Российской Федерации обязательства работников по неразглашению конфиденциальной информации могут быть оформлены либо в виде отдельных документов с любыми, не противоречащими законодательству условиями соглашения, либо в трудовом договоре в соответствии со ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации.
Как отмечается в докладе Минпромнауки России, в настоящее время Минюстом России подготовлен и находится в стадии согласования законопроект о результатах интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения.
Для практического решения вопроса закрепления прав на результаты научно-технической деятельности необходимо разработать критерии разделения этих результатов по степени их влияния на обороноспособность и безопасность страны, поскольку от этого зависит, следует ли закреплять их за государством, исполнителем или третьими лицами.
При выполнении НИОКР военного и специального назначения создаются результаты, которые, исходя из обеспечения обороноспособности и безопасности страны, должны использоваться в военной и специальной технике, а также результаты, которые без ущерба национальной безопасности могут быть использованы в гражданском секторе экономики для создания конкурентоспособной продукции.
Минпромнауки России считает, что принципиальное значение имеет поставленный Президентом России вопрос о государственном стимулировании процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности и создания на этой основе конкурентоспособной отечественной продукции.
Мировой опыт показывает, что данная задача наиболее оптимально может быть решена путём предоставления различного рода налоговых льгот научным организациям, промышленным предприятиям и инвесторам, занимающимся решением этой задачи.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо льгот, стимулирующих указанную деятельность. В настоящее время разрабатывается концепция федерального закона по внесению в налоговое законодательство уточнений, касающихся стимулирования процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности.
Одним из важных элементов развития рынка интеллектуальной собственности является лицензионная продажа результатов научно-технической деятельности, в том числе за границу. Однако действующее законодательство практически не даёт возможности получать адекватное вознаграждение исполнителям в виде роялти с объёма выпуска или продаж, и последние вынуждены ограничиваться разовыми (паушальными) платежами. Эта проблема также актуальна и при экспорте технологического оборудования с длительным циклом изготовления (от 3-х месяцев и более).
По мнению Минпромнауки России, принципиальное значение имеет принятие нормативных актов, регламентирующих вопросы закрепления за государством прав на результаты научно-технической деятельности, условия и порядок передачи этих прав, т.е. определение единой государственной политики при решении этих вопросов для всех государственных заказчиков, а также других распорядителей бюджетных средств.
При решении этих вопросов Минпромнауки России считает целесообразным разделить результаты НИОКР на следующие группы:
- отчётная документация, т.е. результаты, которые исполнитель обязан создать в соответствии с техническим заданием, и права, на использование которых согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации устанавливаются контрактом (договором);
- результаты интеллектуальной деятельности - т.е. результаты, которые формально не включены в техническое задание, но которые при соответствующем оформлении и выполнении определенных, включая дополнительные затраты, процедур, могут получить правовую охрану в виде объектов промышленной собственности, авторского права или коммерческой тайны.
Распределение прав на указанные результаты предлагается установить Указом Президента России "О государственной политике в области создания и использования результатов НИОКР, полученных с использованием средств федерального бюджета". Поскольку государственные средства на выполнение НИОКР выделяются не только по контракту, но и по сметам (субвенции), в проекте Указа предлагается установить принципы распределения прав и для этого случая.
В развитие этого Указа подготовлен проект постановления Правительства России "О порядке распоряжения правами на использование результатов НИОКР, полученных с использованием средств федерального бюджета". В нём восполняется пробел существующей нормативной базы и детализируется порядок действий федеральных органов исполнительной власти при распоряжении правами на результаты НИОКР, включая порядок использования этих результатов при вовлечении в гражданский оборот.
На заседании отмечалось, что Правительство уже приняло ряд постановлений, касающихся инвентаризации результатов интеллектуальной собственности. В настоящее время заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются методические рекомендации по стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности.
Процесс формирования рынка интеллектуальной собственности, по мнению Минпромнауки, должен отражать внесение рыночных отношений в сферу науки и технологий.
Это касается таких аспектов, как отражение затрат, связанных с интеллектуальной собственностью, в структуре цены продукции, в том числе и научно-технической продукции.
Требуется внесение изменений в порядок амортизации нематериальных активов и стоимостной оценки объектов интеллектуальной собственности при их внесении в состав нематериальных активов на разных стадиях жизненного цикла продукции и в уставный капитал новых структур.
Особо остро стоит вопрос о принципах налогообложения операций, связанных с интеллектуальной собственностью. Необходимо перенести тяжесть налогового бремени с операций в сфере науки и технологий в сферу товарного обращения, то есть туда, где осуществляется продажа материальной продукции, созданной на основе наукоёмких технологий.
Минпромнауки считает, что крайне важным является вопрос используемой терминологии. В различных нормативных правовых документах используются различные определения одного и того же понятия. Однако самым значимым является вопрос правового статуса интеллектуальной собственности в России.
Из содержания статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что интеллектуальная собственность является особым объектом гражданских прав.
Подход к интеллектуальной собственности требует серьезного изучения, в ряде случаев принципы управления (владение, пользование, распоряжение) интеллектуальной собственностью как некоторым правом (исключительным правом) имеют сходные черты с управлением имуществом. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности может быть переуступлено, правообладатель может предоставить другому лицу разрешение на использование его интеллектуальной собственности, исключительные права как нематериальные активы могут быть внесены в уставный капитал юридического лица и т.д.
Данные вопросы целесообразно детализировать при внесении соответствующих изменений в действующие части Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с планируемым вступлением России в ВТО необходимо обеспечение в национальном законодательстве такого уровня защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, который определён Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), принятым 15 апреля 1994 г.
Соглашение ТРИПС предусматривает процедуры по обеспечению осуществления эффективных действий, направленных на предотвращение любого акта нарушения прав интеллектуальной собственности. Эти процедуры не должны быть излишне сложными и дорогостоящими и приводить к необоснованному увеличению сроков рассмотрения споров или неоправданным задержкам и должны предусматривать возможность судебного рассмотрения. В Соглашении ТРИПС предусматривается принятие временных мер для предотвращения нарушения и сохранения соответствующих доказательств в отношении предполагаемых нарушений. Соглашение ТРИПС также предусматривает уголовные процедуры и наказания, применяемые в случаях умышленного применения неправомерных действий, совершенных в коммерческих масштабах.
В ходе консультаций с Секретариатом Организации Объединённых Наций получены разъяснения, что если Правительство намерено оплачивать административные расходы на получение патента, то финансовые вливания такого рода могут представлять собой специфическую субсидию.
Возможные программы, направленные на поддержку государством патентной деятельности, должны быть в будущем нотифицированы в ВТО. Проблемой может стать только такая поддержка государством патентной деятельности, которая увязана по закону или фактически с результатами экспорта или с использованием отечественных товаров вместо импортных (запрещенные субсидии).
Вместе с тем указанные вопросы, связанные с правами ВТО, требуют своего дополнительного изучения.
По заключению Минпромнауки России, совершенствование законодательной базы в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, её вовлечения в гражданский оборот, а также осуществление организационных мер по созданию инновационной инфраструктуры должны обеспечить перевод экономики России на инновационный путь развития и повышение эффективности использования новых знаний в целях социально-экономического развития страны.
На заседании Правительства Российской Федерации в ходе обсуждения данного вопроса было принято решение поручить Минпромнауки России совместно с Минюстом России, Минимуществом России, Минэкономразвития России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями доработать с учётом состоявшегося обсуждения перечень проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов, направленных на формирование механизма сбалансированного распределения прав на результаты научно-технической деятельности, совершенствование правовой охраны и вовлечение в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности, и до 25 декабря 2002 г. представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с предложениями по срокам их подготовки и принятия.
Предложено ходатайствовать перед Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации о первоочередном рассмотрении до конца 2002 г. проектов федеральных законов, направленных на совершенствование правовых отношений в сфере интеллектуальной собственности, внесённых Правительством Российской Федерации.
Минпромнауки России, Минюсту России, Минимуществу России, Минобразованию России, Роспатенту, РАН совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями с учётом состоявшегося обсуждения и необходимости ускорения перевода экономики России на инновационный путь развития необходимо представить до 25 декабря 2002 г. в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам:
- совершенствования государственного регулирования передачи прав Российской Федерации на объекты интеллектуальной собственности;
- создания системы экономических стимулов, обеспечивающих заинтересованность всех участников правоотношений в вовлечении в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности;
- создания системы учёта научных, научно-технических результатов, прав на них и контроля за их использованием;
- государственного контроля за передачей за рубеж результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и проектных работ, полученных с использованием средств федерального бюджета.
Москва, 3 октября 2002 года.