ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В 2004-2006 ГОДАХ (СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ)
Факторы и условия социально-экономического развития России в 2004-2006 годах
(справочная информация)
2003-08-18
Возможные варианты развития экономики России в среднесрочной перспективе определяются внешними и внутренними условиями и факторами.
Внутренние факторы определяют основную тенденцию экономической динамики и важнейших параметров развития. При этом определяющим условием благоприятного развития внутренних факторов является безусловное выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в ежегодном послании Федеральному Собранию России, реализация основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Влияние внешних факторов связано с неопределенностью как существенной компонентой прогноза, которая формируется под воздействием мировых цен на энергоресурсы и обусловлено состоянием мировой экономики и основных торговых партнеров России, торгового и платежного баланса России и рядом других условий.
С учётом этого разработка основных параметров экономики на среднесрочную перспективу проводится по следующим основным вариантам:
I вариант - умеренный - исходит из относительно устойчивой, но по сравнению с текущим периодом несколько менее благоприятной комбинации внешних и внутренних условий, в том числе учитывающей возможность некоторого ухудшения конъюнктуры на международных рынках сырьевых и энергетических ресурсов, в т.ч. цен на нефть (марки Urals 18,5 долл. США за баррель);
II вариант - исходит из более благоприятного сочетания внешних и внутренних условий, в том числе цен на российскую нефть (марки Urals 22-23 долл. США за баррель).
Оба варианта базируются на обязательном выполнении намеченных Правительством Российской Федерации мер в социальной и хозяйственной сферах.
Дополнительные варианты могут учитывать возможность более значительного ухудшения конъюнктуры на международных рынках сырьевых и энергетических ресурсов.
Соотношение внутренних и внешних факторов изменяется с течением времени.
Так, рост экономики 2000 года был обеспечен преимущественно за счёт благоприятной внешнеэкономической ситуации, высоких цен на нефть в сочетании с эффектом девальвации. Рост 2001-начала 2002 гг. – преимущественно за счёт реализации через внутренние источники внешнего импульса - доходов экспортоориентированных секторов, трансформировавшихся во внутренний спрос и ускоренный рост доходов населения. Рост 2004-2006 гг. будет обеспечен при условии кардинальных изменений в структуре инвестиций в пользу отраслей экономики, ориентированных на внутренний рынок, и роста производительности труда.
Для перехода к действию новой группы факторов потребуется некоторый трансформационный период, характеризующийся более умеренными темпами экономического роста, особенно в условиях относительно неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.
При этом в период смены факторов роста экономика оказывается наиболее чувствительной к воздействию оперативных мер экономической политики. Именно в этот период важны согласованные решения в области налоговой, тарифной, таможенной, бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики.
Конкретное сочетание мер экономической политики определяется условиями реализации того или иного сценария, прежде всего, состоянием платёжного баланса России и финансовым положением субъектов экономики.
Наряду с обеспечением макроэкономической стабильности в предстоящий период должны быть активизированы среднесрочные факторы экономического роста, что обеспечивается реализацией Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003–2005 годы).
Основная задача этого периода заключается в создании условий и активизации факторов, обеспечивающих переход экономики к устойчивому росту с темпами не ниже 5-6% в 2004-2006 гг., с последующим их повышением до 6-8% в период 2007-2015 годов.
Для этого необходимо создание экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности и безопасности страны.
Требуется обеспечить не только более высокие темпы роста, но и качественное изменение его структуры с постепенной трансформацией структуры экономики в целом. Это подразумевает необходимость задействовать все новые источники роста: увеличение несырьевого экспорта, импортозамещение и развитие новых секторов экономики (прежде всего, новой экономики и сектора рыночных услуг).
Внешние условия развития
Комплекс внешних условий включает следующие основные условия: темпы роста мировой экономики; динамика мировых цен на нефть; мировой спрос и объёмы экспорта российской нефти и газа; процессы интеграции и вступление в ВТО; масштабы выплат по внешнему долгу.
В 2002 году рост мировой экономики, по оценкам МВФ, не превысил 3 процента. В нынешнем году рост мировой экономики составит не более 3%, а к 2004 году будет на уровне 3,5 процента. Экономика США сохранит лидирующие позиции среди развитых стран и останется источником роста мировой экономики. В то же время существует риск затягивания процесса восстановления мировой экономики, особенно, если европейская экономика не покажет признаков оживления.
Анализ динамики экономического развития США в начале 2003 года позволяет сделать вывод, что выздоровление экономики США не будет происходить такими быстрыми темпами, как прогнозировалось. Рост ВВП в I квартале 2003 г. составил всего 1,4% в годовом исчислении. США могут столкнуться с серьёзными проблемами из-за роста бюджетного дефицита. Огромные расходы, понесённые США в результате военной операции в Ираке, и предстоящие внушительные траты на послевоенное обустройство этой страны создают дополнительный риск дальнейшего роста дефицита. К значительному росту бюджетного дефицита могут привести и меры, направленные на снижение налогов. Сохраняется негативная ситуация на рынке занятости.
Среди негативных моментов можно выделить и продолжающийся инвестиционный спад. На инвестиционной привлекательности отрицательно сказывается рост бюджетного, торгового и платежного дефицита. При этом ослабление доллара пока не приводит к снижению торгового дефицита. К позитивным моментам можно отнести постепенное восстановление позиций на фондовом рынке. Меры правительства США, направленные на снижение процентных ставок, смогут стимулировать экономический рост во второй половине 2003 года. Таким образом, можно ожидать роста ВВП США, на уровне 2-2,5% в 2003 году и 3-3,5% в последующие два года.
В «еврозоне», напротив, темпы экономического роста продолжают замедляться. Так, за I квартал 2003 г. рост ВВП составил 0,0 процента. При этом конечные продажи даже упали на 2,1 процента. Низкий инвестиционный спрос и невысокие темпы потребительского спроса указывают на стагнацию экономики «еврозоны». Ситуация осложняется тем, что «сильный» евро препятствует росту европейского экспорта. Продолжает расти уровень безработицы. В наихудшем положении в «еврозоне» остаются позиции Германии, действия руководства которой по преодолению спада находятся к тому же в рамках жёсткой денежно-кредитной политики Евросоюза. Прогнозы для «еврозоны» не так оптимистичны, как для США. Рост ВВП может составить в 2003 году от 0,5 до 1% с увеличением в последующие годы до 2-2,5 процента.
Экономика Японии стабилизировалась после серьезного спада, но в 2003 году ожидается рост, не превышающий 1 процент. В I квартале ВВП вырос на 0,6% в годовом исчислении. Достаточно опасным негативным моментом является снижение экспорта после бурного его роста в течение всего 2002 года. Замедление экономического роста в мире и, в частности, в США, являющимися основным рынком сбыта для японских товаров, отрицательно сказывается на объёме экспорта из этой страны. Последние данные по росту реальных располагаемых доходов, а также росту промышленного производства однако дают надежду на позитивные сдвиги в экономике Японии. Рост ВВП в 2004-2005 гг. составит 1%, и даже может превысить этот уровень.
В отличие от развитых стран перспективы государств с переходной экономикой и развивающихся стран Азии более оптимистичны. Ожидается, что экономическая ситуация в развивающихся странах несколько улучшится в 2003 году, но экономические показатели будут ниже тех, которые наблюдались в середине и в конце 90-х годов. По оценке, рост ВВП Китая в ближайшие годы составит 7,5%, а экономический рост переходных экономик бывших соцстран – на уровне 4-4,5 процента.
Оценка темпов роста мировой экономики по регионам мира на ближайшие годы позволяет сделать вывод, что в среднем рост мировой экономики в 2003 году составит от 2,5 до 3 процентов. В последующие годы при умеренно консервативном варианте принимаются среднегодовые темпы роста 2,5-2,7%, а по благоприятным вариантам – 3,5-3,7 процента.
Прогнозы динамики мировых цен на нефть не имеют удовлетворительной методики, и их результаты дают существенный разброс. В связи с этим, при определении вариантов развития, гипотезы ожидаемых цен на нефть приняты в достаточно широких возможных пределах.
I вариант предполагает сохранение умеренной динамики цен на российскую нефть - около 18,5 долларов за баррель в среднем в течение долгосрочного периода.
II вариант исходит из более благоприятной динамики цен на нефть, в пределах 22-23 долларов за баррель в среднем.
При прогнозировании цены на нефть учитывалось влияние различных политических и экономических факторов, оказывающих воздействие на формирование рыночной конъюнктуры на мировом рынке нефти.
Мировая цена на нефть будет формироваться, с одной стороны, под влиянием спроса на нефть, который в свою очередь определяется развитием мировой экономики, процессами внедрения нефтезамещающих энергоисточников, с другой стороны - предложениями нефти на мировых рынках и транспортными возможностями ее доставки к местам потребления.
В целом среднегодовой спрос на углеводородное сырьё в мире будет расти умеренными темпами (2-4% в год), в Европе – 1,5-2,5%, который будет полностью удовлетворяться предложением.
С другой стороны, предложение нефти будет во многом определяться решениями стран ОПЕК относительно объемов нефтедобычи. Наиболее вероятно, страны ОПЕК будут стремиться удерживать среднемесячные цены на нефть в пределах коридора 20-25 долл. США за баррель (цена "спот" корзины ОПЕК, состоящая из семи видов сырой нефти), что соответствует интервалам 18,5-23,5 долл. США за баррель для российской нефти.
На решения стран ОПЕК о снижении цен на нефть и соответственно увеличении нефтедобычи может повлиять тенденция роста предложения нефти со стороны стран, не входящих в ОПЕК. Предполагается, что цены на нефть могут быть установлены ближе к нижней границе ценового коридора, в случае выхода Ирака из ОПЕК и при условии сохранения его нефтедобывающих мощностей на современном уровне, что позволит осуществить быстрое увеличение иракской нефтедобычи. В случае продолжения участия Ирака в составе стран-членов организации экспортеров нефти, или утрате значительного количества существующих добывающих мощностей, цены на нефть будут формироваться ближе к верхним значениям ценовых параметров.
Прогноз экспорта нефти по всем вариантам учитывает предположения о повышении спроса на нефть со стороны основных потребителей до 2006 года и принимается в соответствии с балансовыми расчётами к Энергетической стратегии Российской Федерации на долгосрочную перспективу, предусматривающими рост экспорта нефти (со 188,4 млн. т в 2002 году до 229 млн. т в 2006 году по I варианту и до 252 млн. т - по II варианту).
За пределами 2005 года по всем вариантам ожидается незначительное повышение и стабилизация объёмов продаж к 2010 году.
При формировании вариантов прогноза учтена потребность стран Евросоюза в существенном увеличении стабильных поставок энергоресурсов, прежде всего газа, из России. В связи с этим по всем вариантам и этапам прогнозного периода предусматривается повышение объемов поставок газа на мировой рынок.
Процессы интеграции и вступления в ВТО для России приобретают всё возрастающее значение, что должно найти отражение при формировании вариантов развития.
I вариант исходит из предположения о менее благоприятном развитии торгово-экономического и политического сотрудничества, включая преобладание отрицательных моментов в процессах интеграции и вступления в ВТО на не вполне удовлетворяющих Россию условиях, нерешения ряда транзитно-транспортных проблем и т.п.
II вариант строится на предположении о благоприятном развитии торгово-экономического и политического сотрудничества, включая преобладание положительных моментов в процессах интеграции и вступления в ВТО на удовлетворяющих Россию условиях, решения транзитно-транспортных проблем и т.п.
Важной составляющей внешних условий развития Россия на перспективу является решение проблемы формирования единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии, развитие международных энерготранспортных систем, недискриминационный транзит энергоносителей.
Динамика выплат по внешнему долгу в предстоящем десятилетии по обоим вариантам не предполагает реструктуризации долга. Также в полном объёме оценивается и процентное обслуживание долга.
В целом долговая политика, определённая Правительством Российской Федерации на 2004 год и на период до 2006 года, будет направлена на постепенное снижение по сравнению с предшествующими годами сумм внешних заимствований при одновременном соблюдении Российской Федерацией уставленного режима выплат по внешнему долгу.
В период 2004-2006 гг. расходы России на погашение и обслуживание внешнего долга будут составлять ежегодно от 14 до 17,5 млрд. долл. США.
При этом основная часть выплат будет приходиться на новый российский долг (еврооблигации и платежи международным финансовым организациям – до 10 млрд. долл. США ежегодно), не подлежащий реструктуризации.
Таким образом, в указанный период с учётом присутствия в нём «пика» платежей, приходящегося на 2005 год, будет погашено примерно 20% суммы основного внешнего долга.
Примерно такую же сумму – около 18 млрд. долл. США составят в период 2004-2006 гг. платежи по обслуживанию внешнего долга.
Внутренние условия развития
Экономический рост в долгосрочной перспективе может быть обеспечен за счёт накопления и повышения эффективности использования капитальных и интеллектуальных ресурсов, что в современных условиях может быть достигнуто за счёт высвобождения предпринимательской инициативы и роста материального благосостояния, расширения внутреннего спроса и ёмкости внутреннего рынка.
Внутренние условия могут быть разделены на две группы.
К первой группе относятся объективные условия, влияние на которые со стороны Правительства России в среднесрочной перспективе существенно ограничено. Это, прежде всего:
демографическая ситуация и её развитие;
состояние производственного аппарата, степень его изношенности, доля резервных конкурентоспособных мощностей;
высокая капиталоёмкость и ресурсоёмкость российского производства и существенные сроки освоения новых месторождений энергетических и сырьевых ресурсов для потребностей растущей экономики.
Сюда же примыкают и другие условия: неразвитость производственной инфраструктуры на значительных территориях России, значительная социальная дифференциация, недостаточная мобильность населения и т.д.
Ко второй группе относятся условия, во многом формируемые под влиянием экономической политики Правительства России и Банка России. К ним относятся такие параметры, как инфляция, реальный курс рубля, тарифы на продукцию и услуги естественных монополий, ставки налогов и экспортных пошлин, импортные тарифы, другие условия, влияющие на мобильность финансовых ресурсов.
Демографическая ситуация и её развитие
В течение 2004-2006 гг. демографическая ситуация в Российской Федерации будет развиваться под влиянием сложившихся тенденций рождаемости, смертности и миграции населения. Среднегодовая численность постоянного населения Российской Федерации в 2003 году составит 142,8 млн. человек, против 143,6 млн. человек в 2002 году.
В среднесрочной перспективе сохранится тенденция к уменьшению среднегодовой численности постоянного населения, которая составит в 2004 году 142,1 млн. человек, в 2005 году – 141,4 млн. человек, в 2006 году – 140,8 млн. человек.
В результате осуществления мероприятий по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года в среднесрочном периоде следует ожидать улучшения отдельных параметров демографической ситуации как по проблемным регионам, так и по России в целом.
Реализация экономических реформ
Все варианты развития основываются на необходимости продолжения экономических реформ при различной интенсивности их проведения по отдельным вариантам. Основные варианты рассматриваются в условиях реализации основных положений проекта новой среднесрочной программы Правительства Российской Федерации.
Кроме непосредственного влияния на реформируемые институты, проводимые преобразования оказывают косвенное влияние на некоторые важные факторы экономического роста – инвестиционную привлекательность экономики, деловой климат в стране, кредитный рейтинг и т.д.
Активизации инвестиционной деятельности в среднесрочной перспективе будут способствовать сокращение стоимости обслуживания госдолга, снижение оттока капитала, оптимизация валютных резервов.
Положительную роль будет играть осуществляемая либерализация налогового режима и, в частности, снижение с 2004 года налога на добавленную стоимость (снижение ставки НДС с 20 до 18%), изменение порядка применения налоговых вычетов по НДС при осуществлении капитальных вложений, снижение с 2005 года средней ставки ЕСН, что в совокупности приведет к увеличению у предприятий инвестиционных ресурсов, в том числе в 2004 году на 1,2 процентного пункта, в 2005 году - на 2,3 процентного пункта.
Улучшение инвестиционного климата скажется на сокращении оттока капитала и росте доли собственных средств, используемых на инвестиции (реакция на улучшение институциональных и налоговых условий). Эта доля возрастёт с 60,5% в 2002 году до 65% к 2006 году.
Увеличение объёма иностранных инвестиций произойдёт за счёт улучшения делового климата, общих условий хозяйствования, что, в свою очередь, приведёт к повышению инвестиционного рейтинга как страны в целом, так и отдельных предприятий, и выходу более широкого круга организаций на международные рынки капитала. Есть основания рассчитывать, что кредитный рейтинг России повысится со "спекулятивного" до "инвестиционного" к 2004-2005 гг., что, безусловно, повлечёт за собой существенный прирост иностранных инвестиций.
Снижение инфляции
К основным макроэкономическим условиям создания благоприятного инвестиционного климата и повышения благосостояния населения относится снижение инфляции. Её динамика в определенной степени имеет целевой характер.
Интервалы целевой инфляции достаточно ограничены. При превышении инфляции определённого уровня (по мировому опыту - 15-17%) замедляются темпы инвестиционной деятельности, стагнирует производство, чрезмерный инфляционный налог приводит к непроизводительному использованию финансовых ресурсов, к снижению уровня реальных доходов и жизни населения. В то же время оптимизация структуры цен и тарифов в условиях реформирования естественных монополий, ЖКХ и сферы услуг, ликвидации перекрестного субсидирования невозможна без фоновой инфляции 5-7% в год.
Предполагается последовательное снижение темпов инфляции с 15% в 2002 году до 5,5-7,5% в 2006 году. По критическому варианту возможен временный подъем инфляции в 2004-2006 гг. за счёт роста цен на импортную составляющую потребительской корзины и в связи с вынужденным временным приоритетом бюджетной политики по сравнению с денежно-кредитной.
Достижение целевого уровня инфляции будет обеспечиваться всем комплексом согласованных мер в области денежно-кредитной, бюджетной, тарифной, налоговой, валютной, структурной и социальной политики Правительства Российской Федерации и Банка России.
Уровень цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий
Одним из факторов, способным повлиять на динамику цен и экономическое развитие, является реализация тарифной политики в сфере регулирования цен естественных монополий.
Топливо и энергия являются основными составляющими любого производственного процесса, равно как и ключевыми факторами жизнеобеспечения. Роль железнодорожного транспорта также трудно переоценить, учитывая высокий уровень развития промышленности, размещение производительных сил и протяжённость перевозок.
При установлении уровня цен (тарифов) естественных монополий, необходимо учитывать, что их уровень и динамика влияют не только на доходы и инвестиционную привлекательность самих монополий, но также на конкурентоспособность и перспективы развития всей отечественной промышленности, уровень благосостояния граждан.
Действующая на настоящий момент система тарифов характеризуется серьёзными дипропорциями, связанными в первую очередь с занижением уровня цен (тарифов) на внутреннем рынке по отношению как к издержкам самих монополий, так и ставкам мирового рынка и их несбалансированностью. В результате отрасли естественных монополий характеризуются дефицитом инвестиционных ресурсов и высокой долей устаревших мощностей, что снижает качество и надежность предоставляемых ими продукции и услуг, и определяет необходимость кардинальной реформы структуры и системы функционирования монополий.
В этих условиях установление уровня тарифов на прогнозируемый период должно решить задачу нахождения компромисса между потребностями самих субъектов естественных монополий, с одной стороны, и экономики в целом, а также населения, с другой. Решение этой задачи требует комплексного подхода и включает в себя анализ финансового состояния монополий, выявление доминирующих в экономике тенденций, определение характера взаимосвязей между изменением тарифов и динамикой ключевых макроэкономических показателей, таких как инфляция и ВВП.
Постепенная оптимизация уровня цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий позволит выстроить рациональную динамику издержек изготовителей готовой продукции в части расходования средств на использование электроэнергии, газа, услуг железнодорожного и трубопроводного транспорта, связи; будет стимулировать энергосбережение в экономике; будет способствовать снижению издержек и повышению эффективности деятельности субъектов естественных монополий; будет стимулировать позитивные структурные изменения в экономике и экономический рост.
Параметры повышения цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий должны соответствовать адаптационным возможностям экономики. В прогнозируемом периоде они не должны приводить к резкому росту издержек потребителей и повышению инфляции на потребительском рынке. По оценке, для того чтобы обеспечить целевой уровень инфляции в 2004-2006 гг., вклад повышения цен на продукцию (услуги) естественных монополий в прирост потребительских цен на товары и услуги не должен превышать 2,5-3,5 процентного пункта за год .
Снижение энергоемкости производства
Важными показателями, характеризующими качество и возможности экономического роста, являются показатели энергоёмкости и электроёмкости ВВП. Обеспечение целевых уровней их динамики, в условиях ограниченности сырьевых и энергетических ресурсов, позволит гарантировать возможность достижения высоких темпов роста.
Прогнозируемые структурные сдвиги, рассматриваемые на уровне 22 отраслей экономики и промышленности, обеспечивают снижение энергоёмкости ВВП в 2006 году на 4,5% (по отношению к 2000 году), а к 2010 году, в соответствии с расчётами энергосбережения развития России, - на 8 процентов.
Еще примерно такую же величину снижения энергоемкости обеспечивают структурные сдвиги внутри крупных отраслей промышленности и отраслей экономики, за счет увеличения доли менее энергоемких производств в структуре отраслей.
В результате изменений в структуре экономики энергоёмкость ВВП в 2006 году снизится на 9% от уровня 2000 года.
Это обеспечит половину общего размера снижения энергоёмкости ВВП за этот период, определённого в исходных условиях. Другую половину должны обеспечить меры технологического энергосбережения и организационно-технического характера.
Ускорение роста производительности труда
Одним из важнейших условий долгосрочного сбалансированного роста является ускорение роста производительности труда, в том числе по отношению к росту заработной платы.
В 2002 году рост реальной среднемесячной заработной платы (скорректированной на индекс потребительских цен) примерно в 1,1 раза опережал темп роста производительности труда.
Для закрепления долгосрочной тенденции роста заработной платы необходимо, чтобы этот рост был подкреплён соответствующим ростом производительности труда.
Однако, на отдельных этапах для продолжения роста экономики более быстрый рост заработной платы необходим. Например, на этапе посткризисного восстановления экономики рост доходов cпособствовал трансформации внутреннего спроса в один из источников роста, при активном процессе импортозамещения и стимулирующем обменном курсе.
В последующий период доля заработной платы в ВВП стабилизируется, а темпы роста производительности труда и заработной платы сблизятся.
Производительность труда уже догоняет эти темпы.
За 2002 год производительность труда в промышленности возросла на 6,7%, что опережает темпы роста промышленного производства на 3 процентных пункта. За пять месяцев 2003 года производительность труда выросла на 12,1%, что примерно на 5,3 процентного пункта быстрее, чем рост производства.
Ещё более высокими темпами производительность труда растёт в топливной промышленности, медицинской промышленности, чёрной металлургии, стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности, машиностроении и металлообработке.
Сокращение вывоза (несанкционированного) капитала за рубеж
С учётом мер во внешнеэкономической деятельности, направленных на торможение процессов, связанных с бегством капитала из страны и создание благоприятных условий для эффективного применения капитальных ресурсов в России, в частности, принятия нового закона «О валютном регулировании и валютном контроле», а также других мер по повышению финансовой прозрачности деятельности крупных корпораций и создания условий для мобильности финансового капитала, в прогнозе по всем вариантам предполагается последовательное снижение вывоза (несанкционированного) капитала за рубеж: к 2006 году сокращение примерно на 40 процентов.
В целом номинальный объём вывоза капитала будет ниже в условиях I варианта, так как II вариант будет характеризоваться большими доходами от экспорта и, соответственно, источниками для вывоза. Однако объём утечки капитала в процентах от ВВП будет ниже во II варианте, отражая более привлекательный инвестиционный климат этого варианта.
Реформирование налоговой системы и бюджетного процесса
Прогноз социально-экономического развития учитывает направления дальнейшего реформирования налоговой системы и бюджетного процесса:
формируемый налоговый климат должен стимулировать диверсификацию структуры экономики за счёт реализации комплекса мер, включающих два основных направления:
первое направление - повышение привлекательности для инвестирования несырьевых секторов экономики, создание для добывающих отраслей стимулов для добровольного вложения капитала в другие сектора, стимулирование развития новых, технологичных секторов экономики;
второе направление - выравнивание нормы отдачи на капитал в сырьевых и несырьевых секторах путем перераспределения фискальной нагрузки.
Фискальная нагрузка будет перераспределена с перерабатывающих секторов на добывающие, что позволит, при стимулировании роста в перерабатывающей промышленности, секторах «новой экономики» и услуг приблизить условия конкуренции за привлечение ресурсов между сырьевыми и несырьевыми секторами.
В частности, в 2004-2006 гг. будут приняты меры по снижению налоговой нагрузки как на хозяйствующие субъекты, так и на экономику в целом. Данные меры заключаются в следующем:
начиная с 2004 года, понижение основной ставки НДС с 20 до 18% при сохранении пониженной ставки (10%) по социально значимым товарам и услугам;
внесение изменений в налоговое законодательство, позволяющих налогоплательщикам принимать к вычету уплаченный налог на добавленную стоимость при проведении ими капитальных вложений в том же налоговом периоде, в котором эти капитальные вложения были осуществлены;
начиная с 2004 года, некоторое увеличение базовой ставки НДПИ на нефть и природный газ в качестве фактора, компенсирующего снижение налоговой нагрузки на нефтяной и газовый секторы, в результате осуществления мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах;
С учётом выигрыша нефтедобывающей отрасли от предполагаемого снижения основной ставки НДС базовую ставку НДПИ предполагается увеличить с 340 до 347 руб. за 1 тонну;
отмена с 1 января 2004 г. акциза на природный газ с компенсацией связанных при этом потерь федерального бюджета за счёт увеличения ставки таможенной пошлины при экспорте природного газа с 5 до 30%, а также увеличения ставки НДПИ при добыче природного газа до 107 руб. за 1 тыс. куб. метров;
начиная с 2005 года, снижение эффективной ставки ЕСН (включая тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) предлагается осуществить путем установления ставки ЕСН:
в размере 26% - для доходов до 300 тыс. руб.;
в размере 10% - для доходов от 300 до 600 тыс. руб.;
в размере 2% - с доходов свыше 600 тыс. руб. на 1 работника.
Динамика обменного курса рубля
Динамика обменного курса рубля будет во многом определяться масштабами предложения иностранной валюты, поступающей по торговым операциям, поэтому будет сильно зависеть от мировых цен на российские энергоресурсы и соответственно от условий рассматриваемых вариантов. Исходя из внешних условий, предполагается некоторое снижение среднегодовых цен на энергетическое сырьё по сравнению с уровнем 2003 года, что, совместно с ростом спроса на импорт товаров и услуг, будет воздействовать на снижение положительного сальдо текущего счёта платежного баланса. Эта тенденция, параллельно со снижением темпов роста внутренних цен, значительно замедлит рост реального курса рубля по сравнению с 2000-2003 гг. С другой стороны, снижение спроса на иностранную валюту со стороны предприятий и банков и рост иностранных инвестиций в отечественную экономику потребует, в условиях варианта, предполагающего благоприятную конъюнктуру для российского экспорта, вмешательство Банка России в курсообразование, чтобы темпы роста реального курса рубля не превысили 4-5 процентов. Это может привести к ежегодному росту валютных резервов на 7-15 млрд. долл. США и потребует изыскания дополнительных механизмов для стерилизации избыточной денежной эмиссии.
В условиях варианта, учитывающего менее благоприятную конъюнктуру для российского экспорта, среднегодовые темпы укрепления рубля по отношению к иностранным валютам не превысят 3 процентов.
Основные социально-экономические приоритеты и проблемы развития России
в 2004-2006 годах
В 2004 году особый акцент в деятельности Правительства Российской Федерации будет сделан на реализации мероприятий, выполняемых в рамках решения среднесрочных задач социально-экономического развития. Речь идёт о диверсификации структуры экономики, повышении её открытости, реформировании инфраструктурных монополий, системы государственного управления и социальной сферы, Вооружённых Сил Российской Федерации.
В послании Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию России поставлена задача повышения темпов роста ВВП, что требует ускорения намеченных реформ социально-экономического развития.
От эффективности работы органов исполнительной власти во многом зависит качество жизни российских граждан, комфортность предпринимательского климата в стране, эффективность реализации социально-экономических реформ. По этой причине приоритетным направлением государственной политики в 2004 году становится реформа системы государственного управления.
Важнейшей задачей в 2004 году является продолжение работы, направленной на снижение административных барьеров для ведения бизнеса, сведение к минимуму государственного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов. Это будет достигнуто посредством делегирования части функций государства саморегулируемым организациям, путём пересмотра функций контрольных и надзорных органов в сторону их сокращения, совершенствования системы лицензирования и законодательства о банкротстве. Важным этапом административной реформы станет принятие закона о моратории на проведение проверок на вновь образованных малых предприятиях в течение первых трёх лет их существования.
В целях оптимизации структуры экономики и снижения негативного государственного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, в 2004 году необходимо активизировать приватизацию находящихся в государственной собственности миноритарных и блокирующих пакетов акций предприятий, не являющихся стратегическими и не связанных напрямую с интересами обеспечения национальной безопасности.
Наряду с этим будет проводиться дальнейшее преобразование государственных предприятий в иные формы некоммерческих и коммерческих организаций.
В 2004 году будет активизирована реформа жилищно-коммунального хозяйства, поскольку оно является одним из источников ускорения экономического развития. Важным аспектом станет стимулирование жилищного строительства, прежде всего, посредством поддержки системы ипотечного кредитования.
В 2004 году будет продолжено ранее начатое реформирование железнодорожного транспорта и электроэнергетики.
Одной из мер по диверсификации экономики является инновационное наполнение промышленного производства, включающее как использование уже имеющихся технологий и оборудования, так и разработку и производство принципиально новых.
В 2004 году будет продолжена реформа социальной сферы, включающей создание эффективной системы медицинского, социального, пенсионного страхования российских граждан, внедрение механизмов финансирования, стимулирующих конкуренцию в медицине, образовании и научной сфере.
В 2004 году будет продолжена налоговая реформа. Её приоритетными направлениями станут:
внесение норм в законодательство, стимулирующих инвестиционную активность, научные исследования и разработки, опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг, стимулирование экспорта несырьевых товаров;
снижение ставки НДС до 18 процентов;
отмена с 1 января 2004 г. налога с продаж;
совершенствование системы поимущественных налогов за счет сокращения перечня имущества, относящегося к объекту налогообложения, пересмотр принципов оценки имущества физических лиц для целей налогообложения, переход на налогообложение земельных участков исходя из кадастровой стоимости этих участков, обеспечение возможности перехода в перспективе к налогу на недвижимость, заменяющему налог на имущество и земельный налог;
отмена с 2004 года целевых сборов на содержание милиции, сбора с владельцев собак, сбора за парковку автотранспорта;
совершенствование платежей, связанных с использованием природных ресурсов, в том числе введение с 1 января 2004 г. водного налога и сбора за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.
Одно из важнейших условий развития нового витка экономического роста связано с устранением инфраструктурных ограничений развития.
Несовершенство финансового рынка Российской Федерации препятствует эффективному аккумулированию и перераспределению внутренних и иностранных инвестиций, что выражается в наличии дефицита инвестиций в ряде отраслей отечественной промышленности. По этой причине совершенствование институтов финансового посредничества является первостепенной задачей государственной политики.
В 2004 году будут реализовываться мероприятия Среднесрочной программы, направленные на совершенствование банковской сферы, системы страхования, рынка ценных бумаг.
В течение последних лет профицитный бюджет позволил сформировать финансовый резерв, являющийся по сути «подушкой безопасности» на случай неблагоприятных периодов: низких доходов бюджета, «пика» выплат по внешнему долгу и т.д.
На этой основе в 2004 году будет создан стабилизационный фонд в федеральном бюджете за счёт накопления дополнительных доходов бюджета, связанных с благоприятной мировой конъюнктурой на нефть.
Реализация запланированных в 2004 году мероприятий позволит поддержать существующие темпы роста экономики и подготовить почву для более интенсивного роста экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе, заложить основы институциональных преобразований, повысить устойчивость экономики к внешним шокам, таким как изменения конъюнктуры на мировом рынке углеводородного сырья, колебания курсов ведущих валют.