Основные направления и результаты развития г. Севастополь в составе Российской Федерации в 2014-2019 гг. (справка)
Начиная с марта 2014 г., основными задачами исполнительных органов государственной власти г. Севастополь было приведение в правовое и экономическое поле Российской Федерации деятельности организаций и предприятий, формирование нормативной базы, наращивание экономической активности, создание институтов развития.
С целью создания архитектуры институциональных и инфраструктурных изменений, способных дать импульс развитию экономики Севастополя, в 2016-2017 гг. велась подготовка Стратегии социально-экономического развития до 2030 г., которая была утверждена Законом г. Севастополь № 357-3C от 21.07.2017 г.
Стратегией сформированы основные социально-экономические цели, достижение которых позволит создать комфортный для проживания город, а также обеспечить возможность самореализации жителей и гостей Севастополя.
В качестве целевого сценария в Стратегии рассматривается гармоничное развитие человеческого капитала, городской среды и экономики города.
Сформулирована миссия города: «Севастополь - геостратегический, промышленный, культурно-исторический, гуманитарный и туристический центр России на Черном море, город, где комфортно жить, работать, учиться, творить и отдыхать».
Образ будущего Севастополя формируется тремя целевыми установками:
- город высокоэффективной экономики;
- город реализации возможностей;
- город для комфортной жизни.
Целями развития, обеспечивающими успешное выполнение стратегии, являются:
- создание высокоэффективной экономики, ориентированной на производство продукции и оказание / предоставление услуг с высокой добавленной стоимостью;
- становление города как делового центра, центра туризма, образования, культуры и досуга;
- формирование комфортной городской среды для жителей и гостей.
Ежегодно Правительством Севастополя проводится стратегическая сессия по ключевым вопросам развития города с участием всех заинтересованных сторон: руководителей исполнительных органов государственной власти, депутатов Законодательного Собрания города, предпринимателей, представителей общественности и научно-образовательного сообщества, а также региональных и федеральных экспертов.
По итогам проводимых сессий формируются ключевые задачи, требующие решения со стороны органов власти Севастополя, которые и ложатся в основу дорожных карт их деятельности.
Итоги первого пятилетия с момента возвращения Севастополя в состав Российской Федерации характеризуются следующими фактами:
- Севастополь - один из самых динамичных и быстроразвивающихся городов России с ростом населения более чем на 50 тысяч человек за последние 5 лет.
- Обеспечена энергетическая независимость и надежность энергоснабжения города - завершено строительство Балаклавской ТЭС.
- По темпам роста среднедушевых доходов жителей Севастополь - один из лидеров в Российской Федерации. По данным статистики, жители Севастополя (средний доход на душу населения за 10 месяцев 2018 года составил 27,2 тыс. руб.) отстают по этому показателю в ЮФО только от таких развитых регионов, как Краснодарский край (35,9 тыс. руб.) и Ростовская область (28,7 тыс. руб.).
- Севастополь - один из лидеров по темпу роста инвестиций. Инвестиции в основной капитал на душу населения выросли за 2 года в 6 раз (с 8,5 тыс. руб. на 01.07.2016 г. до 53,8 тыс. руб. на 01.10.2018 г.). При этом доля внебюджетных инвестиций возросла почти до 57% (с 38% на 01.07.2016 г.).
С 2016 г. собственные доходы бюджета выросли на 33% или на 3,5 млрд. руб. По оценке Правительства Российской Федерации, в 2018 г. город занял 8-е место среди 40 регионов с наилучшими результатами роста экономического потенциала.
- Экономика Севастополя становится более прозрачной. В 2018 году по показателю снижения теневой занятости Севастополь занял 4-е место в Российской Федерации.
Два года подряд (2017 и 2018 гг.) в Севастополе был зафиксирован самый низкий уровень безработицы среди регионов ЮФО.
Непрерывно улучшается качество школьного образования. В 2018 г. по результатам проведенной государственной итоговой аттестации Севастополь занял 39-е место среди 85 субъектов РФ.
В 2014 г. число воспитанников детских садов составляло 12925 детей, а в 2018 г. увеличилось до 19940, число школьников - с 36774 до 44152.
За два года в Севастополе создано 2 080 новых мест в детских садах. В 2018 г. построена и открыта новая музыкальная школа на 500 учащихся. В настоящее время одновременно ведется строительство 3 детских садов и 5 новых школ. В 2018 г. открыт первый на Крымском полуострове детский технопарк «Кванториум».
За последние два года в государственных детских оздоровительных лагерях почти в 6 раз увеличилось количество мест - с 120 до 700. В 2018 г. более 5000 севастопольских и почти 2000 детей из других регионов России отдохнули в Севастополе.
В 2018 г. принято решение о создании одного из четырех новых музейно-театральных и образовательных центров. Проект поддержан Президентом Российской Федерации. В 2019 г. планируется завершить реконструкцию парка Победы.
Туристический фестиваль на Тороповой даче «Большой туристический слет», который вошел в Книгу рекордов России как самый массовый слет молодежи (4000 участников из 80 регионов России, 47 зарубежных стран), стал ярким событием для детей и юношества Севастополя и всей России.
Высокими темпами идет модернизация дорожно-транспортной инфраструктуры. Отремонтировано 195 км дорог. Строится крупнейшая транспортная развязка - автотрасса «Таврида». Ведется реконструкция одной из важнейших магистралей города - Камышового шоссе.
Для повышения безопасности дорожного движения установлено более 7000 дорожных знаков и 120 камер фото- и видеофиксации. В результате смертность от ДТП сократилась за последние 5 лет более чем в 2 раза.
Обновлен парк общественного транспорта: более 50% транспортных средств имеют экологический класс ЕВРО 4 и выше. В 2018 г. впервые на всей маршрутной сети общественного транспорта обеспечен бесплатный проезд для льготных категорий граждан.
Весь общественный транспорт перешел на работу по единой городской карте жителя Севастополя - это один из первых шагов по реализации концепции «Умный город», в рамках которого появились 80 современных остановочных павильонов с Wi-Fi и бесплатными USB-зарядками.
В каждом четвертом доме за последние 3 года уже проведены отдельные работы в рамках капитального ремонта. По итогам 2018 г. фонд капитального ремонта Севастополя занял 12-е место в рейтинге Минстроя России среди аналогичных организаций субъектов Российской Федерации. С 2017 г. выполнен комплексный ремонт около 100 дворов, 120 детских и около 90 спортивных площадок.
За последние два года открыто 9 фельдшерско-акушерских пунктов и 5 модульных врачебных пунктов в сельской местности. Существенно обновлена материально-техническая база здравоохранения - получено свыше 450 единиц новейшего медицинского оборудования. За три года полностью обновлен автопарк скорой медицинской помощи - поставлено 44 новых автомобиля.
В течение трех лет выполнялся проект «Бережливая поликлиника». В результате доступность записи к участковым врачам в 2018 году увеличилась в среднем в 4,5 раза, к врачам-специалистам - в среднем в 3,5 раза, первичной записи взрослого населения к врачам-специалистам - в среднем в 2 раза, записи детского населения к врачам-специалистам - в среднем в 3,5 раза.
Севастополь пятый год подряд лидирует в Российской Федерации по количеству зарегистрированных браков на 1000 населения, занимая 1 или 2 место.
За 2016-2018 гг. приобретено 394 квартиры для выполнения программы расселения ветхого и аварийного жилья. За 9 месяцев 2018 г. введено в строй в 2,5 раза больше жилья, чем годом ранее. Это самый высокий темп роста по стране. Полностью решена задача обеспечения квартирами участников Великой Отечественной войны.
Сформирована система ключевых показателей эффективности руководителей исполнительных органов государственной власти Севастополя, обеспечивающих контроль за достижением целевых показателей по каждому из направлений деятельности. Работает региональный портал государственных и муниципальных услуг в сети Интернет по адресу GOSUSLUGI92.RU или в кириллице ГОСУСЛУГИ92.РФ.