О проблемах и перспективах развития исламских инвестиционных механизмов в Республике Дагестан
Традиционный банкинг существенно отличается от исламской банковской системы. Деятельность исламских банков основана на нормах и принципах исламского права (шариата), имеющего особую систему регулирования экономических отношений, принципиальным отличием которых является запрет на взимание ссудного процента по долговым обязательствам. Нормы исламского права предписывают придерживаться еще целого ряда требований к условиям деятельности финансовых институтов, из которых можно выделить запрет на финансирование сделок, имеющих статус неопределенности в будущем, таких как опционы, фьючерсы, будущий урожай, не добытые ископаемые, а также запрет в работе с такими запрещенными религией сферами, как производство и распространение алкогольной, табачной продукции и свинины, игорный бизнес и др.
По данным некоторых экспертов, несмотря на эти ограничения, индустрия исламских финансов в мире на протяжении многих лет демонстрирует рост на уровне 15-20% в год, а на рынке финансовых услуг в России она остается в зачаточном состоянии. При этом в последние годы в российских, в т.ч. дагестанских СМИ освещение различных аспектов развития исламского банкинга актуализируется, проводятся тематические форумы, конференции, круглые столы и др. Данный вопрос обсуждался и на площадке «Гайдаровского форума» в 2015 и 2016 г.
Что касается республики, то в октябре 2014 г. в Дагестанском научном центре РАН проходил круглый стол на тему «Проблемы и перспективы исламских инвестиционных механизмов в экономике Дагестана», организованный Экономическим советом при Главе РД, министерством промышленности, торговли и инвестиций республики и другими заинтересованными ведомствами.
Среди основных вопросов, обсуждавшихся на встрече, были «Состояние исламских финансов в Дагестане», «Внедрение исламских механизмов в экономику республики», а также «Возможности привлечения инвестиций из арабских стран». Участники мероприятия акцентировали внимание на отсутствие правового регулирования исламского банкинга в РФ, состоялся обмен мнениями в связи с практическим опытом использования отдельных исламских финансовых инструментов в рамках российского законодательства. На российском рынке (Татарстан, Башкирия, Дагестан) уже действует ряд компаний, предлагающих продукты, смоделированные с учетом соблюдения исламских принципов финансирования. Большую часть их деятельности занимает т.н. «мурабаха» - покупка и перепродажа товара клиенту с наценкой и рассрочкой платежа, запрещенная для банков в соответствии с российским законодательством. По мнению экспертов, развитие исламского банкинга в России требует некоторых законодательных поправок в законы РФ «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации», «О рынке ценных бумаг», а также внесения изменений в Гражданский кодекс РФ и другие законодательные акты.
По итогам вышеупомянутого круглого стола были выработаны рекомендации для главы РД по адаптации исламских инвестиционных механизмов в экономику Дагестана, включения в приоритетный проект РД «Обеление экономики» мероприятий по их популяризации. На основе этих рекомендаций был разработан план работы Правительства РД и создана рабочая группа при Экономическом совете при главе РД для координации работы по его выполнению, а также проведения постоянных научных исследований в области исламской экономики.
Следует отметить, что развитию элементов исламского банкинга в Республике Дагестан в последнее время уделяется определенное внимание на разных уровнях. Экономический совет при главе РД данными вопросами занимается с 2013 г., а отдельные исламские банковские продукты в республике начали вводиться с 2008 года. В настоящее время несколькими структурами предоставляются отдельные банковские услуги на принципах канонического соответствия всех предлагаемых операций нормам ислама и в рамках российского законодательства. Их учредители избрали в качестве организационно-правовой формы т.н. «товарищество на вере» (ТНВ). Так, согласно Гражданского кодекса РФ, такая организационно-правовая форма позволяет принимать вклады и выдавать дивиденды только с заработанной прибыли, а также размещать принятые средства путем торговых операций, лизинга и долевого финансирования бизнеса. Следует отметить, что стабильно функционирует учрежденное в 2011 г. в Дагестане ТНВ «Ля Риба-Финанс» (Ля Риба в переводе с арабского «нет процентов»). Основными направлениями ее деятельности являются оказание финансовых и консультационных услуг, в их числе исламские вклады (мудараба), купля-продажа товаров с рассрочкой платежа (мурабаха), бухгалтерское и юридическое сопровождение бизнеса, денежные переводы и др. Кроме того, в структуре компании имеется Шариатский комитет, наделенный полномочиями для аудита и последующего прекращения предоставления противоречащих нормам ислама услуг.
Одним из первых в Дагестане практиковать элементы исламского финансирования начал коммерческий банк «Экспресс». По многочисленным обращениям жителей республики к руководству этого банка в 2008 г. в нем был создан сектор по развитию исламского банкинга. Эмиссия банковских карт (Visa Electron, MasterCard) по нормам шариата была начата в середине 2008 г. В ноябре 2010 г. банк основал исламский филиал, согласно уставу которого он не выдавал кредиты под проценты и не принимал депозиты с выплатой процентов. Таким образом, соблюдалась «чистота» финансовых ресурсов. Шариатский контроль осуществлялся Духовным управлением мусульман Дагестана. Специально для этого была создана рабочая группа, в которую вошли ведущие исламские ученые региона. Банк «Экспресс», являясь самым крупным коммерческим банком в Дагестане с оборотом более 10 млрд. рублей, в январе 2013 г. Центробанком был лишен лицензии, но по причине, не связанной с внедрением исламских инвестиционных продуктов.
Экспертами и религиозными деятелями в РД позитивно была воспринята информация в СМИ о начале разработки в 2015 г. Госдумой законодательных поправок, устраняющих препятствия для внедрения в России полноценных исламских банков, включая возможность отмены действующего в настоящее время запрета на торговую деятельность для российских банков.
Руководитель рабочей группы при экономическом совете при главе РД по адаптации элементов исламской экономики к бизнес-проектам, реализуемых на территории республики, отмечает, что внедрение исламских механизмов финансирования в РФ находится в прямой увязке с реализацией в полной мере Статьи 28 Конституции России, гарантирующей гражданам РФ свободу вероисповедания, когда это право мусульман «пока выполняется не полностью». По его словам, в канонической части у российских мусульман нет никаких ограничений, а в части экономической они имеются в силу законов и других нормативных актов, регулирующих правоотношения в области банковской деятельности. В этом контексте он подчеркивает, что такие изменения в законодательстве РФ могут способствовать противодействию вовлечения молодежи в террористическую деятельность.
Данный аспект обсуждался также на международной научно-практической конференции в Махачкале в октябре 2015 г. «Участие религиозных организаций республики в развитии дагестанского общества. Исламская экономика и финансы как инструмент снижения социально-экономической напряженности и недопущения вовлечения молодежи в террористическую деятельность» с участием руководства ряда республиканских органов власти и ученых из разных регионов России и Азербайджанской Республики. В частности, отмечалось, что внедрение элементов финансирования по нормам ислама в рамках российского законодательства может стать, в том числе и инструментом профилактики террористической и экстремистской деятельности.
По мнению некоторых экспертов, в сложившейся экономической ситуации России нужна диверсификация финансовой системы и развитие института исламского банкинга может явиться одним из перспективных направлений в данной области. Часть из них полагает, что открытие исламских банков будет способствовать притоку инвестиций из стран исламского мира, а также даст возможность использовать сберегательный потенциал мусульман республики для развития региона. Другая часть сомневается в возможности широкого распространения исламского банкинга на территории Дагестана, т.к. далеко не все дагестанские бизнесмены заинтересованы в прозрачности своего бизнеса, что подразумевается исламской банковской системой.
20 января 2015 года председатель правительства РД утвердил примерный план по адаптации элементов исламской экономики к бизнес-проектам, реализуемым на территории РД. В сентябре этого же года в минэкономразвития РД в соответствии с вышеупомянутым планом состоялось обсуждение вопросов создания на базе одного из банков «площадки» для апробации банковских продуктов и услуг, соответствующих нормам ислама. В нем приняли участие представители республиканских министерств и ведомств, Национального банка по Республике Дагестан Южного главного управления ЦБ РФ, дагестанского отделения «Сбербанка России», Ассоциации дагестанских банков, Духовного управления мусульман Дагестана и др.
По результатам совещания были даны поручения соответствующим министерствам и ведомствам по подготовке предложений по развитию исламского банкинга в Республике Дагестан, в т.ч. на основе опыта Татарстана и Башкортостана.
Резюмируя изложенное, следует отметить, что исламский банк - весьма специфический финансовый институт и для его эффективной работы в РФ должна быть создана определенная законодательная база. Обновление нормативных рамок может способствовать развитию полноценного исламского банкинга, либо банковских подразделений на базе уже существующих в России финансовых организаций. По мнению ряда российских экспертов, наиболее приемлемым для России путем развития является создание не самостоятельных исламских банков, а отдельных «окон» в крупных многопрофильных банках, где будут оказываться исламские финансовые услуги, что позволит впоследствии снизить остроту возможной конкуренции между обычными и исламскими финансовыми институтами.
Вопросы развития исламских инвестиционных механизмов и исламского банкинга в Республике Дагестан поднимаются на различных республиканских уровнях и площадках. В условиях отсутствия правовой основы и соответствующих поправок в российском законодательстве, в Дагестане начинают зарождаться отдельные элементы исламского банкинга, появляются те или иные организации, которые выводят на рынок исламские финансовые продукты и функционируют посредством различных организационно-правовых форм в рамках законодательства РФ.