09:35

Об инвестиционной привлекательности Ленинградской области

Привлекательность 47-го региона как территории для стабильного и успешного ведения бизнеса подтверждает планомерный рост объема инвестиций в основной капитал. Несмотря на непростые кризисные времена, Ленинградская область динамично развивается и продолжает занимать лидирующие места по многим позициям. В частности, об этом свидетельствуют результаты прошедшего в июне Петербургского международного экономического форума.

В 2016 году Ленинградская область встречала гостей форума на собственном стенде, где в интерактивной форме был представлен инвестиционный потенциал региона. За три дня форума стенд посетили около 3 тысяч участников. И несмотря на активно популяризируемый кризис в экономике и спад деловой активности Ленинградская область заключила на форуме рекордное число соглашений с партнерами - 12, на рекордную сумму  свыше 110 млрд. рублей.

Самыми крупными контрактами стали договор о строительстве производства аммиака в Кингисеппе (инвестор - компания АО «МХК «Евро­Хим») и завода по сжижению природного газа в порту Высоцк, инвестор - компания ЗАО «Криогаз». В сумме эти сделки привлекли в экономику области порядка 100 млрд. инвестиций.

Не менее значимы для области стали соглашения о строительстве в Лужском районе крупнейшей в Европе кроликофермы, инвестор - ООО «Раббит» и расширение производства компании «Шнайдер электрик» (Франция) в Гатчинском районе. С рядом инвесторов, которые долго и плодотворно работают в области, были подписаны соглашения о социально-экономическом партнерстве. Помимо инвестиций в экономику региона, появились дополнительные рабочие места. Строительство новых предприятий и расширение уже существующих дадут Ленинградской области только на первом этапе реализации свыше 3,5 тысячи рабочих мест.

Период экономической нестабильности на фоне санкций существенно изменил портрет инвестора в Ленинградской области. Прежде инвесторы ориентировались на крупный бизнес, который развивал новые проекты, теперь фокус сменился в сторону среднего бизнеса, а также развития, расширения и модернизации существующих мощностей. В данном случае, задачей региональных властей стала оперативная реакция на вызовы нового времени.

Базовые запросы, которые касаются снижения административных барьеров, предоставления инженерной инфраструктуры, комфортных сроков подключения к сетям электро- и газоснабжения, предоставления налоговых льгот и преференций, остаются актуальными для решения их администрацией. Однако их роль в понимании бизнеса значительно возросла.

В новых условиях, инвесторы при выборе региона для развития своего бизнеса обращают внимание и на дополнительные возможности, такие как наличие квалифицированных кадров, а также стратегии регионального развития.

Ленинградская область лидирует по объему инвестиций не только в Северо-Западном регионе, но и по стране. Объем иностранных инвестиций в области также высок. Согласно данным Центрального банка Российской Федерации, по итогам 2015 года Ленинградская область находится на 6-м месте среди всех субъектов Российской Федерации по объемам привлеченных прямых иностранных инвестиций (3 млрд 423 млн долларов США).

Объем инвестиций в основной капитал предприятий Ленинградской области в I квартале 2016 года составил 30,8 млрд рублей, что почти на 30% больше, чем за тот же период прошлого года. Статистика указывает на то, что наибольший объем инвестиций - 15,1 млрд рублей - был направлен на строительство зданий для размещения производства. Это без малого на 50% больше, чем в I квартале 2015 года. На 38,2% выросли капиталовложения в производство машин, оборудования, транспортных средств, производственный и хозяйственный инвентарь. Сумма в денежном выражении составила 11,8 млрд руб. Инвестиции в основной капитал организаций увеличились на 21,1% и составили 27 млрд рублей. По сравнению с I кварталом 2015 года, объем инвестиций в сферу транспорта и связи вырос в 3,6 раза, в целлюлозно- бумажное производство, издательскую, полиграфическую деятельность - в 3,5 раза, в химическую промышленность - в 2,7 раза.

В борьбе за инвесторов, область продолжает улучшать бизнес-климат, снижать административные барьеры, развивать систему «единого окна» по взаимодействию бизнеса и власти, расширять меры государственной поддержки предпринимателей, строить инфраструктуру.

Одним из приоритетных направлений Ленинградской области стало внедрение механизмов государственно-частного партнерства. Сегодня государственно-частное партнёрство является одной из движущих сил развития проектов в отраслях транспорта, инженерной инфраструктуры, социальной сферы. Однако для успешного функционирования ГЧП-проектов область ставит перед собой ряд задач, таких как: совершенствование отраслевого законодательства в области тарифного регулирования; поднятие уровня компетенции региональных команд; разделение с инвесторами части рисков, переход к выпуску инфраструктурных облигаций и разрешение региональным властям быть созаемщиками наряду с муниципалами; на федеральном уровне стимулирование развития ГЧП-проектов по всем направлениям.

В 2015 году эксперты Комитета экономического развития Ленинградской области, разработали стратегию развития региона до 2030 года. Сегодня документ утвержден парламентом области. Основными направлениями стратегии являются индустриальное развитие региона, развитие малого и среднего бизнеса и транспортной логистики. Отдельно место в стратегии уделяется вопросу обеспечения предприятий области квалифицированным кадровым потенциалом.

Ленинградская область продолжает быть интересной как отечественным, так и иностранным инвесторам благодаря своему географическому положению. Вследствие развития портовых мощностей, 47-й регион стал грузовыми воротами России на Балтике. Также не ослабевает интерес и к приграничным районам области и в настоящее время рассматривается возможность формирования в приграничной зоне индустриального парка, что позволит создать условия для развития рентабельного промышленного производства.

В этом году в составе Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности появилось отдельное структурное подразделение - «проектный офис». Его главной задачей является внедрение и реализация проектного управления в органах исполнительной власти Ленинградской области. Одним из пилотных проектов, выбранных для сопровождения проектным офисом, стал стратегически важный для региона проект по строительству терминала по производству и перегрузке сжиженного природного газа в порту Высоцк, реализуемый ООО «Криогаз-Высоцк», производительностью 660 тыс. т СПГ в год, включая газопровод-отвод от МГ «Ленинград - Выборг - Госграница».