14:36

О сотрудничестве Калининградской области с Республикой Беларусь

Республика Беларусь остается основным зарубежным партнером Калининградской области (КО) среди государств СНГ и ЕАЭС.

Договорной основой двусторонних связей является «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о долгосрочном сотрудничестве Калининградской области Российской Федерации с областями, министерствами, органами государственного управления Республики Беларусь» от 14 октября 1999 года.

В развитие основного документа заключены соглашения с облисполкомами Минской, Гродненской, Брестской и Гомельской областей Белоруссии. В 2018  году намечено подписание планов сотрудничества с Гродненской и Гомельской областями на 2018-2020 годы; ожидаются визиты в Калининград председателей облисполкомов Брестской[1], Гомельской и Витебской областей[2].

Между районами, муниципальными образованиями КО и белорусских регионов подписаны 18 документов о партнерстве Регулярные визиты осуществляются по линии торгово-промышленных палат.

В Калининграде с 1998 года функционирует отделение Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации.

В режиме ежегодных регулярных встреч работает Совет по долгосрочному сотрудничеству. Калининградская часть Совета в настоящее время возглавляется губернатором области А.А. Алихановым, белорусская – первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь М.И. Русым. Координирующим документом Совета являются двухлетние планы мероприятий сторон по основным направлениям взаимоотношений.

 

Калининград в 2017 году стал местом проведения заседаний двух комиссий Парламентского собрания Союза Белоруссии и России – по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам (16.02.2017 г.), а также по безопасности, обороне и борьбе с преступностью (24.10.2017 г.).

Несмотря на значительный потенциал взаимных обменов и географическую близость, на долю Белоруссии в 2017 году приходилось 1,6% экспорта и 1,1 % импорта внешней торговли КО[3].

Вне данных таможенной статистики оказываются партии дорогостоящих белорусских товаров (в т.ч. тракторы, грузовики, автобусы и лифтокомплекты), которые во избежание уплаты российского НДС поставляются в КО через другие российские регионы либо через посредников, в частности, в Литве и Польше. Как следствие, реальный стоимостный объем белорусского экспорта в КО может существенно (на 15‑20%) превышать официальные статистические данные.

В 2017 году понижающийся в течение трех последних лет товарооборот составил 169,5 млн. долларов, что на 10,1 % меньше, чем в 2016 году, в т.ч. калининградский экспорт (60,3 млн. долларов) сократился на 39%, тогда как импорт белорусских товаров (109,2 млн. долларов) вырос на 19,6 %. Весомым фактором, позволившим Белоруссии выйти в 2017 году на такой показатель стала особо благоприятная для белорусских строительных материалов конъюнктура в связи с подготовкой Калининграда к ЧМ-2018 по футболу.[4]

Тем не менее, в номенклатуре белорусских товаров, поставляемых в КО, проявляется тенденция к сокращению отдельных важных позиций, в числе которых нефтепродукты (на 12,8% в 2017 г. по сравнению с 2016 г.), сыры и творог (на 15,6%), куриное яйцо (на 12,4%).[5] Причина – возрастание доли продукции российского производства.

Заметным изменением в составе калининградского экспорта в Республику Беларусь стало прекращение с 2017 года поставок жмыхов от переработки местного рапса, которую в КО (г. Светлый) осуществляет транснациональная ГК «Содружество». Эту важнейшую экспортную позицию сменили крупные (только в январе 2018 г. на 2,8 млн. долларов) поставки семян рапса для их переработки прежде всего на маслоэкстрактном заводе в Белоруссии (г. Сморгонь). В этом появилась принципиальная линия Минска на производство в собственной стране готовой продукции из импортного сырья.

Белорусской стороной проявляется стремление обеспечить своим предприятиям возможность на долговременной договорной основе работать в таких отраслях калининградской экономики, как жилищное, дорожное и спортивное строительство, сельское хозяйство и мелиорация, проектное обслуживание, здравоохранение. Однако, из-за различия в позициях к условиям сотрудничества (узкокоммерческие подходы, ограниченность финансирования, конкуренция) совместных с белорусами крупных отраслевых проектов в КО до сих пор не осуществлялось.

Непосредственное воздействие на характер калининградско-белорусских деловых связей оказывают, в частности нерешенные вопросы двусторонних отношений.

Принципиальную неудовлетворенность руководства и бизнес-сообщества КО вызывает практический отказ белорусских организаций использовать предлагаемый им ресурс Калининградского морского порта в интересах дифференциации белорусских грузопотоков на Балтике, ориентированных в настоящее время на более выгодные условия портов Литвы (Клайпеда) и Латвии (Вентспилс).

Одним из обстоятельств повышенной чувствительности остается проблема возмещения калининградским фирмам ущерба в результате проведенной белорусской таможней в 2014 году конфискации смонтированной в КО электробытовой техники на общую сумму порядка 244 млн. российских рублей. Вопрос был рассмотрен в суде ЕАЭС, который расценил действия белорусских служб как неправомерные. Порядок исполнения этого решения белорусской стороной до сих пор не разработан и перспектива урегулирования остается неопределенной.

Наличие такого рода взаимных претензий и неготовность сторон брать на себя конкретные обязательства помешали согласованию в ходе последнего заседания Совета по долгосрочному сотрудничеству (12‑14 ноября 2017 года, г. Минск) Плана мероприятий на 2018-2019 годы. В рабочем порядке документ намечено подписать в первом квартале текущего года.

Таким образом, можно сделать вывод, что в делах КО с белорусскими регионами, несмотря на имеющийся потенциал и преимущество географической близости, до сих пор не происходит сдвига к более продвинутому уровню сотрудничества, подразумевающему переход от ситуационных обменов к устойчивому взаимодополняющему партнерству.

 


[1] 20-21 января 2017 года состоялось посещение г. Гусева делегацией во главе с заместителем председателя Брестского облисполкома по вопросам капитального строительства В.Е. Саковским для обсуждения возможностей жилищного строительства на территории Гусевского городского округа КО.

[2] Намеченному на 18-20 марта с.г. визиту делегации во главе с Председателем Витебского облисполкома Н.Н. Шерстневым предшествовали три тура деловых переговоров в Калининграде представителей гособъединения «Витебскпром» (включает 12 предприятий Витебской области).

[3]  В торговом обороте КО доля государств-участников СНГ составляет только 3% (из них 2,7% приходится на Республику Беларусь), тогда как 97% приходится на страны дальнего зарубежья.

[4] В числе серьезно выросших в 2017 году были поставки в КО белорусского цемента (в стоимостном выражении 15,6 млн. долларов, в 1,2 раза больше, чем в 2016 году), прутков из железа нелегированной стали (10,3 млн. долларов, в 1,8 раза больше), изделий из цемента и бетона (5,9 млн. долларов, в 1,5 раз больше), гальки, гравия и щебня (2,4 млн. долларов, в 2,1 раза больше), конструкций их черных металлов (1,8 млн. долларов, в 2,6 раза больше), проводов изолированных и кабелей (1,5 млн. долларов, в 5,3 раза больше), лесоматериалов (1,2 млн. долларов, в 1,4 раза больше).

[5]  В калининградском экспорте в Белоруссию основными товарными позициями в 2017 году оставались рыбопродукты (в т.ч. готовая рыба и икра – в стоимостном выражении 10,1 млн. долларов, в 1,3 раза больше, чем в 2016 году; рыба мороженая – 2,5 млн. долларов, в 2 раза больше; готовые ракообразные – 1,9 млн. долларов, в 1,2 раза больше), краны подъемные (1,9 млн. долларов, в 2,6 раза больше) и подшипники (1,7 млн. долларов, в 1,2 раза больше).