19:17

Организация паломничества в Саудовскую Аравию: порядок и актуальные вопросы

Ежегодное паломничество (хадж) мусульман к святым местам в Королевстве Саудовская Аравия (КСА) является одним из массовых и специфических мероприятий, которое для успешного проведения требует наличие соответствующих правовых норм и проведение многоплановых организационных мер. В целом, по оценкам экспертов, в сезон хаджа паломничество совершают около 3 млн. человек (включая незаконных), в том числе около 1 млн. 800 тыс. иностранцев. В частности, в 2017 г. хадж совершили 2 млн. 352 тыс. 122 чел.(1 752 014 иностранцев и 600 108 саудовцев).

Саудовскими властями в различные периоды было принято около тридцати нормативно-правовых и подзаконных актов, регулирующих вопросы организации хаджа и умры (малого хаджа). В частности, основными такими документами на настоящий момент являются законы: о хадже; об управлении хаджем и проводниками; о приеме и проводе паломников; о регистрации умерших паломников и задержании нарушителей; о проводниках; о Бюро проводников в г. Медине; о порядке аренды жилья для паломников; о доставке паломников в КСА и обратно; о въезде в КСА и выезде из КСА иностранцев; о пребывании иностранцев в КСА и др.

На основе накопленного многовекового опыта, сформулированного в упомянутых и других нормативных документах, в КСА сложилась стройная система организации хаджа, состоящая из нескольких этапов - переговорного, подготовительного, непосредственного проведения хаджа, выезда иностранных паломников и подведения итогов.

Согласно саудовскому законодательству, оформление паломников на хадж может быть осуществлено двумя путями: официальными хадж-миссиями, выступающими от имени своих государств, или туроператорами, выступающими в качестве частных юридических лиц.

В первом случае, хадж-миссиям предоставлены определенные организационные и финансовые льготы и по всему комплексу вопросов хаджа и умры они договариваются с государственными органами КСА, главным координатором которых является Министерство хаджа и умры (Минхадж) со своими структурными подразделениями по видам и направлениям деятельности. Хадж-миссии создаются, как правило, в мусульманских странах и входят в состав органов исполнительной власти. Эти хадж-миссии осуществляют в своих странах подбор туроператоров на конкурсной основе, которые бы работали под ее «зонтиком». За действия или бездействия этих туроператоров, в том числе в Саудовской Аравии, ответственность несут хадж- миссии, которые, как было отмечено выше, саудовские власти рассматривают как государственные структуры. И при возникновении у туроператоров каких- либо проблем, в том числе финансового характера, саудовские власти и организаторы хаджа предъявляют претензии к хадж-миссиям и параллельно консульским учреждениям стран принадлежности туроператоров. Поэтому, с правовой точки зрения, в определенных обстоятельствах функционирования российской хадж-миссии и туроператоров в цепочке «саудовские организаторы хаджа, продавцы услуг - хадж-миссия - генконсульство» могут возникнуть определенные проблемы, связанные с правовыми коллизиями в данном вопросе. Так, одним из показательных примеров вероятности такой коллизии может служить поступившая через МИД КСА повестка председателя суда Провинции Джидда с просьбой «присутствия представителя Генерального консульства на заседании суда провинции Джидда 2 сентября 2018 года» (фактически в качестве ответчика) по иску саудовской компании к «чеченской хадж-миссии при Посольстве Российской Федерации». На самом деле данное судебное заседание было посвящено иску саудовской компании «Ибрагим Мухаммад Аль-Аббуд» к туристической компании «Аль-Амана» Чеченской

Республики, работающей на канале хаджа и действующей под «зонтиком» российской хадж-миссии.

Вторым форматом хаджа является организация паломничества туристическими компаниями, имеющими лицензии на организацию хаджа. Они действуют самостоятельно, договариваясь напрямую со своими саудовскими партнерами. По организационно-финансовым вопросам они несут ответственность перед саудовскими властями, в т.ч. за своевременный выезд паломников из КСА. За грубые или многократные нарушения правил совершения хаджа иностранные туркомпании могут быть наказаны саудовскими властями, вплоть до лишения права занятия турбизнесом на своей территории, о чем уведомляются официальные власти страны их принадлежности. При этом на основе многовекового опыта саудовские организаторы хаджа, а также представители серьезных туристических фирм считают, что для качественного обслуживания паломников их количество не должно превышать 500 человек на одну туристическую фирму. В противном случае, по их мнению, существенно снижается качество оказываемых услуг.

Что касается России, то в ней сложилась практика организации хаджа по первому варианту — хадж-миссией, которая руководит всеми организационными вопросами с вовлечением в свой состав туроператоров и выступает гарантом перед властями КСА. Фактически же российская хадж- миссия является общественной организацией, а не государственным органом, как того представляют саудовские власти. Российские турфирмы, в том числе недобросовестные, действуя под «зонтиком» хадж-миссии и пользуясь всеми предоставленными ей льготами, фактически не несут ответственности перед российскими или саудовскими властями, и извлекают на этом канале сверхприбыль. Более того, как отмечают осведомленные наблюдатели, в России на канале паломничества мусульман и оказания здесь туристических услуг сложились пространства, лишенные фактически конкурентной среды. В субъектах Российской Федерации с преимущественным мусульманским населением (Дагестан, Чечня, Ингушетия, Татарстан, Башкортостан и др.), а также в Москве в нарушение антимонопольного законодательства на постоянной основе действует лишь по одной туристической фирме, получая многотысячные квоты паломников вне конкуренции. В случаях оказания такими единственными в своем роде туроператорами некачественных услуг, российские граждане в этих регионах не имеют какой-либо возможности выбора иного оператора туристических услуг на канале хаджа. Российским паломникам часто оказываются гостиничные и транспортные услуги низкого качества, что вызывает недовольство потребителей услуг - паломников, а также складывает превратное мнение у местной общественности и иностранцев. В качестве примера можно привести имевшее место в сезон хаджа-2018 случай в Медине, когда серьезное возмущение паломников вызвали низкого качества гостиничные услуги в одном из комплексов их размещения, арендованном монополистом на канале хаджа в Дагестане туроператором «Марва-тур». Дело дошло до того, что по обращению генерального консула России в Джидде (с выездом в Медину) заместитель министра хаджа и умры КСА Мухаммед Аль- Бижави лично посетил с инспекцией данную т.н. «гостиницу», фактически же относящуюся, с его слов, к категории «общежитий» с соответствующим качеством услуг (они фактически отсутствовали, многие кондиционеры в 43-градусную жару не работали). С подключением, таким образом, высоких саудовских инстанций вопрос удалось урегулировать и снизить накал справедливых возмущений российских граждан.

Тем не менее, несмотря на все «минусы» и «плюсы», российская хадж- миссия по итогам хадж-кампании-2016 саудовскими организаторами признана одной из лучших. Взятая таким образом высокая планка качества работы на канале паломничества обязывает российскую хадж-миссию дальнейшей ответственной и конкурентоспособной деятельности на данном специфическом поприще специализированного туризма. Обеспечение антимонопольными органами России конкурентной среды на канале этого специализированного и специфического туризма способствовало бы качественному улучшению туристических услуг, созданию благоприятной атмосферы среди росграждан

в условиях заграницы и поднятию имиджа нашей страны в глазах иностранцев (по статистике, хадж совершают граждане 163 стран).

Говоря непосредственно об организации хаджа, следует отметить, что на этапе переговорного процесса саудовскими властями в лице Министерства хаджа и умры согласно предварительно составленному графику (как правило, не позднее 6 месяцев до начала хаджа) в Мекку на переговоры приглашаются уполномоченные иностранные делегации. Переговорный процесс начинается с совместного заседания делегаций, на котором с саудовской стороны присутствуют, как правило, руководители всех саудовских организаций, причастных к организации хаджа, во главе с министром или одним из заместителей министра по делам хаджа. На данном заседании определяется требуемая квота[1] и согласуются основные параметры и сроки предстоящих переговоров с каждой из саудовских организаций, а также обсуждаются принципиальные проблемы, возникшие у сторон в ходе предыдущей хадж- кампании. Несмотря на то, что переговоры по отдельным вопросам продолжаются вплоть до заезда паломников в КСА, по итогам официальных переговоров делегаций стороны подписывают соответствующий протокол, который содержит количественные и временные рамки тех или иных мероприятий и действий, а также права и обязательства сторон.

В соответствии с этим протоколом, стороны берут на себя обязательства полного соблюдения инструкций по организации хаджа и распоряжений компетентных саудовских органов. Хадж-миссии обязуются также придерживаться соглашений, подписанных ими с головной организацией на канале хаджа «Муассаса аль-Таввафа» и Синдикатом автоперевозчиков, обслуживающих паломников с момента их прибытия на саудовскую территорию и до отъезда после совершения паломничества. Они представляют в Объединенное бюро проводников, являющееся одним из официальных государственных организаций на хадже, сведения о численности паломников, адресах арендованных для их проживания зданий и гостиниц в Мекке и Медине, а также вместе с туроператорами принимают обязательство, что обслуживаемые ими паломники будут полностью посвящать себя совершению хаджа и не будут преследовать иные цели, кроме заявленных; отказываются от любых форм распространения информации и организации собраний пропагандистского и политического характера, которые отвлекали бы внимание паломников от обрядов хаджа, как-то: организация встреч, собраний, симпозиумов, демонстраций и шествий, распространение печатной продукции, фотографий, плакатов, флагов, какими бы ни были их названия и какими бы обстоятельствами не были продиктованы.

Все задействованные в организации хаджа лица, в т.ч. турфирмы, агентства и благотворительные организации, должны инструктировать своих паломников, чтобы они воздерживались от провоза наркотиков и других запрещенных товаров в любой форме и под любыми предлогами. Наказание за подобного рода действия в КСА весьма суровы, вплоть до смертной казни.

Хадж-миссиям разрешается открытие двух штаб-квартир - для ведения административной работы и функционирования медицинской службы. При желании разрешается поднятие над ними государственного флага страны своего гражданства. Функционирование иных офисов не допускается. Помещения для размещения паломников (гостиницы, постоялые дворы и др.) должны иметь соответствующие лицензии, размещение на них государственных флагов запрещается. Тем не менее, организаторы хаджа из многих стран, в том числе России, на витринах арендованных гостиниц размещают флаги своих стран, чтобы паломники с расстояния могли опознавать места своего проживания.

Хадж-миссии должны работать только с паломниками из своей страны, им запрещено оказывать какие-либо услуги паломникам из других государств. Разрешена организация паломничества иностранцев, постоянно проживающих в стране, в соответствии с рекомендациями посольства КСА. В то же время хадж-миссиям запрещено обслуживание иностранцев и своих граждан, проживающих в КСА, кроме сотрудников дипломатических и консульских представительств своих стран.

При необходимости хадж-миссии или лица, выступающие от их имени, могут контактировать с министерствами и ведомствами КСА, предварительно согласовав свои действия с Минхаджем, являющимся единственным официальным органом, координирующим вопросы хаджа и деятельности хадж-миссий.

Если вопросы организации хаджа берет на себя хадж-миссия, то в протоколе особо подчеркивается, что прибытие паломников будет проходить под эгидой и ответственным контролем хадж-миссии, «официально представляющей правительство своей страны».

В ходе переговоров стороны определяют также число членов хадж-миссии, включая членов медицинской и административной частей миссии. Члены хадж-миссии освобождаются от уплаты стоимости услуг организации «Муассаса аль-Таввафа» при условии получения въездной визы с отметкой о принадлежности к хадж-миссии. Они должны иметь при себе удостоверения с фотографией и печатью официального государственного органа (Совета по делам хаджа), заверенные печатью консульских отделов посольств КСА. В удостоверении должны быть пояснены функции его владельца.

Иностранные хадж-миссии должны заблаговременно до прибытия паломников представить в Минхадж КСА и «Муассаса аль-Таввафа» заверенные списки своих членов с разъяснением официальных полномочий и обязанностей каждого из них.

Протоколом определяется также саудовские аэропорты прилета и вылета паломников с указанием их численности. Перевозка паломников должна осуществляться авиационным перевозчиком, имеющим международную лицензию, выданную соответствующими международными авиационными властями, а также лицензию Главного управления гражданской авиации (ГУГА) КСА.

Доставка паломников на хадж начинается 1 числа месяца зуль-каада и заканчивается 4 числа месяца зуль-хиджа (по хиджре) по заранее согласованному с ГУГА КСА графику. Вылет паломников после завершения хаджа осуществляется с соблюдением аналогичных требований в период с 13 числа месяца зуль-хиджа по 15 число месяца мухаррам.

Последним сроком представления всеми авиаперевозчиками, транспортирующими паломников, графиков авиарейсов, а также завершения ими мер по получению разрешений ГУГА на посадку и вылет своих самолетов является 19 число месяца рамадан.

Что касается наземных паломников, то они прибывают в КСА с 1 по 30 число месяца зуль-каада и убывают в период с 15 числа месяца зуль-хиджа по 30 число месяца мухаррам.

Руководитель хадж-миссии должен направить в Минхадж письмо о назначении специальной группы для проведения встреч с представителями Синдиката автоперевозчиков с целью определения потребностей в автотранспорте для перевозки своих паломников между Меккой, Мединой, Джиддой и местами ритуалов и подписания соответствующего соглашения. Должно быть также подписано соглашение о транспортировке паломников, прибывающих в аэропорт имени Принца Мухаммада ибн Абдель Азиза в Медине, из аэропорта до мест их проживания в Медине. При этом любая договоренность о транспортировке в пределах Мекки и Медины должна быть согласована с Синдикатом автоперевозчиков с внесением платы в его кассу за транспортировку паломников и доставку их багажа.

Паломникам, прибывшим наземным путем, запрещается въезжать на своих автомобилях в Мекку и Медину. Их автомобили должны быть запаркованы в специально отведенных для этого местах за пределами этих двух городов. Для доставки паломников от мест парковки автобусов и до гостиниц и мест ритуалов и обратно саудовская сторона предоставляет необходимое количество автотранспорта (зачастую наблюдается их нехватка, вследствие чего возникают серьезные недовольства паломников).

В случае намерения хадж-миссии использовать автомобиль для выполнения своих функций в период хаджа, то она должна заранее согласовать с Минхаджем количество и тип автомобилей, указать функции и задачи автомобилей, а также определить число членов хадж-миссии, которые будут пользоваться автомобилями. Для транспортных средств, предназначенных и оснащенных для медицинских целей (карета «Скорой помощи», автомобиль для перевозки медикаментов и др.), необходимо получить письменное разрешение Министерства здравоохранения или его управлений в регионах Мекка и Медина.

Разрешение для дипломатических автомобилей, предназначенных для перевозки послов, генконсулов и руководителей хадж-миссий, оформляется в Министерстве иностранных дел. Арендованные автомобили должны пройти обязательный техосмотр в Управлении общей безопасности МВД.

С момента подписания основного протокола и до конца месяца шавваль хадж-миссии должны заверить и документально оформить договоры аренды мест проживания паломников в Мекке и Медине, заверить их в «Муассаса аль-Таввафа» и направить на утверждение в специализированную комиссию Минхаджа. При размещении паломников в гостиницах хадж-миссии должны представить в эту организацию копии договоров с гостиницами, предварительно заверив их в Министерстве торговли и промышленности КСА. Сроки окончания контрактов на жилье должны совпадать со сроками возвращения паломников на родину. При аренде гостиниц должен быть соблюден следующий норматив: не менее 3,5 кв. м, на одного паломника при аренде жилплощади в Мекке и 4 кв. м, при аренде в Медине, при условии, что общее количество проживающих не будет превышать жилищно-эксплуатационные нормы помещения. Аренда жилья для паломников в Медине должна быть завершена до 6 числа месяца зуль-хиджа.

Для проживания паломников в святых местах саудовская сторона предоставляет места в палаточных городках, исходя из реального количества прибывающих паломников в расчете 11 человек на одну палатку (в реальности, в одной палатке оказывается не менее 20 российских паломников). С сезона 2016 года саудовские организаторы вместо таких палаток стали возводить крупные кондиционированные ангары вместимостью от 800 до 1,5 тысяч человек. К числу неудобств таких помещений можно отнести то обстоятельство, что при выходе из строя системы кондиционирования воздуха (а это случается нередко) сотни паломников единовременно оказываются в тяжелом положении, что вызывает массовое недовольство.

По требованию саудовцев, хадж-миссии должны назначать ответственных (с необходимым числом помощников) за совершение своими паломниками обряда забрасывания камней на мосту Джамарат. Эти лица несут персональную ответственность перед Минхаджем и организацией «Муассаса аль-Таввафа», которой в течение месяца со дня подписания основного протокола должны быть переданы их личные данные.

Хадж-миссии должны разработать график совершения своими паломниками ритуала бросания камней на мосту Джамарат, который должен быть согласован в течение месяца с даты подписания основного протокола. Паломники направляются к мосту Джамарат строго по согласованному с «Муассаса аль-Таввафа» графику. В противном случае на хадж-миссию может быть наложен штраф на крупную сумму.

Туроператоры, занимающиеся хаджем по вышеуказанному второму варианту, осуществляют свою деятельность на основании лицензии, выданной соответствующими официальными органами страны своей принадлежности и легализованной в посольствах КСА. Такая лицензия должна определить максимальное число паломников, которых может обслужить туроператор и за рамки которых он не должен выходить при заключении соглашений и договоров. Число паломников, прибывающих по линии компании, туристического агентства или благотворительного общества, не должно быть менее 45-50 человек. Превышение согласованного в лицензии числа паломников не допускается.

Туроператор должен иметь достаточные финансовые возможности для выполнения всех условий, в том числе для предоплаты услуг и предоставления финансовых гарантий. Туроператору, получившему лицензию своего государства на осуществление указанной деятельности, не разрешается заключать какие-либо контракты на предоставление услуг с «Муассаса аль-Таввафа» вопреки интересам другого учреждения, принадлежащего тому же государству, что и сам туроператор. В случае заключения такого контракта туроператор может быть лишен права деятельности на саудовском туристическом рынке.

Крайним сроком получения въездной визы в КСА для заключения соглашений об услугах, транспорте и жилье является конец месяца шаабан. В вопросах аренды жилья и транспортных услуг турфирмы, туроператоры и благотворительные общества не вправе сотрудничать с лицами, не являющимися саудовскими подданными. Подписывать и заверять контракты должны лично руководители хадж-миссий (туркомпаний) или их заместители. Не разрешается наделять этими полномочиями саудовских подданных или лиц, постоянно проживающих в королевстве. Организатор хаджа должен предоставлять каждому своему паломнику копию контракта на услуги.

Отдельным группам паломников при их желании могут быть предоставлены особые дополнительные услуги на хадже при условии, что это будет сделано не за счет интересов остальных паломников. Другим условием является предоставление подобных услуг через «Муассаса аль-Таввафа» и Бюро проводников «Аль-Адилаа», обладающих исключительным правом обслуживания иностранных паломников. Ни одна саудовская организация не правомочна заключать соглашения напрямую с какими-либо туристическими агентствами, торговыми компаниями или гостиницами как в КСА, так и за ее пределами, без согласования с «Муассаса аль-Таввафа» в Мекке и Бюро проводников «Аль-Адилаа» в Медине.

Саудовская сторона настаивает, чтобы и после завершения паломничества в Саудовской Аравии оставалось достаточное количество членов хадж-миссии для контроля выезда всех паломников и выполнения необходимых формальностей в отношении умерших или погибших.

Важным условием для выдачи в саудовском посольстве в Москве хадж-визы является наличие сертификата, заверенного органами здравоохранения России, о прививке против менингита. В частности, взрослые, а также дети старше двух лет должны иметь четырехкомпонентную прививку от менингита ACYW 135. Прививка должна быть произведена не позднее, чем за 10 дней до въезда в КСА, и не ранее, чем за 3 года до даты въезда. Кроме того, крайне важно также, чтобы паломники были привиты против гриппа, особенно лица преклонного возраста, а также лица, имеющие диабет, хронические заболевания дыхательных путей, печени, почек и сердца.

Паломникам запрещено провозить с собой продукты питания, за исключением консервированных в заводских условиях.

По вопросам открытия медпунктов и получения разрешения и соответствующих инструкций хадж-миссии должны обратиться в Минздрав КСА. Работать медпункты могут лишь в период с 1 числа месяца зуль-каада по 15 число месяца мухаррам с условием, что они будут обслуживать только паломников гражданства своей страны.

В целях снабжения паломников продуктами питания хадж-миссии должны заключать контракты только с саудовскими организациями и компаниями, имеющими соответствующие лицензии. Заключение продовольственных контрактов должно осуществляться в координации с мэриями Мекки, Медины и Джидды. Хадж-миссии должны заблаговременно до прибытия своих паломников представить в «Муассаса аль-Таввафа» копии подписанных контрактов. Если хадж-миссии сами занимаются организацией приготовления пищи для паломников, то они должны обязательно получить в муниципалитете Мекки и Медины медицинские справки для каждого рабочего на кухне и столовой. Хадж-миссии несут ответственность и осуществляют контроль за всей этой работой.

В случае привлечения на работу проживающих в КСА лиц, хадж-миссии должны согласовывать эти вопросы с «Муассаса аль-Таввафа» в Мекке и Бюро проводников «Аль-Адилаа» в Медине. Для этой категории привлеченных работников должны быть изготовлены карточки (бейджики) с указанием в них

полного имени владельца, номера паспорта и основания выдачи вида на жительство в КСА. Карточки должны быть заверены в «Муассаса аль-Таввафа» или Бюро проводников «Аль-Адилаа» и выдаваться в отделениях Минхаджа в Мекке или Медине.

Объединенное бюро проводников призвано оказывать помощь и предоставлять услуги паломникам, включая транспортные, во всех пунктах въезда в Королевство (наземных, морских и воздушных), за что хадж-миссии в лице туроператоров должны осуществить предоплату.

Бюро проводников «Аль-Адилаа», независимо от обстоятельств, вправе возвращать на родину тех паломников, которые прибывают на пограничный пункт КСА без чеков об оплате за жилье, транспорт и другие услуги.

Одной из самых актуальных проблем для саудовских властей является своевременный выезд из страны паломников после совершения малого или большого хаджа, а также проблематика борьбы с незаконной миграцией. По оценкам, в среднем в КСА постоянно пребывает до 1 млн. незаконных мигрантов, основную долю которых составляют те, кто въехал по хадж- или умра-визам. С 2017 года властями КСА под непосредственным руководством Наследного принца Мухаммеда Бен Сальмана проводится масштабная кампания борьбы с незаконной миграцией, значительно ужесточены меры наказания не только в отношении самих мигрантов, но и тех, кто покровительствовал, способствовал или поощрял возможность нарушения миграционного законодательства. Несмотря на предпринимаемые некоторыми российскими туркомпаниями меры, проблема своевременного возвращения российских паломников также продолжает оставаться актуальной в определенной мере. Если в период существования наземного паломничества из России имело место до 50 и более нарушений в этой сфере, то в настоящее время наблюдается до 20 нарушений в год. Тем не менее, для цивилизованных стран, в том числе и России, этот показатель является высоким, так как при решении в последующем вопросов выезда из КСА нарушителей консульские работники оказываются, мягко говоря, в неловком положении перед саудовскими миграционными властями различных уровней. Причем туроператоры, оформившие визы нарушителям, фактически не занимаются проблемами поиска и возвращения своих паломников на родину и не несут за это реальную ответственность. Проблематика своевременного возвращения российских паломников на родину актуализируется в связи с активным изучением российской хадж-миссией новых путей совершения наземного паломничества через Иран, Ирак, Кувейт, ОАЭ и т.д. Если российские организаторы хаджа преуспеют в массовой организации вновь наземного паломничества из России по указанному маршруту, то, как полагаем, существенно возрастут хлопоты российских загранучреждений в этих странах, а также работников консульского отдела Посольства России в КСА, по территории консульского округа которого пролегает около 1,5 тыс. километров пути движения автотранспорта российских паломников.

Резюмируя изложенное, следует отметить, что на канале организации паломничества сложилась выработанная многими десятилетиями строгая система паломничества мусульман в Саудовскую Аравию, где создана соответствующая нормативно-правовая база, регулирующая все тонкости прибытия, пребывания и убытия паломников со всего мира.

Российские организаторы хаджа за истекшие два-три десятилетия накопили значительный опыт подготовки и проведения кампании паломничества, благодаря чему они в лице хадж-миссии по итогам сезона 2016 года признаны одними из лучших в мире в состязании с такими гигантами в организации паломничества, как хадж-миссии Турции, Ирана, Пакистана и многие другие, которые имеют многовековой опыт в данной сфере.

В то же время отсутствие конкурентной среды в российском специализированном туристическом бизнесе на канале паломничества не позволяет российским гражданам должным образом воспользоваться качественными услугами в этой сфере. Внимание антимонопольной службы к туроператорам, оказывающим услуги паломничества, позволило бы, на наш взгляд, создать конкурентную среду и качественно улучить обслуживание субъектов специализированного туризма.

 


[1] В соответствии с решением министров иностранных дел Организации исламского сотрудничества от 1987 года, установлена квота паломников из расчета по одной тысяче от каждого миллиона мусульманского населения страны. В связи с тем, что Россией в различных международных структурах, в том числе в ООН, на тот период была заявлена численность своих мусульман 20,5 млн. чел., то ей автоматически выделяется квота в 20,5 тыс. человек. В зависимости от обстановки Минхадж КСА рассматривает также заявки зарубежных стран о выделении дополнительных квот «в разумных пределах» (России в 2017 г. было выделено 3 тыс., а в 2018 г. 2 тыс. дополнительных мест вместо запрошенных 8 тыс.).