РОССИЯ И СНГ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
08-08-2002
Отношения России со странами СНГ – главный внешнеполитический приоритет Российской Федерации. Россия объективно заинтересована в расширении и углублении сотрудничества со странами СНГ. Этот выбор продиктован интересами национальной безопасности, экономической заинтересованностью, тесными добрососедскими связями, сохранение общего культурного наследия.
У стран содружества имеется широкий круг возможностей для развития взаимодействия путем реализации масштабных совместных промышленных, инфраструктурных, энергетических, транспортных, научно-технических, информационных и других проектов. Их успешная реализация позволит России и ее партнерам выйти на качественно новый уровень в своем развитии и повышении благосостояния, а также укрепить интеграцию на пространстве СНГ.
Выбор странами СНГ форм и масштабов своего участия в тех или иных аспектах многостороннего сотрудничества определяется степенью заинтересованности и возможностями каждого участника.
Успех в достижении стратегической цели Содружества – создания единого экономического пространства СНГ – зависит от решения важнейшей задачи – формирования зоны свободной торговли. Россия выступает за поэтапное продвижение в этом направлении. Такой подход позволяет точнее учесть экономический интерес каждого из участников в общем балансе интересов.
Страны Содружества объединяют усилия в противодействии нетрадиционным вызовам и угрозам безопасности – международному терроризму и иным проявлениям экстремизма, незаконному обращению наркотиков, контрабанде оружия, организованной преступности, в том числе транснациональной. Ключевая роль в этом деле принадлежит Антитеррористическому центру СНГ и его региональному филиалу в Киргизии (Бишкек).
Россия сыграла важную роль в формировании солидарной позиции государств – участников СНГ в отношении участия в международной антитеррористической коалиции. Данная позиция подтвердила открытость Содружества для широкого сотрудничества в противодействии терроризму при ведущей координационной роли ООН.
Осударства – участники СНГ стремятся к согласованию позиций по принципиальным международным проблемам и координации действий на международной арене. Это является основой внешнеполитического взаимодействия стран Содружества. В практическом плане взаимодействие осуществляется путем реализации насыщенной программы многоуровневых консультаций внешнеполитических ведомств государств – участников СНГ.
Наиболее высоким уровнем интеграции отличаются отношения России и Белоруссии, которые поэтапно строят Союзное государство. Продвижение в этом направлении зависит от нахождения оптимального соотношения между политической и экономической составляющими процесса интеграции.
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), объединяющее Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию и Таджикистан (Украина и Молдова имеют статус наблюдателя), не является альтернативой СНГ, оно открыто для всех государств, разделяющих его цели и принципы и готовых взять на себя соответствующие обязательства. Сообщество обладает потенциалом, позволяющим ему стать ядром интеграционных процессов на пространстве СНГ.
Договор о коллективной безопасности (ДКБ), в котором участвуют Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, позволяет развивать углубленное военно-политическое сотрудничество. Сегодня перед государствами – участниками Договора стоит важная задача – преобразование ДКБ в международную региональную организацию. В ближайших планах ДКБ – внедрение в военно-техническое сотрудничество льготных принципов, налаживание совместной разработки, производства, ремонта и модернизации вооружений и военной техники, организация унифицированной подготовки кадров для национальных Вооруженных Сил, создание общего эффективного органа военного управления – Объединенного штаба Договора.
Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) Центральноазиатского региона, основное предназначение которых – оперативное реагирование на возникающие в регионе вызовы и угрозы, становятся эффективным средством обеспечения безопасности государств – участников.
На пространстве СНГ действуют другие межгосударственные объединения, участником которых Россия не является, - ГУУАМ (объединяет Грузию, Украину, Азербайджан, Молдавию; ранее входивший в него Узбекистан приостановил свое участие), организация Центральноазиатского сотрудничества. Главное, по мнению России, чтобы их цели не шли вразрез с целями СНГ, практическая деятельность была открытой и проходила в общем русле развития СНГ.
Сбалансированный, прагматический подход России к сотрудничеству в рамках СНГ, подкрепляемый практическими шагами в двусторонних отношениях с государствами – участниками Содружества, в целом себя оправдывает.
Первый департамент стран СНГ
МИД Российской Федерации