МИРОТВОРЧЕСТВО И УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ СНГ (СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ)
Россия последовательно выступает за скорейшее урегулирование кризисных ситуаций на пространстве СНГ и прилагает к этому немалые усилия, как дипломатического плана, так и путем проведения миротворческих операций. При этом в силу ряда причин Россия практически в одиночку несет бремя миротворчества по мандатам СНГ. Вклад наших миротворцев в обеспечение стабильности в "горячих точках" общепризнан, в т.ч. и такими международными организациями, как ООН и ОБСЕ.
Весной 2000 г. успешно завершился межтаджикский мирный процесс, начало которому было положено подписанием в июне 1997 г. в Москве Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. 21 июня 2000 г. по предложению Президента Таджикистана Э.Ш.Рахмонова Совет глав государств СНГ принял решение о прекращении деятельности Коллективных миротворческих сил в этой стране, состоявших из российского контингента. Установление мира в Таджикистане – выдающееся достижение в деле урегулирования постсоветских конфликтов, которое было обеспечено в формате Содружества при ведущей роли России.
В настоящее время российские миротворческие контингенты размещены в Абхазии и Южной Осетии (Грузия).
Присутствие в зоне грузино-абхазского конфликта Коллективных сил СНГ по поддержанию мира (российские военнослужащие) позволило развернуться процессу стихийного возвращения беженцев в Гальский район Абхазии (по оценкам, вернулось от 50 до 60 тыс. чел.), хотя базовый документ по данному вопросу - Протокол о возвращении беженцев - до сих пор не подписан.
15-16 марта 2001 г. в Ялте состоялась третья встреча грузинской и абхазской сторон по укреплению мер доверия в рамках Женевского мирного процесса под эгидой ООН. В ходе встречи были подписаны Заявление и Программа действий по укреплению доверия между сторонами.
Позиция России состоит в том, что урегулирование грузино-абхазского конфликта должно быть достигнуто исключительно мирными, политическими средствами на основе сохранения территориальной целостности Грузии при обеспечении широких интересов населения Абхазии. В соответствии с взятыми на себя в рамках СНГ обязательствами, Россия не поддерживает установку абхазского руководства на создание независимого государства, однако не разделяет и намерение Грузии вернуть отношения между Тбилиси и Сухуми к состоянию до 1992 г.
После подписания 23 декабря 2000 г. в Тбилиси российско-грузинского межправительственного Соглашения о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта, активизировалась деятельность Смешанной контрольной комиссии (СКК), в рамках которой идет подготовка двух межгосударственных программ: по восстановлению экономики в зоне конфликта и по возвращению беженцев. Эти вопросы детально обсуждались 20-21 апреля 2001 г. во Владикавказе на очередном пленарном заседании СКК.
Россия продолжает содействие урегулированию при строгом соблюдении принципа территориальной целостности Грузии и одновременном обеспечении интересов населения Южной Осетии.
Россия активизирует усилия с целью достижения политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта (как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими сопредседателями Минской группы ОБСЕ – США и Францией.
Россия готова поддержать тот вариант решения проблемы, который устроил бы все вовлеченные стороны, а также – выступить гарантом такого урегулирования после его достижения.
Значительный импульс мирному процессу придал январский визит Президента России В.В.Путина в Азербайджан. Фактически он положил начало качественно новому этапу в поисках развязки карабахского узла. В ходе этого визита, а также последовавших вслед за ним "челночных" поездок Секретаря Совета безопасности Российской Федерации С.Б.Иванова в Армению и Азербайджан обговаривались контуры обновленной схемы урегулирования.
Данная схема была в центре бесед Президента Азербайджана Г.А.Алиева и Президента Армении Р.С.Кочаряна с подключением Президента Франции Ж.Ширака в Париже (январь и март с.г.), а также состоявшегося в начале апреля с.г. в Ки-Уэсте (Флорида, США) очередного раунда переговоров двух президентов с участием представителей трех государств-сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
Как показала прошедшая 18-21 мая с.г. поездка минской "тройки" в Баку, Ереван и Степанакерт, между сторонами по-прежнему сохраняются серьезные разногласия, в связи с чем запланированные на середину июня с.г. в Женеве переговоры в формате "два плюс три" отложены на неопределенное время.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2000 г. была образована Государственная комиссия по содействию политическому урегулированию приднестровской проблемы во главе с Е.М.Примаковым.
Возобновился после полугодового перерыва переговорный процесс: по инициативе российской стороны в декабре 2000 г. в Будапеште состоялась встреча на экспертном уровне представителей сторон и посредников – России, Украины и ОБСЕ. На ней была достигнута договоренность взять положения российского проекта Соглашения за основу в поиске политического решения проблемы. На встрече в Харькове в середине февраля 2001 г. министры иностранных дел России, Украины и Молдавии выступили за активизацию переговоров в сложившемся пятистороннем формате и приняли Совместное заявление, где зафиксирован ряд принципов продвижения к окончательному урегулированию проблемы.
Разработанные Госкомиссией под руководством Е.М.Примакова предложения по созданию Сил по поддержанию мира и стабильности (мандат ОБСЕ, контингенты России и Украины, командующий - представитель Вооруженных Сил России), в предварительном порядке положительно, хотя и с оговорками, были восприняты Действующим Председателем ОБСЕ, Президентом Молдавии и руководителем Приднестровья.
Первый департамент стран СНГ
МИД Российской Федерации