ВЫСТУПЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ДЕЛЕГАЦИИ, МИНИСТРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ А.Ю.РУМЯНЦЕВА НА 45-Й СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МАГАТЭ
Господин Председатель,
Прежде всего позвольте мне выразить искреннее глубокое соболезнование американской делегации, народу США, всем пострадавшим и семьям погибших в результате беспрецедентного акта агрессии со стороны международного терроризма.
В заявлении Президента Российской Федерации В.В.Путина по поводу террористических актов в США сказано: "...событие в Соединенных Штатах выходит за рамки национальных границ. Наглый вызов всему человечеству, по крайней мере, всему цивилизованному человечеству. И то, что произошло сегодня, лишний раз подчеркивает актуальность предложения России объединить усилия международного сообщества в борьбе с террором, этой чумой XXI века.
Россия не понаслышке знает, что такое террор. И поэтому мы лучше всего понимаем чувства американского народа и, обращаясь от имени России к народу Соединенных Штатов, хочу сказать, что мы с Вами, мы целиком и полностью разделяем и чувствуем Вашу боль. Мы поддерживаем Вас."
Господин Председатель,
Примите поздравления с избранием Вас на высокий пост Председателя 45-й сессии Генеральной конференции. Уверены, что Вы приложите все силы к тому, чтобы этот форум успешно выполнил стоящие перед ним задачи. Вы можете в полной мере рассчитывать на поддержку и сотрудничество российской делегации.
Приветствуем Союзную Республику Югославии и Республику Ботсвана в качестве новых членов МАГАТЭ. Мы поддерживаем предпринимаемые югославским правительством шаги по реинтеграции Югославии в международное сообщество и призываем все страны-члены Агентства проявить понимание и поддержку в деле оказания помощи странам, входившим ранее в состав СФРЮ.
Позвольте поздравить г-на Эль-Барадея с назначением на высокий и важный пост Генерального директора МАГАТЭ.
Уважаемые делегаты,
В целях поддержания стратегической стабильности и международной безопасности Российская Федерация придает большое значение сохранению и укреплению действующих многосторонних договоров и режимов в области нераспространения ядерного оружия и разоружения.
Наша позиция проникнута духом высокой ответственности России как ядерной державы. Мы исходим из того, что существующая система международных соглашений в области стратегической стабильности не утратила своей актуальности и остается основой поддержания безопасности.
Вот почему нас не убеждают заявления о том, будто бы Договор между Россией и США по ПРО 1972 года устарел. После окончания "холодной войны" в мире не создано никаких новых механизмов обеспечения безопасности в ракетно-ядерной сфере, а поэтому Договор по ПРО продолжает играть ключевую роль в системе международных соглашений в области безопасности, разоружения и нераспространения.
Наши конкретные инициативы по укреплению стратегической стабильности хорошо известны. Конструктивная программа, выдвинутая Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, предусматривает, в частности, сокращение стратегических наступательных вооружений России и США к 2008 году до 1500 ядерных боезарядов для каждой страны, а затем и ниже; конкретные меры по укреплению режимов нераспространения, предотвращению гонки вооружений в космосе.
Утилизация избыточных оружейных материалов и сокращение ядерного оружейного комплекса в России являются важным элементом ядерного разоружения. Сегодня, благодаря успешной реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки от 18 февраля 1993 года об использовании высокообогащенного урана (ВОУ), извлеченного из ядерного оружия, уже уничтожено около 5000 боеголовок, а ведь выполнена только четверть работы. Мы также можем говорить о прогрессе и в конверсии предприятий ядерного оружейного комплекса. Освобождены значительные площади завода "Авангард" в Сарове, на которых размещается новый завод Конверсионного приборостроения, ориентирующийся в основном на выпуск медицинской аппаратуры.
Назрело начало обсуждений по стратегическим вопросам и в рамках многосторонних механизмов, включая "пятерку" ядерных государств-постоянных членов СБ ООН, несущих особую ответственность за поддержание международной безопасности, судьбы Договора о нераспространении ядерного оружия, Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, других международных договоренностей.
В ядерной области одним из основополагающих договоров, безусловно, является Договор о нераспространении ядерного оружия, который определяет систему международной безопасности в течение уже более 30 лет.
Мы придаем важное значение выполнению положений Заключительного документа Конференции 2000 года по рассмотрению действия Договора. Считаем, что успех Конференции был обусловлен достижением точно выверенного баланса интересов в этом документе. Решения Конференции, несомненно, укрепляют роль и значение МАГАТЭ как универсального органа сотрудничества государств в мирном использовании атомной энергии. В документе вновь подтверждено право широкого доступа стран-участниц Договора к благам мирного использования атомной энергии, их самостоятельный выбор структуры ядерного топливного цикла.
Россия считает принципиально важным вести линию на дальнейшее укрепление роли и авторитета МАГАТЭ. Рассчитываем, что на нынешней сессии Генеральной конференции состоится конструктивный и предметный разговор о реализации задач, стоящих перед Агентством.
Господин Председатель, очевидно, что содействие развитию атомной энергетики должно оставаться одним из ключевых и высокоприоритетных направлений деятельности Агентства. В прошедшем году произошли события, которые говорят об усилении внимания как Агентства, так и государств-членов к этой программе.
В 2000 году впервые была принята Генеральной конференцией резолюция "Укрепление деятельности Агентства, связанной с ядерной наукой, технологиями и применениями".
Мы рассматриваем в качестве важного события начало осуществления в соответствии с этой резолюцией международного проекта по инновационным ядерным реакторам и ядерным топливным циклам (ИНПРО).
ИНПРО нацелен на решение конкретной задачи - разработку согласованных критериев с целью отбора перспективных ядерных технологий нового поколения. Несомненно, его реализация будет способствовать решению глобальных проблем, таких как обеспечение устойчивого развития человечества, нераспространение ядерного оружия, снижение влияния техногенной деятельности на экологию Земли. Считаем, что осуществление этого проекта является одним из практических шагов в русле инициативы Президента Российской Федерации В.В.Путина, выдвинутой в прошлом году на Саммите тысячелетия.
Реализация этого международного проекта в интересах его участников, разумеется, будет облегчена, если удастся наладить конструктивный диалог между всеми национальными инновационными программами. Хотели бы призвать все заинтересованные страны полномасштабно подключиться к ИНПРО и внести свой вклад в его осуществление. Российская делегация внесла на рассмотрение этой сессии Генеральной конференции проект соответствующей резолюции. Надеемся, этот проект резолюции будет поддержан Генконференцией.
Как отмечено в Ежегодном докладе, Агентство осуществляет свою деятельность в соответствии с тремя основными направлениями - технология, безопасность и проверка. Мы поддерживаем такой подход и считаем, что эти направления должны получать адекватные ресурсы и внимание.
Господин Председатель,
В настоящее время мы наблюдаем позитивные изменения в отношении к ядерной энергетике в ряде стран. Мы являемся свидетелями оживления развития атомной энергетики.
Правительство Российской Федерации одобрило в мае 2000 года "Стратегию развития ядерной энергетики России в первой половине XXI века" с темпом, в 3 раза превышающим развитие других видов производства электроэнергии.
Впервые за восемь лет у нас запущен новый блок на Ростовской АЭС, принято решение о строительстве третьего блока Калининской и пятого блока Курской АЭС.
Новый "ядерный" энергетический старт мы наблюдаем в США.
Национальные планы Японии, Индии, Ирана, Китая, КНДР предусматривают сооружение новых реакторов. Республика Корея объявила о строительстве 10 новых блоков.
Работа ЕС также свидетельствует о том, что страны, входящие в этот союз, думают о сохранении ядерной энергетики.
Финская энергокомпания обратилась в правительство с просьбой о рассмотрении возможности строительства в Финляндии пятого блока АЭС.
Уверены, что все это будет способствовать преодолению все еще существующих кое-где настроений, явно недооценивающих важность и необходимость развития атомной энергетики в новом XXI веке.
Несколько слов о результатах Гаагской и Боннской сессий Шестой конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата.
В работе этих форумов одним из ключевых был вопрос о включении ядерной энергетики в список технологий, соответствующих механизму чистого развития Киотского протокола. На конференции в Бонне не удалось включить в баланс расчетов выбросов парниковых газов в качестве зачета атомные электростанции, сокращающие выброс газов. Как видно, антиатомная идеология еще слишком сильна, чтобы признать очевидное - строительство АЭС сокращает возведение тепловых станций, основных "производителей" парниковых газов.
Мы убеждены, что именно атомная энергетика способна наиболее полно реализовать потребность устойчивого развития человечества в обеспечении электроэнергией. Полагаем, что такой подход разделяют многие страны-члены Агентства. Необходимо активизировать усилия стран, заинтересованных в развитии атомной энергетики, для работы по Киотскому протоколу, тем более что итоги боннской сессии показали возможность нахождения политического компромисса. Считаем в этой связи, что роль МАГАТЭ, как координатора, должна быть более активной.
Г-н Председатель,
В июле этого года в России принят пакет законов, разрешающих ввоз облученного ядерного топлива на технологическое хранение и переработку. Закон предусматривает разработку и реализацию специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, финансирование которых мы сможем осуществлять за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом.
Мы имеем сейчас более широкие возможности по возврату на переработку отработавшего топлива атомных электростанций, особенно тех, в строительстве и эксплуатации которых принимали и принимаем участие. Новые законы предусматривают также возможность лизинга топлива, что также дает гарантию возврата в Россию отработавшего топлива. Все это, разумеется, будет способствовать развитию международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии.
Рассматривая технологии переработки отработавшего ядерного топлива как один из самых чувствительных участков ядерного топливного цикла, мы считаем, что, перерабатывая ОЯТ у себя, мы способствуем в том числе и укреплению режима ядерного нераспространения.
Реальным альтернативным источником энергии для будущих поколений может стать энергия термоядерного синтеза. Уже с середины этого столетия может быть создан хороший симбиоз реакторов деления и реакторов синтеза, который сможет не только производить энергию, но и нарабатывать топливо для реакторов деления и трансмутировать долгоживущие радиоактивные отходы.
В этой связи мы отмечаем успешное завершение технического проекта первого в мире Международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР. Этот проект при поддержке МАГАТЭ разрабатывался учеными и инженерами многих стран и на повестке дня стоит вопрос о его практическом воплощении. Мы ожидаем, что начавшийся процесс переговоров по подготовке проекта соглашения о совместной реализации ИТЭР также будет успешным.
С целью обеспечения участия Российской Федерации в мероприятиях, связанных с подготовкой к сооружению ИТЭР, Правительством Российской Федерации утверждена соответствующая федеральная программа.
Г-н Председатель,
Как видно из доклада, в прошлом году МАГАТЭ удалось осуществить практически все основные программы в соответствии с намеченными планами.
Особо отмечаем такую важную область деятельности Агентства, как применение гарантий, которая непосредственно связана с обеспечением режима нераспространения ядерного оружия.
Хотелось бы подчеркнуть, что Российская Федерация последовательно поддерживает разработку мер по дальнейшему укреплению системы гарантий МАГАТЭ, в том числе усилия по разработке комплексных гарантий, финансирует национальную программу научно-технической поддержки гарантий МАГАТЭ.
Деятельность по укреплению системы гарантий Агентства проходит на фоне быстроменяющегося мира. Появляются новые предприятия, ядерные технологии и установки, растет количество ядерного материала как результат функционирования и развития ядерной энергетики, растет в связи с этим и объем контрольной деятельности Агентства. Учитывая необходимость сохранения нулевого реального роста бюджета, мы видим только один путь решения проблемы нехватки средств на эту деятельность Агентства - это развитие новых ресурсосберегающих подходов и мер контроля.
Следует также отметить роль МАГАТЭ в возможном международном контроле расщепляющихся материалов, высвобождающихся в ходе реального ядерного разоружения.
Примером этого, по нашему мнению, может служить "трехсторонняя инициатива", направленная на исследование различных аспектов постановки Россией и США под контроль Агентства избыточных расщепляющихся материалов оружейного происхождения.
Российская Федерация поддерживает сложившуюся в Агентстве структуру механизмов и мер по обеспечению ядерной, радиационной безопасности и безопасности обращения с радиоактивными отходами. Мы поддерживаем деятельность по разработке стандартов безопасности, обновляемых на основе последних достижений стран-участниц, которые носят рекомендательный характер.
Мы приветствуем вступление в силу в июне 2001 года Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами. Система международных соглашений в области использования атомной энергии дополняется важнейшими обязательствами обеспечения безопасности радиоактивных материалов после их использования. Россия завершает необходимые юридические процедуры по введению в действие этого важного международного правового документа.
Господин Председатель,
Деятельность в области технического сотрудничества является одним из приоритетных направлений в работе Агентства. Мы поддерживаем активность МАГАТЭ в рамках совершенствования стратегии технического сотрудничества, направленную на повышение действенности и эффективности программ технического сотрудничества и подтверждаем нашу готовность и далее активно участвовать в ее реализации.
Участвуя в масштабных проектах Агентства, Россия непосредственно оказывает содействие в виде обеспечения услуг российских специалистов, поставок оборудования и материалов и организации учебных курсов по подготовке национальных кадров для развивающихся стран.
Российская Федерация своевременно и в полном объеме перечислила в фонд технической помощи и сотрудничества МАГАТЭ свой добровольный взнос за 2001 год. (22061 тыс. рублей.)
Мы намерены и далее в практическом плане способствовать выполнению начатых совместных проектов. Считали бы полезным расширение участия российских специалистов, предприятий и институтов в осуществлении проектов технического сотрудничества, направленных на обеспечение безопасности атомных станций, обращения с радиоактивными отходами и применения ядерных технологий в областях деятельности, важных для развития экономики всех государств-членов МАГАТЭ.
Не могу не остановиться на вопросе принятия Проекта программы и бюджета Агентства на 2002-2003 годы. Обсуждение было весьма непростым, и в этой связи следовало бы отметить, что проведенные Секретариатом МАГАТЭ консультации по поиску возможности сохранения нулевого реального роста при формировании бюджета организации на 2002-2003 годы были полезными.
Хотелось бы еще раз обратить внимание на необходимость соблюдения пропорциональности и сбалансированности между основными функциональными программами МАГАТЭ.
Господин Председатель, в заключение хотели бы высказать в целом положительную оценку работе МАГАТЭ в прошедшем году.
Благодарю Вас, г-н Председатель.