Интервью Постоянного представителя Российской Федерации при Международных организациях в Вене В.И.Воронкова, опубликованное в февральском номере журнала РЭА (ежемесячного журнала атомной энергетики России)
Прошло уже более 13 лет с момента произнесения речи Владимира Пугана на Саммите тысячелетия, в которой Президент России призвал государства - члены МАГАТЭ объединить усилия в области развития инновационных ядерных технологий с целью снижения риска ядерного распространения и решения проблемы радиоактивных отходов. Особая роль в этом процессе отводится самой представительной международной площадке в области использования атомной энергетики - Международному агентству по атомной энергии.
- Владимир Иванович, уже можно подвести итог, заключающийся в том. что минувши» год в области атомной энергетики прошел пол эгидой России. Подтверждением тому стало проведение целого ряда крупных международных мероприятии. Гак, весной минувшего года в Москве прошла Генеральная Ассамблея ВЛО АЭС. В июне 2013 года Российской Федерации выпала честь принять в Санкт-Петербурге Международную конференцию МАГАТЭ высокого уровня «Атомная энергия в XXI веке». Подобные событии - весьма существенный показатель того, какую роль наша страна играет в развитии ядерной энергетики. Насколько события подобного уровня влияют на имидж российской атомной энергетики и мире''
- Начну с того, что достижения российского атома хорошо известны в мире и пользуются заслуженным доверием. Лучшим подтверждением тому является солидный портфель соглашений, иностранных заказов и проектов международного сотрудничества, которые осуществляются предприятиями госкорпорации «Росатом», - всего их уже более 30. А это первое место в мире по внешним заказам. Такой результат достигнут путем постоянной напряженной работы отрасли. Свой вклад в эти усилия вносит и российская дипломатия. Сообща удается прокладывать дорогу нашему мирному атому на глобальном рынке, причем не просто удерживать российские позиции в этой сверхконкурентной среде, но и расширять горизонты нашего взаимодействия с другими странами, наполнять их качественно новым содержанием. Прошлый год стал поистине годом России в МАГАТЭ. Гендиректор агентства Ю. Амано дважды посещал нашу страну: первый раз в мае в связи с Генеральной ассамблеей Всемирной ассоциации операторов АЭС, второй - в июне, приняв участие в Конференции МАГАТЭ высокого уровня «Атомная энергия в XXI веке» в Санкт-Петербурге. Такого внимания глава МАГАТЭ удостоился, пожалуй, впервые; Ю. Амано был принят Президентом России В.В. Путиным, состоялись его встречи с руководством всех профильных министерств и ведомств. Гендиректор побывал в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне, на Калининской АЭС, где смог ознакомиться с передовыми российскими технологиями, постфукускмскими решениями в области ядерной безопасности и даже отведать «атомной» ухи, мастерски приготовленной местными умельцами.
Разумеется, поставленные перед нами руководством России масштабные задачи по продвижению мирного российского атома не решаются одним-двумя высокими визитами, которые, если можно так выразиться, являются лишь вершиной айсберга. Тут нужна продуманная долгосрочная стратегия. Мы, например, стали приглашать в Россию группы постпредов (послов) при МАГАТЭ, показываем им «товар лицом»: как работают наши АЭС, обеспечивается безопасность, готовятся кадры, ведется разъяснительная работа с населением. В этом нам очень помогает концерн «Росэнергоатом». Интерес колоссальный, тем более что наши атомщики не работают с иностранными партнерами по принципу «построил — забыл», а предлагают им широкий спектр услуг, фактически помогая создать атомную энергетику «под ключ».
За последние год-два наше взаимодействие с агентством обрело новое дыхание. Удалось нащупать точки сопряжения усилий и объединительную повестку дня, заключающуюся в скорейшем преодолении «фукусимского синдрома» в ядерной энергетике и создании благоприятных условий для ее поступательного роста. Как выходцу из Японии, Ю. Амано было непросто на это решиться, с учетом радиофобии у себя на родине. Однако в результате на вопрос: быть или не быть ядерной энергетике в XXI веке - государства - члены МАГАТЭ дали четкий утвердительный ответ. Такой вывод отчетливо прозвучал на упомянутой конференции в Санкт-Петербурге, открыв новые перспективы и для отечественной атомной отрасли.
-Осенью 2013 года ОАО «Концерн Росэнергоатом» передал иранским партнерам АЭС «Бушер» для последующей эксплуатации. Это событие стало знаковым и для Ирана, и для всего мирового сообщества, тщательно наблюдавшего за развитием иранской атомной программы. Какая реакция иностранных коллег в Вене на это событие была вами отмечена? И насколько появление АЭС в Иране может способствовать дальнейшему развитию атомной генерации в этой стране?
- Давайте вспомним, что иранские планы по развитию мирной атомной энергетики берут свое начало еще в 1974 г., когда шах Ирана М. Пехлеви обнародовал программу строительства 23 ядерных реакторов общей мощностью свыше 20 ГВт. Для реализации этих масштабных проектов Тегеран сделал ставку на международное сотрудничество с США и странами Западной Европы. Кстати, сооружение АЭС «Бушер» начинала немецкая фирма Kraftwerk Union. В дальнейшем первая АЭС в Иране достраивалась именно по российской технологии.
Россия последовательно придерживалась своей линии: если к Ирану есть вопросы относительно исключительно мирной направленности его усилий в ядерной области, то Тегеран должен обеспечить их полное прояснение через МАГАТЭ, но при этом Иран нельзя лишать его неотъемлемого права по ДНЯО на мирное использование атомной энергии, тем более что легководные реакторы типа бушерского не несут рисков с точки зрения распространения. Кстати, это было признано и в санкционных резолюциях СБ ООН по Ирану. АЭС в Бушере находится под полным контролем МАГАТЭ, а отработавшее ядерное топливо будет вывозиться обратно в Россию.
Как мы можем сегодня видеть, наша линия не просто оправдала себя, но и легла в основу достигнутых в Женеве 24 ноября 2013 года договоренностей, открывающих путь к всеобъемлющему урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы. В Совместном плане действий четко указывается на то, что одним из элементов долгосрочного урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы является международное сотрудничество с Ираном в области современных легководных энергетических и исследовательских реакторов.
Думаю, что своей принципиальной и последовательной линией Россия доказала, что может и готова обеспечивать реализацию законных прав государств на мирное использование атомной энергии даже в сложных политических условиях. Очевидно, что это очень ясный сигнал для тех стран, которые задумываются о строительстве АЭС по российским проектам.
- Иран, Болгария, Турция, Китай, Индия, Бангладеш, Белоруссия - вот неполный перечень стран, где действуют, сооружаются и готовятся к сооружению российские проекты АЭС. Налицо продолжающаяся глобальная экспансия российских технологий строительства и эксплуатации ядерных установок. Влияет ли подобное российское мировое присутствие на развитие межгосударственных отношений Российской Федерации со странами, которые сегодня только принимают решение развивать у себя атомную генерацию?
- Не открою вам большого секрета, если скажу, что сотрудничество в мирной ядерной сфере невозможно без подлинного партнерства в отношениях между государствами. Да, атомные станции и ядерное топливо - это продукт, но продукт более чем чувствительный и стратегический, которым абы с кем не делятся. Иными словами, двустороннее сотрудничество в области мирного атома — признак зрелости межгосударственных отношений.
Россия немало строит за рубежом, и наши потенциальные клиенты придирчиво следят за тем, как мы ведем дела. Рад, что российские атомщики неизменно оказываются на высоте. Из личных впечатлений могу поделиться тем, с какой нескрываемой гордостью относятся к построенным еще во времена СССР атомным станциям в странах Восточной Европы. Все работает как часы. Это рождает доверие, усиливает шансы уже российского атома в проводимых по всему миру тендерах.
На первый план сегодня выходят задачи по созданию механизмов региональной кооперации в деле развития ядерно- энергетических систем, организации комплексной поддержки государств-новичков, широкому внедрению реакторов малой и средней мощности, которые позволяют решать широкий спеюр прикладных задач в области развития, а также решению проблем гарантированных поставок ядерного топлива и обращения с отработавшим ядерным топливом. В качестве «интеллектуальной кухни» и площадки для отработки соответствующих идей и инициатив прочно утвердился в рамках МАГАТЭ Международный проект по инновационным ядерным реакторам и топливным циклам (ИНПРО), который успешно задает долгосрочные ориентиры становления отрасли с учетом диверсифицирующегося спроса. Проводимый МАГАТЭ курс на развитие под своей эгидой многосторонних сетевых механизмов по конкретным направлениям ядерной инфраструктуры и управления атомной энергетикой позволяет накапливать практический опыт и дает существенный толчок формированию профильного потенциала в государствах-членах.
Стараемся донести до наших партнеров простую мысль: атомная энергетика оказывает консолидирующее влияние на промышленность государств, стимулирует модернизацию, развитие новых стратегических отраслей, появление новых производственных цепочек в мировой экономике. Несмотря на возросшую стоимость атомных станций вследствие дополнительных вложений в системы безопасности АЭС, привлекательность этого вида энергетики сохранится надолго благодаря быстрой окупаемости, позволяя этому виду энергетики оставаться надежным компонентом развития.
- Ядерная энергия - это не только доступные свет и тепло, но и геополитический и экономический факторы международного сотрудничества. При этом крупнейшая международная организация - Международное агентство по атомной энергетике заявляет о необходимости деполитизировать исе эти вопросы, связанные с мирным использованием атомной энергии. В чем заключается позиция Российской Федерации по данному вопросу?
- Исходим из того, что МАГАТЭ по своей природе является технической организацией, призванной решать конкретные проблемы отрасли, помогая глобальному развитию. Россия на протяжении многих десятилетий оказывает политическую и ресурсную поддержку МАГАТЭ, заинтересована в его устойчивом функционировании и последовательном укреплении в интересах реализации главной уставной задачи агентства, которая заключается в содействии широкому использованию ядерной энергии в мирных целях. Все остальные функциональные направления деятельности МАГАТЭ, включая систему гарантий, ядерную безопасность, техническое сотрудничество и т.д., подчинены главной задаче. По крайней мере, так должно быть, хотя некоторые до сих пор пытаются вылепить из агентства образ «ищейки ядерного нераспространения». Считаем большим достижением, что мы внесли свой вклад в отбалансирование программы работы агентства на ближайшие годы с тем, чтобы четко прописать в ней меры по содействию широкому освоению мирного атома в качестве безусловных приоритетов МАГАТЭ.
Выбор в пользу развития ядерной энергетики — это само по себе уже политика. Мы с уважением относимся к решению других стран приостановить или Свернуть у себя ядерную энергетику. Одновременно рассчитываем, что они не станут навязывать свою политику остальным, потому что таких решений, которые подходили бы всем странам, не существует. Кроме того, те страны, которые поспешили отказаться от ядерной энергетики, еще долго будут вынуждены решать вопросы, связанные с выведением имеющихся мощностей из эксплуатации. И, кстати, нужно, чтобы при этом они четко соблюдали нормы и требования МАГАТЭ, не выпадая из соответствующего международного поля.
Наконец, возьмите «Фукусиму». Политически эта тема исчерпана. МАГАТЭ приняло соответствующий План действий. Готовится всесторонний анализ аварии. Во всем мире, включая Россию, предпринимаются масштабные меры по усилению ядерной безопасности. Надеемся, что отечественный опыт разработки национальной программы осуществления Плана действий МАГАТЭ по ядерной безопасности будет взят на вооружение другими странами. Теперь наступает время взглянуть в будущее ядерной энергетики.
Также хочу сказать, что какие бы сложные задачи нам ни приходилось решать, мы всегда стремимся к сохранению надежных и партнерских отношений между нашей страной и МАГАТЭ. В этом и состоит суть моей дипломатической миссии. Сообща мы способны предложить миру внятную и реализуемую стратегию развития мирного атома и многостороннего сотрудничества в этой области.
- Владимир Иванович, вы, как Постоянный представитель Российской Федерации при международных организациях в Вене, как никто другой можете наблюдать существующие международные сигналы, в том числе в области атомной энергетики. Какими вы видите перспективы российской атомной генерации в наступившем году?
- Уверен, что на ядерную энергетику сохранится устойчивый спрос как у нас в стране, так и за рубежом. Причем, как минимум, атомная генерация будет покрывать не менее 10 процентов мировой электрической смеси. В ряде регионов мира ядерной энергетике вообще нет альтернативы. Надо строить дальше, наши передовые технологии будут востребованы. У ГК «Росатом» на этот счет большие шины, и это довольно четкий сигнал как нашим клиентам, так и нашим конкурентам. При всем повышенном внимании в мире к возобновляемым источникам энергии единой энергетической модели, которая подходила бы для всех без исключения стран, не существует в силу объективной разницы в географических, климатических, промышленных условиях.
Что касается нашей атомной энергетики, то для меня это пример национальной гордости. Мне довелось посетить АЭС, построенные по нашим технологиям, как в России, так и в других саранах. Все эти сооружения — образец высочайшего технологического развития и производственной эстетики. Это настоящий high-tech, сравнимый, скажем, с совершенством «Феррари» в автомобильной промышленности, изделиями Apple в компьютерной. А с учетом того огромного внимания, которое уделяет развитию ядерной энергетики руководство России, преданности делу (а я много рал видел это собственными глазами, капитанов атомной промышленности) убежден, что отрасль будет усиливать свое значение как один из драйверов российской экономики, наращивания высокотехнологического экспорта из России. А в заключение хотел бы пожелать всем российским атомщикам всего самого хорошего в новом году.