00:00

ТАРИФНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ В РАМКАХ ПРОЦЕССА ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО

(справочная информация)

17-02-2000

С 1998 года Россия ведет тарифные переговоры со странами-членами Всемирной торговой организации (ВТО). Данные переговоры являются ключевым элементом процесса присоединения России к этой организации, и их итоги во многом будут определять условия членства, т.е. права и обязательства нашей страны в ВТО.

В соответствии с установленными процедурами присоединения к ВТО в середине 1995 года Россия начала переговоры на многостороннем уровне в рамках специальной Рабочей группы. На ее заседаниях детально рассматривались вопросы, связанные с экономиче-ской политикой и регулированием внешнеэкономической деятельности в России на предмет их соответствия нормам и правилам пакета доку-ментов Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг). К концу 1997 года этот первый - "информационный" этап в основ-ном был завершен, хотя обсуждение указанных проблем в данном формате происходит в настоящее время и по мере необходимости бу-дет продолжено вплоть до момента присоединения России к ВТО.

С 1998 года начался второй этап процесса присое-динения, в ходе которого основное внимание посвящено определению общих условий членства России в соответствии с положениями согла-шений Уругвайского раунда. При этом также учитываются итоги дву-сторонних переговоров со странами-членами ВТО по вопросам доступа на рынки товаров и услуг.

В ходе обсуждения условий доступа на рынки товаров в рамках двусторонних тарифных переговоров присоединяющаяся страна предоставляет тарифные уступки заинтересованным странам-членам ВТО на основе их запросов. Эти тарифные уступки являются своеобразным "вступительным взносом" присоединяющейся страны, который должен, в свою очередь, ком-пенсироваться получением ею равноправного доступа в многосторон-нюю торговую систему на осно-ве принципов наибольшего благоприятствования и недискриминации.

На первом этапе переговорного процесса российская сторона в предварительном порядке обсуждала с партнерами общие вопросы либерализации импортных тарифов в России. Вместе с тем официаль-ные переговоры по данному вопросу (в соответствии с терминологией ВТО - переговоры по тарифным уступкам) начинаются лишь после представления присоединяющейся страной первоначальных тарифных пред-ложений (тарифного "оффера") в установленном формате.

1. Первоначальные тарифные предложения России

В 1996-1997 гг. федеральные министерства и ведом-ства на основе предложений отраслевых научно-исследовательских ин-ститутов, экономических операторов, ассоциаций производителей и продавцов, российских загранпредставительств, а также с учетом мне-ний других заинтересованных сторон, подготовили проект первона-чальных тарифных обязательств России.

В ходе подготовки указанного документа была предпринята по-пытка найти разумный баланс двух противоположных тенденций - про-текционизма и либерализации во внешней торговле. При этом был про-веден анализ нынешней социально-экономической ситуации в стране, а также развития отдельных отраслей и в целом экономики России на перспективу. Поэтому, с одной стороны, необходим учет интересов отечествен-ных товаропроизводителей, что предусматривает сохранение (а в от-дельных случаях повышение) уровня тарифной защиты, а с другой сто-роны, требуется принимать во внимание нужды импортеров зарубеж-ной продукции и российских потребителей в целом, чьим интересам в конечном итоге отвечает снижение импортных пошлин.

Необходимо отметить и то, что таможенный тариф, основной за-дачей которого в классическом понимании является регулирование конкуренции между зарубежной продукцией и отечественными това-рами в отдельных отраслях экономики, в России в настоящее время выполняет еще и фискальную функцию, т.к. таможенные пошлины и сборы являются одним из важнейших источников доходной части фе-дерального бюджета. В этих условиях снижение уровня импортных пошлин вступает в противоречие с текущими потребностями российского бюд-жета.

В итоге концепция этого документа предусматривает поэтапное открытие рынка при сохранении защиты т.н. "чувствительных" отраслей отечественного производства и создании условий для нормальной кон-куренции в тех секторах, где это необходимо и возможно.

Первоначальные тариф-ные предложения представляют собой перечень максимально допус-тимых с момента присоединения России к ВТО значений ставок ("по-толки") импортных таможенных пошлин по всей ТН ВЭД с соответст-вующими переходными периодами, но не вносят изменений в дейст-вующие ставки импортных пошлин.

Таким образом, в этом документе содержатся первоначальные предложения по "связыванию", т.е. фиксации на предельно допустимом уровне, ставок российского импортного тарифа по всей товарной но-менклатуре. Формат "оффера" структурирован по аналогии с ТН ВЭД по каждой субпозиции (до 9 знаков) и состоит из шести колонок: код то-вара, его описание, начальный уровень связывания, конечный уровень связывания, продолжительность имплементационного (переходного) периода, особые пометки (в случае необходимости).

Структура ставок пошлин для начального и конечного уровней связывания в "оффере" была сохранена аналогичной действующему российскому тарифу, и, соответственно, сами ставки были зафиксированы в основном в адвалерном выражении, а часть в виде комбинированных и специфических пошлин.

В феврале 1998 г. Правительством Российской Федерации были утверждены первоначальные та-рифные предложения. Российская сторона официально заяви-ла о готовности начать двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров с заинтересованными странами-членами ВТО, предоставив им свой тарифный "оффер". В целом около 30 государств, включая деле-гацию КЕС (в ВТО переговоры от имени всех стран-членов ЕС ведут уполномоченные представители Комиссии Европейских Сообществ) выразили намерение провести тарифные переговоры с Россией.

2. Позиции стран-членов ВТО

В 1997-1998 гг. порядка 15 стран, включая ЕС, представили встречные запросы ("реквесты") по российским первоначальным тарифным предложениям. На основе этих документов наши партнеры в ходе переговоров запраши-вают снижение уровня "связывания" по товарным позициям, представ-ляющим для них коммерческий интерес.

Согласно правилам ГАТТ/ВТО, двусторонние тарифные переговоры ведутся не по всей товарной номенклатуре встречного запроса, а преимущественно по тем позициям, по которым данная страна является "основным" и/или "существенным" поставщи-ком для России. Это означает, что удельный вес в экспорте соответствующей страны в Россию по отдельной субпо-зиции ТН ВЭД в 1996/97 гг. является наибольшим или превышает 10 % от всего объема импорта.

Необходимо отметить, что уровень "связывания" в российском оффере зафиксирован выше ныне применяемых ставок им-портных пошлин, и первоначальные тарифные предложения России предусматривают в среднесрочной перспективе сохранение достаточно высокого уровня защиты внутреннего рынка, прежде всего по сельхозпродукции. Данный концептуальный подход российской стороны вызвал же-сткую реакцию со стороны подавляющего большинства стран-членов Рабочей группы, которые настаивали на значительной либерализации российских тарифных предложений в целом. Однако российской деле-гации удалось отстоять основные параметры "оффера".

Одной из серьезных проблем является требование к России со стороны ряда стран-членов ВТО, включая всю группу "квадро", присоединиться к т.н. "секторальным" ини-циативам, которые предусматривают нулевые ставки пошлин или их значительное снижение по 13 укрупненным товарным группам. Эти инициативы носят добровольный характер и не являются обязательны-ми для всех стран-членов ВТО.

"Нулевой" вариант предусматривает ликвидацию пошлин на 10 укрупненных товарных групп: фармацевтика, мебель, медицинское, строительное, сельскохозяйственное оборудование, изделия из бумаги, сталь, игрушки, пиво и крепкие спиртные напитки. Соглашение по гармонизации пошлин на химические товары предполагает снижение ставок по данной номенклатуре до 5,5-6,5 %. Плюрилатеральное (т.е. необязательное для всех стран-членов ВТО) Соглашение по торговле гражданской авиатехникой предусматривает нулевые тарифы на широ-кий ассортимент указанной продукции, включая запчасти. Соглашение по информационным технологиям (ИТА) предполагает поэтапную лик-видацию пошлин по 400 товарным позициям, в т.ч. на компьютеры и программное обеспе-чение.

В настоящее время участниками указанных договоренностей яв-ляются, как правило, промышленно развитые государства, азиатские НИС и некоторые страны Центральной и Восточной Европы. Однако в последние годы ведущие страны-члены ВТО требуют от присоединяющихся государств принятия на се-бя обязательств по этим документам. В частности, ряд новых членов ВТО (Монголия, Киргизия, Латвия, Эстония) согласились присоеди-ниться к большинству указанных договоренностей.

Как показывает проведенный анализ экономической ситуации в соответствующих отраслях российской промышленности, в настоящее время выполнение требований указанных инициатив для нашей страны неприемлемо. Это означает резкий приток импортной продук-ции на российский рынок, что может негативно отразиться на функционировании соответствующих отраслей отечественной промышлен-ности, пока еще не готовых к подобной конкуренции.

Вместе с тем, ряд инициатив (например, по химической гармони-зации и ИТА) заслуживают более глубокого изучения и дифференци-рованного подхода, т.к. их частичная и поэтапная реализация может отвечать потребностям отдельных отраслей экономики России и в пер-спективе содействовать их развитию.

3. Ход тарифных переговоров

Весной 1998 г. в Москве прошли двусторонние тарифные перего-воры с делегациями ведущих стран-членов ВТО (группа "квадро" - США, ЕС, Япония и Канада). В ходе данных встреч российская сторона изложила свою аргументацию по ключевым параметрам тарифных предложений (начальный и конечный уровни "связывания", продолжи-тельность переходных периодов, наличие комбинированных и специ-фических пошлин и т.д.).

В июле 1998 г. в Женеве состоялись двусторонние встречи с 15 странами-членами ВТО, в т.ч. с группой "квадро", а также рядом европейских (Венгрия, Поль-ша, Швейцария) и развивающихся государств (Индия, Таиланд, Фи-липпины, Пакистан, Шри Ланка, Колумбия), в ходе которых обсужда-лись российские тарифные предложения и другие вопросы, связанные с доступом на рынки товаров. На этих переговорах, прежде всего с промышленно развитыми государствами, речь шла о поиске подходов к формату и этапности обсуждения российских тариф-ных предложений.

Следующий раунд двусторонних тарифных переговоров состоялся в Женеве в декабре 1998 г. К этому времени были официально представлены первоначальные предложения по обязательствам Рос-сийской Федерации по уровню внутренней поддержки производства и субсидированию экспорта сельхозпродукции, ут-вержденные Правительством Российской Федерации. Данный документ является составной частью российских предложений по доступу на рынки товаров и рассматривается в увязке с обсуждением тарифов на сельскохозяйственную продукцию.

В середине февраля 1999 г. в Женеве состоялись двусторонние тарифные переговоры с делегациями ЕС, Турции, Южной Кореи и Венгрии. В ходе этих переговоров российская сторона при-ступила к углубленному обсуждению с заинтересованными странами-членами ВТО отдельных глав ТН ВЭД и конкретных товарных позиций на основе первоначальных тарифных предложений России. Необходимо подчеркнуть, что в каждом случае запросы наших партнеров рассматривались преимущественно с учетом критерия "основ-ного" поставщика по соответствующим субпозициям промышленных товаров. Реализацию указанных принципиальных подходов на переговорах с рядом стран (обсуждение конкретных товарных позиций и использование критерия "основного" поставщика) следует расценивать как успех рос-сийской делегации, т.к. ранее такой подход встре-чал принципиальные возражения наших партнеров.

В середине марта 1999 г. в Москве были продолжены двусторон-ние переговоры с делегацией ЕС, который является важнейшим торго-вым партнером России. В ходе переговоров состоялось обсуждение отдель-ных разделов российских тарифных предложений по готовым издели-ям.

В конце марта 1999 г. в Вашингтоне российская делегация провела переговоры, на которых было начато рассмотрение отдельных товарных групп ТН ВЭД как по промышленным, так и сельскохозяйст-венным товарам, а также были затронуты другие вопросы, связанные с доступом на рынки товаров.

Весной 1999 г. в рамках сессий Межправительствен-ных комиссий проблематика ВТО, включая тарифные вопросы, была обсуждена с делегациями Южной Кореи и ЮАР. Также состоялись встречи с представителями Японии, Австралии, Новой Зе-ландии и ряда других стран.

В мае 1999 г. в Женеве была проведена очередная серия перего-воров по тарифам и другим вопросам, связанным с доступом на рынки товаров, с рядом заинтересованных стран-членов ВТО: ЕС, Турцией, Норвегией, Швейцарией, Филиппинами, Пакистаном, Таиландом, Индией, Мекси-кой, Польшей и Болгарией.

В начале июля 1999 г. в Брюсселе прошли очередные переговоры с делегацией КЕС. В ходе встреч была предметно обсуждена проблема-тика аграрного сектора, вопросы тарифов на сельхозпродукцию и гото-вые изделия, а также ряд других вопросов, связанных с развитием процесса присоединения России к ВТО и подготовкой ЕС к новому раунду многосторонних торговых переговоров.

В конце июля 1999 г. в Женеве состоялись неофициальные консультации стран-членов Рабочей группы с россий-ской делегацией. В ходе консультаций обсуждался график дальней-шего развития переговорного процесса по присоединению России к ВТО. Также были проведены переговоры на двустороннем уровне с делегациями ряда стран (ЕС, США, Канада, Венгрия, Австралия, Новая Зеландия) по тарифным вопросам, проблематике сельского хозяйства и таможенным процедурам.

В конце октября 1999 г. в Женеве состоялось очередное заседание по присоединению России к ВТО в формате многосторонних консуль-таций стран-членов Рабочей группы. Ключевым вопросом данной сес-сии явилось представление российской стороной первоначальных предложений по доступу на национальный рынок услуг - последнего недостающего документа для начала полномасштабных переговоров по выработке конкретных условий присоединения России. Также россий-ская делегация изложила новые предложения по сельскому хозяйству и ряду других вопросов.

Одновременно были проведены двусторонние тарифные перегово-ры с 11 странами (Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия, Болгария, ЕС, США, Япония, Швейцария, Польша, Монголия, Норвегия), ряд из ко-торых представили свои обновленные тарифные запросы. Данные встречи позволили сблизить позиции России и наших партне-ров на двустороннем уровне, наметить подходы к следующему этапу тарифных переговоров.

4. Выводы и предложения

В 1998-1999 гг. было проведено около 70 двусторонних консультаций и переговоров по тарифным вопросам с более чем 20 странами-членами ВТО, включая основных торговых партнеров России. По результатам серии двусторонних тарифных пе-реговоров можно констатиро-вать завершение "первого чтения" тарифных предложений России.

Российская делегация смогла в результате трудных переговоров отстоять концепцию и основные параметры "оффера"; вовлечь торговых партнеров в конкретное обсуждение отдельных разделов ТН ВЭД и товарных позиций, а также вести переговоры преимущест-венно по критерию "основного поставщика", что отвечает интересам российской стороны. Также удалось избежать увязки условий присое-динения России к ВТО с принятием обязательств по "секторальным инициативам".

Для того, чтобы начать следующий тур тарифных переговоров, российской делегации необходимо официально представить партнерам по ВТО обновленную версию тарифных предложений. С середины лета 1999 года началась работа по подготовке указанного документа, в ко-тором учитываются как достигнутые на предыдущем этапе дого-воренности, так и новые элементы российских предложе-ний в данной сфере.

В ходе решения указанной задачи найден разумный компромисс между запросами стран-членов ВТО, содержащими требования либерализации тарифной политики России, и реальной необходимо-стью защиты отечественных товаропроизводителей, что в совокупно-сти должно содействовать созданию нормальной конкурентной среды на российском рынке.

Учтены изменения действующих ставок импортных пошлин в 1998-1999 гг., а также заложена адекватная степень тарифной защиты тех секторов российской экономики, которое получили развитие в последний пери-од. Незначительно сокращено количество пошлин с максимально высокими значениями ставок (на уровне 60-100 %). Для продолжения конструктивного диалога в новом варианте "оффера" учтен ряд запросов и пожеланий отдельных стран-членов ВТО.

Указанные изменения и дополнения продемонстрируют нашим торговым партнерам готовность российской стороны к поиску компромисса, что будет способствовать достижению договоренностей со странами ВТО по конкретным разделам и товарным позициям тарифных предло-жений России на втором этапе переговоров.

Департамент экономического сотрудничества

МИД Российской Федерации


Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска