Международная группа финансовых действий по борьбе с отмыванием доходов (ФАТФ)
Международная группа финансовых действий по борьбе с отмыванием доходов (ФАТФ) (справочная информация)
28-11-2005
Международная группа финансовых действий по борьбе с отмыванием доходов (ФАТФ) (Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF) учреждена в июле 1989 г. в Париже по инициативе "семерки" ведущих индустриальных держав и председателя Комиссии Европейских сообществ (КЕС) в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
ФАТФ является независимым международным органом, ее Секретариат располагается в штаб-квартире ОЭСР. В составе Группы - 30 членов: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Гонконг (САР КНР), Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Россия, Сингапур, Соединенные Штаты, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция и Япония. В работе ФАТФ также участвуют два международных органа – КЕС и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, а также ЮАР в качестве наблюдателя.
Основной целью ФАТФ является содействие сотрудничеству различных государств в области борьбы с незаконными финансовыми операциями и, прежде всего, с отмыванием доходов, полученных незаконным путем, а также – после событий 11 сентября 2001 г. – с финансированием терроризма. Важнейшими задачами Международной группы являются изучение ситуации в странах-членах ФАТФ и других государствах, выработка рекомендаций, а также организация и проведение на регулярной основе конференций, симпозиумов и семинаров по вопросам борьбы с легализацией незаконных доходов.
В феврале 1990 г. эксперты ФАТФ разработали и предложили на рассмотрение всех заинтересованных стран так называемые "40 Рекомендаций", которые являются конкретными предложениями по совершенствованию государствами-участниками своих законодательных систем и финансовых структур с целью повышения эффективности борьбы с отмыванием полученных незаконным путем доходов. В 2001 г. 40 Рекомендаций ФАТФ были в целом признаны МВФ и Всемирным банком в качестве международных стандартов борьбы с легализацией доходов.
Членство в ФАТФ дает ее участнику право рассчитывать на возможность возврата части конфискованных в другой стране криминальных денежных средств и иных ценностей. Поскольку деньги преступного происхождения, конфискованные по постановлению местного суда в иностранном государстве, являются собственностью этого государства, то передача хотя бы их части другому государству возможна лишь на основании специально подписываемых двусторонних соглашений о разделе конфискованных средств.
С 1994 г. в России проводилась разработка законопроекта "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем". Закон вступил в силу в августе 2001 г. Он разработан с учетом положений "Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" (Страсбургской конвенции Совета Европы 1990 г.) и 40 Рекомендаций ФАТФ, а также предусматривает создание уполномоченного федерального органа для выявления фактов, связанных с легализацией незаконных доходов. Другим важнейшим направлением развития многосторонней договорно-правовой основы борьбы с отмыванием преступных доходов, явилось присоединение России к Страсбургской конвенции, которая была ратифицирована Федеральным Собранием в мае 2001 года.
"Черный список" ФАТФ. В опубликованном в июне 2000 г. 11-м ежегодном докладе ФАТФ, Российская Федерация была включена в список 15 стран, не имеющих соответствующего законодательства против отмывания незаконных доходов и уделяющих недостаточное внимание международному сотрудничеству в этой области. ФАТФ рекомендовала финансовым учреждениям своих стран-членов обращать особое внимание на осуществление сделок с юридическими и физическими лицами из этих государств.
На пленарных заседаниях ФАТФ в 2001-2002 гг. ее "черный список" неоднократно пересматривался. Ряд государств по итогам изучения ситуации в области борьбы с отмыванием денег были исключены из него, другие, напротив, включены.
9-11 октября 2002 г. в Париже прошло очередное пленарное заседание ФАТФ. В канун его в России побывала группа международных экспертов, которая, высоко оценив прогресс, достигнутый российскими властями в области борьбы с отмыванием денег в законодательной и институциональной сферах, представила ФАТФ соответствующий доклад. 11 октября 2002 г. было объявлено об исключении России из "черного списка" несотрудничающих с ФАТФ стран и территорий.
Усилия Президента и Правительства Российской Федерации в борьбе с отмыванием "грязных капиталов" по достоинству были оценены международным сообществом. На том же пленарном заседании ФАТФ принял решение пригласить Россию вступить в Международную группу финансовых действий на правах наблюдателя, а в июне 2003 г. Россия стала полноправным членом этой Организации.
В ходе пленарного заседания ФАТФ в Париже 9-11 февраля 2005 г. из "черного списка" Группы исключены Индонезия, Филиппины и острова Кука с условием последующего годового мониторинга, предусматривающего ежеквартальную отчетность перед ФАТФ, а позже и Науру.
Таким образом, обновленный список "несотрудничающих стран и территорий" ФАТФ выглядит следующим образом: Мьянма и Нигерия.
Борьба с финансированием терроризма. 29-30 октября 2001 г. в Вашингтоне состоялось чрезвычайное заседание ФАТФ, посвященное борьбе с финансированием терроризма, в ходе которого были одобрены Специальные рекомендации по противодействию финансированию терроризма. Они обязывают членов ФАТФ:
1. Принять немедленные меры по ратификации и применению соответствующих конвенций ООН.
2. Признать уголовным преступлением финансирование терроризма, террористических актов и террористическим организаций.
3. Замораживать и подвергать конфискации активы террористов.
4. Сообщать о подозрительных сделках, связанных с терроризмом.
5. Оказывать максимально возможное содействие правоохранительным и регулирующим органам других стран, расследующим случаи финансирования терроризма.
6. Ввести "антиотмывочные" требования в отношении альтернативных систем денежных переводов.
7. Ужесточить меры по идентификации личности клиента в международных и национальных системах безналичных платежей.
8. Не допускать, чтобы юридические лица, в особенности некоммерческие организации, использовались для финансирования терроризма.
Для обеспечения быстрого и эффективного применения новых стандартов ФАТФ выработала план действий:
· всем членам ФАТФ предстояло провести самооценку в соответствии с критериями Специальных рекомендаций, а также принять обязательство к июню 2002 г. привести в соответствие с ними свои внутренние процедуры и выработать планы действий по применению тех рекомендаций, которые еще не учтены ими. Все государства мира приглашены участвовать в плане действий на равных со странами-членами ФАТФ условиях.
· выработать дополнительные инструкции для финансовых учреждений по методам и механизмам, используемым при финансирования терроризма.
· начать процесс по выявлению юрисдикций, не обладающих адекватными механизмами по противодействию финансирования терроризма, и обсудить очередные шаги, включая возможность введения контрмер, в отношении юрисдикций, не противодействующих финансированию терроризма.
· Регулярно сообщать о подозрительных банковских счетах, замороженных с учетом соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН.
· В случае необходимости содействовать странам-нечленам ФАТФ для приведения своих процедур в соответствие со Специальными рекомендациями.
Проводя мероприятия плана действий ФАТФ собирается усилить взаимодействие с региональными органами, созданными по ее образцу, другими международными организациями, такими как ООН, МВФ, Всемирный банк, Международная группа координации деятельности национальных органов финансовой разведки "Эгмонт", Группа-20 и другие международные финансовые учреждения, которые вносят вклад в усилия международного сообщества по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.