Выступление Управляющего от Российской Федерации, Постоянного Представителя Российской Федерации при международных организациях в Вене М.И.Ульянова по пункту повестки дня 7(d) сессии Совета управляющих МАГАТЭ «Соглашение о гарантиях в связи с ДНЯО с Исламской Республикой Иран», 5 марта 2025 года
Уважаемая госпожа Председатель,
Внимательно ознакомились с докладом Гендиректора «Соглашение о гарантиях в связи с ДНЯО с Исламской Республикой Иран» и хотели бы отметить следующее.
Из доклада Гендиректора четко следует, что принятие на сессии Совета управляющих в ноябре продавленной европейскими странами очередной антииранской резолюции подорвало те понимания, которые были достигнуты между Гендиректором и иранской стороной в ходе его поездки в Тегеран накануне той сессии. Все это свидетельствует лишь об одном – не надо подрывать усилия Гендиректора. Мы предупреждали о таком развитии событий. Однако, авторы резолюции осознанно пошли на эскалацию, как будто в этом и была их конечная цель.
Заслуживают позитивной оценки зафиксированные в докладе контакты Гендиректора и мининдел ИРИ А.Аракчи. Расцениваем это как шаг в правильном направлении. Это демонстрирует заинтересованность обеих сторон в поддержании регулярного взаимодействия с прицелом на выход на взаимоприемлемый результат, в том числе в контексте Совместного заявления руководителей Агентства и Организации по атомной энергии Ирана от 4 марта 2023 года.
Вместе с тем обеспокоены искусственной алармистской тональностью подготовленного Гендиректором доклада. Как четко следует из документа, за отчетный период на направлении рассматриваемого нами пункта повестки дня никаких существенных негативных событий не произошло. Тем не менее, доклад необоснованно рисует чрезмерно тревожную картину по сравнению с прошлым ежеквартальным отчетом.
Новый импульс придается вопросам в связи с площадками в Лавизан-Шияне и Мариване. Эти сюжеты были закрыты Секретариатом, и за отчетный период не произошло ничего, что дало бы основания будировать их вновь. Необоснованный вывод делается в отношении модифицированного Кода 3.1. Мы понимаем, что мнения иранской стороны и Агентства в этом вопросе расходятся, но заключать, что это создает препоны в том, чтобы удостовериться в мирном характере иранской ядерной программы – это чересчур далекоидущее заключение. Секретариат также все глубже «закапывается» в вопрос тридцатилетней давности, связанный с незначительным разночтением в учете ядерного материала.
Считаем необходимым подчеркнуть – ни один из этих сюжетов не несет в себе прямых рисков нераспространению. Таких рисков попросту нет. Все должно решаться в диалоге между Секретариатом и Ираном. Иран имеет на это право, равно как и любое другое государство-член МАГАТЭ. Однако на деле получается так, что Тегерану посылается четкий сигнал: что бы он ни сделал, Агентству этого будет недостаточно, и каждый снятый с повестки дня вопрос либо может быть в любой момент снова открыт, либо повлечет за собой плеяду новых.
Уважаемая госпожа Председатель,
Иран соблюдает свои обязательства по ДНЯО и Соглашению о гарантиях. В докладе отражено и то, что Иран позволил Секретариату адаптировать подходы к осуществлению гарантий ввиду увеличения темпов наработки урана с обогащением до 60%. На этом фоне вызывает недоумение появившееся в документе выражение «серьезной озабоченности» Гендиректора тем, что Иран является единственным по смыслу ДНЯО государством, обогащающим уран до 60%. Этот тезис мы обычно слышим в выступлениях западных делегаций. Задача Агентства заключается не в том, чтобы при информировании Совета управляющих давать оценочные политические суждения, а в том, чтобы в рамках своего технического мандата проверять непереключение ядерного материала на запрещенные цели. Непрерывный мониторинг МАГАТЭ за урановым обогащением в Иране предопределяет отсутствие угроз с точки зрения распространения. Производство 60% урана обеспечено надежными и эффективными верификационными механизмами Агентства.
Важно заметить, что снять большинство имеющихся вопросов к ИРИ и найти выход из тупика, в который нас завели деструктивные действия США и «евротройки», помогло бы сохранение перспективы применения Ираном Доппротокола к Соглашению о гарантиях. Однако такой вариант западные страны сознательно «убили», пойдя на грубые нарушения резолюции СБ ООН 2231.
На этом фоне призываем МАГАТЭ не вовлекаться в политические игры. Напротив, у Секретариата и Гендиректора сохраняется возможность сыграть конструктивную роль. Для этого не нужно поддаваться на манипуляции со стороны ангажированных стран, в том числе при подготовке будущего «всеобъемлющего доклада».
По поводу предстоящего «всеобъемлющего доклада» хотим отметить следующее. Все остающиеся вопросы по отношению к ядерной программе Ирана были закрыты в декабре 2015 года резолюцией Совета управляющих (GOV/2015/72), которая действует до сих пор. Заключения Секретариата на этот счет были подкреплены добровольным применением Ираном Доппротокола к Соглашению о гарантиях на протяжении пяти лет, т.е. до выхода США из СВПД и даже после него. Вместе с тем в отсутствие Доппротокола Агентство не может давать оценку относительно наличия незаявленной ядерной деятельности. А информация от третьих сторон, которую Секретариат подает под соусом «всей доступной информации, имеющей отношение к гарантиям», не является надежным источником и основанием для выводов со стороны МАГАТЭ. Большим упущением является и отсутствие у Секретариата согласованных целей и ориентировок для разработки такого документа.
Призываем Агентство при подготовке «всеобъемлющего доклада» действовать строго в рамках своего технического мандата, опираться на результаты собственной проверочной деятельности и обеспечить объективность технических оценок. Нельзя поддаваться на влияние сил, которые намереваются использовать будущий доклад для злоупотребления системой гарантий МАГАТЭ в своих узкокорыстных целях и для очередных политизированных нападок на Иран с далекоидущими последствиями.
Уважаемая госпожа Председатель,
Выпуск «всеобъемлющего доклада» станет поворотным моментом: либо динамика взаимодействия Тегерана и Секретариата продолжится в интересах прояснения остающихся вопросов, либо все придет к неконтролируемой эскалации с непредсказуемыми последствиями. Какой сценарий нас ждет – решать Гендиректору. Надеемся, что руководитель Секретариата Агентства это прекрасно понимает и будет действовать предельно осмотрительно в рамках своего мандата в интересах формирования благоприятных условий для работы с Ираном. Со своей стороны готовы этому содействовать.
Благодарю Вас, уважаемая госпожа Председатель.