15:00

О российско-американском Договоре о СНВ и ситуации, приведшей к решению о приостановлении его действия

Договор между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) подписан в Праге 8 апреля 2010 г. Вступил в силу 5 февраля 2011 г. Параллельно с подписанием Договора российская сторона выступила с односторонним заявлением по противоракетной обороне, в котором говорится, что Договор может действовать и быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания систем ПРО США.

Подготовка, заключение и ратификация ДСНВ осуществлялись в контексте заявленного сторонами на том историческом этапе стремления работать над упрочением новых стратегических отношений, основанных на взаимном доверии, открытости, предсказуемости и сотрудничестве, что отражено в Договоре. Соглашение было выработано на строго паритетной основе и в соответствии с принципом неделимой безопасности, приверженность сторон которому также чётко закреплена в его преамбуле.

ДСНВ предусматривает, что имеющиеся у сторон суммарные количества средств СНВ через семь лет после вступления Договора в силу (т.е. на 5 февраля 2018 г.) и в дальнейшем не должны превышать:

  • 700 единиц для развёрнутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), развёрнутых баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и развёрнутых тяжёлых бомбардировщиков (ТБ);
  • 1550 единиц для боезарядов на развёрнутых МБР, боезарядов на развёрнутых БРПЛ и ядерных боезарядов, засчитываемых за развёрнутыми ТБ (за каждым развёрнутым ТБ условно засчитывается по одному ядерному боезаряду);
  • 800 единиц для развёрнутых и неразвёрнутых пусковых установок МБР, развёрнутых и неразвёрнутых пусковых установок (ПУ) БРПЛ, развёрнутых и неразвёрнутых ТБ.

Таким образом, стороны обязались значительно сократить боезаряды («потолок» по Договору о сокращении стратегических наступательных потенциалов 2002 года – 2200 единиц) и более чем в два раза стратегические носители (лимит по Договору о СНВ 1991 года – 1600 единиц). При этом предусматривается, что каждая из сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих СНВ. Запрещается базирование СНВ за пределами национальной территории.

Сфера охвата Договора включает существующие типы МБР, БРПЛ (в т.ч. в неядерном оснащении – в случае их создания), ПУ МБР и БРПЛ, а также ТБ. В юридически обязывающей форме зафиксирована взаимосвязь между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями, а также её возрастающая важность в процессе сокращения СНВ.

Неотъемлемыми частями Договора являются Протокол и приложения. В них прописаны положения, касающиеся определений терминов, обмена данными и уведомлениями, переоборудования или ликвидации, инспекционной деятельности, а также мер укрепления доверия. Протоколом предусматриваются ежегодные квоты на инспекции, показы образцов СНВ, обмен уведомлениями о военной деятельности, связанной с указанными вооружениями сторон.

Для целей Договора разработан механизм контроля, решающий задачу обеспечения необратимости, проверяемости и транспарентности процесса сокращений СНВ.

Для рассмотрения вопросов практической реализации ДСНВ была создана Двусторонняя консультативная комиссия (ДКК). Состоялось 19 сессий ДКК, последняя из которых прошла в октябре 2021 г. в Женеве.

Изначальные временные рамки действия ДСНВ – десять лет с возможностью продления на срок до пяти лет. После периода острой критики Договора администрацией президента США Д.Трампа, которая прямо поставила под сомнение целесообразность его продления, сменившая её команда Дж.Байдена в январе 2021 г. пошла на пролонгацию Договора на пять лет без предварительных условий, как это изначально предлагала российская сторона. Соглашение о продлении было заключено 26 января 2021 г. в форме обмена нотами. Оно вступило в силу 3 февраля 2021 г., после того как стороны уведомили друг друга о завершении необходимых внутригосударственных процедур. Таким образом, новая дата истечения действия ДСНВ – 5 февраля 2026 г.

*  *  *

Неукоснительно соблюдая требования ДСНВ, Российская Федерация к 5 февраля 2018 г. (контрольной дате по Договору) полностью выполнила свои обязательства по сокращению СНВ. По состоянию на эту дату наш суммарный потенциал СНВ составил:

  • 527 единиц для развёрнутых МБР, БРПЛ и ТБ;
  • 1444 единицы для боезарядов на развёрнутых МБР и БРПЛ, а также ядерных боезарядов, засчитываемых за развёрнутыми ТБ;
  • 779 единиц для развёрнутых и неразвёрнутых ПУ МБР и БРПЛ, развёрнутых и неразвёрнутых ТБ.

По состоянию на 1 сентября 2022 г. Российская Федерация располагала 540 развёрнутыми носителями СНВ (МБР, БРПЛ, ТБ) и 1549 боезарядами, числящимися за ними по Договору. Суммарное количество развёрнутых и неразвёрнутых ПУ МБР и БРПЛ, а также развёрнутых и неразвёрнутых ТБ на указанную дату составило 759 единиц.

США при наступлении контрольной даты тоже заявили о достижении согласованных суммарных количественных уровней СНВ. Однако выход на установленные Договором показатели был обеспечен американской стороной путём недобросовестных манипуляций – в частности, посредством нелегитимного одностороннего исключения из засчёта части американских СНВ, объявленных «переоборудованными». Речь идёт о 56 ПУ БРПЛ «Трайдент-II» и 41 ТБ В-52Н, «переоборудованных» таким образом, что российская сторона не может подтвердить приведение этих СНВ в состояние, непригодное для использования БРПЛ и ядерного вооружения ТБ, как того требует Договор.

Российская сторона также не признаёт правомерность отказа США включать в засчёт по ДСНВ четыре шахтные ПУ МБР, предназначенные для обучения, которые американцы переименовали в не предусмотренную Договором категорию «учебных шахт». С учётом этих средств превышение американской стороной разрешённого Договором суммарного количества для развёрнутых и неразвёрнутых ТБ, ПУ МБР и ПУ БРПЛ составляет 101 единицу.

В связи с этим российская сторона последовательно не признавала соответствующими действительности предоставляемые США количественные показатели имеющихся у них средств СНВ. Как не отражающие реального положения дел были обозначены нами и те данные, которые американская сторона заявила на 1 сентября 2022 г. (659 развёрнутых носителей, 1420 числящихся за ними по ДСНВ боезарядов и 800 единиц развёрнутых и неразвёрнутых ПУ МБР, БРПЛ и ТБ).

Несмотря на многолетние усилия России в ДКК, добиться определённого прогресса удалось лишь в поиске решения проблемы с подтверждением статуса переоборудованных ПУ БРПЛ. Однако на фоне произошедшего в дальнейшем взрывного роста напряжённости, обрушения российско-американских отношений и глубокой деградации общей ситуации вокруг ДСНВ окончательно отладить соответствующий алгоритм оказалось невозможным. При этом на другие не менее серьёзные российские претензии (прежде всего, в отношении американских ТБ) Вашингтон конструктивно так и не отреагировал. Несколько предложенных нами реалистичных схем урегулирования были отвергнуты.

В результате, c февраля 2018 г. и по настоящий момент сохраняется превышение американской стороной установленных Договором предельных уровней на СНВ, которое является прямым нарушением центральных положений ДСНВ.

*  *  *

Обстановка вокруг ДСНВ и ситуация с его непосредственной реализацией были самым негативным образом затронуты спровоцированным США резким обострением российско-американских отношений.

Общее положение дел

Крайняя степень враждебности США, их курс на злонамеренную эскалацию конфликта на Украине и нанесение России «стратегического поражения» в развязанной против нас тотальной гибридной войне принципиальным образом поменяли среду безопасности для нашей страны. Мы столкнулись с широкой кампанией по целенаправленному подрыву военной безопасности России, её политическому и экономическому «удушению».

Серьёзные изменения в ландшафте безопасности связаны также с тем, что консолидация на агрессивной антироссийской почве западных стран приобретает всё более отчётливое ядерное измерение. Страны НАТО, которые десятилетиями практикуют так называемые «совместные ядерные миссии» и прямо объявили Североатлантический блок «ядерным альянсом», усиливают упор на ядерное оружие в своих стратегических установках, заявляют о нацеленности на дальнейшее укрепление и повышение боеготовности «приписанных» к НАТО ядерных потенциалов. Звучат призывы к расширению ядерной инфраструктуры блока и её продвижению на восток. Направленность данных усилий против нашей страны не только не скрывается, но и открыто пропагандируется. В условиях декларируемой Западом готовности к дальнейшей эскалации конфликта с Россией особое значение приобретает фактор совокупного ядерного арсенала трёх входящих в НАТО ядерных государств, а именно – США, Великобритании и Франции, которые способны совместно применить его против нашей страны.

Принимая во внимание изложенные аспекты, есть все основания констатировать, что произошло коренное изменение обстоятельств по сравнению с теми, в которых 12 лет назад вырабатывался и подписывался ДСНВ.

США подорвали фундаментальные принципы, а также общеполитические и военно-стратегические понимания, которые закреплены в Договоре и без которых он не был бы заключён.

В частности, США демонстративно попрали согласованный сторонами и имеющий принципиальное значение важнейший принцип неделимости безопасности. Полностью отброшена Вашингтоном и обозначенная в ДСНВ приверженность сторон выстраиванию отношений на основе доверия и сотрудничества.

Кроме того, на практике американская сторона прямо дезавуировала зафиксированное в Договоре признание взаимосвязи СНВ-ПРО, к принципиальной важности которой чётко отсылает упомянутое выше заявление России по противоракетной обороне, сделанное в контексте подписания и ратификации ДСНВ. Все эти годы Вашингтон целенаправленно продолжает предпринимать усилия по качественному и количественному наращиванию систем ПРО США – то есть именно те действия, которые были с самого начала обозначены российской стороной в качестве фактора, способного подорвать основы Договора. Значение данного фактора дополнительно возрастает на фоне общей деградации военно-стратегической обстановки.

Вопросы реализации ДСНВ

Что касается технической стороны осуществления ДСНВ, то в 2022 г. по вине США появились дополнительные препятствия для возобновления инспекционной деятельности по Договору, приостановленной по обоюдному согласию сторон в 2020 г. в свете сложной эпидемиологической обстановки. К объективным и всё ещё полностью не устранённым трудностям, связанным с организацией инспекций в условиях пандемии, прибавились искусственно созданные проблемы, которые возникли в результате рестрикций, введённых странами Запада во главе с США в рамках «карательных» мер давления на Россию в связи с противостоянием на Украине и вокруг неё.

Речь, среди прочего, идёт о следующих проблемных вопросах:

- прекращение по инициативе Запада нормального пассажирского авиасообщения ограничило возможности российских инспекторов пользоваться коммерческими рейсами для прибытия на территорию США – прежде всего, ввиду значительного усложнения и удлинения маршрутов, что создавало дополнительные затруднения на фоне возросших требований к обеспечению безопасности российского военного персонала и вело к неоправданным рискам преждевременной «утечки» информации о намерении российской стороны провести инспекционные мероприятия;

- отсутствие однозначных гарантий предоставления возможности пролёта самолётов Минобороны России с инспекторами на борту через закрытое для России воздушное пространство западных стран, некоторые из которых и вовсе не ответили на соответствующие запросы российской стороны;

- вероятные визовые проблемы при транзите инспекторов через западные страны при необходимости осуществить техническую остановку по пути следования в США;

- трудности с осуществлением платежей за необходимые услуги в ходе инспекций на территории США, где в рамках западного санкционного прессинга заблокировано функционирование платёжных инструментов, выпущенных российскими банками, и введены иные запреты, подсекающие наши возможности осуществлять финансовые расчёты.

Всё это привело к фактической утрате российской стороной возможности для беспрепятственного и равноправного осуществления инспекций на территории США. Подобный расклад создал для американской стороны односторонние преимущества, что идёт вразрез с заложенными в ДСНВ принципами паритета и равенства сторон при осуществлении ими прав и обязанностей по Договору.

Потребовав от Вашингтона устранения данного дисбаланса, российская сторона конструктивно включилась в обсуждение путей разрешения указанных вопросов в рамках ДКК. По некоторым направлениям сторонам удалось продвинуться, по другим – проблемы сохранялись. США на этом фоне голословно заявили о том, что существенных препятствий для возобновления инспекционной деятельности по ДСНВ не осталось и стали напористо добиваться от России незамедлительного возвращения к верификационным мероприятиям.

Не дожидаясь взаимоприемлемого урегулирования сохраняющихся озабоченностей, в августе 2022 г. США пошли на обострение ситуации и попытались возобновить инспекции по ДСНВ явочным порядком, поставив нас перед фактом направления в Россию американской инспекционной группы.

В этих обстоятельствах российской сторона приняла решение о временном выводе из-под верификационной деятельности по ДСНВ подлежащих инспекциям российских объектов – с 8 августа 2022 г. и до окончательного устранения удовлетворительным образом всех имеющихся проблем. Возможность такого изъятия допускается пунктом 5 Раздела I Главы пятой Протокола к Договору. Уведомив об этом американскую сторону, призвали отказаться от контрпродуктивных попыток искусственно форсировать перезапуск инспекционной деятельности и сфокусировать внимание на тщательной проработке остающихся нерешёнными вопросов.

Дополнительные разногласия возникали в течение 2022 г. в отношении функционирования ДКК. При подготовке её очередной (20-й) сессии, намеченной сначала на весну, а затем на осень 2022 г., американская сторона по мере развития ситуации демонстрировала неготовность договариваться:

- о месте проведения мероприятия;

- об организации полноформатной сессии ДКК с полноценной повесткой дня (под предлогом «политических затруднений»);

- о согласовании сбалансированной и отвечающей интересам обеих сторон повестки дня сессии ДКК.

По сути американцы давали понять, что рассматривают проведение сессии ДКК как дежурную формальность, после выполнения которой инспекции должны быть возобновлены независимо от наличия значительного количества неурегулированных проблем, на которые обоснованно указывала Россия.

К моменту, когда стороны смогли продвинуться в подготовке к проведению сессии ДКК в Каире в ноябре-декабре 2022 г., вопрос об организации мероприятия утратил актуальность в силу политических решений о несвоевременности практических шагов, направленных на возобновление инспекций по ДСНВ и проведение сессий ДКК, принятых российской стороной на фоне дальнейшего обострения ситуации.

Серьёзнейшим фактором в контексте выполнения ДСНВ стала серия ударов киевского режима по российским стратегическим объектам, на которые распространяется действие Договора. Вопиющую провокационность данной акции в свете безапелляционных требований США вернуть им инспекционный доступ на российские объекты СНВ придаёт тот факт, что указанные атаки были осуществлены при явном военно-техническом и разведывательно-информационном содействии Вашингтона.

В такой обстановке российская сторона была вынуждена констатировать, что ведение дел с США «в обычном режиме» больше не представляется возможным – как в принципиальном плане, так и применительно к сфере контроля над вооружениями, которая неотделима от геополитических и военно-стратегических реалий.

Данные оценки последовательно доводились до американской стороны и неизменно сопровождались призывом к незамедлительному принятию Вашингтоном мер по общей деэскалации и выправлению положения дел вокруг ДСНВ с учётом обозначенных Россией озабоченностей. Однако вместо этого Вашингтон продолжил целенаправленно осуществлять злонамеренные шаги по подрыву безопасности России, поступательно повышая ставки в противостоянии с нашей страной.

По совокупности изложенных обстоятельств российская сторона пришла к выводу о допущенном США существенном нарушении ДСНВ, то есть таком нарушении, которое имеет принципиальное значение для реализации объекта и целей Договора.

В связи с этим 21 февраля с.г. Президент Российской Федерации В.В.Путин объявил в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации о приостановлении нашей страной действия ДСНВ.

В соответствующем заявлении МИД России от 21 февраля 2023 г. отмечено, что в целях поддержания предсказуемости и стабильности в ракетно-ядерной сфере Россия продолжит соблюдать предусмотренные в Договоре центральные количественные ограничения на СНВ в пределах срока его действия. Кроме того, было заявлено, что российская сторона будет и дальше участвовать в обмене уведомлениями о пусках МБР и БРПЛ на основе двустороннего соглашения 1988 г.

До США было также доведено по дипканалам, что Россия считает продолжающим действовать Соглашение 1989 г. о взаимных заблаговременных уведомлениях о крупных стратегических учениях.

22 февраля с.г. принят Федеральный закон о приостановлении действия ДСНВ, который вступил в силу 28 февраля с.г.

Предпринятый Россией шаг, который в сложившихся условиях был практически неизбежен, строго выверен с международно-правовой точки зрения. Спекуляции об обратном, звучащие с американской стороны, совершенно не обоснованы и юридически несостоятельны.

Решение России о приостановлении действия ДСНВ может быть обратимо. Однако для этого США должны проявить политическую волю и отказаться от агрессивного курса на подрыв безопасности нашей страны, предприняв практические шаги по реальной деэскалации. С учётом обозначенных Россией озабоченностей в контексте непосредственной реализации ДСНВ от Вашингтона потребуются усилия по их устранению и, соответственно, созданию необходимых условий для возобновления полноформатного функционирования Договора. Кроме того, при рассмотрении вопроса о дальнейшей судьбе ДСНВ Россия будет также учитывать фактор ядерного потенциала союзников США – Великобритании и Франции, которые выступают с Вашингтоном единым антироссийским фронтом.


Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска