ИНТЕРВЬЮ ПОСЛА ПО ОСОБЫМ ПОРУЧЕНИЯМ МИД РОССИИ В.М.НЕСТЕРУШКИНА О СИТУАЦИИ В ПРЕДНЕСТРОВЬЕ АГЕНТСТВУ РИА “НОВОСТИ” 1 ИЮНЯ 2006 ГОДА
02-06-2006
Вопрос: Как Россия относится к намерению Приднестровья провести референдум?
В.М.Нестерушкин: Какого-то отношения пока не может быть, поскольку продолжается дискуссия в Приднестровье по поводу возможности проведения референдума. Хотелось бы напомнить, что в начале марта съезд депутатов всех уровней Приднестровья выступил с такой инициативой после того, как украинские и молдавские власти ввели новый режим пропуска экспортных грузов через границу. Эта тема обсуждается у них и парламентариями, и политиками, и лидером Приднестровья. Поэтому у нас какого-то отношения к еще не сформировавшейся окончательно позиции приднестровцев нет. Мы отмечаем, что идет активная дискуссия по этой теме в регионе. А сам институт референдума в последнее время в международных отношениях имеет важное значение и играет очень существенную роль как демократическое проявление позиции широких слоев населения. В этом отношении подобного рода мероприятие имеет важное общественно-политическое значение для руководства, которое должно принимать на основании плебисцита какие-то решения о своих последующих действиях.
Вопрос: Упоминается ли в ранее достигнутых договоренностях возможность проведения референдума?
В.М.Нестерушкин: Институт референдума включен практически во все последние предложения о модели политического урегулирования приднестровской проблемы, которые рассматривались за столом переговоров. Предполагается, что окончательные итоги договоренностей, которые могут быть достигнуты между сторонами, должны выноситься на утверждение на референдуме. Здесь можно говорить, что идеи проведения референдума присутствовали и в известном плане Козака, и в последующих разработках российской стороны, и в документе, согласованном посредниками от 2004 года. То есть везде идея проведения референдума закладывалась. Сейчас речь идет о другом плебисците. Дело в том, что в Приднестровье уже неоднократно проводились референдумы по различным вопросам. И насколько я понимаю ту дискуссию, которая ведется, там хотят еще раз проконсультироваться и посоветоваться с населением. Все зависит от того, каким будет окончательное решение, которое должен принять Верховный Совет (парламент) Приднестровья. Согласно Конституции, именно парламент по инициативе президента может запускать подобного рода мероприятия.
Вопрос: Молдавская сторона как-то реагировала на возможность проведения референдума?
В.М.Нестерушкин: Там были критические замечания и заявления о том, что они не будут признавать результаты народного волеизъявления в Приднестровье. Все зависит о того, как организуется и как будет проведен плебисцит.
Вопрос: Основные предприятия Приднестровья зарегистрировались в таможенном управлении Молдавии. Означает ли это, что кризисная ситуация, которая сложилась после введения Украиной новых правил прохождения товаров, снята?
В.М.Нестерушкин: Насколько я понимаю, кризис еще не преодолен полностью. Жизнь требует нестандартных, неординарных решений, и, как я понимаю, приднестровские предприятия, особенно те, которые имеют контрактные обязательства перед российскими заказчиками, стараются выполнить эти обязательства через какие-то временные схемы, предусматривающие, в том числе, и временную регистрацию. Тем не менее, по мнению приднестровских представителей, это не завершение кризиса, а просто мера, которая позволяет решить наиболее острые вопросы, связанные с их контрактными обязательствами. В принципе, вся тема выработки устойчивого механизма обеспечения их внешнеэкономической деятельности остается на повестке дня.
Вопрос: Какие действия предпринимаются посредниками и наблюдателями в урегулировании приднестровского конфликта для решения остающихся проблем?
В.М.Нестерушкин: Мы делаем различные попытки помочь сторонам выйти на принятие конструктивного, компромиссного решения. В частности, на последней встрече в Брюсселе 24 мая в формате "3+2", то есть три посредника от России, Украины и ОБСЕ и два наблюдателя от ЕС и США, был передан новый проект протокола о механизме осуществления внешнеэкономической деятельности Приднестровья. Этот шаг был направлен на то, чтобы запустить дискуссию и постараться выработать такой документ, который бы снимал вопросы, связанные с обеспечением нормального функционирование промышленных предприятий региона.
Вопрос: Когда может состояться встреча по приднестровскому урегулированию в формате "5+2"?
В.М.Нестерушкин: Усилия в этом направлении продолжаются, но многое будет зависеть, какую повестку дня будут предлагать для этой встречи. Пока между сторонами нет единства позиций о том, что они готовы обсуждать. Поскольку к тому, что хочет обсуждать Тирасполь, Кишинев не проявляет заинтересованности, а те темы, которые предлагает молдавская сторона, не вызывают приоритетного интереса в Приднестровье. Пока вопрос о проведении встречи в формате "5+2" остается открытым.
Вопрос: Насколько серьезны сообщения из Бендер о столкновениях и противостоянии конфликтующих сторон?
В.М.Нестерушкин: Каждый конкретный случай нужно рассматривать детально. В принципе, подобного рода инциденты, естественно, возникают в условиях, когда между сторонами отсутствует нормальный политический диалог. Когда дискуссия ведется не за столом переговоров, а в полевых условиях.
Вопрос: Насколько серьезны эти инциденты, и могут ли они привести к новому витку обострения?
В.М.Нестерушкин: Хотелось бы надеяться, что здравый смысл позволит удержать ситуацию в контролируемом русле, и она не перерастет в какое-то деструктивное противостояние. Определенные надежды возлагаются на сегодняшние беседы действующего председателя ОБСЕ Карела Де Гюхта в Тирасполе с руководством Приднестровья. Во время встречи с посредниками и наблюдателями перед поездкой в Кишинев и Тирасполь действующий председатель ОБСЕ говорил, что для него очень важно и получить информацию из первых рук, познакомиться с ситуацией в регионе, и сделать кое-какие предложения, которые, вероятно, он может озвучить в ходе встреч с руководством Молдавии и Приднестровья.