13:43

Приднестровское урегулирование

С самого начала приднестровского конфликта Российская Федерация заняла активную позицию по поиску путей его урегулирования. Благодаря России после вооруженной фазы конфликта (весна - лето 1992 г.), которую удалось остановить только усилиями бывшей 14-й российской армии, 21 июля 1992 г. президенты России и Молдавии в присутствии лидера Приднестровья подписали Соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова».

С июля 1992 г. в Приднестровье началась миротворческая операция, в рамках которой слаженно действуют находящиеся под совместным управлением российский, приднестровский и молдавский контингенты. Почти двадцать пять лет доказавшего свою эффективность миротворчества на Днестре при определяющем российском вкладе – признанная международно-правовая  реальность. Создана и действует Объединенная контрольная комиссия и подчиненные ей Совместные Миротворческие Силы, определяющую роль в которых принадлежит российскому контингенту. Во исполнение ст.2 (пункт 3) Соглашения «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова» 28 июля 1992 года принят протокол о количественном составе и размещении миротворческих сил. Этот документ предусматривает присутствие на территории Молдавии шести российских батальонов (из них один в резерве), а также вертолетной эскадрильи и группы обеспечения связи.

В действительности количество российских военных сегодня намного меньше. Эта эффективная операция по поддержанию мира и стабильности в зоне безопасности и в регионе получила признание в документах Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 года. В декларации этого форума (ст.18) дана высокая оценка продолжения посреднических усилий Российской Федерации, Украины и ОБСЕ в переговорном процессе по вопросу о будущем статусе Приднестровского региона в составе Республики Молдова. Отдельно отмечена «позитивная роль Совместных миротворческих сил в обеспечении стабильности в регионе».

Реальные условия для урегулирования конфликта между Молдавией и Приднестровьем как его сторонами сложились спустя два года после окончания военных действий. 28 апреля 1994 года Президент Молдавии и лидер Приднестровья в присутствии Полномочного представителя Президента России и руководителя Миссии СБСЕ в Молдавии подписали «Заявление руководителей Молдовы и Приднестровья», которое дало старт переговорам.

Изначально переговорный процесс шел как в направлении обеспечения невозобновления вооруженного противостояния (5 июля 1995 года при содействии России подписано «Соглашение о неприменении во взаимных отношениях военной силы и экономических санкций»), так и в направлении разработки основ взаимоотношений между Тирасполем и Кишиневом.

8 мая 1997 г. в Москве был подписан Меморандум «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем». Тогда же в ответ на обращение сторон Россия и Украина стали гарантами выполнения достигнутых договоренностей.

В ходе переговоров при активном вкладе России вырабатывался подход к проблемам урегулирования между Молдовой и Приднестровьем, был подписан ряд документов, признанных не только сторонами, но и международным сообществом.

В феврале 2002 г. в Братиславе состоялась встреча представителей России, Украины, ОБСЕ и Приднестровья, на которой было принято решение создать «Постоянное совещание по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию». Молдавия присоединилась к этой инициативе в мае 2002 г., а в сентябре 2005 г. в качестве наблюдателей к работе «Постоянного совещания» подключились ЕС и США. Так сформировалась переговорная площадка, известная сегодня как «формат 5+2».

Россия прилагала и собственные усилия по урегулированию приднестровского конфликта, результатом которых стала подготовка в 2003 году «Меморандума об основных принципах государственного устройства объединенного государства» («Меморандум Козака»). Его подписание было сорвано из-за политического давления на Кишинев Вашингтона и Брюсселя.

Переговоры в рамках «Постоянного совещания» шли до конца февраля 2006 г., когда они были прерваны молдавской стороной. Срыв переговоров сопровождался полномасштабной экономической блокадой Приднестровья.

Россия постоянно стимулировала контакты между Кишиневом и Тирасполем, направленные на решение приднестровской проблемы. Так, 18 марта 2009 г. в ходе встречи президента Молдавии и лидера Приднестровья, прошедшей в Москве под эгидой Президента России, удалось побудить стороны взять на себя ряд обязательств по выработке компромиссного решения.

Результатом усилий России стало восстановление в марте 2010 г. практики проведения неформальных встреч участников формата «5+2» (за 2010-11 гг. состоялось девять таких встреч), а затем по итогам двух этапов московской встречи (21 июля и 22 сентября 2011 г.) - возобновление работы «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию».

К сожалению, в настоящее время вследствие сохраняющихся кардинальных различий в позициях Кишинева и Тирасполя в переговорном процессе возникла пауза. Почти полтора года официальные встречи формата «5+2» не проводятся. «Буксует» и реализация мер доверия между берегами Днестра. Российская дипломатия в тесном взаимодействии с Действующим председательством ОБСЕ предпринимает последовательные усилия для возвращения динамики процессу приднестровского урегулирования.

 


Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска