21:15

Выступление руководителя делегации Российской Федерации, заместителя директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России К.В.Воронцова на Совещании государств-участников Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия, Женева, 16 декабря 2024 года

16-12-2024

Уважаемый господин Председатель,

Конвенция о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) стала первым международным соглашением, поставившим вне закона целую категорию оружия массового уничтожения. Это был значительный шаг вперед в деле продвижения процесса всеобщего и полного разоружения, снизивший угрозу использования биологических агентов в оружейных целях. Российская Федерация как государство-депозитарий КБТО последовательно выполняет все её положения.

Однако даже спустя полвека существования Конвенции говорить о том, что проблема биологического оружия полностью снята с повестки дня мирового сообщества не приходится. В контексте выполнения обязательств по КБТО продолжают требовать самого пристального внимания вскрывшиеся факты реализации военно-биологической программы на Украине при поддержке Пентагона и аффилированных с ним структур, включая частные компании. Анализ имеющихся документов указывает на разработку в непосредственной близости от российских границ компонентов биооружия.

Детальная информация в связи с данной деятельностью, осуществлявшейся в нарушение КБТО, содержится в распространённом нами в 2023 г. среди государств-участников КБТО итоговом докладе Парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с созданием американскими специалистами биологических лабораторий на территории Украины, а также соответствующем рабочем документе Российской Федерации, с которым можно ознакомиться на Интернет-портале Конвенции.

Так и не получили ответа обоснованные вопросы, официально поставленные российской стороной в отношении указанной активности США и Украины на консультативном совещании государств-участников КБТО по её Статье V, заседаниях в Совете Безопасности ООН, а также на Девятой Обзорной конференции КБТО и сессиях Рабочей группы по укреплению Конвенции. Они остаются открытыми и нуждаются в урегулировании. Будем и дальше настойчиво добиваться от американской и украинской сторон исправления ситуации в целях снятия этого серьезного раздражителя, подрывающего режим КБТО и препятствующего работе на площадке Конвенции.

Ситуация вокруг Украины наглядно подтверждает обоснованность претензий, которые Российская Федерация на протяжении длительного времени открыто предъявляла в связи с военно-биологической деятельностью, проводимой под видом сотрудничества в мирных целях при самом непосредственном содействии и участии военного ведомства США в лабораториях за пределами американской территории, в том числе в республиках бывшего СССР, вдали от североамериканского континента и вблизи российских границ. Положение дел усугубляется тем, что в американской отчётности, предоставляемой ежегодно в рамках мер укрепления доверия КБТО, которые были разработаны государствами-участниками «в целях предотвращения или сокращения случаев возникновения неясностей, сомнений и подозрений», сведения о проводимых программах и проектах за пределами национальной территории и их финансировании по-прежнему отсутствуют.

Всё это подтверждает необходимость консолидированных усилий мирового сообщества по укреплению режима КБТО. Акцентируем, что эффективность Конвенции значительно повысилась бы в случае принятия универсального, юридически обязывающего, недискриминационного протокола, касающегося всех статей Конвенции, с эффективным механизмом проверки. Данную точку зрения разделяет подавляющее большинство государств-участников. Утверждения отдельных делегаций о том, что КБТО якобы не проверяема и работа в данной сфере является бесперспективной, полностью противоречат заключениям экспертов группы VEREX и Специальной группы экспертов, которые пришли к выводу, что верификационные меры могут быть полезными в плане обеспечения уверенности в соблюдении странами своих обязательств по Конвенции. Подробно осветили данный сюжет в рабочем документе Российской Федерации, который содержит конкретные предложения по методологии формирования эффективного механизма проверки и с которым можно ознакомиться на Интернет-портале КБТО.

Приветствуем совместные шаги государств-участников, предпринимаемые в целях институционального укрепления Конвенции в рамках учреждённой решением Девятой Обзорной конференции КБТО в русле предложения России профильной Рабочей группы. Полагаем, что российские инициативы, направленные на реальное усиление режима Конвенции, полностью соответствуют повестке дня Группы. Речь идёт о создании в рамках КБТО мобильных медико-биологических отрядов для оказания помощи в случае применения биологического оружия и содействия в борьбе с эпидемиями различного происхождения; формировании механизма для проведения расследований в связи с предполагаемым нарушением обязательств по КБТО в соответствии с её Статьёй VI; учреждении Научно-консультативного комитета для анализа научно-технических достижений, имеющих отношение к Конвенции, и предоставления рекомендаций государствам-участникам; совершенствовании мер доверия в рамках КБТО путём предоставления государствами-участниками Конвенции информации о военно-биологической деятельности за пределами национальной территории.

Рассматриваем деятельность по укреплению режима КБТО как шанс для объединения усилий международного сообщества вокруг прагматичной, недискриминационной и устремлённой в будущее повестки дня. Прошедшие заседания Рабочей группы по укреплению КБТО показали, что существует ряд вопросов, по которым государства-участники способны сформировать консенсус. В этом контексте мы разделяем повышенный интерес большинства делегаций к проблематике международного сотрудничества и содействия по Статье X Конвенции. Благодарим всех, кто проявил повышенный интерес к организованным Россией «на полях» пятого заседания Группы семинару, посвящённому курсам повышения квалификации специалистов в области биобезопасности, и презентации потенциала российских профильных научно-исследовательских институтов в рамках усилий по выполнению КБТО.

Уважаемый господин Председатель,

Россия убеждена в необходимости активизации усилий мирового сообщества по укреплению экспертного и технического потенциала Механизма Генсекретаря ООН по расследованию случаев возможного применения химического и биологического оружия (МГС). Особого внимания заслуживают основные принципы и процедуры Механизма, которые, за исключением точечно скорректированных в 2007 г. технических приложений, не обновлялись с момента их одобрения резолюцией ГА ООН 45/57С от 4 декабря 1990 г. Будучи разработанными более 30 лет назад, они не вполне соответствуют современным реалиям в области химической и биологической безопасности. Появились новые вызовы и угрозы, а также целый ряд технических и методических новаций, которые могли бы способствовать повышению эффективности МГС.

Как известно, в целях содействия реализации данной цели Российская Федерация обратилась к Генсекретарю ООН с призывом организовать обзор действующих принципов и процедур МГС на предмет их обновления. Целая группа стран поддержала идею, присоединившись к Совместному заявлению в поддержку усилий по укреплению МГС, которое будет также представлено на СГУ. Их голос невозможно игнорировать. Рассчитываем, что Генсекретарь ООН безотлагательно приступит к соответствующему обзору с помощью экспертов-консультантов и с учётом предложений государств-членов.

В заключение хотели бы подчеркнуть, что российская делегация готова к самому тесному сотрудничеству для достижения конкретных практических результатов. Надеемся, что учёт интересов друг друга и готовность к компромиссу послужат надёжной основой для заключения работоспособных и эффективных договоренностей в рамках КБТО.

Благодарю за внимание.