19:02

Выступление Управляющего от Российской Федерации, Постоянного Представителя Российской Федерации при международных организациях в Вене М.И.Ульянова по п.1 повестки дня внеочередной сессии Совета управляющих МАГАТЭ, Вена, 12 декабря 2024 года

2437-12-12-2024

Уважаемый господин Председатель,

Вот уже второй раз за последние полгода Совет управляющих проводит внеочередное заседание по запросу украинской стороны. К сожалению, мы вновь, как и в июле с.г., наблюдаем, что Киев, пытаясь обосновать необходимость сессии Совета, приводит аргументы, расходящиеся с реальностью и не имеющие прямого отношения к мандату МАГАТЭ.

Так, в письме управляющего от Украины от 2 декабря о созыве сегодняшнего заседания голословно заявляется о том, что наша страна осуществила атаку, якобы специально направленную на имеющие критическое значение для ядерной энергетики украинские подстанции, которые включены в перечень объектов, определенных МАГАТЭ в качестве жизненно важных с точки зрения обеспечения ядерной и физической ядерной безопасности.

Это совершенно не соответствует действительности. Во-первых, и это главное, Россия уделяет первостепенное значение вопросам ядерной безопасности. Наша страна не атаковала и не атакует атомные электростанции, а также не осуществляет каких-либо действий, которые могут создать ядерные риски. Этим занимается украинская сторона. Почти три года вооруженного конфликта наглядно это демонстрируют. Удары же по военным целям и питающим их объектам энергетической инфраструктуры абсолютно законны.

Во-вторых, ни в отчетах Гендиректора Агентства, ни в его информационных сводках (updates) по Украине не фигурировал список подстанций, которые были бы определены МАГАТЭ в качестве жизненно важных с точки зрения обеспечения ядерной безопасности. В то же время Гендиректор из раза в раз отмечает, что все системы безопасности на Ровенской, Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС работают штатно. Эти подтверждения можно найти в докладе Гендиректора к ноябрьской сессии Совета управляющих МАГАТЭ, а также в информационной сводке (update) № 263.

Третий, более технический момент заключается в следующем. В нормах безопасности МАГАТЭ вопросы внешнего электроснабжения АЭС действительно упоминаются. Однако значимость этого элемента с точки зрения ядерной безопасности далека от используемого украинским управляющим термина «жизненно важные».

Приведу конкретные примеры. В основополагающих принципах ядерной безопасности (Safety Fundamentals) понятия внешнего электроснабжения или стабильности работы электросетей отсутствуют в принципе. Нет каких-либо упоминаний и во всех семи частях общих требований безопасности (General Safety Requirements).

Перейдем к конкретным требованиям безопасности (Specific Safety Requirements), а именно к публикации «Безопасность атомных электростанций: проектирование» (SSR-2/1(Rev.1)). Требование 17 постановляет не допускать, чтобы безопасность станции зависела от наличия находящихся за пределами площадки служб, таких как система электроснабжения. Требование 41 гласит, что проект станции должен быть таким, чтобы нарушения в работе электрической сети не угрожали функциональности узлов АЭС, важных для безопасности. А в соответствии с требованием 68 конструкция АЭС должна выдерживать потерю внешнего электроснабжения. Все эти положения справедливы для Ровенской, Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС. Их энергоблоки оборудованы тремя каналами систем безопасности и пассивными системами аварийного охлаждения.

Нельзя не упомянуть и о требовании 28 данной публикации, которое говорит о наборе эксплуатационных пределов и условий для безопасной эксплуатации АЭС, которые устанавливаются при проектировании станции. В соответствии с конкретными требованиями безопасности 1 и 6, указанными в публикации «Безопасность атомных электростанций: ввод в эксплуатацию и эксплуатация» (SSR-2/2(Rev.1)), ответственность за эксплуатацию АЭС в рамках упомянутых пределов, равно как за ядерную безопасность в целом, несет эксплуатирующая организация. Напоминаем при этом, что, согласно специальному руководству по безопасности SSG-70, в набор этих пределов входит энергоснабжение, при этом внешнее энергоснабжение станции является лишь одним из элементов.

Наконец, в специальном руководстве по безопасности SSG-34 проводится четкая грань между категориями элементов, которые важны для безопасной подачи энергии на АЭС, и всеми остальными. Внешнее энергоснабжение входит во вторую категорию и не подпадает под классификацию безопасности станции.

Всё это означает только одно. Ни одна из электрических подстанций не является «жизненно важной» для ядерной безопасности АЭС. Это умозрительный, а, по сути, политически мотивированный термин. В то же время эксплуатирующая организация должна оценивать состояние внешнего энергоснабжения и обеспечивать работу станций в эксплуатационных пределах таким образом, чтобы обеспечить ядерную безопасность.

Примечательно, что еще недавно и Секретариат МАГАТЭ, и значительная часть членов Совета разделяли этот подход. Напомню, что на сентябрьской и ноябрьской сессиях 2023 г. на фоне перебоев с внешним электроснабжением Запорожской АЭС в наш адрес звучали многочисленные призывы перевести все энергоблоки в режим холодного останова, чтобы обеспечить безопасность этой станции. В отношении украинских АЭС мы таких призывов не слышим.

Уважаемый господин Председатель,

Приведенная нами аргументация подтверждает, что вопросы, предложенные Киевом для обсуждения на текущей сессии, не имеют непосредственного отношения к ядерной безопасности.

До сих пор считалось, что МАГАТЭ занимается атомной, а не электрической энергией. Киев решил это изменить. Однако такие изменения должны оформляться через поправку к Уставу Агентства, а не через резолюцию Совета управляющих. Украина делает попытку расширить мандат МАГАТЭ, распространив его на оценку энергетической инфраструктуры и на контроль за работой отдельных подстанций. Именно на это, по сути, направлен внесенный Украиной проект резолюции. Кроме того, МАГАТЭ предлагается наделить полномочиями по инициированию неких дополнительных мер для предотвращения ядерного инцидента.

Это далеко не первый случай злоупотребления Киевом важной работой Агентства по оказанию технической поддержки государствам-членам. Сначала Украина стала первой страной, для которой вне установленной практики был одобрен проект технического сотрудничества. Затем украинская сторона стала получать по линии МАГАТЭ предметы и оборудование, не имеющие никакого отношения к ядерным технологиям и их безопасному использованию, например, матрасы и машины скорой помощи. Затем, как нам всем известно из отчетов Гендиректора, украинским специалистам по линии Агентства стала оказываться психологическая помощь. Теперь, как посчитали в Киеве, пришло время для оценки состояния энергетической инфраструктуры Украины в целом. Тем самым Агентство оказывается все более втянуто в политические игры Украины и стран Запада, которые под любым предлогом пытаются в выгодном для себя ключе расширить деятельность МАГАТЭ на новые направления вразрез с Уставом Агентства.

Если не положить этому конец, Киев и дальше будет манипулировать Советом в попытках получить политическую и материальную поддержку. При этом самому Агентству наносится существенный репутационный ущерб.

В связи с этим мы ставим проект резолюции на голосование и обращаемся ко всем членам Совета, кому не безразлична судьба МАГАТЭ, с просьбой отказать проекту резолюции в поддержке.

Благодарю Вас, господин Председатель.


Материалы по теме