12:00

Ответы Министерства иностранных дел Российской Федерации на вопросы СМИ, поступившие к пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2020 году

  1. О состоянии и перспективах отношений России и ЕС
  2. По вопросам приднестровского урегулирования
  3. О возможных поставках вакцины «Спутник V» в Африку, в т.ч. ЮАР
  4. О дальнейшей судьбе СВПД по иранской ядерной программе
  5. К вопросу о поддержке Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко
  6. О перспективах нагорно-карабахского урегулирования в 2021 году
  7. О российско-эстонских отношениях
  8. О возможности обмена гражданами, задержанными и отбывающими наказание в России и США
  9. О возможном присутствии российских миротворцев на Голанских высотах
  10. О российской помощи ЦАР
  11. О российско-французских отношениях

 

 

 

О состоянии и перспективах отношений России и ЕС

 

Вопрос: Как МИД оценивает состояние и перспективы отношений России и ЕС?

Ответ: К сожалению, 2020 г. запомнится серьезным откатом в отношениях нашей страны с Евросоюзом. И дело здесь не только и не столько в пандемии коронавируса. Отдельные страны-члены ЕС, прежде всего, председательствовавшая в Совете ЕС во втором полугодии 2020 г. Германия, решили консолидировать есовские ряды на антироссийской основе. Прискорбно, что в условиях, когда перед всеми нами стоит глобальная задача положить конец пандемии коронавируса, в Евросоюзе есть те, кто предпочитает бороться с российскими вакцинами, дабы не допустить их использования и производства на территории стран-членов ЕС. В ход идут все средства. В некоторых есовских столицах развязали против нашей страны агрессивную информационную кампанию с оскорбительными обвинениями в распространении вредоносной дезинформации о коронавирусе. Наши конструктивные предложения наладить профессиональный разговор не тему дезинформации, дабы избежать кривотолков, были отклонены.

Несмотря на признание неработоспособности так называемых «пяти принципов» отношений с Россией, в течение года есовцы так и не смогли запустить работу по их переосмыслению. Напротив, продолжили санкционную политику, подвергая наших соотечественников и бизнес противоправным ограничениям. Вмешивались во внутренние дела союзной нам Белоруссии. Апогеем недружественных шагов стали действия в связи с т.н. «отравлением» А.Навального, что поставило под сомнение саму возможность выстраивания дальнейшего взаимодействия с Евросоюзом.

При этом в ЕС продолжили игнорировать грубейшие нарушения прав русскоязычного населения в Прибалтике, преследование в этих странах ЕС инакомыслия, зажим свободы слова и СМИ, факты героизации там нацизма, переписывания истории. Видим, что есовцы, вопреки заявленной приверженности урегулированию внутриукраинского конфликта, «сквозь пальцы» смотрят на саботаж со стороны киевского режима своих обязательств по Минским соглашениям и договоренностям на саммите «нормандского формата» в Париже 2019 г., а также на дискриминацию и подавление русского языка на Украине.

Одним словом, доверия такие действия Евросоюза не добавили. Тем не менее, мы не собираемся вставать в позу обиженных и разрывать оставшиеся каналы диалога. В полной мере осознаем объективную востребованность терпеливой работы в целях выстраивания равноправного и взаимоуважительного сотрудничества с Евросоюзом, разумеется, когда он будет к этому готов.

Торгово-экономическое сотрудничество – «страховочная сетка» отношений Россия-ЕС. Несмотря на снижение товарооборота, вызванное рядом причин, включая пандемию COVID-19, его показатели по-прежнему значительны. Примечательно и то, что даже с учетом политических рисков, связанных с линией Запада в отношении нашей страны, европейские инвесторы не спешат покидать Россию.

Разумеется, от нашего внимания не ускользнул рост протекционистских тенденций во внешнеэкономической политике ЕС. Звучат заявления официальных представителей Евросоюза о необходимости достижения объединением «стратегической автономии» и повышения глобального профиля Брюсселя в климатических делах. Понятно, что амбиции – двигатель прогресса. Главное, чтобы громкие лозунги не обернулись прикрытием недобросовестной конкуренции, в том числе в энергетике, которая продолжает быть ключевой сферой российско-есовского взаимодействия.

Завершение совместного коммерческого проекта «Газпрома» и ряда ведущих европейских энергокомпаний по строительству газопровода «Северный поток – 2» объективно укрепит взаимосвязанность России и ЕС в экономической сфере, внесет вклад в энергобезопасность Европы. Рассчитываем, что наши есовские партнеры устоят перед шантажом со стороны Вашингтона, угрожающего применением экстерриториальных санкций против участников этого проекта в целях продвижения в Европе своего дорогого и не отвечающего экологическим нормам сланцевого газа.

 

По вопросам приднестровского урегулирования

 

Вопрос: В ушедшем году в Молдавии сменился президент. Как МИД прокомментирует заявления М.Санду о необходимости вывода российских миротворцев? После визита М.Санду на Украину было заявлено о существовании некоего плана по урегулированию в Приднестровье. Что известно об этом плане?

Ответ Посла по особым поручениям МИД России В.Е.Тряпицына: Да, действительно, после своего избрания на пост президента Республики Молдова госпожа М.Санду сделала ряд публичных заявлений относительно необходимости вывода российских миротворцев с левобережья Днестра. Ничего, кроме недоумения, такая постановка вопроса вызвать не может.

Молдавской стороне хорошо известно, что главной целью российского военного присутствия на левобережье Днестра является обеспечение российского участия в функционировании Совместных миротворческих сил, созданных на основании подписанного на уровне президентов России и Молдавии 21 июля 1992 года Соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова.

Мандат миротворческой операции далеко не исчерпан. Он четко увязывает ее продолжительность с выходом на политические договоренности об урегулировании конфликта. Вопрос о реконфигурации операции, изменении ее статуса можно ставить только тогда, когда будет найдена формула политического решения приднестровской проблемы. До этого пока далеко.

Что бы госпожа М.Санду ни имела в виду под некими планами по приднестровскому урегулированию, как представляется, приоритетом в настоящее время является нормализация диалога между Кишиневом и Тирасполем, серьезно пострадавшего в 2020 г. на фоне внутриполитических перипетий в Молдавии и пандемии коронавируса.

Россия в качестве гаранта и посредника в приднестровском урегулировании готова этому содействовать как в рамках многостороннего переговорного формата «5+2», так и в двустороннем плане. В этом контексте хотелось бы отметить, что упомянутые высказывания госпожи М.Санду прозвучали одновременно с ее заявлениями о желании иметь нормальные отношения с Российской Федерацией, включая взаимодействие в приднестровском урегулировании.

 

О возможных поставках вакцины «Спутник V» в Африку, в т.ч. ЮАР

 

Вопрос: Будет ли Россия помогать Африке/ЮАР с поставками вакцины «Спутник V»?

Ответ: Понимаем, что для ЮАР вопрос о вакцинации населения от COVID-19 сейчас звучит особенно остро, принимая во внимание начавшуюся в стране в середине декабря вторую волну эпидемии и обнаружение нового штамма вируса.

Продвижение российской вакцины «Спутник V» на рынки иностранных государств поручено Российскому фонду прямых инвестиций (РФПИ), представители которого с середины прошлого года ведут переговоры в том числе и со странами Африки, включая ЮАР.

Кроме того, диалог по данной тематике ведется и с Африканским союзом, который, помимо закупок вакцин из третьих стран, приступил к проработке вопроса поставки на континент российской вакцины «Спутник V». В этом контексте 12 января с.г. в формате видеоконференции состоялись экспертные переговоры представителей РФПИ и Африканской целевой группы по приобретению вакцины против COVID-19 (African Vaccine Acquisition Task Team, AVATT), созданной августе 2020 г. по инициативе Председателя Африканского союза, Президента ЮАР С.Рамафозы. В планах Африканского союза – обеспечить вакцинацию по меньшей мере 60% населения континента, что составляет порядка 780 млн человек.

 

О дальнейшей судьбе СВПД по иранской ядерной программе

 

Вопрос: Иран форсировал отход от своих обязательств по СВПД – нарастил до 20% обогащение урана, начал инсталляцию более современных центрифуг, недавно МАГАТЭ подтвердило планы иранцев по производству металлического урана – одного из основных компонентов ядерного оружия. Не переходит ли Тегеран «красную черту»? Может ли в этом году наступить смерть СВПД в случае сохранения пассивной позиции европейцев, и может ли Дж.Байден спасти эту сделку?

Ответ: Для СВПД ушедший год стал временем очередных испытаний на прочность и внушительных усилий, направленных на поддержание целостности всеобъемлющих договорённостей 2015 г. Несмотря на регулярные атаки и санкционные нападки со стороны США, «ядерная сделка» устояла. Рабочие механизмы СВПД не утратили своей функциональности. Своим чередом шли заседания Совместной комиссии и экспертных групп. 21 декабря 2020 г. в режиме онлайн состоялась министерская встреча, увенчавшаяся принятием консенсусного Совместного заявления, которое прочертило вектор дальнейшей коллективной работы по обеспечению условий для реализации СВПД. Это заявление поддержали и Россия с Китаем, и Иран, и европейские участники договорённостей. Таким образом, СВПД – это не просто План действий, а план в действии.

Время доказало, что реальной альтернативы «ядерной сделке» не существует. Все рецепты, необходимые для успешной реализации СВПД, заложены в нём самом. При этом, разумеется, за два с половиной года с того момента, как США вышли из сделки и принялись создавать препятствия её реализации другими странами, накопилось немало проблем, без решения которых невозможно эффективно обеспечить тщательно выверенный баланс интересов, на котором изначально строился СВПД.

Со стороны новой американской администрации идут сигналы о намерении отказаться от курса на подрыв всеобъемлющих договорённостей и вернуться к выполнению своих обязательств по резолюции СБ ООН 2231, как это и предписано статьёй 25 Устава ООН. Если эти заявления будут подкреплены конкретными делами, то это можно только приветствовать. Исходим из того, что возвращение США к выполнению своих обязательств по СВПД не должно становиться предметом торга или поводом для пересмотра сделки, равно как и навязывания Ирану или остальным участникам договорённостей дополнительных условий. Тут не нужно ничего усложнять или изобретать заново. Надо строго руководствоваться буквой СВПД.

От Ирана в данном контексте требуется готовность незамедлительно ответить «разморозкой» своих добровольных обязательств, которые ранее были приостановлены. Руководство ИРИ неоднократно заявляло о том, что намерено действовать именно так и вернуться к соблюдению всех требований СВПД. Об обратимости всех допущенных ранее отступлений, в частности, заявлял Президент Ирана Х.Рухани. 19 января это подтвердил глава Организации по атомной энергии Ирана А.Салехи, комментируя ситуацию с обогащением урана на Фордо до 20 процентов.

Вся ядерная деятельность в Иране по-прежнему находится под неустанным контролем МАГАТЭ, а по глубине, масштабу и интенсивности проверок Исламской Республике до сих пор нет равных среди государств-членов Агентства. Все предпринятые за последнее время Тегераном шаги, включая начало обогащения урана до 20 процентов и подготовку инфраструктуры для производства металлического урана, были также осуществлены под строгим надзором инспекторов Агентства. Иран заявляет, что его ядерная программа имеет исключительно мирный характер. И именно проверки МАГАТЭ позволяют удостовериться, что это именно так.

Встречные подвижки Вашингтона и Тегерана потребуют определённой синхронизации, и ориентиром в данном отношении должна служить буква СВПД. Разумеется, сама по себе эта задача потребует изрядной политической воли, сосредоточенности и конструктивной энергии всех вовлечённых сторон. Движение в этом направлении – в наших общих интересах, включая Иран, который, как мы надеемся, не станет предпринимать шагов, которые затрудняли бы ему возвращение к полному соблюдению требований СВПД.

 

К вопросу о поддержке Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко

 

Вопрос: Какой был смысл в поддержке А.Г.Лукашенко, если из-за этого а) пришлось свернуть интеграционный проект и б) в стране ускорился рост прозападных настроений?

Ответ: Российская сторона поддерживает не персоналии, а суверенный выбор белорусского народа, который был сделан в ходе президентских выборов 9 августа 2020 г. Считаем А.Г.Лукашенко законно избранным главой государства. Безусловно, в республике назрели определенные изменения политического устройства, и белорусские власти взяли курс на его модернизацию. Насколько мы понимаем, в ходе шестого Всебелорусского народного собрания, запланированного на 11-12 февраля с.г., будут обсуждаться ключевые направления социально-экономического и общественно-политического развития страны на предстоящую пятилетку.

Совместная работа по продвижению различных программ в рамках Союзного государства не останавливалась, она активно продолжается. Убеждены, что эта линия не должна быть подвержена конъюнктурным колебаниям, так как отвечает глубинным интересам народов наших братских стран.

К сожалению, сейчас против официального Минска, как и России развязана настоящая информационная война с использованием современных средств и методов манипулирования общественным мнением в целях радикализации протестных выступлений. Не сомневаемся, что мудрый белорусский народ сможет противостоять этому вмешательству и давлению извне, самостоятельно определит собственное будущее и разберется, кто ему подлинный друг и «всесезонный» союзник, а кто готов легко пожертвовать его благополучием и стабильностью в погоне за геополитической выгодой. Со своей стороны намерены активно развивать взаимовыгодное российско-белорусское сотрудничество по всему спектру отношений и всемерно укреплять связи между нашими братскими народами.

 

О перспективах нагорно-карабахского урегулирования в 2021 году

 

Вопрос: Президент России В.В.Путин назвал ситуацию в Карабахе главным событием 2020 года. Карабахский конфликт вошел теперь в ежедневную повестку России. Встреча лидеров России, Азербайджана и Армении в Москве стала первым международным мероприятием, инициированным Президентом России в этом году. Фиксирует ли это, что нагорно-карабахское урегулирование для Москвы будет одним из главных стратегических приоритетов внешней политики страны в этом году и на годы вперед? Может ли 2021 год стать еще более насыщенным на карабахском треке? Сейчас лидеры вышли на разблокирование транспортно-экономических связей. По максимуму, какие планы и ожидания на этом направлении в этом году? Что может быть в центре внимания на карабахском треке в качестве следующего шага?

Ответ: Все оценки трехсторонних договоренностей от 9 ноября 2020 г. и 11 января 2021 г. даны самими лидерами России, Азербайджана и Армении, а также «подсвечены» Министром иностранных дел России С.В.Лавровым в ходе его ежегодной пресс-конференции 18 января с.г.

Беспристрастное и ответственное содействие процессу нагорно-карабахского урегулирования было и остается одним из приоритетных направлений российской внешней политики в Закавказье. Очевидно, что с учетом текущего масштаба задач – в области поддержания безопасности, обустройства беженцев и временно перемещенных лиц, разминирования обширных территорий, сохранения культурных и религиозных памятников, оказания гуманитарного содействия – нагорно-карабахская проблематика продолжит находиться в фокусе нашего внимания.

Что касается разблокирования всех экономических и транспортных связей в регионе, то данным вопросом занимается созданная в соответствии с заявлением лидеров Азербайджана, Армении и России от 11 января с.г. трехсторонняя Рабочая группа под совместным председательством вице-премьеров Азербайджанской Республики, Республики Армения и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации. В межведомственном формате вместе с азербайджанской и армянской сторонами ведем подготовку к проведению ее первого заседания в ближайшее время.

Актуальная задача – обеспечение перехода государств региона от конфронтации к примирению в целях восстановления добрососедских отношений, налаживания межэтнического и межконфессионального мира и доверия, формирования прочных условий для стабильности и процветания на Южном Кавказе.

 

О российско-эстонских отношениях

 

Вопрос: Каковы шансы сближения России с Эстонией (Прибалтикой) в 2021 году с учетом того, что парламент Эстонии предложил вопрос на референдум за ее вхождение в состав Российской Федерации?

Ответ: По поводу т.н. «референдума»: речь идет не о предложении эстонского парламента, а о своего рода внутриполитической пропагандистской акции депутатов одной из оппозиционных фракций. Относиться серьезно к этому не стоит.

Эстония - наш сосед, и мы неоднократно подчеркивали, что готовы к развитию отношений с этой страной в той же степени, в которой к этому готова эстонская сторона.

Пока, к сожалению, не видим желания Таллина снизить антироссийскую риторику и улучшать отношения с Россией, в том числе по вопросу вступления в силу пограничных договоров без выдвижения каких-либо территориальных претензий и политических довесков.

Сейчас в Эстонии сформирована новая правящая коалиция, у которой есть хорошая возможность продемонстрировать конструктивный настрой.

 

О возможности обмена гражданами, задержанными и отбывающими наказание в России и США

 

Вопрос: Ведутся ли переговоры по обмену граждан США Т.Рида и П.Уилана? Существует ли возможность для таких переговоров? Что необходимо для их начала?

Ответ: В западной прессе регулярно появляются публикации о якобы ведущейся между Россией и США подготовке обмена гражданами, отбывающими наказание в обеих странах.

Особое внимание в данном контексте американские журналисты уделяют персонам П.Уилана и Т.Рида, настойчиво стремясь преподнести их широкой общественности как «невинных жертв», против которых российские власти выдвигают, мол, необоснованные обвинения по сугубо политическим мотивам.

Хотелось бы напомнить в этой связи, что П.Уилан признан у нас виновным в шпионаже и осужден на 16 лет тюремного заключения. Т.Рид приговорен к 9 годам за нападение на представителей органов охраны правопорядка. Американским властям не раз напрямую доводились разъяснения по существу содеянного этими гражданами США.

Очевидно, что планомерное раскручивание данного сюжета - один из элементов комплексного давления на нашу страну как по данной конкретной теме, так и в более широком «правочеловеческом» контексте. В Вашингтоне, похоже, продолжают пребывать в иллюзиях, что подобными публичными вбросами можно будет вынудить нас пойти на односторонние уступки. Пора бы усвоить, наконец, что так построить конструктивный разговор не получится.

 

О возможном присутствии российских миротворцев на Голанских высотах

 

Вопрос: Могут ли российские миротворцы (если они присутствуют на Голанских высотах) выполнять резолюции 242 и 338 СБ ООН ради долгосрочного мира в регионе?

Ответ: Российские миротворцы не входят в состав Сил ООН по наблюдению за разъединением (СООННР) на Голанских высотах. В соответствии с сирийско-израильским соглашением о разъединении от 1974 года в состав ооновского контингента не могут быть включены представители пяти стран-постоянных членов Совета Безопасности ООН. В настоящее время в рамках данных сил задействованы военные специалисты из Непала, Уругвая, Индии, Фиджи, Ирландии, Чехии, Бутана, Ганы, Нидерландов.

В то же время необходимо отметить, что российская военная полиция оказывает содействие поддержанию правопорядка, обеспечению безопасности и мониторингу за соблюдением режима прекращения боевых действий в ряде сирийских районов, в том числе на Голанских высотах.

Кроме того, как известно, летом 2018 года при поддержке и активном участии России на юго-западе Сирии была успешно проведена операция по ликвидации действовавших там боевиков ИГИЛ и других террористических группировок. Это позволило миротворческому контингенту ООН вернуться в район разъединения на Голанских высотах и возобновить выполнение мероприятий в рамках своего мандата.

 

О российской помощи ЦАР

 

Вопрос: Появилось подтверждение о выводе из ЦАР 300 российских военных инструкторов, отправленных туда в декабре для поддержания безопасности во время президентских выборов, а на 21 января назначено совещание СБ ООН по ЦАР. Будет ли Россия поддерживать отмену эмбарго на оружие в этой стране, и были ли дополнительные запросы со стороны центральноафриканских властей о поддержке со стороны России?

Ответ: Накануне состоявшихся 27 декабря 2020 г. президентских и парламентских выборов в Центральноафриканской Республике (ЦАР) серьезно осложнилась военно-политическая обстановка. Незаконные вооруженные формирования (НВФ) при поддержке оппозиции предприняли шаги, направленные на дестабилизацию ситуации и срыв электорального процесса. В ответ на просьбу центральноафриканских властей Россия направили в страну дополнительно 300 инструкторов для обучения военнослужащих национальной армии, задействованных в обеспечении безопасности накануне и в ходе проведения всеобщих выборов, а также четыре вертолета Ми-8 с экипажами и обслуживающим инженерно-техническим персоналом. Принимая во внимание пожелания официального Банги, а также с учетом продолжающихся боестолкновений регулярных войск ЦАР с НВФ российской стороной принято решение пока оставить в стране эту группу. Со сроками ее пребывания будем определяться в зависимости от развития ситуации «на земле», а также мнения Правительства ЦАР. Вместе с тем упомянутые вертолеты, принадлежащие Минобороны России, с территории ЦАР выведены.

Обострение ситуации в конце декабря 2020 г. – январе 2021 г. со всей очевидностью продемонстрировало, что санкционный режим в отношении ЦАР следует своевременно адаптировать к нуждам текущего этапа, в том числе исходя из первоочередной задачи распространения центральной власти на всю территорию страны и подавления НВФ, которые, как показали последние события, активно подпитываются извне боевиками и тяжелыми вооружениями. Зачастую боевики укомплектованы и вооружены гораздо лучше регулярной армии, в частности, имеют противопехотные и противотанковые мины, тяжелые минометы калибром 80 мм и 120 мм, тяжелые пулеметы, базуки и гранатометы.

В ходе заседания СБ ООН по ситуации в ЦАР 21 января с.г. выступили в поддержку частичной отмены оружейного эмбарго, в частности, на поставки тяжелого вооружения с целью повышения возможностей властей по защите населения и противодействию НВФ.

 

О российско-французских отношениях

 

Вопрос: Полтора года назад Президенты России и Франции В.В.Путин и Э.Макрон достигли договоренности по новой стратегии взаимодействия. Какие результаты имеются на сегодняшний день?

Ответ: Действительно, 2019 г. ознаменовался новым и позитивным этапом российско-французских отношений, вектор и темп развития которых были заданы Президентами России и Франции в ходе их двусторонней встречи в Брегансоне 19 августа 2019 г. Главы государств договорились об углублении двустороннего сотрудничества в целях укрепления стратегической стабильности и безопасности в Европе.

В рамках практической реализации достигнутых на саммите договоренностей В.В.Путин и Э.Макрон утвердили в ходе видеоконференции 26 июня 2020 г. – такой формат их полноценных переговоров был задействован впервые – подготовленный Помощником Президента Российской Федерации Ю.В.Ушаковым и Спецпредставителем Президента Французской Республики П.Вимоном перечень российско-французских Рабочих групп. На сегодняшний день проведены заседания 8 из 13 групп, в ходе которых были обстоятельно обсуждены наиболее актуальные вопросы международной и двусторонней повестки дня. Несмотря на то, что наши позиции не всегда совпадают, а разногласия порой бывают весьма глубокими, мы ценим готовность французских партнеров откровенно разговаривать, искать точки соприкосновения в таких важных сферах, как стратегическая стабильность, контроль над вооружениями, борьба с терроризмом, кибербезопасность, кризисное регулирование и др.

Вместе с тем вынуждены констатировать, что во второй половине 2020 г. российско-французские отношения подрастеряли избранную позитивную динамику, в них снова стало нарастать недопонимание. Так, на развитие двусторонних связей серьезно повлияли новые осложнения в контактах между Западом и Россией, прежде всего в контексте «дела А.Навального». На этом неблагоприятном фоне по инициативе Парижа было отложено проведение очередного заседания российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности (ССВБ) с участием министров иностранных дел и обороны. Не утруждая себя предъявлением каких-либо убедительных доказательств, французская сторона безапелляционно возложила ответственность на Россию за инцидент с российским блогером, активно поддерживала новую порцию антироссийских санкций. Мы были разочарованы неконструктивной позицией Парижа, отказавшегося от профессионального взаимодействия с Россией по этой истории и сделавшего выбор в пользу безосновательного обвинения нашей страны.

Не облегчила жизнь и пандемия коронавирусной инфекции, которая не позволила Президенту Э.Макрону осуществить визит в Москву в мае 2020 г.

Однако, несмотря на все эти объективные и субъективные трудности, совместно с французскими коллегами продолжали работать над практической реализацией вышеупомянутых договоренностей глав государств – там, где это было возможным.

Продолжались интенсивные телефонные контакты между В.В.Путиным и Э.Макроном по ключевым международным и двусторонним темам.

Развивается взаимодействие по линии отраслевых министерств. В конце 2020 г. состоялись весьма насыщенные и полезные визиты в Россию Министра внутренних дел Франции Э.Дарманена и министра-делегата по вопросам транспорта Ж.-Б.Джебарри. В формате видеоконференции прошло заседание российско-французского Совета сотрудничества по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК) с участием министров экономики двух стран. 2021 г. объявлен Годом российско-французского регионального сотрудничества. Готовимся к проведению в конце января с.г. заседания российско-французской Комиссии по вопросам сотрудничества в области культуры, образования и молодежных обменов.

Новым интересным направлением сотрудничества может стать совместная борьба с COVID-19. 27-28 ноября 2020 г. состоялся визит в Москву делегации французских специалистов из французского Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии для обмена наработками в сфере вакцинации. Между Россией и Францией было налажено эффективное сотрудничество по решению срочных вопросов, связанных с возвращением российских и французских граждан на родину в условиях отсутствия регулярного международного авиасообщения и с их перемещением между двумя странами.

Франция остается значимым торгово-экономическим партнером России (13-е место). В различных отраслях российской экономики работают более 500 компаний с участием французского капитала, которые обеспечивают около 100 тыс. рабочих мест. Десять из них (дочерние предприятия «Рено», «Пежо», «Мишлен», «Шнайдер Электрик», «Ашан», «Леруа Мерлен», «Сен-Гобен», «Данон», «Лакталис», «Сюкден») включены в перечень системообразующих предприятий российской экономики в 2020 г.

По мере стабилизации санитарной обстановки в мире рассчитываем на возобновление привычной регулярности двусторонних контактов и политического диалога с Францией на уровне, соответствующем статусу двух ядерных держав и постоянных членов Совета Безопасности ООН.

 

 

МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2020 году, Москва, 18 января 2021 года


Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска