22:59

Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова информационному агентству «Блумберг», Москва, 1 июня 2011 года

831-02-06-2011

Неофициальный перевод с английского

Вопрос: Уважаемый г-н Министр, на саммите «Группы восьми» во Франции на прошлой неделе Россия перехватила официальную повестку дня, выступив с инициативой своего посредничества в контактах с полковником М.Каддафи. Что произошло? Просил ли Президент Б.Обама Президента Д.А.Медведева помочь НАТО найти выход из сложной ситуации, в которой альянс оказался в Ливии?

Ответ: Это была не российская инициатива, а просьба, призыв Президента Н.Саркози, Президента Б.Обамы и других участников. Это не стало чем-то неожиданным для нас, поскольку на протяжении последних нескольких недель мы активно поддерживали посреднические усилия, предпринимаемые Африканским союзом, Спецпосланником Генерального Секретаря ООН г-ном А.Хатыбом. И в русле этих усилий мы общались с разными сторонами. На самом деле власти в Триполи и люди из Бенгази параллельно обратились к нам и попросили принять их в Москве. Я встречался и с представителями властей из Триполи, и с представителями из Бенгази, а также со Спецпосланником г-ном А.Хатыбом, который приезжал в Москву.

И когда этот вопрос обсуждался в Довиле, позиция России, которая среди остальных участников, по сути, была единственной страной, поддерживающей контакт и с Триполи, и с Бенгази, получила положительную оценку, поскольку позволяет развивать усилия по достижению прекращения огня, выработке договоренностей, приемлемых для всех ливийцев.

Уже находясь непосредственно в Довиле, я разговаривал по телефону с Премьер-министром Ливии. Он позвонил мне, и я разъяснил нашу позицию, позицию всех стран «Группы восьми» относительно того, как должен идти процесс, как достичь компромиссного решения, которое позволит выйти из тупика, положить конец войне, обеспечить национальное примирение, подготовиться к выборам и т.д.

А что касается продолжения контактов с людьми из Бенгази, то туда очень скоро поедет Специальный представитель Президента России М.В.Маргелов. Мы поддерживаем открытыми каналы общения с различными сторонами, особенно с Африканским союзом. Президент ЮАР Дж.Зума дважды разговаривал с Президентом России Д.А.Медведевым по телефону – до своей поездки в Ливию и сразу после нее. Так что, я надеюсь, совместные усилия всех, кто хочет положить конец военным действиям и увидеть начало создания новой Ливии, принесут результаты.

Вопрос: Какого рода гарантии должны быть предложены полковнику М.Каддафи, чтобы убедить его уйти? Иммунитет от преследования со стороны МУС?

Ответ: Этот вопрос нужно адресовать не нам. Как мне представляется, его следует задать ливийскому народу и коалиции и, конечно, Африканскому союзу. Мы не участвуем ни в каких переговорах о предоставлении иммунитета или каких-либо иных гарантий. Это находится за рамками наших усилий.

Вопрос: Тем не менее, Как Вы считаете, на какой минимум он может согласиться?

Ответ: Я действительно не знаю. Вы же понимаете, что каждый человек уникален. Но я могу сказать – и думаю не раскрою большого секрета – что лидеры государств, которые могут повлиять на ситуацию, активно обсуждают различные варианты.

Вопрос: То есть обсуждается некая формула?

Ответ: Об этом я и говорю. Имеются возможности, которые сейчас обсуждаются.

Вопрос: Он будет выслан из страны или ему будет разрешено остаться в Ливии?

Ответ: Этого мы не обсуждаем. Мы не обсуждаем детали каких-либо гарантий, которые могут быть ему предложены.

Вопрос: На своей недавней пресс-конференции в Сколково Президент Д.А.Медведев сказал, что Россия не поддержит резолюцию ООН, осуждающую Сирию, после того, как западные страны воспользовались доверием России и использовали резолюцию по Ливии для начала военных действий. Председатель Правительства В.В.Путин, по информации из Белого дома, заблокировал бы эту резолюцию, если бы был президентом. Сейчас, оглядываясь назад, как Вы думаете, ветирование этой резолюции было бы более удачным решением?

Ответ: Я не знаю, кто в Белом доме сказал об этом. Голосование по резолюции 1973, когда мы воздержались, было согласовано с российским руководством в рамках имеющихся для таких целей соответствующих процедур. И мы координировали нашу позицию со странами БРИК. К нам присоединилась Германия – это стало важным сигналом, что не все в этой резолюции было правильным. Мы согласились с идеей создания «бесполетной зоны», она означала – так, во всяком случае, было в Ираке, где также была установлена зона, запретная для полетов – что ВВС не могут использовать воздушное пространство для ударов по гражданским объектам, а обоснованным ударам могут подвергаться лишь военные самолеты режима, находящиеся в воздухе. Поэтому, поддержав идею создания «бесполетной зоны», мы хотели, чтобы в резолюцию был включен пункт, с необходимой ясностью описывающий средства для достижения указанной цели. А расплывчатая формулировка «все необходимые средства» означает, что любой желающий может делать что угодно по своему усмотрению.

Это выходит далеко за пределы заявленных целей и задач резолюции и сильно расходится с первоначальной просьбой Лиги арабских государств. Поэтому, мы уже сообщили нашим коллегам в Совете Безопасности ООН, что с этого момента, если кто-то захочет получить разрешение на применение силы для достижения наших общих целей, ему надо будет ясно конкретизировать в резолюции, кто именно будет иметь полномочия заниматься этим, каковы правила применения сил и средств и каковы пределы их использования. Это универсальная позиция, а не выработанная специально для Сирии или какого-либо другого случая.

В будущем мы будем твердо опираться на такой подход. В отношении Сирии есть резолюция Совета ООН по правам человека, санкционирующая расследование, и ее следует выполнять. Что же касается участия Совета Безопасности в урегулировании ситуации в Сирии, то мы не считаем это необходимым. Во-первых, положение там не угрожает международному миру и безопасности, то есть не затрагивает вопросов, стоящих на повестке дня Совета Безопасности. Во-вторых, Сирия – это очень важная страна на Ближнем Востоке, дестабилизация в которой вызовет резонанс далеко за ее пределами. То есть, эффект может оказаться обратным. Мы не видим сейчас никакой угрозы международному миру и безопасности, но если мы вмешаемся во внутренние дела Сирии, могут появиться весьма серьезные последствия для Ближнего Востока.

Мы решительно поддерживаем необходимость реформ в Сирии. Президент Д.А.Медведев дважды говорил с Президентом Б.Асадом: первый разговор состоялся в апреле, второй – буквально на днях. Удовлетворены, что наши призывы услышаны: мы настоятельно рекомендовали Президенту Б.Асаду начать практическую реализацию объявленных им реформ. Недавно он опубликовал проект нового закона о всеобщих выборах, объявил амнистию политическим заключенным. По-моему, это должно смягчить ситуацию и побудить оппозицию начать разговор об осуществлении этих реформ. Никто не заинтересован в том, чтобы посылать оппозиции – будь то в Сирии или в любой другой стране – сигналы того плана, что «если вы отказываетесь от всех разумных предложений, мы придем вам на помощь, как сделали это в Ливии». Такой сигнал был бы ошибочным и очень опасным. Надеюсь, ливийский сюжет останется единичным.

Вопрос: Некоторые утверждают, что протесты в Сирии поощряются некими внешними силами с целью устранить Б.Асада и уменьшить влияние Ирана в регионе. Что Вы думаете по этому поводу?

Ответ: Я уже прямо сказал: абсолютно неправильно посылать оппозиционерам сигналы о том, что если они будут упорно отказываться от переговоров, то получат военную помощь из-за рубежа. Это очень опасная позиция.

Вопрос: Какие страны Вы имеете в виду?

Ответ: Любые. Неприемлемо, чтобы какое-либо государство планировало какие-то действия такого рода.

Вопрос: Россия недавно принимала у себя представителей палестинских организаций. Сейчас обсуждается вопрос о формировании временного правительства национального единства. Как проходит этот процесс? И знаете ли Вы, какие основные лица будут представлены в этом новом правительстве?

Ответ: Очевидно, что палестинцы сами должны решить этот вопрос. До того, как представители палестинских организаций приехали сюда по приглашению Института востоковедения РАН, все главы палестинских организаций подписали в Каире соглашение, которое мы полностью поддержали. Я надеюсь, что теперь это приведет к практическим результатам. По крайней мере, именно это мы сказали нашим палестинским коллегам после завершения конференции, проходившей в РАН в течение 2-3 дней.

Очень важно придерживаться соглашения, которого они достигли, о том, что правительство будет носить технический характер и состоять из технократов, а не политиков или лиц, принадлежащих к каким-либо партиям, и что у этого правительства будут очень ограниченные полномочия. В основном, оно должно будет заниматься подготовкой к выборам и решать насущные проблемы, предоставляя населению необходимые услуги. Я надеюсь, что выборы будут проведены в ближайшем будущем. Палестинцы сами должны назначить конкретную дату и составить график. Я также надеюсь, что после выборов у палестинцев появятся парламент и президент, которые будут проводить политику, четко основанную на программном документе Организации освобождения Палестины и на Арабской мирной инициативе. Это было очень важным элементом наших обсуждений с ними, и все палестинские организации согласились с таким подходом.

Это достаточно важно, поскольку в программном документе ООП признается Израиль и признаются все существующие соглашения, а в рамках Арабской мирной инициативы эту позицию поддержал весь арабский мир.

Вопрос: Считаете ли Вы, что г-н С.Файяд, г-н И.Хания будут играть какую-то роль в этом техническом правительстве?

Ответ: Как я уже говорил, не мне это решать.

Вопрос: Давайте теперь поговорим об Иране. Этот вопрос отошел на второй план в связи с событиями, произошедшими в последние шесть месяцев в других странах Ближнего Востока. Вызывает ли у Вас обеспокоенность то, что переговоры по ядерной программе Ирана зашли в тупик? Намерена ли Россия смягчить свою позицию в отношении введения дополнительных санкций ООН против Ирана, если не удастся достичь положительных результатов на этих переговорах?

Ответ: Обычно мы стараемся четко придерживаться согласованных с нашими партнерами позиций. Согласованная позиция группы «3 плюс 3» или группы «5 плюс 1», как Вам больше нравится, предполагала использование двухвекторного подхода к переговорам, а также давление со стороны международного сообщества с единственной целью побудить Иран участвовать в переговорах, а Совет Безопасности, в качестве поддержки МАГАТЭ - к введению целенаправленных санкций в отношении тех правящих кругов и отдельных представителей правительства Ирана, которые непосредственно участвуют в иранской ядерной программе, исключительно с целью донести до них некий сигнал и оказать определенный нажим. Принятая в июне прошлого года резолюция уже охватывала все возможные области, которые каким-либо образом связаны с ядерной программой. Поэтому любые новые санкции никак не соответствовали бы первоначальным целям принятого подхода и реально привели бы к удушению иранской экономики.

Второе соображение. Когда мы коллективно решили обратиться в Совете Безопасности и одобрить санкции в поддержку требований МАГАТЭ к Ирану, мы неоднократно повторяли, что мы должны придерживаться общей позиции. И американцы, и европейцы говорили нам тоже самое. Мы мучительно согласовывали последнюю резолюцию, которая затрагивает целый ряд областей, представляющих интерес для России, Китая и некоторых других стран, что затрудняло достижение договоренностей. Но нам все-таки удалось прийти к соглашению.

При этом наши друзья из США и Европы тут же в одностороннем порядке добавили свои пакетные предложения о введении санкций, от которых они как раз отказались в ходе переговоров и заседаний Совета Безопасности. Это не очень достойный подход к выработке общей позиции.

Таким образом, учитывая все эти соображения, мы не считаем возможным введение каких-либо дополнительных международных всеобъемлющих санкций в отношении Ирана. Но на Ваш первый вопрос, обеспокоены ли мы отсутствием переговорной динамики, я отвечу утвердительно – да, мы обеспокоены. Мы призываем наших партнеров по группе «3 плюс 3» не слишком затягивать эту паузу и не забывать о необходимости вновь сесть за стол переговоров.

В начале нынешнего года состоялись два раунда переговоров в формате «3 плюс 3» под руководством Кэтрин Эштон с участием иранской делегации, которые не дали практических результатов, но которые были важны для понимания того, что если мы не будем творчески подходить к делу, мы не сможем продвигаться вперед.

К примеру, по северокорейскому сюжету американцы действуют весьма креативно. Так что подобные интеллектуальные усилия могли бы быть предприняты и в отношении Ирана. В ноябре прошлого года мы предложили партнерам по группе «3 плюс 3» дополнить базовый позиционный документ, который мы передали Ирану, если я не ошибаюсь, пару лет назад, своего рода «дорожной картой» с изложением пошагового подхода и принципа, который я бы назвал «действие в обмен на действие». Иными словами, если Иран пойдет на какой-то конкретный шаг, например, возобновит применение Дополнительного протокола к Соглашению с МАГАТЭ о гарантиях, то мы, скажем, согласимся не вводить новые односторонние санкции. Когда Иран сделает что-либо в целях расширения доступа экспертов МАГАТЭ к местам, куда представители Агентства захотят отправиться, мы приостановим действие санкций. И так далее. Группа «3 плюс 3» одобрила пошаговый принцип на основе обмена действиями, но нам нужно ясно показать Ирану, что если он пойдет на сотрудничество и будет удовлетворительным образом реагировать на требования МАГАТЭ, тогда он увидит свет в конце туннеля.

Вопрос: Когда, по оценкам России, у Ирана появится ядерная бомба?

Ответ: У нас нет никаких доказательств того, что Иран принял политическое решение о создании бомбы. И вся имеющаяся у МАГАТЭ информация также не подтверждает, что Иран уже разрабатывает бомбу.

У МАГАТЭ есть доступ ко всем объектам, которые Иран по закону должен демонстрировать инспекторам. Иран, как я уже отметил, не применяет Дополнительный протокол и модифицированный код 3.1, которые не носят обязательного характера, но которые, на мой взгляд, очень важны, особенно для Ирана, поскольку, помимо своих прав в соответствии с ДНЯО у Ирана есть очень важные обязательства, связанные с необходимостью обеспечить исключительно мирный характер своей ядерной программы.

Есть и ряд вопросов, которые международное сообщество хочет прояснить. Именно на это направлены резолюции МАГАТЭ и Совета Безопасности, и они должны быть выполнены. Но Иран должен видеть перспективу, свет в конце туннеля, как я уже сказал. И ключевыми критериями будут заключительные замечания Агентства. Сейчас, как я отметил, никто не может подтвердить, что иранская ядерная программа носит исключительно мирный характер, но ничто не позволяет сделать вывод о том, что иранская ядерная программа преследует военные цели. Таким образом, успех в процессе можно достичь, уповая не на санкции и угрозы, а на переговорный процесс. Это, на самом деле, справедливо и в отношении любой другой ситуации в мире.

Вопрос: Премьер-министр В.В.Путин получил от Вице-президента Дж.Байдена приглашение посетить США этой осенью. Что они будут обсуждать?

Ответ: Думаю, этот сюжет затрагивался во время визита Вице-президента Дж.Байдена в Москву. Когда встречаются президенты России и США или глава Правительства России с американским руководством, обсуждается весь спектр вопросов региональной и международной повестки дня. Если я начну подробно рассказывать, уйдет часа два.

Вопрос: Известно ли когда российский Премьер поедет? Ведется ли работа над повесткой дня?

Ответ: Упоминания о поездке были, но ни о каких дальнейших шагах я не слышал. Этим должны заниматься соответствующие протокольные службы.

Вопрос: На прошлой неделе в Довиле Президент России Д.А.Медведев сказал, что хотел бы, чтобы страны БРИКС получили второй по значению пост в МВФ, если Доминика Стросс-Кана заменит г-жа К.Лагард. Было ли достигнуто соглашение с США и ЕС, и есть ли кандидаты на такую должность? Поступают сообщения, что Бразилия заинтересована получить данный пост.

Ответ: Это дело принципа. Процесс реформирования МВФ продолжается, он еще не завершен. Основная цель реформы в том, чтобы повысить вес стран с развивающейся экономикой, которые набирают все большую финансово-экономическую мощь. И это должно быть отражено в структуре МВФ, включая структуру секретариата МВФ. Я думаю, что заявка государств БРИКС на получение поста заместителя исполнительного директора МВФ вполне логична. Участники «Группы восьми», с которыми Президент Д.А.Медведев обсуждал такую возможность, признали подобное стремление вполне законным.

Вопрос: Есть ли на примете сейчас конкретные кандидаты?

Ответ: Мне об этом неизвестно. Помимо упомянутого Вами кандидата есть и другие. Однако необходимо, прежде всего, принять принципиальное решение, поскольку мы говорим о новой должности, которую нужно создать. У нас нет желания лишать работы кого-то из действующих заместителей исполнительных директоров.

Вопрос: Г-жа К.Лагард будет занимать директорский пост только до истечения срока, на который был назначен г-н Д.Стросс-Кан, или получит назначение на полный срок, на чем, по имеющимся сведениям, настаивает Бразилия, в качестве условия…

Ответ: Знаете, я этим вопросом не занимаюсь ни в России, ни в международном плане. Просто не в курсе, как именно все это будет осуществляться.

Вопрос: Премьер-министр В.В.Путин назвал обстоятельства ареста г-на Д.Стросс-Кана «поразительными» и заявил, что сомневается в правдивости официальной версии событий. Более половины жителей Франции считают, что г-н Д.Стросс-Кан стал жертвой спланированной акции. А что думаете Вы?

Ответ: Откровенно говоря, у меня нет по этому вопросу какой-то твердой позиции. Это очень странная ситуация под каким бы углом ее ни рассматривали. Я просто читал о случившемся, но не для того, чтобы судить, что произошло на самом деле.

Вопрос: Михаил Ходорковский добивается условно-досрочного освобождения. Иностранные инвесторы говорят, что этот шаг помог бы восстановить их веру в верховенство закона в России и убедить вкладывать в эту страну деньги. Вы разделяете такую точку зрения?

Ответ: Я могу только повторить, о чем уже неоднократно заявлялось. В целом это дело должно быть урегулировано в рамках российского законодательства. Что бы ни говорили о нашей правовой системе, другой у нас нет. Мы видим ее недостатки. Президент России Д.А.Медведев постоянно занимается этим вопросом и предпринимает шаги по ее совершенствованию. Это потребует времени. Однако любое дело, так же как дело г-на М.Ходорковского, должно решаться исключительно в рамках закона, который, кстати, предусматривает для тех, кто не удовлетворен результатом рассмотрения дела, возможность обращения в Европейский суд по правам человека. Недавно он вынес в пользу г-на М.Ходорковского решение о компенсации морального ущерба (какой бы термин здесь ни использовался) и некоторых судебных издержек. Однако суд ясно заявил, что не видит причин считать дело политическим.

Вопрос: Это Вы говорите в оправдание российской правовой системы?

Ответ: Это приговор Европейского суда по правам человека.

Вопрос: Как Вы думаете, какую сумму Белоруссия собирается взять в долг у Евразийского экономического сообщества с целью стабилизации экономики страны? Изначально Россия говорила о 3 миллиардах долларов, но сейчас говорят о 9 миллиардах.

Ответ: Вопрос о том, какую сумму Белоруссии следует занять, является предметом переговоров между этой страной и другими участниками антикризисного фонда ЕврАзЭС.

Вопрос: Что препятствует заключению соглашения об оказании помощи (Белоруссии) для преодоления последствий кризиса и как скоро, по Вашему мнению, удастся выйти на договоренность?

Ответ: Так скоро, как такая договоренность будет достигнута, и все стороны будут удовлетворены результатом. Как собственно, это происходит на любых переговорах по вопросам оказания помощи для преодоления последствий кризиса или предоставления кредита.

Вопрос: На сентябрь планируется визит в Москву Премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона. Это будет первый визит главы британского Правительства с момента убийства Александра Литвиненко в 2006 году. Насколько важен визит для двусторонних отношений?

Ответ: Мне кажется, это первый визит за более продолжительный период. Приезд любого руководителя страны, с которой мы поддерживаем отношения и хотим их развивать, является важным. Президент России Д.А.Медведев пригласил Премьер-министра Д.Кэмерона, и мы договорились, что визит состоится в сентябре с.г. Мы обсудим дальнейшее укрепление отношений в области торговли и взаимных инвестиций, объем которых стремительно растет. Великобритания – один из наших крупнейших партнеров в области торговли и инвестиций. Мы обсудим наше плодотворное сотрудничество, в том числе по Ирану, в целом ряде международных структур – в Совете Безопасности ООН, «Группе восьми», «Группе двадцати» и других. Безусловно, мы будем обсуждать развитие культурных обменов, которые весьма популярны у жителей Великобритании и России. То есть, повестка дня довольно насыщенная. Мы надеемся, что нам также удастся убедить британских партнеров последовать примеру других стран-членов ЕС, а также США и начать обсуждение вопросов упрощения режима взаимных поездок граждан.

Вопрос: Будет ли ответный визит? Планируется ли в ближайшее время поездка в Великобританию Президента Дмитрия Медведева или Премьер-министра Владимира Путина?

Ответ: Мы люди вежливые, и пока не получим приглашения, не будем рассуждать на эту тему.

Вопрос: Каково Ваше мнение относительно компании У.Браудера по делу С.Магнитского? Считаете ли Вы, что эта компания может вновь бросить тень на российско-британские отношения?

Ответ: Не думаю, что британское правительство очень зациклено на компании, которую Вы упомянули. Я не заметил какого-либо существенного влияния на практическое развитие наших отношений.

Вопрос: Если вернуться к первому вопросу, который мы обсуждали – к Ливии. Михаил Маргелов, как Вы сказали, в ближайшее время направляется в Бенгази. Президент Д.А.Медведев сказал, что у него также будут контакты с ливийским руководством. Есть ли у Вас более подробная информация, где и когда это может произойти?

Ответ: Как я уже сказал, в тот день, когда об этом было объявлено в Довиле, я разговаривал с Премьер-министром Ливии г-ном Б.Махмуди и передал ему все, что было необходимо. Таким образом, мы не исключаем возможности контактов с Триполи в будущем.

Вопрос: Президент Б.Обама приглашен в Россию. Когда это может произойти? И что Вы ожидаете от визита?

Ответ: Действительно, Президент Д.А.Медведев во время своей поездки в Вашингтон в прошлом году пригласил Президента Б.Обаму посетить Россию, и мы надеемся, что этот визит состоится до конца текущего года. Я также получил приглашение от Хиллари Клинтон приехать в Вашингтон, чтобы обсудить подготовку к саммиту, и мы сейчас рассматриваем возможные даты моей поездки этим летом. Надеемся, что в скором времени получим информацию о датах визита Президента США.

Вопрос: Что бы Вы могли сказать сообществу инвесторов в преддверии Экономического форума в Санкт-Петербурге?

Ответ: Я думаю, главное, что можно сказать инвесторам – приезжайте, и вы все увидите сами. Кроме того, инвесторам стоит внимательно следить за тем, что говорит Президент Д.А.Медведев и чему он привержен, равно как и Правительство России, в отношении конкретных мер по улучшению инвестиционного климата. Вы понимаете, инвесторам нельзя просто «приказать» приехать и вкладывать деньги. Они должны принимать решения на основе своего собственного анализа ситуации, то есть, самим приехать и увидеть.

Многие уже пришли к нам, и мы очень рады тому, что ряд ведущих американских компаний таких, как «Майкрософт», «Гугл», «Боинг», «Сиско системс», уже работают в Сколково или планируют это сделать. Это пойдет нам на пользу. России нужны инновационные и высокотехнологичные проекты, чтобы диверсифицировать экономику, сделать ее менее зависимой от углеводородов и другого сырья. Одним словом, приходите и смотрите сами. Многие не только приходят, но и советуют нам, что, по их мнению, нужно еще сделать, чтобы улучшить деловой климат. И Президент, и Премьер-министр встречаются с представителями российского и иностранного делового сообщества, прислушиваются к их рекомендациям, особенно когда они основаны на опыте и достаточно мотивированы. Вот в этом и заключается основной посыл. Приходите и смотрите сами!


Дополнительные материалы

  • Видео

Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска