17:16

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 30 декабря 2021 года

2719-30-12-2021

СОДЕРЖАНИЕ

  1. О российско-американских переговорах по гарантиям безопасности
  2. О высказываниях Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля
  3. Об основных внешнеполитических итогах 2021 г.
  4. О невыполнении Вооруженными силами Украины режима прекращения огня в Донбассе
  5. О демонстрации портрета С.Бандеры на здании областной администрации
  6. О ситуации со свободой слова на Украине
  7. О совместном заявлении МИД 12 стран ЕС, Великобритании, Норвегии и Канады о размещении формирований частного охранного предприятия в Мали
  8. Об отказе Эстонии в выдаче визы журналисту «РИА Новости»
  9. О 80-й годовщине подписания Декларации Объединенных Наций
  10. О годовщине завершения обороны Кавказа и начала контрнаступления советских войск в годы ВОВ
  11. О передаче в дар Вьетнаму вакцины «Спутник Лайт»
  12. Об участии МИД России во Всероссийской акции «Ёлка желаний»

Из ответов на вопросы:

  1. О приговоре Е.Дудникову
  2. О закупке Украиной вооружений
  3. О проведении международного расследования ситуации с мигрантами на польско-белорусской границе
  4. О проведении в Белоруссии референдума по принятию поправок к конституции
  5. О встрече представителей общественности Азербайджана и Армении
  6. Об обсуждении российских предложений в области безопасности
  7. О переговорах по восстановлению СВПД
  8. О заявлении премьер-министра Армении
  9. О заявлениях главы МИД Германии по «Северному потоку – 2»
  10. О ситуации в Афганистане
  11. О российско-молдавском взаимодействии
  12. О турецком посредничестве по урегулированию отношений Россия-НАТО
  13. О назначении посла Афганистана в Москве
  14. Об утверждении президентом Украины стратегии информационной безопасности
  15. О заключении соглашения о межгосударственном регулировании управления интернетом
  16. О встрече спецпредставителей Армении и Турции
  17. О выступлении Министра иностранных дел России на заседании Комиссии по международному сотрудничеству и поддержке соотечественников за рубежом

 

О российско-американских переговорах по гарантиям безопасности

 

10 января 2022 г. в Женеве планируются переговоры в формате межведомственных делегаций России и США под руководством заместителя Министра иностранных дел С.А.Рябкова и первого заместителя Госсекретаря У.Шерман. Эта дата обозначена. Она не имеет на данный момент никаких альтернативных вариантов.

В повестке дня обозначено обсуждение переданных США 15 декабря с.г. двух российских проектов фундаментальных документов – Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о гарантиях безопасности и Соглашения о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов Организации Североатлантического договора.

В ходе переговоров будем добиваться от американской стороны предоставления твердых правовых гарантий безопасности Российской Федерации. А именно: непродвижения НАТО на восток и неразмещения угрожающих России систем вооружений у рубежей нашей страны.

Назад к оглавлению

 

О высказываниях Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля

 

Вчера на нас обрушился целый «шквал» в связи с заявлениями Ж.Борреля в отношении российских инициатив по гарантиям безопасности. Видели его интервью. В последнее время в ЕС немало высказываются по недавно внесенным российским предложениям. Самое интересное, что каждый раз видим различные заявления на этот счет. То есть нет никакой единой, стройной, консенсусной или выработанной линии наших западных партнеров в рамках ЕС, НАТО и других структур. Идет абсолютная многоголосица. Кто во что горазд. Кто что хочет, тот то и заявляет в силу своих способностей. Слышим от партнеров, что то они будут обсуждать наши инициативы только в Совете Россия-НАТО, то в ОБСЕ.

Хотела бы подчеркнуть главное. Тема евробезопасности не является новой. Мы неоднократно, еще с начала 1990-х гг. предлагали обеспечить ее неделимость, не допускать ситуаций, когда безопасность одних государств осуществляется в ущерб безопасности других. Исключительно по нашему настоянию данные краеугольные принципы были внесены в основополагающие документы Россия-НАТО и ОБСЕ, которые были подписаны на высшем уровне.

Аналогичные по смыслу положения содержатся в совместных документах России и Евросоюза. Например, в утвержденной еще в 2005 г. «дорожной карте» по общему пространству внешней безопасности Россия и ЕС обязались «вносить эффективный вклад в формирование большой Европы без разделительных линий». В этих целях они договорились уделять «особое внимание обеспечению международной стабильности, в т.ч. в регионах, прилегающих к границам России и Европейского союза». Вы знаете, а что же тогда сенсационного было в тех наших предложениях, над которыми сейчас размышляют вслух представители западного политического истеблишмента, делая вид, что слышат это все впервые, что в этом есть какая-то невыполнимость, невозможность реализации, так основополагающие принципы все были записаны уже в совместных документах и мало того, они должны были реализовываться все это время, ведь они записываются для того, чтобы стать реальностью, практикой.

На этом фоне возникает закономерный вопрос, что за минувшие годы предпринял Евросоюз, дабы содействовать реализации этих ключевых для европейской безопасности установок. Ведь невозможно быть настолько не системными, настолько не видеть и не замечать отсутствие логики в собственных действиях и разночтения между словами и делами. Способствовал ли превращению региона нашего «общего соседства» в некий ареал взаимовыгодных торгово-экономических связей между Россией и ЕС? Обеспечил ли сочетаемость политики расширения ЕС с сохранением странами-кандидатами высокого уровня их отношений с Россией? Наладил ли диалог с руководящими органами евразийской экономической интеграции? Пошел ли, как мы в свое время предлагали, на создание совместного Комитета Россия-ЕС по внешней политике и безопасности? Те, кто сейчас много и иногда невпопад пытаются на Западе проанализировать «сенсационные» предложения России, вполне могут взять и положить перед собой вот такой опросник и попытаться на них сформулировать конкретные ответы. Речь идет уже не о статистических выкладках, а об анализе практических шагов на данном направлении.

К сожалению, ни на один из поставленных вопросов утвердительный ответ у них дать не получится. Хотя, пусть попробуют. Как мы понимаем, скорее все будет сделано наоборот. Евросоюз своими руками сделал немало для эскалации напряженности в Европе. Давайте посмотрим, о чем идет речь. В 2009 г. изобрел формат «Восточного партнерства», направленный на противодействие российским интеграционным инициативам и выкраивание для себя сферы влияния на постсоветском пространстве. Настойчиво продвигал, несмотря на наши озабоченности, а также сомнения тогдашних киевских властей, проект Соглашения об ассоциации с Украиной. Напомню, он стал настоящим «спусковым крючком» для протестных акций, которые в феврале 2014 г. переросли (с благословения того же самого Запада и в первую очередь представителей Евросоюза и США) в антиконституционный переворот, прошедший при молчаливом, а где-то и активном согласии и поддержке западных партнеров. Без какого-либо осуждения или даже попытки его осудить. В одностороннем порядке свернул вырабатывавшуюся годами разноплановую архитектуру сотрудничества и диалога с Россией, подверг нашу страну нелегитимным односторонним ограничениям. Вы все прекрасно помните, что мы неоднократно, много раз их комментировали. Это тоже всё было сделано односторонне Брюсселем. Все переговоры были сведены на нет. Они были действительно успешными и стороны активно продвигались к экономическим целям. Помимо всего прочего, Брюссель повязал страны-члены ЕС требованиями безоговорочной солидарности на антироссийской основе, а также поставил страны Западных Балкан и «Восточного партнерства» перед абсолютно искусственным геополитическим выбором – «либо с Россией, либо с ЕС». Абсолютно не анализируя и не пытаясь каким-то образом заглянуть в будущее: что же случится со странами, экономиками, народами, если такой выбор нужно будет действительно делать в ущерб интеграционным процессам, которые друг другу не противоречили, а наоборот друг друга дополняли. Под аккомпанемент безосновательных обвинений закрепил нашу страну в своих доктринальных установках в качестве «стратегического вызова» и едва ли не главного источника неких «гибридных» угроз для безопасности Евросоюза. Вот так кратко о конкретных шагах Брюсселя на данном направлении.

Хотела бы еще раз подчеркнуть: если бы в есовском Брюсселе искренне желали, то могли бы сделать куда больше для предотвращения развития обстановки в Европе по неприемлемому для России сценарию. Не только для России, но и для развития нашего взаимодействия в целом по линии Россия-ЕС. Ничего из этого сделано не было.

На этом фоне крайне странно выглядит озвученная Ж.Боррелем претензия на гипотетический «вклад ЕС в дискуссию о гарантиях безопасности в Европе». Возможно, глава евродипломатии просто забыл, что для 21 страны-члена ЕС, которые являются членами НАТО, именно альянс остается «фундаментом их коллективной обороны и форумом для ее реализации». Напомню, откуда эта прямая цитата. Это – базовый Договор о Европейском союзе (ст. 42.7). В подписанных с 2016 г. двух совместных декларациях с альянсом Евросоюз согласился даже использовать свой оборонный потенциал «в интересах НАТО». Есовский Брюссель добровольно передал натовскому Брюсселю «львиную долю» своего военного суверенитета. Сделано это было не только в отношении НАТО (имею в виду это жертвоприношение собственного суверенитета), но и США такой «подарок» преподнесли. В этой связи не совсем понятны переживания главы евродипломатии по поводу неучастия ЕС в дискуссии о гарантиях безопасности в Европе. Вы же добровольно, никто из вас не заявлял, что вас к этому принуждали насильно. Вы добровольно соглашались с утратой суверенитетов в пользу принятия решения либо единолично США, либо под зонтиком НАТО, но опять же США.

По-своему примечательна ремарка Ж.Борреля о том, что выдвижение не подлежащих обсуждению письменных условий к противоположной стороне – это привилегия «победителя». Такое впечатление будто сам Евросоюз никогда не пытался с ультимативных, высокомерных позиций навязать России свои «подходы». Достаточно вспомнить эпизод из предыдущей эпохи нашего взаимодействия, когда в Брюсселе настойчиво пытались закрепить за Россией статус «ведомой» стороны в любых своих операциях кризисного реагирования. В мае 2011 г. Евросоюз передал нам проект соответствующего рамочного соглашения. Наши же встречные предложения по его корректировке на равноправных началах были просто отвергнуты. Евросоюз ни на йоту не сдвинулся с бескомпромиссных и заведомо нереалистичных позиций. Не говорю о многочисленных (тысячи заявлений за эти годы, которые были сделаны и в общем, действительно, были очень похожи на ультиматумы) заявлениях, носивших ультимативный характер. Это была позиция, зафиксированная, утвержденная, согласованная только одной стороной и всё. Мало того, в ней еще содержались требования к нашей стране, как мы должны себя вести, хотя в эти интеграционные механизмы, предъявлявшие нам такие требования мы никогда не входили.

Например, небезызвестные «пять принципов» Ф.Могерини, содержащие набор непререкаемых условий нормализации отношений с Россией. На первом месте среди них – требование к России обеспечить выполнение Минских соглашений по урегулированию в Донбассе, которые из года в год саботируются киевским режимом при полном попустительстве Евросоюза. Форма разговора Брюсселя за многие годы она была действительно крайне странной, а во многих случаях просто недопустимой. Предъявлять сейчас к нам претензии не имеет никакого смысла, да и права никто не имеет. Что уж говорить о заявлениях, как «с конвейера» выпускаемых возглавляемой Ж.Боррелем дипслужбой, в которых содержатся требования к российским властям с характерными формулировками: «Россия должна сделать» (Russia must) и «ждем от России» (expect Russia to). Всё это будто мы члены Евросоюза или члены НАТО, или еще какой-то у нас существует формат. Что это за разговор-то такой? Сейчас оказывается, что мы не имели права, и вообще нехорошо получилось, что представили проект для совместного же обсуждения с западными партнерами.

Обратили внимание на озвученные в интервью главы евродипломатии требования обсудить «все нарушения с момента принятия Хельсинкского Заключительного акта 1975 г.». Понимаем это так, что в Евросоюзе готовы к обстоятельному разговору о том, как в 1999 г. «оборонительный по уставу» Североатлантический альянс (с которым Евросоюз намерен и далее крепить партнерство) 78 дней изничтожал сербскую землю кассетными бомбами и боеприпасами с обедненным ураном в нарушение всех норм международного права, что привело к гибели 2,5 тыс. чел., включая 89 детей. С портретами этих детей представители Брюсселя торжественно нигде маршами не ходили. Хотите это обсудить? Пожалуйста. Мы к этой теме регулярно возвращались, в том числе в нашей публичной позиции. Не говоря про переговорные процессы.

Призываем Европейский союз не заниматься подобной «гимнастикой» в сфере риторики, а работать над укреплением безопасности в Европе, т.е. заниматься, собственно, прямыми обязанностями. Прежде всего, через стимулирование киевских властей на выполнение минского «Комплекса мер».

Что касается обсуждения предложенных нами проектов международно-правовых документов о гарантиях безопасности (двустороннего договора с США и соглашения со странами-членами НАТО), то оно состоится в рамках российско-американского диалога на высоком уровне в Женеве 10 января 2022 г. (сегодня с этого начали наш брифинг), затем на заседании Совета Россия-НАТО 12 января 2022 г. в Брюсселе. 13 января 2022 г. в Вене на заседании Постоянного совета ОБСЕ, где заступающий на пост Действующего председателя Организации польский мининдел З.Рау представит приоритеты, с российской стороны будут изложены развернутые оценки нынешней нетерпимой ситуации в области военной безопасности в Европе. По дальнейшим шагам будем определяться в зависимости от готовности США и НАТО к предметному разговору по нашим законным обеспокоенностям.

Назад к оглавлению

 

Об основных внешнеполитических итогах 2021 г.

 

Хотела бы обратить внимание на опубликованный документ. Речь идет об основных внешнеполитических итогах 2021 г.

Был подготовлен анализ Министерством иностранных дел нашей страны и пару дней назад он появился на сайте нашего ведомства и в аккаунтах МИД в социальных сетях. Приглашаю всех, кто занимается этой темой, ознакомиться с документом.

Назад к оглавлению

 

О невыполнении Вооруженными силами Украины режима прекращения огня в Донбассе

 

Неделю назад по итогам последнего в уходящем году заседания Контактной группы 22 декабря с.г. главком ВСУ В.Залужный и глава Минобороны Украины А.Резников сделали заявление, в котором пообещали соблюдать согласованные Киевом, Донецком и Луганском еще 22 июля 2020 г. «Меры по усилению режима прекращения огня».

Мы опубликовали отдельный комментарий на этот счет. Отметили улучшение ситуации на линии соприкосновения. Если до этого Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ на Украине каждый день фиксировала сотни нарушений режима прекращения огня, то в течение суток после упомянутого заседания Контактной группы их количество было намного меньше. Это внушало определенный оптимизм.

Однако такое положение дел оказалось неустойчивым. С вечера четверга 23 декабря с.г. эти трагические цифры, к сожалению, снова начали расти. После короткой передышки в выходные количество обстрелов превысило среднесуточные значения не только последнего месяца, но и прошлого года.

На этом фоне в Киеве лицемерно пытаются выставить себя инициаторами и поборниками перемирия в Донбассе. Обращаем ваше внимание, что именно Донецк и Луганск еще в 2019 г. неоднократно предлагали своим киевским визави, если можно так сказать, договориться о новых шагах, которые позволят прекратить стрельбу.

В этой связи хотели бы напомнить реальную хронологию выполнения дополнительных «Мер по усилению режима прекращения огня» сторонами конфликта.

2020 год

7 апреля

вопрос обсуждался в телефонном разговоре советников лидеров стран «нормандского формата»,

3 июля

проект «Мер» рассматривался на очной встрече советников лидеров стран «нормандского формата» в Берлине,

22 июля

«Меры» утверждены и подписаны (дистанционно) в ходе видеозаседания Контактной группы с участием Д.Н.Козака и А.Б.Ермака, зафиксированы в письме спецпредставителя ОБСЕ Х.Грау на имя Действующего председателя ОБСЕ Э.Рамы,

26 июля

обсуждались в телефонном разговоре В.В.Путина и В.А.Зеленского,

26 июля

Донецк и Луганск опубликовали тексты приказов всем подразделениям о прекращении огня с 27 июля 2020 г.,

27 июля

эти приказы вступили в силу с 00 часов 01 минуты по киевскому времени,

 

Минобороны Украины вместо текста приказа разместило на своем сайте информацию о его издании и искаженный текст «Мер»

2021 год

27 марта

Минобороны Украины повторно опубликовало информацию о приказе с искаженным текстом «Мер» и преподнесло это как свидетельство их выполнения,

8 апреля

после наших настойчивых требований Минобороны Украины опубликовало аутентичный текст «Мер» в том виде, как они были изложены в письме спецпредставителя ОБСЕ Х.Грау,

текст приказа Минобороны Украины о прекращении огня так и не был опубликован,

28 сентября

главком ВСУ В.Залужный заявил, что командиры на местах вправе сами принимать решение об открытии огня в зависимости от ситуации без согласования с вышестоящим командованием и применять все доступное вооружение, что было равносильно выходу из «Мер»,

5 октября

командующий Операцией Объединенных сил А.Павлюк выступил с аналогичным заявлением,

22 декабря

опубликовано совместное заявление Министра обороны и главкома ВСУ по итогам заседания Контактной группы, в котором подтверждена позиция «последовательно и неукоснительно» соблюдать режим прекращения огня, предусмотренный «Мерами».

Хотели бы вновь подчеркнуть, что лишь неукоснительное соблюдение Киевом, Донецком и Луганском «Мер по усилению режима прекращения огня» позволит добиться долгожданной тишины на юго-востоке Украины и будет способствовать выполнению всех положений минского «Комплекс мер».

Назад к оглавлению

 

О демонстрации портрета С.Бандеры на здании областной администрации

 

Не перестает удивлять, до каких масштабов сегодня доходит государственная поддержка возрождения национал-социализма, реинкарнация нацизма, неонацизма, фашизма в самом жутком своем проявлении на Украине.

Тернопольская обладминистрация вывесила на своем здании гигантский плакат с фотографией военного преступника С.Бандеры и строкой из неофициального гимна украинских неонацистов «Батько наш – Бандера, Украïна – мати!». Поражает преемственность – баннер выдержан в красных, черных и белых тонах, полностью повторяя визуальную стилистику Третьего Рейха. Еще раз подчеркну, что все это – сделано на официальном уровне.

При этом отношение самих жителей этого города к С.Бандере хорошо известно.

Очевидно, государственные и местные власти имеют некий заказ на навязывание таких героев собственному населению. Делается это во многом вопреки желанию украинцев, которые знают историю, хотя сейчас ее на их глазах переписывают, внушают им другие и ценности, и трактовки исторических событий.

Со своей стороны продолжим напоминать Киеву, не только ему, но и его западным покровителям о недопустимости попыток реабилитации человеконенавистнических идеологий национал-социалистического толка и героизации нацизма, в том числе посредством, как они это делают, восхваления нацистских преступников прошлого и превращения их в героев современности.

Назад к оглавлению

 

О ситуации со свободой слова на Украине

 

28 декабря с.г. Президент Украины ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны о применении санкций сроком на пять лет в отношении медиа-компаний, которые были созданы на базе ранее закрытых властями телеканалов «112 Украина», «НьюсУан», «Зик». Речь идет о «Першем Незалежном» и «УкрЛайве».

Рестриктивные меры предусматривают блокировку активов, ограничение торговых операций, приостановку выполнения экономических и финансовых обязательств, а также аннулирование лицензий.

Очередная порция санкций стала продолжением безапелляционной линии Киева на установление тотальной цензуры, полную зачистку информационного пространства страны от любых неугодных СМИ и лишение права голоса всех инакомыслящих и несогласных с тем, что творится на Украине.

Раньше, когда такое происходило, все-таки не было такого единого «голоса» украинских журналистов, средств массовой информации о недопустимости подобных действий. Там было четкое разделение кто за кого. Сегодня появилась тема, которая объединила украинскую журналистику вне зависимости от взглядов на другие политические события. Эта тема действительно стала связующим звеном. Имею в виду то, что сейчас творится с информационным пространством Украины. Это настоящая зачистка информпространства – жесткая, не подразумевающая никакого апеллирования к каким-либо ветвям власти: к судебной, исполнительной, законодательной. Все это просто перечеркнуто. Малейшее не то, что неповиновение, а какая-то попытка в законном порядке опротестовать эти решения или высказать свое отношение к ним карается: финансовыми мерами, запугиванием, использованием юридических инструментов для преследования.

Хотела бы напомнить, что еще в начале этого года, 2 февраля с.г., указом президента В.А.Зеленского были лишены эфира телеканалы «112 Украина», «НьюсУан» и «Зик» за то, что посмели транслировать точки зрения альтернативные официальным. В апреле киевские власти пошли дальше. Они добились прекращения вещания этих телеканалов уже и в интернете, на платформе видеохостингов. В результате таких действий миллионы украинских граждан были ограничены в праве на доступ к информации. Самое интересное, что американские IT-гиганты их в этом поддержали, не увидели никакой проблемы. Блокировать? Блокировать.

Видим в этом неприкрытое и циничное нарушение основополагающих принципов обеспечения свободы слова. Налицо полное игнорирование Европейской Конвенции по правам человека.

29 декабря с.г. журналисты незаконно закрытых телеканалов повторно обратились с открытым письмом к международному сообществу, в том числе к европейским политикам, чиновникам и многосторонним правозащитным организациям, с призывом повлиять на ситуацию со свободой слова и попыткой власти ввести цензуру на Украине. Первое подобное обращение было обнародовано 14 сентября с.г., но никакой должной реакции со стороны адресатов так и не последовало. В новом письме журналисты указали на неправомерное задействование СНБО в качестве инструмента цензуры и прямо заявили, что «украинская власть рассматривает нелояльные СМИ как своего главного врага».

Не знаю, что еще нужно западному сообществу, что нужно еще ОБСЕ. Дело в том, что любые попытки признания сделают очевидной нашу абсолютно правомочную позицию и наш подтвердившийся анализ, который мы давали еще 5-6 лет назад о том, что творится в информационном плане на Украине и к чему это все приведет.

Если и после этого уважаемые уполномоченные по правам человека и свободе СМИ от ООН, ОБСЕ и Совета Европы будут «закрывать глаза» на всё это безобразие, делая вид, что все это их не касается, что они ведут «тихую дипломатическую работу» с Киевом, то никакой веры в их непредвзятость и вообще профессионализм не будет. Это всё будет подорвано. Констатируем, что «тихая дипломатия» ОБСЕ провалилась на этом направлении. Она не работает и создает у киевского режима ложное ощущение вседозволенности. Дипломатия, видимо, настолько «тихая», что ее не слышат нигде. Уверена, что ее не слышат даже в Вене. Дальнейшее отсутствие адекватной реакции со стороны международных правозащитных структур на бесцеремонное наступление Киева на свободу слова и плюрализм мнений превращает их в безмолвных соучастников этих бесчинств.

Безусловно, были факты, очевидные глобальные тенденции, но до такого, что творится сейчас на Украине со свободой слова, не доходили еще несколько лет назад. Не было такого масштаба. Подобное было в контексте внутриукраинского конфликта, в отношении тех средств массовой информации, которые представляют точку зрения жителей Донбасса. Но к СМИ и журналистам, которые симпатизировали или не шли вразрез с точкой зрения киевского режима на юго-востоке Украины, с ними ничего подобного не происходило. Идёт по-настоящему вымарывание любой альтернативной точки зрения. Почему? Потому что ОБСЕ молчит и не «работает» на данном направлении. Где представители ОБСЕ по свободе слова? Не работает «тихая дипломатия». Этому есть конкретное подтверждение.

Назад к оглавлению

 

О совместном заявлении МИД 12 стран ЕС, Великобритании, Норвегии и Канады о размещении формирований частного охранного предприятия в Мали

 

Обратили внимание на коллективное заявление ряда европейских стран и Канады относительно предполагаемого размещения в Мали так называемой группы «Вагнер». Настоятельно рекомендовала бы авторам этого воззвания ознакомиться с соответствующим коммюнике Правительства переходного периода Мали от 24 декабря с.г. Оно выражает сожаление по поводу упомянутого заявления, официально отрицает содержащиеся в нем обвинения, выражает требование представить доказательства приводимых фактов из неких независимых источников.

Как подчеркивают малийские власти, демарш европейцев и Канады сделан в то время, когда Бамако приходится прилагать значительные усилия для решения целого комплекса острых проблем, которые стоят перед страной. Действительно, в контексте подготовки к планируемым всеобщим выборам малийцы вынуждены вести бескомпромиссную борьбу с многочисленными террористическими группировками, которые смогли существенно нарастить активность в условиях, когда европейские партнеры этой страны, в первую очередь Франция, начали ограничивать свою помощь в сфере антитеррора. Представители Мали неоднократно комментировали подробнейшим образом сложившуюся ситуацию. Из-за недавнего закрытия трех французских баз операции «Бархан» на севере страны возникла реальная угроза утраты действующими властями контроля над частью территории. Ведь этого малийские власти не скрывали. Почему-то об этом в заявлении европейцев умалчивается.

Убеждены, что в складывающихся условиях международное сообщество, включая страны Евросоюза, должно эффективно помогать руководству Мали в решении существующих проблем, а не придумывать несуществующие или что, еще хуже, препятствовать преодолению кризисных ситуаций в этой стране. Разделяем выраженный в коммюнике Правительства Мали посыл о готовности продолжать диалог и сотрудничество со всеми партнерами на основе принципа уважения собственного суверенитета во имя достижения прочной стабильности исключительно в интересах малийского народа. Считаем, что малийские власти имеют полное право на поиск надежных партнеров для обеспечения территориальной целостности своей страны, а попытки в нажимном ключе повлиять на их выбор являются классическим проявлением вмешательства во внутренние дела суверенного государства.

В своем коммюнике руководство Мали подчеркивает, что государство поддерживает со своим историческим партнером – Российской Федерацией – сотрудничество исключительно на межгосударственном уровне, в том числе в работе по повышению боевых возможностей национальных вооруженных сил и правоохранительных органов. Со своей стороны, намерены и далее оказывать малийцам необходимое военное и военно-техническое содействие по государственной линии для укрепления их собственного потенциала в противодействии терроризму.

Такое впечатление, что комментируя наше взаимодействие и сотрудничество с Мали, подписанты этого коллективного обращения в принципе не читали наших разъяснений на данный счет. Их было дано немало, равно как не видели публичных заявлений руководства Мали. Им как будто всё это не интересно, и они не понимают истинной ситуации и тех политических обоснований, которые находятся в основе наших действий.

Отметили прозвучавший в заявлении европейцев призыв в адрес России проводить ответственную и конструктивную политику в регионе. Удивительно слышать подобные комментарии от стран коллективного Запада, усилиями которого в свое время были уничтожены государственность, безопасность, стабильность в целом ряде стран региона, в частности в Ливии. Речь идет о сотнях тысяч жертв. Была уничтожена гражданская, экономическая и военная инфраструктура. Эти же самые страны способствовали через уничтожение государственности в Ливии дестабилизации обстановки в Мали и Сахеле. Просто удивительно слышать от этих стран подобные утверждения. Как представляется, высказывать свои суждения по поводу российской политики в Африке было бы уместно доверить самим африканским государствам. Поэтому бывшим метрополиям, которые стремятся любой ценой сохранить остатки былого влияния на континенте, лучше бы вчитываться в официальные разъяснения.

Применительно к Мали хотели бы подчеркнуть, что российское видение путей преодоления кризисных явлений в этой стране встречает полное понимание наших малийских партнеров. Если оно не нравится некоторым западным государствам, то им, возможно, следовало бы скорректировать свои концептуальные подходы, которые базируются на давно изживших себя постулатах колониального мышления. Вместо курса на «выдавливание» России под надуманными предлогами из зон своего «традиционного влияния» в Африке Западу стоило бы подумать над сопряжением усилий в борьбе с террористическим злом в Мали и Сахаро-Сахельском регионе в целом. Разве кто-то выступает против этого? Мы - нет. Страны Африки также против этого не выступают, а только против нарушения основополагающих принципов, на которых строятся международные отношения: вмешательство во внутренние дела, неуважение суверенитета, территориальной целостности, вот против этого выступают, а сопряжение усилий всегда только приветствуют. И такие предложения российской стороной были озвучены неоднократно, но остались без ответа.

Одним словом, все происходит как всегда в лучших традициях западных партнеров: они продвигают собственные узкокорыстные цели, нисколько не стесняются выступать с позиции «непогрешимых» и исключительных, высокомерно пренебрегая при этом законными интересами других. Это приводит к соответствующим результатам, которым они потом почему-то удивляются. Они игнорируют положение дел на земле, отказываются признавать собственную ответственность за деградацию ситуации в сфере безопасности и законное право малийских властей на суверенные решения. При этом без смущения используются инструменты давления и шантажа. Этот инструментарий хорошо известен нам и находится вне рамок международного права.

Назад к оглавлению

 

Об отказе Эстонии в выдаче визы журналисту «РИА Новости»

 

29 декабря с.г. стало известно об отказе Эстонии в выдаче визы журналисту «РИА Новости» А.Самохвалову для освещения чемпионата Европы – 2022 по фигурному катанию. Посольство Эстонии аргументировало решение своей столицы дословно так: «Одно или более государств-членов Шенгенской зоны считают, что Вы, (речь идет о корреспонденте «РИА Новости») создаете угрозу для общественного порядка или внутренней безопасности».

Официальное приглашение, между прочим, на чемпионат Анатолий Самохвалов получил 20 декабря с.г. от генерального секретаря Эстонского союза конькобежцев Я.Кууры. Видимо, она была не в курсе проблем с безопасностью в своем государстве.

Эта история обескураживает своей нелепостью, является очередным проявлением порочной практики эстонских властей прикрывать мнимыми угрозами своей безопасности системные нарушения Таллином права на свободный доступ к информации. Всё вместе это представляет собой неуважение к положениям Кодекса этики Международного союза конькобежцев от 2020 г. Данный документ обязывает обеспечить защиту всем участникам мероприятий Союза от любых злоупотреблений и дискриминации, в том числе по признаку политических убеждений. О какой угрозе безопасности может идти речь, если журналист получил приглашение освещать спортивное мероприятие?

А.Самохвалов на протяжении многих лет освещает исключительно спортивные мероприятия, неоднократно посещал с этой целью страны ЕС. В частности, в марте 2020 г. журналист работал в Таллине на чемпионате мира по фигурному катанию среди юниоров. Как спортивный корреспондент, даже близко не связанный с освещением политических сюжетов, как он мог стать угрозой безопасности Эстонии – этот вопрос хотелось бы задать этому государству. Логика отсутствует. Считаем это решение в высшей степени необъективным, предвзятым и продиктованным рефлекторной русофобией, прочно укоренившейся во властных структурах соседнего государства. Призываем профильные международные структуры, прежде всего Международную ассоциацию спортивной прессы, дать должную оценку действиям Таллина и содействовать урегулированию этой вызывающей глубокое недоумение ситуации.

Назад к оглавлению

 

О 80-й годовщине подписания Декларации Объединенных Наций

 

1 января 1942 г. наша страна в числе представителей 26 государств подписала Декларацию Объединенных Наций, которая закрепила на бумаге создание Антигитлеровской коалиции и собственно заложила основы ООН.

Идеи учреждения универсальной международной структуры, которая стала бы «краеугольным камнем» новой мировой системы, были впервые сформулированы СССР, Китаем, США и Великобританией в Декларации четырех государств по вопросу о всеобщей безопасности. Она была принята на Московской конференции 1943 г. Всё это получило развитие и было дополнено на конференциях союзников в Тегеране, Думбартон-Оксе и Ялте.

Окончательно послевоенное мироустройство было сформировано по итогам Сан-Францисской конференции, когда представители 50 государств 26 июня 1945 г. подписали Устав ООН. В нем нашли отражение основополагающие принципы международного права, включая суверенное равенство государств, невмешательство в их внутренние дела и урегулирование споров политико-дипломатическими средствами.

Уже более 75 лет ООН является безальтернативной «площадкой» для выработки эффективных путей обеспечения глобальной стабильности, безопасности, устойчивого социально-экономического развития, защиты прав человека.

Вместе с тем в настоящее время участились попытки подвергнуть ревизии универсальные нормы, заложенные в учредительный документ всемирной Организации. На этом фоне особую актуальность приобретают инициативы по отстаиванию его целей и принципов. В июле 2021 г. при активном участии России была формально запущена Группа друзей в защиту Устава, призванная задействовать все возможности для содействия дальнейшему укреплению центральной координирующей роли ООН в мировых делах.

Неизменно готовы к развитию равноправного межгосударственного диалога со всеми странами, региональными объединениями на прочной основе международного права. Напомню, в этом году Министр иностранных дел России С.В.Лавров, выступая на Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, предложил хэштег, который разлетелся по всему миру на всех языках, официальных языках Организации Объединенных Наций #НашиПравилаУставООН.

Назад к оглавлению

 

О годовщине завершения обороны Кавказа и начала контрнаступления советских войск в годы ВОВ

 

Битва за Кавказ – один из самых длительных и кровопролитных эпизодов в ходе Великой Отечественной войны. Она продолжалась 442 дня и во многом способствовала коренному перелому в пользу СССР. Сражения на Кавказе вошли в историю военного искусства как комплекс оборонительных и наступательных операций, которые были успешно проведены на обширной территории в сложных условиях.

Боевые действия на Кавказе длились с 25 июля 1942 г. по 9 октября 1943 г. и проходили в два этапа. В июле 1942 г. началось массированное наступление немецких войск из группы армий «А» при участии словацких и румынских частей. Были захвачены Ставрополь, Армавир, Майкоп, Краснодар, Моздок, под контролем противника оказалась большая часть Новороссийска. Тяжелейшие сражения развернулись в центральной части Кавказского хребта.

В стратегических планах германского военно-политического руководства захвату Кавказа, где перед началом войны добывалось около 90% советской нефти, отводилось значительное место. А.Гитлер понимал ограниченность сырьевой, энергетической базы Третьего Рейха и на совещании в Полтаве в июне 1942 г. сказал: «Если нам не удастся захватить нефть Майкопа и Грозного, то мы должны будем прекратить войну!». Кроме того, А.Гитлер учитывал важность Кубани и Кавказа как источника продовольствия (зерна) и наличие здесь запасов стратегического сырья.

Гитлеровское командование предприняло несколько попыток мощного удара в направлении Туапсе и Грозного. Но уже к концу декабря 1942 г. противник был остановлен в районе Моздока и Орджоникидзе, в юго-восточной части Новороссийска и на Главном Кавказском хребте.

В результате оборонительных операций, проведенных советскими войсками на Кавказе, противнику было нанесено серьезное поражение, и инициатива на данном стратегическом направлении стала переходить в руки советского командования. Несмотря на то, что на кавказском направлении вражеским войскам удалось оккупировать значительную часть территории Северного Кавказа, им не удалось преодолеть упорное сопротивление советских войск, овладеть нефтяными источниками Грозненского и Бакинского районов и другими источниками ценного стратегического сырья. Кроме того, провалились замыслы гитлеровского руководства путем прорыва в Закавказье втянуть Турцию в войну против СССР, объединиться со своими войсками, действовавшими в Северной Африке, и продолжить агрессию в направлении Ближнего Востока. Советское командование в сложной обстановке сохранило некоторые военно-морские базы, которые обеспечивали действия флота, а также создало условия для перехода войск в решительное наступление. Планы немецко-фашистского командования по захвату Кавказа были сорваны усилиями советских Вооруженных Сил при активной помощи всего советского народа, в том числе и народов Кавказа.

1 января 1943 г. Северная группа войск Закавказского фронта начала освобождение Кавказа. В результате стремительного маневра Красной армии были освобождены Моздок, Пятигорск, Ставрополь. В начале февраля враг был полностью отброшен с Кавказского предгорья в низовье Кубани.

10 сентября 1943 г. высадкой десанта началась Новороссийская операция. Одновременно с этим в наступление перешли части и соединения 18-й армии, а еще через три дня – войска 56-й армии. 16 сентября советские воины освободили Новороссийск, после чего 56-я армия продолжила преследование противника и 9 октября 1943 г., очистив от гитлеровцев северную часть Таманского полуострова, вышла к Керченскому проливу, полностью изгнав интервентов из региона.

В ознаменование разгрома фашистских войск на Кавказе 1 мая 1944 г., Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За оборону Кавказа», которой было награждено более 870 тысяч человек.

В 2020 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла закон о новом дне воинской славы «9 октября – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в битве за Кавказ (1943 г.)».

Назад к оглавлению

 

О передаче в дар Вьетнаму вакцины «Спутник Лайт»

 

Во исполнение договоренностей на высшем уровне, которые были достигнуты в ходе визита в Российскую Федерацию Президента Социалистической Республики Вьетнам Нгуен Суан Фука (29 ноября – 2 декабря с.г.) в Ханое в Министерстве здравоохранения Социалистической Республики Вьетнам 29 декабря с.г. состоялась торжественная церемония передачи в дар Вьетнаму 100 тыс. доз российской вакцины «Спутник Лайт». В мероприятии приняли участие посол России во Вьетнаме, представители вьетнамских ведомств и учреждений, а также представители средств массовой информации.

С вьетнамской стороны была выражена признательность руководству нашей страны за помощь в борьбе с пандемией новой коронавирусной инфекции, подтверждена заинтересованность в укреплении сотрудничества в области здравоохранения в духе традиционной дружбы и всеобъемлющего стратегического партнерства между двумя странами.

Назад к оглавлению

 

Об участии МИД России во Всероссийской акции «Ёлка желаний»

 

МИД России принимает активное участие во Всероссийской акции «Ёлка желаний». Мы участвуем во многих благотворительных проектах как структура, как ведомство, наши подведомственные организации, дипломаты в личном качестве участвуют в огромном количестве подобных проектов.

Акция «Ёлка желаний» реализуется в рамках проекта «Мечтай со мной» и направлена на то, чтобы во время предновогоднего волшебства. Мы знаем, что многие чудеса люди творят сами для того, чтобы подарить сказку и чудеса другим. Эта акция направлена на то, чтобы как можно больше детей с ограниченными возможностями, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, проживающие в семьях с доходом ниже прожиточного минимума, действительно поверили в чудо и оно свершилось.

Как и в прошлом году Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров исполнил в этом году мечту ребенка, направившего свое желание через сайт данного проекта. В этот раз им оказался мальчик Станислав из Санкт-Петербурга. Его мечта заключалась в том, чтобы встретиться со всемирно известным режиссером Н.С.Михалковым. С.В.Лавров пообщался по видеосвязи со Станиславом, поздравил его и его семью с наступающими праздниками, пригласил в Москву, посетить Министерство. Во-вторых, сделал всё для того, чтобы разговор мальчика с Н.С.Михалковым состоялся. Всё это произошло вчера. Видео, которое рассказывает о том, как это все происходило доступно в аккаунтах Министерства иностранных дел в социальных сетях. Там много интересных подробностей. Мне кажется, что это большое счастье – иметь возможность по-настоящему превращать в сказку непростую жизнь конкретных людей. Стараемся использовать все подобные возможности.

Аналогичная акция уже более 10 лет проводится подведомственными и общественными организациями нашего Министерства. У нас есть подшефный детский дом «Центр поддержки семьи и помощи детям имени Г.В.Чичерина» села Караул Тамбовской области. В этом году все воспитанники данного учреждения получили подарки. Они просили Деда Мороза, а Дед Мороз делегировал это нам. Совместными усилиями подарки были туда направлены.

Назад к оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Минский городской суд приговорил россиянина Е.Дудникова к 11 годам лишения свободы. Как Вы прокомментируете решение суда, его закрытый характер и недопуск российского консула на оглашение приговора?

Ответ: Е.А.Дудников был задержан правоохранительными органами Республики Беларусь 4 мая с.г. 27 декабря с.г. Минский городской суд признал его виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 130 Уголовного Кодекса Республики Беларусь (разжигание группой лиц социальной вражды и розни по признаку социальной принадлежности – до 12 лет лишения свободы) и ч. 3 ст. 361 УК РБ (призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, совершенные с использованием сети Интернет – до 7 лет лишения свободы). Россиянин был приговорен к 11 годам заключения. С приговором он не согласен и собирается его обжаловать в Верховном Суде Белоруссии.

В связи с тем, что действия Е.А.Дудникова, по мнению белорусских правоохранительных органов, были направлены, в т.ч. на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, весь судебный процесс проходил в закрытом режиме в соответствии с законодательством упомянутого государства. Присутствовать на заседаниях могли только участники данного процесса. Консульские должностные лица к таковым не относятся.

Посольство России в Белоруссии держит ситуацию вокруг российского гражданина на контроле, находится в постоянном контакте с адвокатом Е.А.Дудникова и его родственниками. В случае выявления нарушений его процессуальных прав Посольством будут приняты необходимые меры в рамках имеющихся полномочий.

Назад к оглавлению

Вопрос: Глава МИД Украины Д.И.Кулеба, заявил, что Киев работает над снятием ограничений на закупку вооружений через НАТО. Как Вы прокомментируете это заявление?

Ответ: Это не первое заявление. Они идут в русле заявленной политики, подтверждают наши опасения относительно того, что в руководстве Украины не намерены идти по пути мирного урегулирования внутриукраинского конфликта и планируют использовать силу против гражданского населения Донбасса, отказавшегося принять националистический режим, согласиться с антиконституционным «шабашем», который там творился, и с результатами государственного переворота в Киеве.

Страны НАТО активно участвуют в военном освоении территории Украины, накачивают её оружием, направляют туда своих военных специалистов. Делают это вопреки всем договоренностям, в том числе Минским соглашениям, которые являются обязательной к исполнению всеми государствами частью резолюции ООН. Только Вашингтон с 2014 г., согласно заявлениям высокопоставленных представителей Пентагона, потратил на нужды вооруженных сил Украины более 2,5 млрд долл. Не исключаю, что схема трат схожа с той, что была в Афганистане. Помним опубликованные доклады по коррупции. Видим, как поставляется оружие в практическом плане, направляются инструкторы, которые помогают киевскому режиму уничтожать собственное население. В бюджете на следующий год заложены еще 300 млн. Турция продаёт беспилотники, Франция – вертолёты и планирует отправку военных катеров, других вооружений. Существенный вклад в милитаризацию Украины вносит Великобритания.

Эту тему нельзя оставлять. Нужно поинтересоваться у стран-членов НАТО: понимают ли они, что из их оружия и при их помощи киевский режим будет расстреливать мирное население Украины? Можно спросить у представителей самой Украины, на какое сотрудничество с НАТО они рассчитывают? То, которое будет идти в русле уничтожения населения Украины? Ничего другого им пока не предлагают.

Назад к оглавлению

Вопрос: Белоруссия заявляет о необходимости проведения международного расследования по фактам, о которых рассказал перебежавший и попросивший убежища в Белоруссии польский военнослужащий Э.Чечко, в том числе о том, что он лично участвовал в убийствах беженцев на польской территории. Поддерживает ли Россия необходимость международного расследования? На каких международных площадках, на Ваш взгляд, оно может пройти? Как Вы в целом прокомментируете факты, о которых рассказал польский военный?

Ответ: Иного и не дано. Заявления Э.Чечко о причастности польских военных к убийствам беженцев серьезны и требуют проведения тщательного международного расследования. Какие тут могут быть варианты? Странно, что вместо предоставления аргументированных ответов на предъявленные обвинения польская сторона пытается дискредитировать личность Э.Чечко и отвлечь внимание от сути проблемы. Особенно это настораживает в условиях введенного Варшавой режима чрезвычайного положения, исключившего доступ на приграничную территорию представителей СМИ и гуманитарных организаций, и с учетом многочисленных фактов ее демонстративного пренебрежения своими обязательствами в области прав беженцев.

Случаи жестокого обращения польских пограничников и военных с мигрантами задокументированы как профильными структурами ООН и Совета Европы, так и агентством Евросоюза по безопасности внешних границ «Фронтекс». Сенсационной новости здесь нет. Новость только в подробностях и в том, что появился человек, рассказавший, как это происходит изнутри. Там творится полное безумие со стороны польских «военных». «Служащие» регулярной армии и правоохранительных органов так себя не ведут в отношении гражданского населения, тем более находящегося в ужасающей гуманитарной ситуации. Это противоречит любому уставу. Не знаю, как называть людей, которые с польской стороны занимаются этими «вещами». Против беженцев применяется спецтехника, собаки, слезоточивый газ (на самом деле, неизвестно, какие химические препараты используются), водометы, светошумовые гранаты и взрыв-пакеты. Там дети, женщины – люди! Каждый раз вынуждены говорить об этом, привлекая внимание к наиболее уязвимым категориям населения. Нельзя же всё «это» использовать к людям. Почему мы обязаны доходить до того, чтобы обращать внимание на присутствие там детей? Если просто взрослые, то использование этого комплекса «мер» – это нормально? Прорвавшихся на польскую территорию избивают и насильно выталкивают назад.

Разделяем нацеленность Минска добиться международного расследования произошедшего 16 ноября с.г. инцидента с распылением польскими силовиками на границе ядохимикатов, в результате чего 132 беженца, включая 23 ребенка, получили химические ожоги и повреждения легких. Хотелось, чтобы наши западные партнеры показали, где написано, что так можно. В документах ЕС, НАТО, в каких-то дополнительных трактовках? Заключая международные договоренности, они часто принимают у себя на национальном или региональном уровне некие «трактовки»? Может, у них где-то это сформулировано или «под сукном» положено прочтение правочеловеческих документов? Где написано, что так можно? Если нельзя, то надо не молчать, а осуждать и привлекать к ответственности. При этом ЕС и профильные международные организации в очередной раз громко и уверенно молчат. Делают вид, что ничего особенного не произошло.

В случае инициирования белорусскими коллегами расследования вопиющих фактов, озвученных Э.Чечко, окажем им необходимую поддержку, в т.ч. в русле наших взаимных обязательств в рамках «Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства».

Назад к оглавлению

Вопрос: В Белоруссии в феврале пройдет референдум по принятию поправок к конституции. Осуществляется ли взаимодействие с российской стороной? Планируется направлять наблюдателей?

Ответ: Организация референдума – исключительно внутреннее дело Белоруссии. В случае получения приглашения от белорусской стороны вопрос о направлении наблюдателей будет решен положительно.

Назад к оглавлению

Вопрос: Как Вы могли бы прокомментировать состоявшуюся в Москве 23-24 декабря с.г. первую встречу представителей общественности Азербайджана и Армении после завершения военного конфликта в Нагорном Карабахе? Как оцениваете итоги?

Ответ: Полагаем, что встреча «общественников» Азербайджана и Армении достигла своих целей – восстановления доброжелательного общения между представителями научных и творческих элит двух стран-соседей, создания благоприятного фона для последовательной нормализации отношений между Баку и Ереваном.

Участники были едины в том, что видят роль интеллигенции в снижении «градуса недоверия» между азербайджанским и армянским народами. Настрой на конструктивный диалог был продемонстрирован, в том числе при обсуждении таких чувствительных гуманитарных тем: возвращение Азербайджаном армянских военнопленных и передача Арменией оставшихся карт минных полей.

Будем и далее поддерживать это начинание. Подобная объединительная повестка чрезвычайно актуальна. Она содействует выходу на предметные договоренности и формирует атмосферу для движения вперед и по другим направлениям. В перспективе рассчитываем проводить такие контакты на регулярной основе, в т.ч. в Азербайджане и Армении.

Назад к оглавлению

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать сигналы, получаемые от США и НАТО по проектам российских предложений от 17 декабря с.г.? Министр иностранных дел России С.В.Лавров, говорил, что встречу в рамках Совета Россия-НАТО следует проводить военным. Был ли получен ответ?

Ответ: Уже прокомментировала сегодня. Готовимся к переговорам. Подробнейшим образом об этом говорил Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров в ходе интервью В.Р.Соловьеву. На данном этапе тема полностью раскрыта.

В состав межведомственной делегации входят представители военных ведомств, т.к. обсуждаются предметные вопросы стратегической стабильности и безопасности.

Назад к оглавлению

Вопрос: По сообщению ТАСС, на переговорах в Вене все стремятся к восстановлению СВПД в первоначальном виде. Условились именно так выстраивать дальнейшую работу. Каковы российские оценки?

Ответ: Неоднократно говорили о российских оценках. Непреложная истина – восстанавливать всегда сложнее, чем разрушать. Именно поэтому призывали американских партнеров одуматься, когда они в одностороннем порядке в нарушение ими же выработанных методов и форм выхода из договоренности из неё «убежали». Думаю, нынешние коллеги в Вашингтоне уже не раз пожалели о фатальном решении предыдущей администрации разорвать «ядерную сделку» с Ираном. Знаем, к чему приводит политика максимального давления. Результаты всегда заранее хорошо известны. Искренне надеемся и желаем американским партнерам не повторять в будущем подобных ошибок на других треках.

Основной вопрос сегодня состоит в том, как вернуть реализацию СВПД в устойчивое русло в соответствии с теми параметрами и условиями, которые были согласованы в 2015 г. и закреплены в резолюции Совета Безопасности ООН 2231. Есть чёткое общее понимание, что путь к поставленной цели лежит через исправление американской стороной всех допущенных ею нарушений и встречные шаги Тегерана по «разморозке» ранее приостановленных добровольных обязательств по ограничению иранской ядерной программы. Именно в этом направлении сегодня ведётся работа. Подчеркну, речь не идёт о заключении новой сделки взамен всеобъемлющих договорённостей 2015 г. Приходится методично, буквально по крупицам восстанавливать утраченный в результате действий США баланс интересов, на котором изначально строился СВПД.

Отмечаем обоюдный настрой участников переговоров в венском формате на скорейшее достижение результата. Не видим причин утверждать, будто иранская сторона «тормозит» процесс. Это не в её интересах, поскольку пока СВПД «буксует», незаконные американские санкции продолжают действовать.

Одновременно и Вашингтону необходимо осязаемо подкрепить свои неоднократные обещания вернуться в СВПД. Очевидно, что положение нарушителя резолюции СБ ООН 2231 создаёт американцам всё больший дискомфорт. Со своей стороны делаем всё необходимое, чтобы помочь им исправить положение: дипломатические усилия, конкретная работа, взаимодействие со сторонами.

Надеемся, что интенсивные переговорные усилия на венской площадке продолжатся, несмотря на противодействие оппонентов «ядерной сделки». Твёрдо исходим из того, что СВПД не имеет альтернативы. Убеждены, что его полноценное осуществление благоприятно скажется на политическом климате на Ближнем Востоке и в зоне Персидского залива, поспособствует снижению там напряжённости, укрепит доверие между странами региона. В гуманитарной области будут сняты острые вопросы, возникшие в связи с незаконным развитием событий из-за выхода США из сделки.

Назад к оглавлению

Вопрос: Как Россия относится к заявлению Н.В.Пашиняна о том, что карабахские азербайджанцы должны вернуться на малую родину, и Ереван не будет оспаривать их права на проживание в Карабахе?

Ответ: Ответ на Ваш вопрос содержится в Заявлении Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации от 9 ноября 2020 г. Пункт 7 этого документа гласит: «Внутренне перемещенные лица и беженцы возвращаются на территорию Нагорного Карабаха и прилегающие районы под контролем Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев».

Назад к оглавлению

Вопрос: Как в МИД расценивают недавнее заявление Министра иностранных дел Германии А.Бербок о том, что «Северный поток-2» имеет геостратегическую роль и не может считаться коммерческим проектом, что противоречит ранее озвученной позиции немецкого Канцлера О.Шольца? Вызывают ли подобные противоречия внутри немецкого правительства сомнения в его договороспособности? Будет ли этот вопрос обсуждаться в ходе предстоящего визита А.Бербок в Россию?

Ответ: Не считаю нужным комментировать каждое отдельное заявление, разделять, делаются ли они в официальном качестве или от лица представителя той или иной политическом силы. В этом конкретном случае оснований сомневаться в договороспособности официального Берлина не имеем. На одном из недавних брифингов говорили, что в случае появления у правительства Германии принципиальных разночтений, будем опираться на германское законодательство.

Всегда подчёркивали, что для российской стороны строительство «Северного потока – 2» изначально было и неизменно продолжает оставаться исключительно экономическим начинанием, реализуемым ПАО «Газпром» с целью энергообеспечения Европы, извлечения выгоды на законных основаниях, привлечения всех заинтересованных стран к взаимодействию на выгодных основаниях. Судя по упомянутому заявлению Федерального министра иностранных дел ФРГ А.Бербок, она придаёт «Северному потоку – 2» ещё и геостратегическое значение. Принимаем это к сведению.

Что касается возможного визита А.Бербок в Москву, то на сегодняшний день он ещё окончательно не согласован. В соответствии с приглашением, высказанным Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым в ходе телефонного разговора с главой МИД ФРГ 14 декабря 2021 г., прорабатываются сроки её приезда в Москву. Работа ведется. Будем информировать.

Назад к оглавлению

Вопрос: 28 декабря с.г. в Кабуле прошла протестная акция в поддержку прав женщин. Представители талибов открыли по протестующим огонь. Две женщины, насколько нам известно, получили ранения. К сожалению, подобное происходит в Афганистане за последние месяцы не в первый раз. Выражает ли Москва озабоченность подобными инцидентами и применением насилия против гражданского населения в ходе своих контактов с движением талибов? Какая позиция России по данному вопросу?

Ответ: Я бы не выделяла отдельное происшествие, как Вы это сделали в Вашем вопросе, потому что инцидентов, приводящих к жертвам среди мирного населения в Афганистане, немало. Говорить только об одной стороне этой проблемы и не говорить о происшествиях с другими представителями гражданского населения – неверно.

Происходящие в Афганистане инциденты, приводящие к жертвам, безусловно, вызывают у нас сожаление. Применение насилия против гражданского населения не может быть приемлемо ни в одной цивилизованной стране.

В контактах с новым руководством Афганистана обращаем внимание на необходимость соблюдения Кабулом фундаментальных прав человека, в том числе прав девочек на образование и женщин на работу. Обсуждаем в комплексе, не исключая и другие проблемные вопросы из нашего диалога.

Следует отметить предпринимаемые действующими афганскими властями усилия в этой сфере: примерно в трети провинций страны возобновлены полноценные занятия для девочек. Постепенно для них открываются двери и в высшие образовательные учреждения. Промедление в данном вопросе обуславливается неготовностью имеющейся в стране инфраструктуры из-за нехватки денежных средств по обеспечению раздельного обучения согласно исламским нормам.

В очередной раз призываем международное сообщество, в особенности страны Запада, несущие ответственность за текущую удручающую гуманитарную обстановку в Афганистане, предпринять срочные меры по освобождению афганских национальных активов (порядка 9,5 млрд долл.), жизненно необходимых для нормализации социально-экономического положения в стране.

Интересно получается. В своих заявлениях западные представители озабочены всем: положением девочек, женщин. Постоянно к чему-то призывают, что-то требуют, на чем-то настаивают, сопоставляют имеющуюся международно-правовую базу с национальным законодательством Афганистана.

Нет сомнений, что проблем немало. Есть сомнения в искренности занимающихся со стороны Запада подобной риторикой. Они прекрасно понимают текущую финансовую ситуацию в Афганистане, знают, что заблокированы средства. Отдают себе отчет, что если эти средства разблокировать, то деньги будут использоваться, в том числе для решения этих вопросов. От решения многих гуманитарных проблем (залогом этого является наличие финансов) во многом будет улучшаться ситуация и по столь животрепещущей для Запада теме положения женщин и девочек в Афганистане. Говоря о наличии проблем, западники тут же забывают о том, почему эти проблемы на сегодняшний день либо не решаются, либо усугубляются. Не хотят припоминать, кто несет за это глобальную ответственность. Начинают вновь, рассказывать о том, как нужно жить и что нужно сделать, не подразумевая даже упоминания о том, что сами могли бы сделать на этом треке.

Назад к оглавлению

Вопрос: Ранее Президент Молдавии М.Санду заявила, что не поедет на неформальный саммит глав СНГ в Санкт-Петербурге, поскольку так и не получила официального приглашения. Могут ли в МИД России подтвердить этот факт? Чем обусловлено подобное решение? Как в МИД оценивают нынешний уровень взаимоотношений с Молдавией?

Ответ: Саммиты, встречи на высшем уровне комментирует Администрация Президента Российской Федерации.

Могу рассказать о нынешнем уровне взаимодействия с Молдавией. Была некоторая пауза, вызванная электоральными процессами в этой стране. Россия постепенно возобновляет политический диалог с Кишиневом. Двусторонние контакты обретают регулярный, устойчивый характер.

В августе с.г. Кишинев посетил Заместитель Руководителя Администрации Президента России Д.Н.Козак. В октябре в Москву приезжали вице-премьеры Молдавии В.Кульминский и А.Спыну, в Афинах состоялась встреча Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко со спикером Парламента Республики Молдова И.Гросу.

17 ноября с.г. в ходе визита в Россию заместителя Премьер-министра, Министра иностранных дел и европейской интеграции Молдавии Н.Попеску подписаны Совместное заявление по случаю 20-летия двустороннего Договора о дружбе и сотрудничестве 2001 г. и План межмидовских консультаций на 2022-2023 гг. В настоящее время ведется работа по подготовке очередного, 17-го заседания двусторонней Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству.

Приветствуем настрой молдавского руководства на конструктивное, прагматичное сотрудничество с Россией, направленное на решение открытых и проблемных вопросов. Рассчитываем при этом, что соответствующие заявления молдавской стороны будут подкрепляться практическими шагами. Со своей стороны готовы к продолжению такого взаимодействия на принципах прагматизма и взаимного учета интересов. Регулярно комментируем возникающие сложности.

Рекомендую также ознакомиться с интервью заместителя Министра иностранных дел России А.Ю.Руденко по упомянутой теме, которое он дал агентству «Спутник» 27 декабря с.г.

Назад к оглавлению

Вопрос: Глава МИД Турции М.Чавушоглу на днях заявил о готовности Анкары вносить позитивный вклад в урегулирование ситуации, сложившейся в отношениях между Россией и НАТО. Как Москва представляет себе посредническую роль Турции в этом контексте?

Ответ: Насколько я понимаю, речь идет о высказываниях М.Чавушоглу в ходе пресс-конференции 27 декабря с.г.

Напомню, Турция – член НАТО. Решения там принимаются на основе консенсуса. Поэтому упомянутый в вопросе термин «посредничество» в данном случае вряд ли подходит. Реальным вкладом в улучшение отношений Россия-НАТО могла бы стать поддержка недавних российских предложений по проблематике гарантий безопасности. В частности, проект соглашения о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов Организации Североатлантического договора. Это и стало бы свидетельством значимой роли Турции в этом контексте – ее роли в НАТО, возможностей дипломатического мастерства. Напомню, решения в НАТО принимаются консенсусом.

Настроены поддерживать контакт с турецкими партнерами в интересах создания необходимой политико-дипломатической атмосферы и продвижения диалога по тематике безопасности на евроатлантическом пространстве.

Назад к оглавлению

Вопрос: Официальный представитель Движения талибов З.Муджахид заявил о намерениях талибов назначить посла Афганистана в Москве. При этом он выразил надежду на признание сформированного ими правительства. На какой стадии на настоящий момент находятся переговоры, и как Москва относится к таким планам Талибов?

Ответ: Не получали никаких уведомлений от афганских властей о решении направить своего посла в Российскую Федерацию.

Подчеркиваем, что о каких-либо переговорах на тему официального признания временного правительства Афганистана речи сейчас не идет. Талибам хорошо известна позиция России о необходимых для этого условиях: создание подлинного этнополитически инклюзивного правительства, принятие действенных мер по борьбе с терроризмом и наркопреступностью, соблюдение базовых правочеловеческих принципов.

Назад к оглавлению

Вопрос: Президент Украины В.А.Зеленский утвердил стратегию информационной безопасности государства, в ней информполитику России назвали угрозой, причем не только для Киева, но и для других демократических стран. В чем украинские коллеги увидели угрозу? Как Вы можете прокомментировать подобное заявление украинской стороны?

Ответ: Кажется, сам В.А.Зеленский стал угрозой как для Киева, так и для других государств Европы, в том числе в контексте сохранения демократических принципов и основ. Сегодня привели этому много примеров. Повторяться не хочется.

Всё, что выходит из-под пера «офиса» президента и «штампуется» киевским режимом, непосредственно и прямо угрожает государственности Украины. Это не какие-то оторванные от действительности слова. Это факт. Разобщённость украинского народа уже достигла каких-то катастрофических масштабов. Нерешенность проблем становится хронической. Они усугубляются во всех сферах жизни. Речь идет не о некоем «политическом» недовольстве электората, снижении рейтингов или дискуссиях в обществе, а о том, что Украина стала неуправляемой для народа, общества и элит этой страны. Это угроза национальной безопасности государства. Кто стоит во главе этих процессов? Какая информационная безопасность? Нашли, о чем озаботиться. Главную причину неудач что ли искали? Вот нашли.

Главное, чтобы западные и европейские кураторы это понимали. Действительно, Украина – европейская страна. С Украиной связано немало проблем у европейского континента. Это становится угрожающим для нашего общего пространства. Они должны понимать это, коль скоро взялись опекать, поддерживать и защищать юную украинскую «демократию».

Назад к оглавлению

Вопрос: Ранее в МИД России заявили, что Москва предлагает заключить соглашение о межгосударственном регулировании управления интернетом. Что это за проект? Известны ли какие-либо подробности на настоящий момент?

Ответ: Основные подходы России всегда сводились к курсу на интернационализацию управления сети интернет, равноправное участие государств в этом процессе и сохранение их суверенного права регулировать национальный сегмент Интернета.

Считаем, что Интернет должен оставаться открытым, нефрагментированным глобальным ресурсом, наделенным справедливым и по-настоящему международным механизмом управления, способным обеспечить уверенность, доверие и всеобщие равные возможности для всех пользователей. Исходим из того, что ни одно государство или группа стран не могут единолично устанавливать принципы, правила и стандарты функционирования глобальной сети. Это принципиальный российский подход. Он выработан не в этом году, а задолго до этого. Продвигаем свои подходы в данной сфере. Еще в 2017 г. Россия внесла соответствующие инициативы – выступила с идеей о принятии концепции конвенции ООН по институционализации вопросов регулирования безопасного функционирования и развития сети Интернет на основе равноправного участия мирового сообщества в управлении глобальной сетью.

Именно эти подходы и постулаты были озвучены заместителем Министра иностранных дел О.В.Сыромолотовым в интервью МИА «Россия сегодня» 29 декабря с.г.

Назад к оглавлению

Вопрос: Министр иностранных дел М.Чавушоглу заявил, что в Москве готовится встреча спецпредставителей Армении и Турции. Конкретных дат нет. Хотелось бы узнать, есть ли у Вас более подробная информация? В каком формате будет эта встреча? Россия здесь выступает как организатор, посредник или всего лишь предоставляет техническую возможность для контакта? И какие ожидания от этой инициативы?

Ответ: Наши подходы к теме нормализации отношений между Арменией и Турцией и возможной российской роли комментируем практически на каждом брифинге. Уделяем много внимания данной теме.

Исходим из того, что нормализация отношений между Ереваном и Анкарой способствовала бы оздоровлению общей обстановки в регионе и формированию атмосферы доверия и добрососедства.

Напомню, что мы не просто комментируем эту тему. В исторической перспективе Россией сделано немало как страной, желающей улучшить отношения между Арменией и Турцией. Назначение сторонами с этой целью специальных представителей – логичный и разумный шаг в развитие такого обоюдного стремления. Россия неоднократно заявляла о готовности оказать посреднические усилия, сыграть роль в этом урегулировании, подтверждала возможность для осуществления подобного контакта. После получения новой или дополнительной информации обязательно Вас проинформируем.

Назад к оглавлению

Вопрос: Недавно состоялось весьма значимое для соотечественников ёмкое и глубокое по смыслу выступление Министра иностранных дел С.В.Лаврова на заседании Комиссии по международному сотрудничеству и поддержке соотечественников за рубежом партии «Единая Россия».

Было сказано, что уже в начале 2022 г. будет готова новая редакция Концепции внешней политики Российской Федерации. Понятно, что поступательное развитие России и противодействие этому со стороны Запада создают новые реальности и требуют новой реакции на них.

Будут ли учитываться новые вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются соотечественники в условиях резкого обострения противостояния в мире? Ведется ли сейчас проработка этих вопросов?

Ответ: На постоянной основе отслеживаем вопросы соблюдения прав и законных интересов российских соотечественников за рубежом в рамках государственного мониторинга в этой области и в повседневной работе с представителями российского зарубежья. Есть соответствующие программы. Это заложено в Концепцию внешней политики Российской Федерации и другие доктринальные документы. Это является рутиной дипломатов российских загранучреждений и центрального аппарата МИД России. Основное внимание уделяем задачам по консолидации общины, сохранению общероссийской культурной и языковой идентичности, связей с Россией, решению конкретных насущных проблем наших соотечественников как в их диаспоральной жизни, так и в их ежедневных буднях.

Способствуем обеспечению доступа к отечественным информационным, образовательным и иным ресурсам, поощрению добровольного переселения на Родину. Палитра того, чем мы занимаемся на данном направлении, огромная.

Что касается учёта этих вопросов на концептуальном уровне, то хотели бы напомнить, что в 2020 г. поддержка соотечественников была впервые зафиксирована в Конституции одной из поправок в ходе всероссийского голосования (п. 3 ст. 69). Разумеется, принимаем данное направление нашей работы во внимание и при подготовке обновлённой редакции Концепции внешней политики, о чём сказал Министр иностранных дел России С.В.Лавров в своём выступлении на заседании упомянутой Комиссии партии «Единая Россия».

Работа идет по всем фронтам.

Назад к оглавлению

***

Завершая наш брифинг, хотела бы поздравить вас с наступающими праздниками, с Новым Годом. Пожелать вам от всего сердца благополучия, здоровья, душевных, физических сил на преодоление, к сожалению, возникающих в нашей жизни проблем и трудностей.

Могу вас заверить, что Министерство иностранных дел России как ведомство федерального уровня и как настоящая дипломатическая семья специалистов в сфере внешней политики и международных отношений стоит на страже интересов Родины и, как об этом говорил наш Министр С.В.Лавров, будет из этого исходить и впредь. Будем делать всё для защиты национальных интересов России.

С наступающими праздниками! Всех благ Вам и Вашим близким! До встречи в новом 2022 году.

 


Дополнительные материалы

  • Видео

  • Фото

Фотоальбом

1 из 1 фотографий в альбоме

Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска