16:35

Выступление и ответы на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-конференции Министра иностранных дел России С.В.Лаврова и Министра иностранных дел Азербайджанской Республики Д.А.Байрамова по итогам переговоров, Баку, 24 июня 2022 года

1331-24-06-2022

Уважаемый Джейхун Азизович,

Уважаемые дамы и господа,

Хотел бы выразить от имени делегации и себя лично признательность азербайджанским хозяевам за традиционно теплый, радушный прием и четкую организацию совместной работы.

Особые слова благодарности в адрес принявшего нас вчера Президента Азербайджанской Республики И.Г.Алиева, с которым провели продолжительную, доверительную и полезную беседу.

Сегодня с Д.А.Байрамовым в составе делегаций провели полноценные переговоры в развитие установок, согласованных на уровне президентов и подтвержденных вчера руководителем Азербайджана и воплощаемых в жизнь в контексте нового качества наших отношений – союзнического взаимодействия. На это качество отношений вышли достаточно давно. 22 февраля с.г. в ходе официального визита Президента И.Г.Алиева в Москву оно было юридически оформлено в соответствующей Декларации, ставшей рубежным документом в развитии наших связей. В ее подкрепление готовится несколько десятков отраслевых и межведомственных соглашений. Часть из них готова к подписанию, по остальным условились ускорить работу экспертов.

Регулярные контакты на уровне президентов и министров иностранных дел. Это наша четвертая личная встреча с Д.А.Байрамовым в текущем году. На постоянной основе осуществляются контакты по линии ведомств, занимающихся практической кооперацией. Выделю Межправительственную комиссию по торгово-экономическому сотрудничеству, выработавшую на заседании в апреле с.г. целый ряд полезных рекомендаций, позволяющих эффективно развивать и углублять экономическое, инвестиционное, финансовое взаимодействие на новых условиях.

Отмечу особые достижения в сфере товарооборота. В 2021 году он вышел на рекордный уровень, достигнув практически 3,5 млрд долл. США. На повестке дня продвижение практических проектов, включая такие флагманские проекты, как производство грузовиков «ГАЗ», развитие сервисного центра АО «Вертолеты России». Новый проект, который условились активно предметно прорабатывать, – это коридор «Север – Юг» и его часть, проходящая по территории России, Азербайджана и Ирана.

Подтверждаем заинтересованность российских экономических операторов в подключении к постконфликтному восстановлению азербайджанских территорий.

Поощряем регулярную практику бизнес-миссий и встреч в рамках деловых форумов.

Развивается межпарламентское сотрудничество. Особое удовлетворение вызывает развитие связей в культурно-гуманитарной и образовательной сфере. Ценим образцовое отношение азербайджанских друзей к русскому языку и культуре. Будем продолжать взаимодействие на этом поприще.

В этом году более 20 мероприятий, посвященных 30-летию установления дипломатических отношений, касаются гуманитарной сферы. К юбилею приурочено издание сборников российско-азербайджанских документов. Осенью продолжится фестиваль «Дни культуры Азербайджана в России», состоится выставка Российского этнографического музея под названием «Русские красавицы» и гастроли российских театров в Азербайджане.

На будущий год также запланированы Дни российской культуры в Азербайджане, новый форум «Диалог библиотекарей» и целый ряд других мероприятий. На основе указаний наших президентов продолжаем практическими делами приумножать доставшиеся нам в наследство дружбу, взаимное уважение, веками связывающих народы России и Азербайджана.

Подписали сегодня еще один документ, укрепляющий договорно-правовую базу. – Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. Договорились провести инвентаризацию всей договорно-правовой базы, насчитывающей более 200 документов, принятых за последние 30 лет. Важно посмотреть, какие дополнительные шаги требуется предпринять, чтобы она соответствовала требованиям сегодняшнего дня.

Констатировали совпадение или близость подходов по большинству ключевых проблем современности. Обсуждали задачи по укреплению мира, безопасности и стабильности на Южном Кавказе. Подтвердили безальтернативность выполнения всех договоренностей, закрепленных в трех заявлениях лидеров Азербайджана, Армении и России от 9 ноября 2020 г., 11 января и 26 ноября 2021 г., касающихся практически всех аспектов постконфликтного урегулирования в регионе. Выразили удовлетворение работой вице-премьеров в составе Трехсторонней рабочей группы по разблокированию всех транспортных и экономических связей на Южном Кавказе. Они встречались 3 июня с.г. в Москве и через две недели провели еще одну неформальную встречу в рамках XXV Петербургского международного экономического форума. Констатировали, что последние контакты позволили существенно приблизиться к достижению окончательных договоренностей по железнодорожным и автомобильным маршрутам.

Подчеркнули необходимость скорейшего возобновления и продолжения работы Комиссии по делимитации армяно-азербайджанской границы. Российская сторона в соответствии с договоренностью лидеров трех стран будет готова оказывать необходимые консультативные услуги, равно как и содействовать заключению мирного договора между Баку и Ереваном, с инициативой которого выступили азербайджанские друзья.

Согласились с необходимостью продолжать взаимодействие в формате «3+3». Имею ввиду три страны Южного Кавказа и их «больших» соседей (Иран, Турцию и Российскую Федерацию).

Особое внимание уделили каспийской проблематике. Вчера на встрече с президентом и сегодня в ходе переговоров главный акцент делаем на необходимости полного выполнения важнейшего документа – Конвенции о правовом статусе Каспия. Есть общее понимание, что лидеры пяти каспийских государств во время встречи 29 июня с.г. в Ашхабаде подтвердят значение этого документа и ключевых принципов, заключенных в нем.

Поделились оценками и информацией о ходе специальной военной операции российских вооруженных сил на Украине совместно с ополчениями ДНР и ЛНР. Ценим взвешенное, ответственное отношение азербайджанского руководства к происходящему и понимание обстоятельств, которые накапливались долгие годы и привели к нынешней ситуации не только и не столько на Украине и вокруг нее, сколько ситуации в сфере европейской безопасности. Ранее вся её архитектура была согласована, но в последние годы планомерно разрушалась нашими западными коллегами.

Есть диалог и по ряду других вопросов региональной и международной повестки дня, включая взаимодействие в ООН, ОБСЕ. Удовлетворены, как развивается наш дипломатический диалог, явно помогающий дополнять двусторонние экономические, гуманитарные и иные связи сотрудничеством во внешнеполитической сфере.

Еще раз выражаю признательность за приглашение и гостеприимство, которые мы здесь всегда ощущаем.

Вопрос: Президент Азербайджана И.Г.Алиев заявил о необходимости «попрощаться» с посредничеством Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию в связи с отсутствием каких-либо результатов в течение двадцати лет деятельности. Разделяет ли Россия точку зрения президента Азербайджана? Какие возможные новые форматы по карабахскому урегулированию рассматривает Россия и Азербайджан на замену Минской группы ОБСЕ? Обсуждался ли этот вопрос в ходе сегодняшних переговоров?

С.В.Лавров: Не обсуждали Минскую группу как таковую, потому что она прекратила свою деятельность по инициативе американских и французских участников. Мы обсуждали процессы постконфликтного урегулирования. База для этих новых процессов заключается в трёх трёхсторонних заявлениях руководителей России, Азербайджана и Армении. По сути дела, после событий сентября, октября и ноября 2020 г. все наработки, которые имелись и долгие годы обсуждались без видимых результатов, были, как говорится, ««overtaken by events». Сами события на «земле» эти документы оставили позади. Это объективная реальность. Три заявления, которые лидеры России, Азербайджана и Армении подписали, сейчас всеми признаются в качестве основы для движения по окончательному «закрытию» всех остающихся вопросов.

Исходим из этого. Эту реальность осознают и наши европейские соседи, всячески пытающиеся внедрить усилия ЕС в решения остающихся задач. Все они признают, что эти задачи изложены в трёх документах, о которых я упомянул и никоим образом не связаны ни с деятельностью Минской группы ОБСЕ, ни с теми наработками, которые в рамках этой группы имелись за исключением конечной цели. Она была в том, чтобы освободить районы, окружающие Карабах и решать вопросы жизнедеятельности самого Карабаха и его населения.

Вопрос: Вопросы построения мира в регионе, в том числе делимитации границ, налаживания коммуникаций были широко обсуждены на встрече. Однако наблюдения со стороны дают основания полагать, что Армения вновь пытается не выполнять свои обязательства, при этом выиграть время. В стране в наглядной степени наблюдаются реваншистские устремления. Безусловно, решение о нормализации отношений требует значительной политической воли. Азербайджан уже её проявил. Как Вы видите роль мирового сообщества, в частности России, в обеспечении недвусмысленного, однозначного подхода со стороны Армении по данному вопросу?

С.В.Лавров: У Вас солидное заявление. Говорили буквально пару недель назад в Ереване в ходе моего визита с премьер-министром и с министром иностранных дел. Они подтвердили свою готовность к участию во второй встрече в рамках комиссии по делимитации. Эта встреча согласована в Москве (на нашей территории). Сейчас подбираем даты, которые будут удобны обеим сторонам.

Не видел, откуда бы то ни было сигналов о том, что стороны передумали или одна из них не хочет участвовать в этой работе. Напротив, получил подтверждение в Ереване и сегодня в ходе переговоров, что делимитация – это важный компонент всех усилий на нынешнем этапе.

Спасибо, что Вы сказали мировое сообщество, то есть Россия.

Вопрос: Украина и Молдавия теперь официальные кандидаты на вступление в ЕС. Шарль Мишель назвал этот момент историческим. На Ваш взгляд это решение ЕС будет иметь хоть какие-то практические последствия? Или это просто показательная акция против России?

С.В.Лавров: Наша позиция всегда исходила из того, что ЕС не является военно-политическим блоком. В отличие от Североатлантического альянса развитие его отношений с любыми странами, которые того желают, не создают для нас никаких угроз и рисков. Об этом ещё раз подтвердил Президент России В.В.Путин, выступая на ПМЭФ.

Вместе с тем, прекрасно отдаём себе отчёт в том, что Евросоюз за последние несколько лет сильно эволюционировал, если не сказать мимикрировал в направлении обретения агрессивной идеологической подоплёки, прежде всего русофобской. Сами руководители ЕС, когда они публично читают строгие нотации странам либо имеющим статус кандидата, либо желающим приобрести такой статус, прямо заявляют: если страна-кандидат, то у неё нет иного выхода, кроме как поддерживать все без исключения внешнеполитические подходы Евросоюза, в том числе все меры, принимаемые в отношении Российской Федерации (это почти цитата). Именно так европейские чиновники адресуют свои требования, в частности Сербии. Эта страна является кандидатом, но категорически не хочет утрачивать, как все остальные, свою независимость и присоединяться к решениям, которые напрямую противоречат её коренным интересам – в данном случае отношениям с Российской Федерацией. Наша страна была одна из немногих в те годы, когда НАТО совершила агрессию против Югославии в грубейшее нарушение всех принципов ОБСЕ. Это была первая ситуация, когда страны ОБСЕ атаковали и разбомбили, в том числе гражданскую инфраструктуру, государство, входившее в ОБСЕ. Там бомбили мосты, железнодорожные пассажирские составы, телецентр и прочие сугубо гражданские объекты. Сербия не хочет забывать о той солидарности, которую проявила в те годы Россия. Надо как минимум уважать сербский народ и его историческую память. Уже не говорю об истории более давних лет: Вторая мировая война и другие предшествовавшие ей события в нашей общей истории.

Это беспардонное и бесцеремонное требование ЕС: если хочешь у них быть кандидатом, то на пути к членству обязан занять русофобскую позицию. Евросоюз доказывает, что он не хочет никаких объединительных тенденций в Европе, не выполняет и не собирается выполнять имевшиеся договорённости между Российской Федерации и странами ЕС относительно развития общих пространств в экономике, гуманитарной сфере и внутренней безопасности, не хочет выполнять задачи, сформулированные в русле высоких целей: создание общего пространства от Атлантики до Тихого океана и т.д. Всё это позади, в прошлом. Будем реально смотреть на поведение ЕС и следить за теми реальными шагами, которые он предпринимает и как страны-кандидаты подчиняются этим требованиям или пытаются проявить свою самостоятельность.

У нас мало иллюзий, что нынешняя русофобская заряженность ЕС каким-то образом «рассосётся» или изменится в обозримой или долгосрочной перспективе. Путь, который европейцы выбрали, напоминает время начала Второй мировой войны. А.Гитлер под свои знамёна собрал значительную, если не бо́льшую часть европейских стран для войны против Советского Союза. Вот сейчас так же, в том числе и ЕС вместе с НАТО, собирают современную коалицию для борьбы, а по большому счёту «войны» с Российской Федерацией. Будем на всё это смотреть внимательно.

Вопрос: Вопрос касается сотрудничества двух государств в области СМИ. Как было вами отмечено, сегодня в ходе встречи было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере информационной безопасности между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией. Медиапространство именно та сфера, где, к сожалению, на сегодняшний день наблюдаются некоторые проблемы. В частности, на территории Российской Федерации заблокирован ряд азербайджанских информационных ресурсов. По всем нам известной причине на территории Азербайджана заблокировано информационное агентство «РИА Новости». Принимая во внимание вышеуказанные проблемы, а также подписанные сегодня Соглашения о сотрудничестве в сфере информационной безопасности как Вы оцениваете нынешний уровень, а также перспективы будущего развития сотрудничества между Азербайджаном и Россией в данной области?

С.В.Лавров: Это два абсолютно разных вопроса.

Соглашение, которое сегодня подписали о международной информационной безопасности касается не деятельности СМИ, а тех проблем, которые создаются в киберпространстве в результате попыток использовать киберпространство в военных целях. Это темы, которые давно обсуждаются в ООН. Россия была инициатором этих дискуссий. Там сейчас созданы специальные структуры для разработки правил поведения в киберпространстве, как с точки зрения недопущения использования этой среды в военных целях, так и (параллельный процесс) недопущения использования киберпространства в преступных целях.

Что касается СМИ. Сегодня, как и вчера с Президентом Азербайджана, обсуждали эту тему. У нас есть понимание причин, по которым то или иное решение на той или иной стороне принимается. Знаем примеры, которые приводит одна и другая сторона.

У нас есть общее понимание того, что на основе уважения законов друг друга и на основе уважения опирающихся на эти законы принципов свободы информации, проведем специальную серию мероприятий между руководителями ведущих СМИ с обеих сторон, включая владельцев, собственников социальных сетей. Откровенно поговорим о том, как мы освещаем события на территории друг друга, исходя из соответствующих законов. У нас есть согласие, что такую работу и такие консультации организуем под эгидой информационных служб министерств иностранных дел.


Дополнительные материалы

  • Видео

  • Фото

Фотоальбом

1 из 1 фотографий в альбоме

Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска