Комментарий официального представителя МИД России М.В.Захаровой по итогам заседания Совета Безопасности ООН по проблематике противодействия бесконтрольному распространению оружия в рамках председательства Российской Федерации
10 апреля в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялось первое центральное мероприятие под российским председательством в Совете Безопасности всемирной организации, а именно: открытые дебаты по рискам, порождаемым нарушением обязательств по межгосударственным поставкам продукции военного и двойного назначения. Как показала дискуссия, подходы Российской Федерации к указанной проблематике разделяют многие государства-члены из числа союзников, традиционных партнеров и единомышленников нашей страны, прежде всего, Белоруссия, КНР, Индия, Иран, Бразилия и целый ряд других стран Азии, Африки и Латинской Америки. Речь в данном контексте шла, в частности, о строгом соблюдении государствами своих обязательств политического и юридического свойства по основным международным и региональным инструментам в сфере контроля за продукцией военного назначения: Регистру обычных вооружений ООН, Программе действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли легким и стрелковым оружием (ЛCO), Международному договору о торговле оружием (МДТО), «Общей позиции» Евросоюза, устанавливающей правила по контролю за экспортом военных технологий и оборудования.
Первые два из вышеприведенных инструментов определяют основные принципы, регулирующие международное военно-техническое сотрудничество, среди которых: транспарентность и доверие в области профильного взаимодействия; надежное перекрытие каналов перетока ЛCO в «теневой» сектор посредством обеспечения государственного контроля за его оборотом на протяжении всего «жизненного цикла»; противодействие производству ЛСО по истекшим лицензиям или без лицензий; регламентация брокерской деятельности в данной сфере; строгое соблюдение порядка оформления сертификатов конечного пользователя; недопущение несанкционированного реэкспорта ЛCO.
Что касается МДТО и «Общей позиции ЕС», то они напрямую запрещают передачу обычных вооружений и боеприпасов при наличии достоверных сведений о том, что это военное имущество будет использовано для совершения актов геноцида, преступлений против человечности, серьезных нарушений Женевских конвенций 1949 года, нападений на гражданские объекты и других военных преступлений. Кроме того, указанные международные договоренности не допускают выдачу лицензий на экспорт оружия, если оно будет способствовать возникновению или обострению вооруженных конфликтов на территории страны-получателя.
С сожалением приходится констатировать, что со стороны западной «тройки» постоянных членов Совета Безопасности вновь последовали антироссийские выпады и огульные обвинения в созданном ими же при поддержке других евроатлантических союзников кризисе вокруг Украины. Таким образом, вопреки конструктивному настрою большинства членов Совета Безопасности и присоединившихся к дискуссии делегаций других государств-членов ООН, начавшийся было предметный и вполне профессиональный разговор был сведен к безответственной политической демагогии, нацеленной на дальнейшую дискредитацию Российской Федерации и других государств, которые в состоянии еще противостоять неоколониальным амбициям «коллективного Запада».