Выступление руководителя Делегации Российской Федерации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями К.Ю.Гаврилова на 1048-м пленарном заседании Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, 7 июня 2023 года
Пункт повестки дня: «Диалог в области безопасности»
Тема: Кодекс поведения ОБСЕ, касающийся военно-политических аспектов безопасности
Госпожа Председатель,
Выражаем решительный протест в связи с очередным вопиющим проявлением председательством Болгарии ангажированного и политизированного подхода при формировании программы работы Форума по сотрудничеству в области безопасности (ФСОБ).
В распространённой накануне концептуальной ноте к «Диалогу в области безопасности» по проблематике Кодекса поведения ОБСЕ, касающегося военно-политических аспектов безопасности, содержатся неподобающие пассажи о «российской агрессивной войне против Украины», а также безоговорочные обвинения Российской Федерации в нарушении международного гуманитарного права (МГП), которые болгарская сторона самовольно поставила во главу угла сегодняшней дискуссии. И это несмотря на то, что председательство ФСОБ не наделено полномочиями по вынесению оценок касательно выполнения государствами-участниками положений Кодекса. Квалифицируем этот шаг как грубое нарушением норм, правил и традиций директивного переговорного органа ОБСЕ.
Констатируем, что Вы как Председатель Форума не прислушались к заявлениям российской делегации о неприемлемости использования с Вашей стороны любых неконсенсусных формулировок, а также необходимости согласования повестки дня ФСОБ со всеми без исключения государствами-участниками, включая Россию. Вы проигнорировали наши озабоченности в связи с несбалансированной представленностью основных докладчиков в президиуме ФСОБ, что вызывает обоснованную тревогу за дальнейший ход дискуссий по военно-политическим аспектам европейской безопасности и ведёт к обострению кризисных тенденций в ОБСЕ.
Тот факт, что это происходит именно в период председательства Болгарии на Форуме, свидетельствует о том, что болгарская сторона использует полномочия председателя для продвижения узконациональных и блоковых приоритетов, игнорируя мнение других государств-участников. Считаем, что это является нарушением Правил процедуры ОБСЕ.
Вынуждены напомнить очевидную истину о неприемлемости использования Форума в качестве инструмента реализации политических преференций председательства. ФСОБ – платформа для диалога и сотрудничества, ради поддержания которых почти полвека назад созывалось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Вызывает глубокую тревогу тот факт, что в последние два месяца регулярно имели место недопустимые случаи злоупотребления этим ценным ресурсом.
Исключительно по причине искреннего уважения такого фундаментального документа ОБСЕ, как Кодекс поведения, касающегося военно-политических аспектов безопасности, сегодня российская делегация не будет блокировать принятие повестки дня заседания ФСОБ. Но впредь в контактах с будущими председательствами Форума будем руководствоваться принципом «что посеешь, то и пожнёшь». Российская сторона не допустит превращения ФСОБ в «судилище» или инструмент для изоляции «неугодных» государств – участников ОБСЕ. Будем особо подходить к заседаниям, концепция которых не согласована с российской стороной.
Отдельно хотели бы отметить: сожалеем, что государства – участники ОБСЕ второй год подряд не смогли достичь консенсуса о созыве Ежегодного обсуждения его реализации. Понимаем, что в нынешних условиях препятствование проведению традиционных военно-политических мероприятий годового цикла ОБСЕ – это удобный для западных делегаций ход, который позволяет им посредством пронатовского председательства ФСОБ выносить на повестку заседания только те аспекты Кодекса, которые представляются для них удобными. Что ж, нам есть, что на это ответить.
Госпожа Председатель,
Российская Федерация всегда твёрдо придерживалась вектора на построение общего пространства мира и стабильности на принципах равноправного сотрудничества и взаимного доверия, без опоры на баланс угроз и контругроз. Мы последовательно выступали за демилитаризацию в Европе, за вывод фактора применения силы или угрозы её применения за скобки общеевропейского уравнения безопасности. И сейчас продолжаем исходить из безальтернативности постулата о том, что Кодекс остаётся одним из основополагающих документов, призывающих государства – участники ОБСЕ строить отношения на основе суверенного равенства, взаимного уважения и фундаментальных принципов безопасности.
К сожалению, чем дальше, тем более очевидным становился тот факт, что некоторые государства вспоминают об этих принципах лишь тогда, когда это им выгодно. Приведу лишь несколько примеров.
В 1999 г. так называемый оборонительный альянс НАТО без мандата ООН развязал войну против Югославии, а по факту против Сербии. Основанием стали фальсифицированные данные о массовых убийствах сербскими войсками мирных косоваров. Война привела к тысячам жертв среди мирных граждан и нанесла тяжёлый урон сербской экономике и экологии страны.
В 2003 г. без санкции ООН, на основании предъявленных США фальсифицированных данных о разработке ОМУ была начата война против Ирака. Агрессия американцев и их союзников привела к гибели десятков тысяч мирных граждан, разрушениям инфраструктуры и экономики страны. Преступлений Вашингтона против населения Ирака не счесть, чего стоят одни только свидетельства пыток сотрудниками ЦРУ и военными США заключённых в тюрьме Абу-Грейб, а также совершённое ими громкое убийство в Махмудии.
В 2011 г. война НАТО против Ливии происходила с грубейшими нарушениями резолюции СБ ООН № 1973 и представляла собой вооружённое вмешательство войск НАТО во внутренний этнополитический конфликт для поддержки одной из его сторон и физического устранения М.Каддафи.
На протяжении нескольких лет осуществлялось вмешательство западных государств во внутренние дела Сирии с целью свержения её законно избранного руководства. Часть страны, наиболее богатая природными ресурсами, до сих пор незаконно оккупирована армией США.
Готовы услышать вопрос: какое отношение Югославия, Ирак, Ливия и Сирия имеют к Кодексу? Ведь это «прошлое, достойное учебников истории», а некоторые из указанных примеров не относятся к региону ОБСЕ. Ответим вопросом на вопрос: а что, у вас два набора стандартов – один для самозваного «цивилизованного мира», а другой для «всех остальных»?
Сегодня обсуждение Кодекса поведения проходит на фоне инициированной «коллективным Западом» тотальной «гибридной» войны против России. И громадная дистанция между положениями Кодекса поведения и реальной действительностью становится все более очевидной. В ряде случаев мы вообще не находим ничего общего между обязательствами, закреплёнными в этом документе, и действиями западных государств, нацеленными на подрыв международного правопорядка.
Взять к примеру положения пункта 3 главы III, где говорится, что они не будут укреплять свою безопасность за счёт безопасности других. Российская Федерация десятилетиями предпринимала честные усилия по укреплению европейской архитектуры безопасности. В декабре 2021 г. мы передали США и НАТО проект документа по гарантиям безопасности для снижения напряжённости в Евроатлантике, в основе которых лежали именно эти принципы. Однако 10 января 2022 г. в ходе консультаций в Женеве американская сторона чётко дала понять, что никаких военных ограничений ни для себя, ни для НАТО, ни для Киева она не допустит.
Уже давно было понятно, что антироссийский вектор деятельности «коллективного Запада», теперь уже воплощённый «в железе», направлен на нанесение нашей стране максимального ущерба. НАТО вплотную приблизилась к нашим границам. Всё громче декларируется и заветная «мечта» – «победа над Россией на поле боя любой ценой и чужими руками», а заодно и «деколонизация» России. Инструментом этого курса стала Украина. За участие в геополитическом гамбите США она расплачивается жизнями своих граждан, суверенитетом, территорией. После профинансированного и организованного из-за океана в феврале 2014 г. государственного переворота «коллективный Запад» продолжает «накачку» этой страны всеми видами вооружений с расчётом на дальнейшую эскалацию.
В нарушение статей 6 и 17 Кодекса государства Запада продолжают покрывательство и – фактически – покровительство террористическим актам «майданного режима», включая убийства российских журналистов Д.Дугиной и В.Татарского, покушение на публициста З.Прилепина, а также диверсии на газопроводах «Северный поток» и Крымском мосту. Провозгласившие себя «цивилизованными» западные «поборники прав человека» до сих пор не осудили бесчинства украинских нацистов и бандитов, совершивших кровавые преступления в Одесском доме профсоюзов. С их молчаливого согласия продолжаются диверсии и теракты против мирного населения. Достаточно вспомнить трагедии в Мариупольском роддоме и драматическом театре, обстрелы тактической ракетой «Точка-У» железнодорожной станции в г. Краматорск. Зато гипертрофированное внимание ими уделяется грубым антироссийским фальшивкам, цель которых – обвинить нашу страну, раздуть русофобскую истерию, ввести санкции, а затем «опустить концы в воду». Именно так украинские и англосаксонские спецслужбы сработали в Буче. Поэтому бывшие партнёры и не спешат передавать нам затребованные результаты патологоанатомической экспертизы тел погибших.
Как следствие – разработанная нашими предшественниками система европейской безопасности переживает глубокий кризис. Первопричиной стало стремление отдельных государств-участников нашей Организации подменить международное право и Устав ООН неким «порядком, основанным на правилах». Эти «правила» никто не видел, они не были предметом прозрачных международных переговоров. Они изобретаются и применяются с целью противодействия естественным процессам формирования новых самостоятельных центров развития, которые Запад пытается сдержать нелегитимными односторонними мерами. В отчаянной попытке утвердить своё господство через наказание непослушных Вашингтон и подчинившиеся ему союзники задействуют свои «правила» всякий раз, когда нужно оправдать нелегитимные шаги против тех, кто выстраивает свою политику в соответствии с национальными интересами, международным правом и отказывается следовать корыстным интересам «золотого миллиарда». Несогласных заносят в «чёрный» список.
В этих условиях считаем недопустимыми попытки дискредитировать действия России, которые осуществляются в полном соответствии со статьей 51 главы VII Устава ООН. Российская Федерация реализует свое право на защиту от угроз, которые страны НАТО целенаправленно, годами создавали в отношении безопасности жителей Донбасса и России в целом.
Госпожа Председатель,
Делегации, распространяющие лживый тезис о «неспровоцированном» характере спецоперации, намеренно подменяют понятия. Всё это – лишь ширма для их широкомасштабных нарушений Кодекса поведения ОБСЕ.
«Визитная карточка» США и НАТО – активное использование на Украине структур, деятельность которых практически не регулируется международным правом, в том числе Кодексом. И именно такие методы позволяют нашим коллегам делать вид, что они остаются приверженными принципам, закреплённым в этом документе.
Достаточно вспомнить, что подготовка к организованному Вашингтоном антиконституционному госперевороту в Киеве в феврале 2014 г. велась с активным использованием негосударственных субъектов. Разумеется, те, кто пришёл к власти в результате coup d’etat, не были щепетильны в выборе средств. Они сразу же нарушили пункт 25 Кодекса, в соответствии с которым «государства-участники не будут допускать существования сил, неподотчётных их конституционно учреждённым органам власти или не контролируемых ими, и не будут поддерживать такие силы». Именно такие «силы», причём крайне националистического и неонацистского характера, стали главным инструментом переворота. А в последующем финансируемые олигархами и подчиняющиеся им «частные армии», несмотря на попытки некоей «интеграции» в «официальные военные структуры», в большинстве так и остались неконтролируемыми. Более того, теперь уже «хвост виляет собакой».
С самого начала специальной военной операции США и их союзники по НАТО активно содействуют вербовке иностранных наёмников, которые стекаются на Украину не только из государств Европы и Северной Америки, но и из всех «горячих точек» мира. Таким образом западные «заказчики» боевых действий на Украине пытаются компенсировать нарастающее количество военных провалов киевского режима и массовых ежедневных потерь в живой силе и технике.
Вызывают серьёзную озабоченность действия по вербовке представителями спецслужб США террористов ИГИЛ в Сирии для отправки на Украину. В целях сбора экстремистов используется база вооружённых сил США «Эт-Танф» и прилегающая к ней зона. Активную помощь спецслужбам оказывают американские ЧВК, которые привлекают на Украину опытных джихадистов с Ближнего Востока. Международное сообщество хорошо помнит, как в антисоветском угаре США поддерживали талибов в Афганистане – в результате получили 11 сентября 2001 г. Сейчас Вашингтон и его европейские сателлиты снова взялись прикармливать неонацистов и бандеровцев. Что американцы, их союзники, да и вся Европа могут получить в будущем – нетрудно спрогнозировать.
ВФУ и сама Украина, по сути, превратились в натовскую ЧВК. Им платят деньги, снабжают оружием и разведданными, говорят, куда стрелять и где атаковать. Страдает же от этого украинский народ, который заставляют воевать ради чужих целей. В подтверждение этого министр обороны Украины А.Резников заявил: «Мы выполняем миссию НАТО без потери их крови, но с потерей нашей. Поэтому Запад нам должен давать больше денег и оружия». Вот она формула войны НАТО по доверенности «до последнего украинца»!
В этих условиях неудивительно, что Запад продолжает лицемерно закрывать глаза на то, как Украина при активном содействии зарубежных наёмников и ЧВК массово совершает военные преступления и нарушает права человека. Приведём основные типы нарушений международного гуманитарного права Киевом:
- бесконтрольная раздача оружия;
- использование гражданского населения в качестве «живого щита»;
- перемещение военных на медицинском и других видах транспорта с «мирной» маркировкой;
- пытки и убийства военнослужащих и гражданских лиц;
- применение негуманного оружия с большой площадью поражения;
- препятствование эвакуации мирного населения;
- целенаправленные обстрелы гражданских объектов.
Предвидим ритуальные возражения западных делегаций, что это – пропаганда. Тем не менее, в опубликованном 4 августа 2022 г. докладе международной правозащитной организации «Amnesty International» было признано, что украинские военнослужащие подвергают опасности гражданское население, размещая военнослужащих и системы вооружения в жилых районах, в непосредственной близости от школ и больниц. Применение украинскими вооружёнными силами негуманного оружия, включая фугасные осколочные боеприпасы с большим радиусом поражения в жилых районах ДНР и ЛНР, приведшее к многочисленным жертвам среди гражданского населения, отмечалось в докладе БДИПЧ ОБСЕ от 14 декабря 2022 г. Кстати, весьма показательно, что в недавнем материале НПО «Human Rights Watch» о применении кассетных боеприпасов ответственность за ущерб от этого вида оружия возлагается и на США, которые замалчивают факты их использования Киевом.
Осмелятся ли коллеги сегодня спорить с докладами упомянутых международных структур?
Несмотря на то, что Украина является участником ряда региональных и международных договоров по правам человека, существует колоссальное количество фактов, свидетельствующих о применении пыток в отношении наших солдат, оказавшихся в украинском плену. 24 марта 2023 г. глава Мониторинговой миссии ООН по правам человека М.Богнер подтвердила, что порядка половины российских военнопленных, с которыми провели интервью, рассказали о жестоком обращении со стороны ВСУ и СБУ. Их избивали, стреляли в ноги, пытали электрическим тоном, применяли секснасилие или угрожали смертью, в том числе путём имитации казни.
Констатируем – в стенах Хофбурга прямо покрываются эти преступления. Речь идёт о грубых нарушениях украинской стороной Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г., запрещающей жестокое обращение, пытки и истязания пленных. Если у кого в этом зале ещё и остались сомнения в издевательском отношении к нашим солдатам, предлагаем ознакомиться с видеоматериалами, которые мы распространили среди государств-участников сегодня утром.
Каким бы ни было разрешение конфликта на Украине, уже сейчас ясно, что в его ходе были полностью проигнорированы пункты 30, 31 и 34 Кодекса поведения, что, в свою очередь, будет иметь юридические последствия для нарушителей. Вызванные действиями киевских силовиков массовая гибель тысяч мирных жителей, пытки, разрушения инфраструктуры целых регионов, оказавшихся в ситуации гуманитарной катастрофы, фиксируются Следственным комитетом России. В судах новых регионов нашей страны к наказанию уже приговорены украинские неонацисты, совершившие особо тяжкие преступления против мирных жителей Донбасса. Аналогичным образом перед судом в России предстанут иностранные наёмники, которые обвиняются в ведении боевых действий против ЛНР и ДНР, обучении и вербовке «солдат удачи». У нас уже действует международный общественный трибунал, документирующий свидетельские показания. Готовится к запуску работа по созданию полноценного международного трибунала, опирающегося на международное право.
Госпожа Председатель,
В завершение хотели бы прокомментировать один из пунктов концептуальной ноты к заседанию, а именно – об ознакомлении национальных ВС с нормами и принципами МГП. Минобороны России и другие силовые структуры уделяют большое внимание вопросам изучения личным составом права вооружённых конфликтов и контролю за неукоснительным его выполнением, а меры уголовной ответственности за преступления по МГП содержатся в Уголовном кодексе нашей страны. За эти деяния предусмотрены особо суровые наказания. Нормативно-правовая база постоянно обновляется и совершенствуется, что отображено в национальных ответах на Вопросник по Кодексу поведения.
Армия России и бойцы добровольческого формирования «Вагнер» оказывают любую возможную помощь гражданскому населению, находящемуся непосредственно на арене боевых действий и страдающему от действий украинских военнослужащих и нацбатальонов. Комплексная помощь предоставляется по нескольким направлениям и включает в себя восстановление инфраструктуры, раздачу гуманитарных грузов, а также помощь раненным и отвод населения в безопасные места с последующим обеспечением жильём и социальной поддержкой.
В целом же, сегодняшняя дискуссия показала, что для западных коллег Кодекс поведения имеет скорее декларативный характер. О нём удобно вспоминать лишь при необходимости «сдерживания» несогласных. Проблема, однако, в том, что подход, основанный на двойных стандартах, не способствует сохранению жизнеспособности этого уникального документа. Он может работать по-настоящему эффективно только на основе непредвзятого, неукоснительного исполнения, сотрудничества и взаимного уважения интересов всех государств-участников ОБСЕ.
Несмотря на сложную ситуацию в сфере евробезопасности, считаем необходимым продолжать диалог по вопросам выполнения Кодекса. Рассчитываем на практическую реализацию закрепленных в нём норм в широком международном контексте.
Благодарю за внимание.