Комментарий официального представителя МИД России М.В.Захаровой в связи с заявлением Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля относительно планов Великобритании, Германии и Франции предпринять шаги вразрез с резолюцией СБ ООН 2231
14 сентября Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Боррель выступил с заявлением в качестве координатора Совместной комиссии СВПД и сообщил о поступившем на его имя обращении министров иностранных дел Великобритании, Германии и Франции. Министры официально уведомили его о намерении не предпринимать шагов по отмене временных ограничений, содержащихся в резолюции СБ ООН 2231, действие которых истекает 18 октября.
Речь идёт о положениях, касающихся ракетной программы Ирана, а также «заморозки» активов ряда физических и юридических лиц ИРИ. Эти требования не имеют отношения к урегулированию вокруг иранской ядерной программы и потому вводились на временной основе. Продлевать их не предполагалось.
Чтобы создать видимость, будто их замысел не противоречит букве резолюции СБ ООН 2231, Берлин, Лондон и Париж сослались на предпринятые ими в январе 2020 г. усилия по запуску «механизма разрешения споров», предусмотренного параграфом 36 СВПД.
В рамках Совместной комиссии нынешнее обращение «евродвойки» и англичан не рассматривалось. Никаких решений, которые могли бы восприниматься как согласие или «зелёный свет», странами-участницами СВПД не принималось.
С правовой точки зрения, обозначенный ими курс – произвол, что свидетельствует об утрате ими заинтересованности в восстановлении полноформатной реализации СВПД и нежелании устранять допущенные ими нарушения резолюции СБ ООН 2231.
Ссылки на «механизм разрешения споров» рассчитаны на неосведомленную публику и не должны вводить в заблуждение. Известно, что данный механизм не был приведен в действие в силу отсутствия необходимых для этого процедур и решений Совместной комиссии. Без ясности на этот счёт оказалось невозможно «включить часы» и начать работу в рамках механизма. Российская сторона неоднократно и самым подробным образом давала разъяснения по данному чувствительному вопросу, в том числе 14 и 24 января 2020 г. Таким образом, утверждения европейских коллег, что они выполнили требования параграфа 36 СВПД, не соответствуют действительности.
Решительно осуждаем стремление Великобритании, Германии и Франции пойти на сознательное нарушение требований СВПД и резолюции СБ ООН 2231. Если их настрой будет реализован, это нанесет сокрушительный удар по перспективам восстановления «ядерной сделки». Не хотелось бы думать, что выпады европейцев вовсе не случайно последовали ровно в тот момент, когда появились определенные предпосылки для интенсификации усилий в направлении «перезапуска» СВПД, созданные подвижками в опосредованном диалоге между Ираном и США.
Настоятельно призываем европейских участников СВПД незамедлительно пересмотреть свой разрушительный курс и обеспечить неукоснительное соблюдение своих международных обязательств в строгом соответствии с резолюцией СБ ООН 2231. Расчёты на то, что им удастся «перелицевать» утратившие силу требования резолюции и превратить их в новый режим санкций против Ирана, абсолютно призрачны. Вопреки западным спекуляциям, резолюция не запрещает, а разрешает сотрудничество с Тегераном в ракетной сфере при условии согласования поставок в СБ ООН. В Берлине, Лондоне и Париже ошибочно трактовали это как эмбарго, будучи уверенными в своих силах заблокировать не устраивающие их поставки. С 18 октября всё встанет на свои места.
Исходим из того, что незаконные и продиктованные сугубо конъюнктурными соображениями решения отдельных стран, принятые на национальном уровне, заведомо не могут повлечь правовых последствий для других государств. Осуждаем порочную практику односторонних санкций и их экстерриториального применения – уродливое проявление продвигаемого Западом «миропорядка, основанного на правилах».