18:39

Выступление и.о. руководителя Делегации Российской Федерации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Ю.Д.Ждановой на 1095-м пленарном заседании Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, 29 января 2025 года

111-29-01-2025

Пункт повестки дня:

«Заседание, посвящённое открытию Председательства Испании»

 

Уважаемый господин Председатель,

Позвольте поздравить Вас с началом председательства на Форуме ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности (ФСОБ). Признательны Министру иностранных дел Испании Хосе Мануэлю Альбаресу за обстоятельную презентацию приоритетов на период текущей сессии. Рады приветствовать в этом зале директора Центра по предотвращению конфликтов Секретариата ОБСЕ.

Нынешнее председательство заступает к штурвалу военно-политического директивного органа ОБСЕ в период объективной деградации ситуации в сфере международной безопасности. При этом ФСОБ – единственная в Европе площадка для профессионального разговора в этой области – достаётся делегации Испании «по наследству» от председательств 2024 года в весьма плачевном состоянии. Вместо того, чтобы использовать её потенциал по назначению – вести серьёзный профессиональный диалог по вопросам «жёсткой» безопасности в регионе ОБСЕ, – они инструментализировали Форум для сведения политических счетов с государствами-участниками, отстаивающими свой суверенитет. Кульминацией этой безответственной линии стала оскорбительная для всей ОБСЕ попытка председательства Дании сломать системообразующее правило консенсуса, вследствие чего ФСОБ на протяжении нескольких месяцев лежал в руинах. Хочу со всей серьёзностью предупредить: Форум, как и вся ОБСЕ, существует, пока главенствует правило консенсуса, пока у каждого государства есть гарантии учёта его интересов. Рассчитываем, что в год 50-летия хельсинкского Заключительного акта, «сердцевину» которого составляют военно-политические договорённости, сменяющиеся председательства ФСОБ найдут в себе дипломатическое мужество и, исходя из принципа суверенного равенства государств, в интересах укрепления безопасности и развития сотрудничества между государствами-участниками смогут укрепить его процедурно-политические основы.

Эта задача тем более актуальна в нынешний исторический период, когда на европейском континенте уже фактически не осталось ни безопасности, ни сотрудничества. Усилиями государств Запада практически полностью выбито военно-политическое направление деятельности ОБСЕ. Разрушены ключевые для евразийской и евроатлантической безопасности договорённости в сфере контроля над вооружениями. Натовцы поставляют Киеву всё более высокоточное и дальнобойное оружие, которое они сами наводят, в том числе на гражданские объекты. Очевидно полное презрение к основам ответственной политики в области экспортного контроля, предусмотренным Документом ОБСЕ о ЛСО (2000 год), Принципами ОБСЕ, регулирующими передачу обычных вооружений (1993 год) и ПЗРК (2008 год). Отсюда понятно, почему западные государства-участники три года подряд отказываются согласовывать проведение обзорных совещаний ОБСЕ в этой области.

Аналогичным образом западным «крылом» ФСОБ преданы забвению Принципы ОБСЕ, регулирующие нераспространение (1994 год). Уже несколько лет пост координатора председателя ФСОБ на этом тематическом направлении работы остаётся вакантным. И это в условиях, когда путём непосредственного обеспечения ракетных ударов ВСУ по территории нашей страны государства-спонсоры киевского режима создают риски лобового военного столкновения Россия-НАТО, что означало бы прямой вооружённый конфликт ядерных держав, чреватый катастрофой. Особую ответственность за это несут США, Великобритания и Франция, лидеры которых, подписавшись 3 января 2022 года под заявлением стран ядерной «пятёрки», взяли на себя обязательство избегать военной конфронтации между ядерными государствами. Российская Федерация как инициатор этого документа придерживается максимально выверенного и ответственного подхода, проявляя изрядную сдержанность, чтобы не допустить наихудшего сценария. Одновременно вынуждены направлять Западу отрезвляющие сигналы.

Господин Председатель,

В нынешних условиях от председательств ФСОБ, равно как и финского Действующего председательства ОБСЕ, востребованы усилия по предотвращению эрозии этой площадки. Напомню, что в конце 1980-х гг. цель наших предшественников заключалась в том, чтобы путём демонтажа материального наследия «холодной войны» и укрепления взаимного доверия обеспечить бóльшую безопасность меньшими средствами, прекратить выбрасывать колоссальные ресурсы ради риска бессмысленного, самоуничтожительного военного противостояния. Форум был создан для институционализации этого процесса.

Однако сегодня упомянутые высокие цели были преданы забвению в угоду удержания НАТО на политической авансцене. Каков результат? Сумма военных расходов альянса уже составляет свыше половины общемировых. Анонсированы планы по проведению в 2025 году на «восточном фланге» порядка сотни военных учений, интегральной целью которой будет отработка военных мер по противодействию России. Вместо ответственной работы по предотвращению военных инцидентов натовцы ведут дело к милитаризации Балтийского моря. Спрашивается: ради чего? Эти шаги не только несовместимы с курсом на укрепление доверия в военной области и достижение любых договорённостей в военно-политической сфере, но и девальвируют значимость разработанных на ФСОБ документов. Подходящим местом для обсуждения спектра упомянутых вопросов, в частности, могло бы послужить ежегодное совещание по рассмотрению выполнения Кодекса поведения, касающегося военно-политических аспектов безопасности (КП). Рассчитываем на начало его подготовки в текущем семестре.

Прозвучавшие сегодня высказывания по поводу конфликта вокруг Украины не должны никого вводить в заблуждение и скрывать главное – «коллективный Запад» развязал затратную для себя гибридную войну против Российской Федерации за сохранение гегемонии в мире. Препятствием к мирному урегулированию остаются подходы и поведение Киева и Запада. Мы же выступаем за действительно окончательное, справедливое и устойчивое решение с устранением первопричин кризиса. Требуются надёжные, юридически обязывающие договорённости и механизмы, гарантирующие недопущение возобновления конфликта с учётом реалий, складывающихся «на земле», и на основе позиций, озвученных Президентом России В.В.Путиным в выступлении в МИД России в июне 2024 года.

Господин Председатель,

Убеждены, что, несмотря на нынешнюю международную турбулентность, при наличии политической воли всех участников ФСОБ его возможно развернуть на восстановление профессионального диалога. От действий председательства Испании будет зависеть жизнеспособность ФСОБ в условиях кризиса доверия.

Для этого необходимо приложить максимум усилий в целях реанимации полноформатной деятельности Форума и создания благоприятных условий по выполнению его мандата в рамках традиционной повестки дня, включающей предотвращение незаконного оборота ЛСО и боеприпасов, выполнение КП, реализацию мер укрепления доверия и безопасности. В этом плане надеемся, что испанские коллеги своевременно инициируют дискуссию в формате Рабочей группы «А» о проведении в марте Ежегодного совещания по оценке выполнения Венского документа 2011 года.

Подтверждаем нашу принципиальную позицию, согласно которой попытки размывания военно-политического мандата ФСОБ посредством обсуждения «гендерных», правочеловеческих или эколого-климатических вопросов препятствуют реализации его исконных задач. В связи с этим отмечаем, что предлагаемое Испанией обсуждение темы новых военных технологий формально не противоречит мандату Форума, однако единственной профильной площадкой для её рассмотрения является учреждённая в Женеве в рамках Конвенции о «негуманном» оружии Группа правительственных экспертов по смертоносным автономным системам. Убеждены, что добавленной стоимости от её дублирования в Вене не будет.

Последовательно выступаем за соблюдение принципов инклюзивности и многосторонности в деятельности ФСОБ. Форум не должен использоваться для продвижения узкоблоковых интересов и политических установок. Участие же в заседаниях представителей региональных организаций в сфере безопасности должно быть сбалансировано и включать не только находящиеся к Западу от Вены объединения.

Подчёркиваем необходимость сбалансированной географической представленности основных докладчиков в рамках «Диалогов в области безопасности». Оставляем за собой право предлагать председательствам кандидатуры от России по предлагаемым для рассмотрения темам.

Несколько слов о Неофициальной рабочей группе по «структурированному диалогу» о нынешних и будущих рисках и вызовах безопасности в регионе ОБСЕ. Исходим из того, что её возрождение возможно исключительно на основе «гамбургского мандата», согласованного 57 государствами-участниками на СМИД в 2016 году. Новому норвежскому председательству процесса следует учитывать, что эвентуальное размывание его целей и самовольное исключение из его состава государств-участников неизбежно приведёт к тому, что эти потенциальные «собрания» не будут иметь ничего общего ни с ОБСЕ, ни со «структурированным диалогом» как таковым.

Наконец, рассчитываем на то, что сменяющиеся председательства ФСОБ в 2025 году приложат необходимые дипломатические усилия по укреплению статуса Форума как площадки для рассмотрения проблем безопасности, будут работать в конструктивном ключе при неукоснительном соблюдении Правил процедуры в интересах и от лица всего Форума, содействовать в объединительном ключе выполнению целей и задач, заложенных в его мандат. Злоупотребление же этой площадкой в политических целях способно привести к углублению разобщённости и усилению разногласий, поставит под вопрос её будущее.

Желаем делегации Испании и будущим председательствам в 2025 году успехов в укреплении основ ФСОБ. Разумеется, «Тройка» председателей может рассчитывать в этом плане на содействие российской делегации.

Благодарю за внимание.


Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска