Выступление руководителя Делегации Российской Федерации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Ю.Д.Ждановой на 1106-м пленарном заседании Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, 21 мая 2025 года
Пункт повестки дня: «Общие заявления»
Тема: «О проведении специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины»
Уважаемая госпожа Председатель,
16 мая по инициативе Президента Российской Федерации В.В.Путина в Стамбуле состоялись прямые российско-украинские переговоры, которые мы рассматриваем в качестве продолжения мирного процесса, прерванного в 2022 году не по нашей вине. По итогам встречи делегации договорились провести масштабный обмен пленными 1000 на 1000 человек, что было предложено российской стороной, а также представить своё детальное видение условий возможного будущего прекращения огня. Кроме того, мы приняли к сведению запрос украинской стороны о проведении прямых переговоров между руководителями двух государств. Удовлетворены результатами состоявшихся переговоров и готовы к продолжению диалога.
В ходе содержательного и весьма откровенного телефонного разговора с Президентом США Д.Трампом 19 мая Президент России В.В.Путин выразил признательность за личное внимание к украинскому урегулированию и искреннее стремление содействовать прекращению боевых действий и установлению прочного, долгосрочного мира. Со своей стороны мы также отметили позитивную роль американского лидера и представителей его администрации в том, что Киев наконец-таки вернулся за стол переговоров. Россия готова работать с украинской стороной над меморандумом по поводу возможного будущего договора с определением ряда позиций, таких как, например, принципы урегулирования и сроки возможного заключения мирного соглашения, возможное прекращение огня на определённое время в случае достижения конкретных договорённостей. Как впоследствии подчеркнул Президент В.В.Путин, «Россия выступает за мирное урегулирование, но необходимо определить наиболее эффективные пути движения к миру», «важно найти компромиссы, которые устроили бы все стороны».
В настоящий момент контакты между участниками встречи и переговоров в Стамбуле возобновились, и это даёт основание полагать, что мы в целом на правильном пути. При этом наша позиция остаётся неизменной: первопричины кризиса должны быть устранены. Приоритетным для нас остаётся обеспечение безопасности Российской Федерации и людей, считающих русский язык родным, а Россию – своей Родиной.
Госпожа Председатель,
Сейчас настаёт момент истины. Слово – за Киевом. Звучавшие ранее спекуляции В.Зеленского о стремлении к миру должны быть подкреплены реальными делами. Тем не менее отмечаем, что сразу же после завершения встречи в Стамбуле он провёл переговоры со своими западными кураторами и высказался за усиление давления на Россию за «неподчинение» ультимативному требованию о 30-дневном прекращении огня, которое Киев и его спонсоры пытались продавить как некий шаг к урегулированию.
Да и сами «еврогранды» изо всех сил стараются не дать украинскому конфликту угаснуть. Лицемерно выступая за мир, руководство Евросоюза продолжает инвестировать в милитаризацию Украины. Прежде всего, конечно, в виде финансирования киевского режима, его снабжения самыми современными видами вооружений, в том числе для ударов вглубь российской территории. Всё это происходит под нацистскими лозунгами. Самые «боеспособные», как они говорят, боевые подразделения вооружённых сил Украины – это нацистские батальоны – «Азов», «Айдар» (признаны террористическими и запрещены в Российской Федерации). Особый цинизм заключается в том, что, переводя все эти деньги в помощь Украине, государства Запада это делают не бескорыстно. Это же «закредитование» страны. Под видом выдачи средств якобы на развитие Украины происходит вывоз ресурсов и закабаление этого государства.
Зная, что приостановка поставок оружия киевскому режиму является одним из российских условий прекращения огня, есовцы нарочито, в подчёркнуто провокационном ключе предпринимают всё новые шаги по накачке Украины вооружением и военной техникой. Достаточно сказать, что 17 мая (вновь подчеркну: сразу после российско-украинских переговоров) минобороны Дании объявило о выделении очередного 26-го пакета военной помощи Украине в размере 4,2 млрд датских крон (порядка 630 млн долл. США), которые будут использованы в течение 2025-2028 гг. на закупки артиллерийских систем и снарядов в рамках совместной инициативы Дании, Чехии и Нидерландов по финансированию поставок вооружений Киеву. По сути, они преследуют цель любой ценой обеспечить ВСУ передышку для восстановления военного потенциала и продолжения противостояния с Россией.
Кроме того, европейские «радетели мира» в духе пресловутых западных «двойных стандартов», судя по всему, считают нормой, каждодневной обыденностью террористические выходки Киева в отношении гражданского населения Российской Федерации. Если это не так, то почему мы до сих пор не услышали их реакции на крупные провокации киевского режима против наиболее уязвимых мирных жителей, которые, в частности, совершаются ВСУ в праздничные дни? Может быть, это соответствует их представлению о международном гуманитарном праве, о выполнении Женевских конвенций 1949 года в отношении защиты гражданского населения? Или вписывается в западное прочтение Кодекса поведения ОБСЕ, касающегося военно-политических аспектов безопасности?
В праздничный день 1 мая ВСУ нанесли смертоносный удар по людному городскому рынку в Алёшках Херсонской области с применением БПЛА, последствия которого запечатлены на настоящем видео. 8 человек погибли, 19 ранены.
После объявления нашей страной перемирия в честь Дня Победы в районе Кремля и Красной площади, где должны были собраться высокопоставленные деятели почти трёх десятков стран, представители зарубежных армий и многочисленная публика, были предотвращены угрозы терактов. Всего в период прекращения огня, которое было по существу отвергнуто украинской стороной, с нуля часов 8 мая до нуля часов 11 мая было зафиксировано свыше 14 тыс. его нарушений. ВСУ предприняты пять попыток прорыва через государственную границу Российской Федерации в Курской и Белгородской областях, а также 37 атак и одна разведка боем в районах населенных пунктов ДНР и ЛНР, которые были отражены. По всей линии боевого соприкосновения украинские подразделения совершили свыше 4 тыс. обстрелов из ствольной артиллерии, танков и миномётов позиций наших войск, в том числе 62 с применением реактивных систем залпового огня. Кроме того, противник осуществил около 10 тыс. ударов и сбросов боеприпасов с беспилотных летательных аппаратов. И всё это в период празднования всем цивилизованным миром дня избавления человечества от фашизма.
На следующий день, 10 мая, ВСУ нанесли целенаправленный удар БПЛА по зданию администрации Белгородской области Российской Федерации.
11 мая ракетной атаке подвергся город Рыльск Курской области, вследствие чего пострадали по меньшей мере три человека.
Характерно, что стартовавший в Стамбуле переговорный процесс и заявления украинской стороны о стремлении к мирному урегулированию не привели к уменьшению интенсивности ударов ВСУ по российским гражданским объектам. Число пострадавших мирных жителей за минувшую неделю составило как минимум 104 мирных жителя, ранены 87 человек, погибли 17. По гражданским объектам ВСУ выпустили не менее 1996 боеприпасов. Половина пострадавших были убиты или ранены в результате преднамеренного применения неонацистами ударных БПЛА.
Призываем государства-участников ОБСЕ и шире – мировое сообщество – безоговорочно осудить преступления киевского режима и выступить за немедленное прекращение атак ВСУ на мирное население в нарушение основополагающих принципов МГП.
Госпожа Председатель,
Констатируем, что из поля зрения нашей военно-политической площадки всё чаще ускользает минная проблематика. Не получают должной международной оценки факты использования противопехотных мин в нарушение Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (КЗПМ), подписантом которой является Украина.
Только 4-5 мая было зафиксировано три случая подрыва мирных жителей – в Донецке, в Курской и Белгородской областях.
В Курской области в городе Льгове 57-летний местный житель получил множественные минно-взрывные раны после контакта со взрывоопасным предметом.
В Белгородской области в селе Беловское в результате детонации суббоеприпаса кассетного снаряда натовского калибра – «колокольчик» ранен мирный житель. Мужчина госпитализирован в областную клиническую больницу. Его состояние оценивается как средней степени тяжести.
В Петровском районе Донецка в результате подрыва на мине ПФМ-1 «Лепесток» по ул. Финской тяжело ранен мужчина 1983 г.р. Только в ДНР от противопехотных мин «Лепесток» пострадало уже как минимум 177 мирных жителей.
И никакой ответственности Украина как нарушитель КЗПМ за это не понесла.
На этом фоне анонсированный выход ряда государств Восточной Европы из Конвенции неизбежно приведёт к дальнейшей эскалации напряжённости на континенте и деградации ситуации в области региональной и международной безопасности. Для нас же всё происходящее подтверждает российские оценки в отношении слабости и ненадёжности режима КЗПМ. Она не обладает необходимыми рычагами воздействия на страны, уклоняющиеся от выполнения её положений.
Госпожа Председатель,
В фокусе нашего внимания остаётся ситуация со вскрывшимися в ходе специальной военной операции фактами реализации на территории Украины при поддержке США военно-биологической программы в нарушение Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) и Принципов ОБСЕ, регулирующих нераспространение. Здесь уместно вспомнить ту колоссальную работу, которую проводил начальник войск радиационной, химической и биологической защиты ВС России И.А.Кириллов, подло убитый по заказу киевского режима.
Обратили внимание на указ Президента США Д.Трампа о повышении безопасности биоисследований, который предусматривает лишение государственного финансирования за пределами национальных границ исследований по усилению свойств опасных патогенов и их контагиозности, которые осуществляются без должного контроля со стороны США и не соответствуют американским стандартам либо проводятся в странах с сомнительной репутацией с точки зрения обеспечения надлежащего надзора за разработками в биологической сфере.
Рассматриваем усилия США по укреплению контроля за деятельностью в биологической сфере в качестве шага в правильном направлении. Принятие соответствующего указа фактически означает признание Вашингтоном факта проведения исследований с опасными патогенами в различных регионах мира, в том числе в непосредственной близости от российских границ.
Вместе с тем исходим из того, что объявленных мер недостаточно для снятия российских озабоченностей и претензий в отношении осуществляемой Вашингтоном военно-биологической деятельности за пределами национальной территории. В соответствии с упомянутым указом госфинансирование биологических исследований за рубежом по линии Пентагона и связанных с ним организаций будет продолжено, что может быть сопряжено с рисками и угрозами для международной безопасности, в том числе в плане выполнения КБТО.
Надеемся, что нынешней администрацией США будут предприняты необходимые шаги с целью урегулирования этой неприглядной ситуации. Особенно при том, что на проведение в подконтрольных Вашингтону биолабораториях на украинской территории исследований с опасными патогенами, которые могут быть связаны с разработкой компонентов биооружия, ранее указывали высокопоставленные американские должностные лица. Подтверждаем открытость к двусторонним контактам с американской стороной по данной теме для устранения соответствующих раздражителей и для обеспечения полного соблюдения предусмотренных КБТО обязательств.
Госпожа Председатель,
Подводя черту под вышесказанным, хотели бы решительно подчеркнуть, что наше видение урегулирования остаётся неизменным. Заморозка конфликта неприемлема, речь должна идти о его окончательном завершении. Призывы к здравому смыслу должны быть подкреплены всеобъемлющим и долгосрочным искоренением первопричин кризиса на основе мирного предложения, выдвинутого Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 14 июня 2024 года, и предварительно согласованного сторонами в апреле 2022 года проекта Стамбульских договорённостей.
Должна быть обращена вспять агрессивная линия на экспансию альянса, включая затягивание Украины в НАТО, которая вопреки нашим многократным предостережениям стала главной причиной конфликта.
Необходимы демилитаризация Украины, закрепление её нейтрального внеблокового безъядерного статуса.
Необходимы денацификация Украины, соблюдение прав русских в этой стране и других национальных меньшинств, нарушения которых в настоящий момент идут вразрез с Уставом ООН и многочисленными конвенциями.
Необходимо создать условия для прочного и долгосрочного мира, обеспечения равной и неделимой безопасности и законных интересов всех суверенных государств региона.
Исходим из того, что начатая работа на этом направлении должна быть беспрепятственно продолжена.
Благодарю за внимание.