Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на специальном заседании Постоянного совета ОБСЕ, 23 января 2025 года
На презентацию мининдел Финляндии Э.Валтонен
приоритетов финского Действующего председательства ОБСЕ
Уважаемый господин Председатель,
Уважаемая госпожа Министр,
Уважаемые руководители исполнительных структур, важных институтов нашей Организации,
Внимательно изучили финские приоритеты, а также первые шаги нового председательства. Впечатления пока крайне противоречивые. С одной стороны, фиксируем стремление Хельсинки поддерживать работу Организации, сохранять каналы диалога, а с другой – налицо намерение продвигать неконсенсусные, крайне конфронтационные темы в повестку дня, подчинять ОБСЕ политике лишь одной группы государств-участников. Особенно странно слышать антироссийские тезисы в ОБСЕ от представителей Финляндии – страны, которая стояла у истоков создания нашей Организации и традиционно стимулировала диалог Востока и Запада.
Сейчас ОБСЕ находится на грани выживания: в ней уже не осталось почти ничего от её собственного названия – ни безопасности, ни сотрудничества. Эти понятия годами вытравливались из Организации теми, кто претендовал на некую исключительность в мировой политике, а вместо согласованных всеми государствами-участниками контуров строительства неделимой безопасности в Евро-Атлантике и Евразии продвигали блоковые подходы в виде пресловутого «порядка, основанного на правилах».
Предостерегаем финских коллег: не следует повторять ошибок предыдущих председательств, выгораживавших киевский режим и демонстративно закрывавших глаза на его преступления. Обходить вниманием очевидное, преднамеренно замалчивать правду – это путь в никуда, к дальнейшему разрушению ОБСЕ. Делать вид, что на Украине сегодня расцвет свободы и демократии, а гражданских жертв от применения поставленного туда странами НАТО оружия просто не существует – значит, обманывать самих себя и международное сообщество.
Работа на украинском направлении должна быть нацелена на устранение первопричин конфликта, являться сбалансированной и транспарентной, способствовать снижению конфронтации, а не её усилению. Именно этим ОБСЕ могла бы продемонстрировать свою «добавленную стоимость». Констатируем, госпожа Министр, что Ваши высказывания и действия в Киеве 8 января никак не способствовали этому.
По Украине мы всегда были готовы к политико-дипломатическому процессу, который основывался бы не на каких-то нереалистичных «формулах» в виде ультиматумов Запада нашей стране, а на устранении причин трагической ситуации, сложившейся в результате госпереворота в Киеве в феврале 2014 года. Сегодня такой диалог, безусловно, должен быть нацелен на обеспечение прекращения использования Украины и украинцев как орудия стран НАТО в борьбе против России. Урегулирование должно носить устойчивый характер и исключать возможность «раздуть» конфликт с новой силой. Пока этот настрой Москвы не встречает взаимной конструктивной готовности оппонентов. Российская спецоперация будет продолжена в полном соответствии со статьёй 51 Устава ООН до полного устранения имеющихся угроз.
Сегодня финское Действующее председательство декларирует борьбу за отстаивание принципов и обязательств, принятых в рамках ОБСЕ. Следовательно, не должны оставаться незамеченными их вопиющие нарушения так называемыми властями в Киеве и их спонсорами.
Например, принцип неделимости безопасности, уходящий корнями в Хельсинкский Заключительный акт 1975 года, а затем переподтверждённый в Хартии европейской безопасности 1999 года, Астанинской декларации 2010 года и в других документах ОБСЕ. С целым рядом тематических решений министерских заседаний ОБСЕ различных лет не соотносятся осуществляемые с 2014 года действия киевского режима, имеющие целью атаки на гражданское население, критическую и транспортную инфраструктуру, шахты, места хранения химвеществ, Запорожскую и Курскую АЭС, нефтеперерабатывающие заводы и склады горюче-смазочных материалов, размещение мин в Чёрном море, попытки организовать энергетическую, водную, продовольственную и иные виды блокад Крыма и Донбасса, действия по формированию на Украине очага международного терроризма, экстремизма и неонацизма.
Важно обеспечить, чтобы профильные структуры ОБСЕ не игнорировали огромный пласт проблем, связанных с нарушением киевским режимом прав русского и русскоязычного населения, религиозных свобод, а также масштабное наступление на права человека на Украине в целом. Грубое ущемление этих прав идет вразрез с основополагающими принципами Хельсинкского Заключительного акта, профильными положениями Венского документа СБСЕ 1989 года, Копенгагенского документа СБСЕ 1990 года, Декларацией Стамбульской встречи на высшем уровне 1999 года, Гаагскими и Лундскими рекомендациями ВКНМ 1996 и 1999 гг.
Проводимая на подконтрольных киевскому режиму территориях линия на героизацию нацизма и нацистских пособников, применение пыток и другого бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, убийства журналистов и общественных деятелей должны, наконец, получить надлежащую оценку несоответствия обязательствам в рамках ОБСЕ.
Повторяем: в условиях систематической лжи и «двойных стандартов» Запада Россия намерена выстраивать активную защиту от разноплановой гибридной агрессии, совершаемой рядом стран-членов НАТО во главе с США и Великобританией в отношении самих основ государственности и суверенитета Российской Федерации, интересов безопасности нашей страны, перспектив благополучного развития нашего общества и государства.
Госпожа Действующий председатель,
Исходим из того, что в фокусе внимания финского председательства будут находиться и другие важные региональные сюжеты. Беспокойство вызывает рост напряжённости на Балканах, особенно в контексте продолжающихся провокаций Приштины. Незамедлительной реакции Действующего председательства, Миссии ОБСЕ в Молдове и Организации в целом требует сложная ситуация в процессе приднестровского урегулирования. Из-за искусственно созданного и усугубляющегося энергокризиса население Приднестровья проходит через сложнейшие испытания, страдают десятки и десятки тысяч обычных людей. Возможность не допустить гуманитарной катастрофы еще сохраняется, но времени почти не осталось.
Рассчитываем на продолжение регулярных встреч в рамках дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье, которые необязательно должны проходить в Женеве. Обстановка на Южном Кавказе в целом не располагает к ослаблению бдительности председательства на этом направлении.
Отмечаем интерес Хельсинки к работе ОБСЕ в Центральной Азии, в том числе через её полевые присутствия в регионе. В этой деятельности важно избегать политизированности и ангажированности. Недопустимо использование инструментария Организации для продвижения в центральноазиатском регионе интересов отдельных групп стран или альянсов. Работа полевых «точек» в регионе должна выстраиваться строго в соответствии с их мандатами, а также с учётом потребностей принимающих государств.
Россия отдаёт себе отчёт в сложностях, с которыми в целом сталкиваются миссии ОБСЕ в отсутствие сводного бюджета. Повторим, эта проблема должна и вполне может быть урегулирована без ущерба для самой сути полевой работы ОБСЕ, а именно – принятием главного финансового документа, а не какими-то внебюджетными фондами, подрывающими прозрачность и подотчётность полевых присутствий. Прямо скажем, при подобном деструктивном сценарии «добавленная стоимость» миссий будет поставлена под вопрос.
Госпожа Действующий председатель,
Три измерения ОБСЕ требуют полноценного внимания с точки зрения насущных потребностей и интересов всех 57 государств-участников.
Убеждены в необходимости возвращения традиционно высокого, а ныне, к сожалению, значительно просевшего профиля ОБСЕ в сфере противодействия комплексу транснациональных угроз. Здесь одним из ключевых направлений работы должна стать проблематика борьбы с международной террористической угрозой во всех её проявлениях. Призываем Действующее председательство отнестись со всей серьёзностью к проблеме борьбы с наркотрафиком. Готовы и далее искать точки соприкосновения по безопасности информационно-коммуникационных технологий.
Считаем важным провести в этом году традиционные конференции высокого уровня по антитеррору, борьбе с наркотиками, кибербезопасности, экспертные встречи по пограничной безопасности и полицейскому сотрудничеству. Отмечаем необходимость организации Ежегодной конференции по обзору проблем в области безопасности в соответствии с форматом, утвержденным решением СМИД ОБСЕ в Порту в 2002 году, а также заблаговременно начать консультации на этот счёт.
Не видим дополнительной ценности от обсуждения в рамках экономико-экологического измерения ОБСЕ проблематики климатических изменений. Тема весьма конфронтационная. Да и всем хорошо известны серьезные негативные экономические последствия в результате поспешного отказа от атомной энергии и ископаемых видов топлива в ряде стран Европы. Как нам представляется, более важно сегодня обсудить вопросы «разморозки» производственных, торговых, транспортно-логистических связей между нашими странами, задуматься над перспективами дальнейшего экономического сосуществования на пространстве ОБСЕ. Хотя бы попытаться восстановить некогда конструктивный, созидательный характер работы «второй «корзины», практически полностью уничтоженный в результате политизации повестки дня и ее зацикленности на одном страновом сюжете.
Призываем Хельсинки ответственно и со всей серьёзностью подойти к наполнению человеческого измерения ОБСЕ на 2025 год, в том числе «пакета гуммероприятий». Крайне важно учитывать мнения всех без исключения государств-участников, не выхолащивая саму суть «третьей корзины» в угоду интересам отдельных стран.
В связи со значимой памятной датой – 80-летием окончания Второй мировой войны – особый акцент в повестке дня необходимо сделать на проблематике борьбы с героизацией нацизма, неонацизма и фальсификации истории. Еще одна фокусная тема – дискриминация русского и русскоязычного населения на Украине, в Прибалтике и Молдове. Пора, наконец, перестать замалчивать вопиющие нарушения прав человека в этих странах и делать вид, что их «не существует». Недопустимо игнорировать вопросы образовательных и языковых прав нацменьшинств, сохранения культурно-исторического наследия, сокращения безгражданства. В этом же ряду – борьба с торговлей людьми, в том числе в целях сексуальной эксплуатации и извлечения органов, тканей и клеток человека.
Противодействие нетерпимости на религиозной почве и защита свободы вероисповедания должны фигурировать среди приоритетов. По-прежнему актуальна проблематика свободы передвижения, прав ребёнка, положения мигрантов и беженцев, дискриминации в спорте.
В условиях применения «двойных стандартов» и использования электоральной методологии БДИПЧ в конъюнктурных целях крайне востребованной остается выработка единых правил наблюдения за выборами в регионе ответственности ОБСЕ.
Госпожа Действующий председатель,
От практических действий Хельсинки будет зависеть жизнеспособность нашей Организации в условиях углубляющегося кризиса доверия и роста взаимной отчуждённости. Убеждены, что будущее нашей многосторонней структуры напрямую зависит от того, удастся ли её развернуть на восстановление взаимоуважительного профессионального диалога в объединительных целях.
Призываем финское председательство осмотрительно, мудро подходить к выстраиванию нашей совместной работы, строго соблюдать Правила процедуры и беречь консенсусный принцип принятия решений как гарантию учёта интересов всех без исключения государств-участников. Рассчитываем, что Хельсинки будет строго следовать мандату Действующего председательства (решение СМИД ОБСЕ в Порту 2002 году) и правилам публичных заявлений (решение Постоянного совета №485 от 2002 года). Только такой сбалансированный подход может вывести Организацию с «политической обочины». Мы пока ещё надеемся, что эта задача Вам по силам.
Благодарю за внимание.