20:48

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на специальном заседании Постоянного совета ОБСЕ, 23 января 2025 года

75-23-01-2025

На презентацию мининдел Финляндии Э.Валтонен

приоритетов финского Действующего председательства ОБСЕ

 

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемая госпожа Министр,

Уважаемые руководители исполнительных структур, важных институтов нашей Организации,

Внимательно изучили финские приоритеты, а также первые шаги нового председательства. Впечатления пока крайне противоречивые. С одной стороны, фиксируем стремление Хельсинки поддерживать работу Организации, сохранять каналы диалога, а с другой – налицо намерение продвигать неконсенсусные, крайне конфронтационные темы в повестку дня, подчинять ОБСЕ политике лишь одной группы государств-участников. Особенно странно слышать антироссийские тезисы в ОБСЕ от представителей Финляндии – страны, которая стояла у истоков создания нашей Организации и традиционно стимулировала диалог Востока и Запада.

Сейчас ОБСЕ находится на грани выживания: в ней уже не осталось почти ничего от её собственного названия – ни безопасности, ни сотрудничества. Эти понятия годами вытравливались из Организации теми, кто претендовал на некую исключительность в мировой политике, а вместо согласованных всеми государствами-участниками контуров строительства неделимой безопасности в Евро-Атлантике и Евразии продвигали блоковые подходы в виде пресловутого «порядка, основанного на правилах».

Предостерегаем финских коллег: не следует повторять ошибок предыдущих председательств, выгораживавших киевский режим и демонстративно закрывавших глаза на его преступления. Обходить вниманием очевидное, преднамеренно замалчивать правду – это путь в никуда, к дальнейшему разрушению ОБСЕ. Делать вид, что на Украине сегодня расцвет свободы и демократии, а гражданских жертв от применения поставленного туда странами НАТО оружия просто не существует – значит, обманывать самих себя и международное сообщество.

Работа на украинском направлении должна быть нацелена на устранение первопричин конфликта, являться сбалансированной и транспарентной, способствовать снижению конфронтации, а не её усилению. Именно этим ОБСЕ могла бы продемонстрировать свою «добавленную стоимость». Констатируем, госпожа Министр, что Ваши высказывания и действия в Киеве 8 января никак не способствовали этому.

По Украине мы всегда были готовы к политико-дипломатическому процессу, который основывался бы не на каких-то нереалистичных «формулах» в виде ультиматумов Запада нашей стране, а на устранении причин трагической ситуации, сложившейся в результате госпереворота в Киеве в феврале 2014 года. Сегодня такой диалог, безусловно, должен быть нацелен на обеспечение прекращения использования Украины и украинцев как орудия стран НАТО в борьбе против России. Урегулирование должно носить устойчивый характер и исключать возможность «раздуть» конфликт с новой силой. Пока этот настрой Москвы не встречает взаимной конструктивной готовности оппонентов. Российская спецоперация будет продолжена в полном соответствии со статьёй 51 Устава ООН до полного устранения имеющихся угроз.

Сегодня финское Действующее председательство декларирует борьбу за отстаивание принципов и обязательств, принятых в рамках ОБСЕ. Следовательно, не должны оставаться незамеченными их вопиющие нарушения так называемыми властями в Киеве и их спонсорами.

Например, принцип неделимости безопасности, уходящий корнями в Хельсинкский Заключительный акт 1975 года, а затем переподтверждённый в Хартии европейской безопасности 1999 года, Астанинской декларации 2010 года и в других документах ОБСЕ. С целым рядом тематических решений министерских заседаний ОБСЕ различных лет не соотносятся осуществляемые с 2014 года действия киевского режима, имеющие целью атаки на гражданское население, критическую и транспортную инфраструктуру, шахты, места хранения химвеществ, Запорожскую и Курскую АЭС, нефтеперерабатывающие заводы и склады горюче-смазочных материалов, размещение мин в Чёрном море, попытки организовать энергетическую, водную, продовольственную и иные виды блокад Крыма и Донбасса, действия по формированию на Украине очага международного терроризма, экстремизма и неонацизма.

Важно обеспечить, чтобы профильные структуры ОБСЕ не игнорировали огромный пласт проблем, связанных с нарушением киевским режимом прав русского и русскоязычного населения, религиозных свобод, а также масштабное наступление на права человека на Украине в целом. Грубое ущемление этих прав идет вразрез с основополагающими принципами Хельсинкского Заключительного акта, профильными положениями Венского документа СБСЕ 1989 года, Копенгагенского документа СБСЕ 1990 года, Декларацией Стамбульской встречи на высшем уровне 1999 года, Гаагскими и Лундскими рекомендациями ВКНМ 1996 и 1999 гг.

Проводимая на подконтрольных киевскому режиму территориях линия на героизацию нацизма и нацистских пособников, применение пыток и другого бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, убийства журналистов и общественных деятелей должны, наконец, получить надлежащую оценку несоответствия обязательствам в рамках ОБСЕ.

Повторяем: в условиях систематической лжи и «двойных стандартов» Запада Россия намерена выстраивать активную защиту от разноплановой гибридной агрессии, совершаемой рядом стран-членов НАТО во главе с США и Великобританией в отношении самих основ государственности и суверенитета Российской Федерации, интересов безопасности нашей страны, перспектив благополучного развития нашего общества и государства.

Госпожа Действующий председатель,

Исходим из того, что в фокусе внимания финского председательства будут находиться и другие важные региональные сюжеты. Беспокойство вызывает рост напряжённости на Балканах, особенно в контексте продолжающихся провокаций Приштины. Незамедлительной реакции Действующего председательства, Миссии ОБСЕ в Молдове и Организации в целом требует сложная ситуация в процессе приднестровского урегулирования. Из-за искусственно созданного и усугубляющегося энергокризиса население Приднестровья проходит через сложнейшие испытания, страдают десятки и десятки тысяч обычных людей. Возможность не допустить гуманитарной катастрофы еще сохраняется, но времени почти не осталось.

Рассчитываем на продолжение регулярных встреч в рамках дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье, которые необязательно должны проходить в Женеве. Обстановка на Южном Кавказе в целом не располагает к ослаблению бдительности председательства на этом направлении.

Отмечаем интерес Хельсинки к работе ОБСЕ в Центральной Азии, в том числе через её полевые присутствия в регионе. В этой деятельности важно избегать политизированности и ангажированности. Недопустимо использование инструментария Организации для продвижения в центральноазиатском регионе интересов отдельных групп стран или альянсов. Работа полевых «точек» в регионе должна выстраиваться строго в соответствии с их мандатами, а также с учётом потребностей принимающих государств.

Россия отдаёт себе отчёт в сложностях, с которыми в целом сталкиваются миссии ОБСЕ в отсутствие сводного бюджета. Повторим, эта проблема должна и вполне может быть урегулирована без ущерба для самой сути полевой работы ОБСЕ, а именно – принятием главного финансового документа, а не какими-то внебюджетными фондами, подрывающими прозрачность и подотчётность полевых присутствий. Прямо скажем, при подобном деструктивном сценарии «добавленная стоимость» миссий будет поставлена под вопрос.

Госпожа Действующий председатель,

Три измерения ОБСЕ требуют полноценного внимания с точки зрения насущных потребностей и интересов всех 57 государств-участников.

Убеждены в необходимости возвращения традиционно высокого, а ныне, к сожалению, значительно просевшего профиля ОБСЕ в сфере противодействия комплексу транснациональных угроз. Здесь одним из ключевых направлений работы должна стать проблематика борьбы с международной террористической угрозой во всех её проявлениях. Призываем Действующее председательство отнестись со всей серьёзностью к проблеме борьбы с наркотрафиком. Готовы и далее искать точки соприкосновения по безопасности информационно-коммуникационных технологий.

Считаем важным провести в этом году традиционные конференции высокого уровня по антитеррору, борьбе с наркотиками, кибербезопасности, экспертные встречи по пограничной безопасности и полицейскому сотрудничеству. Отмечаем необходимость организации Ежегодной конференции по обзору проблем в области безопасности в соответствии с форматом, утвержденным решением СМИД ОБСЕ в Порту в 2002 году, а также заблаговременно начать консультации на этот счёт.

Не видим дополнительной ценности от обсуждения в рамках экономико-экологического измерения ОБСЕ проблематики климатических изменений. Тема весьма конфронтационная. Да и всем хорошо известны серьезные негативные экономические последствия в результате поспешного отказа от атомной энергии и ископаемых видов топлива в ряде стран Европы. Как нам представляется, более важно сегодня обсудить вопросы «разморозки» производственных, торговых, транспортно-логистических связей между нашими странами, задуматься над перспективами дальнейшего экономического сосуществования на пространстве ОБСЕ. Хотя бы попытаться восстановить некогда конструктивный, созидательный характер работы «второй «корзины», практически полностью уничтоженный в результате политизации повестки дня и ее зацикленности на одном страновом сюжете.

Призываем Хельсинки ответственно и со всей серьёзностью подойти к наполнению человеческого измерения ОБСЕ на 2025 год, в том числе «пакета гуммероприятий». Крайне важно учитывать мнения всех без исключения государств-участников, не выхолащивая саму суть «третьей корзины» в угоду интересам отдельных стран.

В связи со значимой памятной датой – 80-летием окончания Второй мировой войны – особый акцент в повестке дня необходимо сделать на проблематике борьбы с героизацией нацизма, неонацизма и фальсификации истории. Еще одна фокусная тема – дискриминация русского и русскоязычного населения на Украине, в Прибалтике и Молдове. Пора, наконец, перестать замалчивать вопиющие нарушения прав человека в этих странах и делать вид, что их «не существует». Недопустимо игнорировать вопросы образовательных и языковых прав нацменьшинств, сохранения культурно-исторического наследия, сокращения безгражданства. В этом же ряду – борьба с торговлей людьми, в том числе в целях сексуальной эксплуатации и извлечения органов, тканей и клеток человека.

Противодействие нетерпимости на религиозной почве и защита свободы вероисповедания должны фигурировать среди приоритетов. По-прежнему актуальна проблематика свободы передвижения, прав ребёнка, положения мигрантов и беженцев, дискриминации в спорте.

В условиях применения «двойных стандартов» и использования электоральной методологии БДИПЧ в конъюнктурных целях крайне востребованной остается выработка единых правил наблюдения за выборами в регионе ответственности ОБСЕ.

Госпожа Действующий председатель,

От практических действий Хельсинки будет зависеть жизнеспособность нашей Организации в условиях углубляющегося кризиса доверия и роста взаимной отчуждённости. Убеждены, что будущее нашей многосторонней структуры напрямую зависит от того, удастся ли её развернуть на восстановление взаимоуважительного профессионального диалога в объединительных целях.

Призываем финское председательство осмотрительно, мудро подходить к выстраиванию нашей совместной работы, строго соблюдать Правила процедуры и беречь консенсусный принцип принятия решений как гарантию учёта интересов всех без исключения государств-участников. Рассчитываем, что Хельсинки будет строго следовать мандату Действующего председательства (решение СМИД ОБСЕ в Порту 2002 году) и правилам публичных заявлений (решение Постоянного совета №485 от 2002 года). Только такой сбалансированный подход может вывести Организацию с «политической обочины». Мы пока ещё надеемся, что эта задача Вам по силам.

Благодарю за внимание.

 


Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска