17:35

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С.В.ЛАВРОВА НА ЗАСЕДАНИИ СБ ООН ПО ВОПРОСУ О РОЛИ ООН В ПОСТКОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

1074-05-05-2003

 

 

Российская Федерация высоко оценивает деятельность Мексики на посту Председателя Совета Безопасности в апреле.

Предложенная сегодня к обсуждению тема весьма актуальна в контексте деятельности Совета Безопасности, поскольку без всеобъемлющего подхода к урегулированию конфликтов на всех этапах вряд ли можно надеяться на восстановление прочного мира в стране, пережившей кризис.

Опыт последнего времени показывает, что миротворческие операции все чаще имеют комплексный характер, включая в себя значительную долю миростроительных компонентов. В этом контексте особое значение приобретает тесная координация и взаимодействие в осуществлении таких многофункциональных ОПМ между СБ и другими главными органами ООН и специализированными учреждениями системы ООН. Для этого есть и конкретные механизмы, предусмотренные в Уставе ООН.

Комплексный подход к современному миротворчеству требует обеспечения непрерывности и последовательности при переходе от одной фазы к другой. В этой связи важное значение имеет политическая поддержка Советом Безопасности миростроительных усилий, которые должны осуществляться в соответствии с Уставом ООН по линии соответствующих органов Организации и ее спецучреждений.

Наглядным примером важности комплексного и последовательного подхода являются усилия ООН по урегулированию конфликта в Косово (Сербия и Черногория). Здесь мы имеем плотное взаимодействие как различных органов системы ООН при направляющей политической роли Совета Безопасности, так и тесное сотрудничество с региональными организациями, которые вносят весьма существенный вклад в общее дело.

Ситуация в косовском урегулировании наглядно подтверждает также особую ответственность вовлеченных в конфликт сторон за достижение прогресса. К сожалению, позитивные сдвиги в крае во многом достигнуты благодаря усилиям международных присутствий, тогда как временные органы самоуправления края нередко затрудняют эти усилия, злоупотребляют своими полномочиями и даже пытаются подорвать основополагающий документ косовского урегулирования – резолюцию 1244 СБ ООН.

Важно, чтобы Совет Безопасности продолжал осуществлять политический контроль за процессами в Афганистане. Дела там идут непросто, однако пока удается удерживать ситуацию в рамках продвижения к целям урегулирования. Во многом это удается потому, что урегулирование осуществляется на основе принципов, согласованных самими афганцами при координирующей роли ООН и одобренных в СБ. На нынешнем ответственном этапе подготовки к «конституционной» Лойя Джирге и к всеобщим выборам координирующие функции Миссии ООН в Афганистане важны как никогда.

Особая ответственность ложится в этот период на страны региона, в частности по выполнению положений Кабульской декларации о добрососедстве, поддержанной Советом Безопасности. На этой основе следовало бы разработать систему комплексных гарантий невмешательства во внутренние дела Афганистана.

Уроки миротворческой операции ООН в Сьерра-Леоне показывают, насколько опасно снижать внимание к постконфликтному социально-экономическому восстановлению. Падение интереса международных доноров к этим задачам обусловило незавершенность постконфликтного процесса, а это в свою очередь, стало одной из причин перелива «конфликтного материала» в соседние африканские страны.

Ход урегулирования в Тиморе-Лешти подтверждает необходимость гибкого подхода, быстрого реагирования на изменения ситуации в странах, находящихся на постконфликтном этапе.

Уроки, которые мы извлекаем из всех упомянутых ситуаций, следует в полной мере учесть в отношении послевоенного восстановления Ирака. Мы убеждены, что необходимо четко определить, какой будет роль ООН и ее СБ на всех этапах этого процесса. Это подчеркнул вчера В.В.Путин после встречи с Т.Блэйром. Об этом же сегодня говорил и Генсекретарь ООН. При этом мы не исключаем, как отметил Президент России, что урегулирование ситуации в Ираке может вестись без участия ООН, как без санкции ООН началась война, однако сомнительно, что такое урегулирование будет долгосрочным, эффективным и справедливым. Президент России предложил определить, какие действия необходимо принять в целях безотлагательного решения гуманитарных проблем Ирака и как поставить точку в вопросе об иракском ОМУ. Это – вопрос, который волнует всех и напрямую связан с безопасностью региона.

На данном этапе можно смягчить санкционный режим, приостановив или даже отменив те ограничения, которые касаются сугубо гуманитарных потребностей Ирака. Остальные компоненты программы «Нефть в обмен на продовольствие» могут возобновиться под контролем ООН на период до полного снятия санкций и формирования в Багдаде легитимной власти. Все эти вопросы необходимо обсуждать в СБ, и мы к этому готовы.


Общие сведения

  • Адрес: Площадь Объединённых Наций (Площадь ООН), 760, Нью-Йорк, NY 10017, США
  • Web: http://www.un.org/ru/
  • Руководитель организации:
    Антониу Гутерреш (Antonio Guterres) — Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций