ООН
О ПРИНЯТИИ НА 59-Й СЕССИИ КОМИССИИ ООН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА РЕЗОЛЮЦИЙ ПО КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ
23 апреля 2003 года на проходящей в Женеве Комиссии ООН по правам человека были приняты две резолюции по теме борьбы с терроризмом. По инициативе России без голосования одобрена резолюция «Захват заложников», в число соавторов которой вошли в общей сложности 24 государства из всех регионов мира. В документе резко осуждается практика захвата заложников, говорится о недопустимости использования правозащитной риторики для оправдания этого явления.
Кроме того, Комиссия приняла выдвинутый Алжиром проект резолюции «Права человека и терроризм». Россия по традиции вошла в число соавторов данного документа. Особое удовлетворение вызывает то, что в текст включена ссылка о выдвинутых со времени прошлогодней сессии Комиссии инициативах по проблематике прав человека и терроризма, в число которых входит и выдвинутое министром иностранных дел Российской Федерации И.С.Ивановым на 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН предложение о разработке кодекса защиты прав человека от терроризма. В резолюции также содержатся основные элементы кодекса, обозначенные в распространённом российской делегацией официальном документе 57-й сессии Генассамблеи А/С.3/57/7. Это касается, в частности, осуждения грубых нарушений прав человека, совершаемых террористами; укрепления правовой базы борьбы с терроризмом; противодействия и пресечения финансирования терроризма; сотрудничества в вопросах уголовного преследования лиц, совершивших террористические акты; предоставления помощи жертвам терроризма; обеспечения эффективного международного сотрудничества в антитеррористической сфере.
У России вызывает недоумение тот факт, что некоторые страны-члены Комиссии выступили против принятия этой важной резолюции, проголосовав против неё или воздержавшись. Данное обстоятельство заставляет усомниться в искренности их заверений о стремлении бороться против терроризма во всех его формах и проявлениях.
Вместе с тем. Российская Федерация уверена, что принятый Комиссией документ будет способствовать активизации международных усилий по искоренению терроризма.
Экономический и социальный совет ООН
Комиссия по правам человека
Пятьдесят девятая сессия
Пункт 11 повестки дня
Гражданские и политические права
Алжир, Бурунди*, Вьетнам, Грузия*, Египет*, Зимбабве, Индонезия*, Камерун, Кения, Китай, Колумбия* Куба, Мадагаскар*, Нигерия*, Оман*, Пакистан*, Российская Федерация, Саудовская Аравия, Свазиленд, Сенегал, Судан, Того, Тунис*, Турция*, Уганда, Филиппины*, Шри-Ланка: проект резолюции
*В соответствии с пунктом 3 правила 69 правил процедуры функциональных комиссий Экономического и Социального Совета.
2002/... Права человека и терроризм
Комиссия по правам человека,
руководствуясь Уставом Организации Объединённых Наций, Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций, и Международными пактами о правах человека,
ссылаясь на Декларацию по случаю пятидесятой годовщины Организации Объединённых Наций, а также на Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма, принятые Генеральной Ассамблеей соответственно на её пятидесятой и сорок девятой сессиях,
ссылаясь также на Декларацию тысячелетия Организации Объединённых Наций, принятую Генеральной Ассамблеей на её пятьдесят пятой сессии 8 сентября 2000 года,
ссылаясь далее на Венскую декларацию и Программу действий, которые были приняты в июне 1993 года на Всемирной конференции по правам человека (A/CONF. 157/23),
принимая к сведению все предыдущие резолюции Генеральной Ассамблеи по вопросу о терроризме, включая резолюции 46/51 от 9 декабря 1991 года, 48/122 от 20 декабря 1993 года, 49/185 от 23 декабря 1994 года, 50/186 от 22 декабря 1995 года, 52/133 от 12 декабря 1997 года и 56/160 от 19 декабря 2001 года, а также на свои резолюции 2000/30 от 20 апреля 2000 года, 2001/37 от 23 апреля 2001 года и 2002/35 от 22 апреля 2002 года,
ссылаясь на резолюцию 54/164 Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1999 года и на резолюцию 54/110 Ассамблеи от 9 декабря 1999 года, в которой она постановила, что Специальный комитет, учреждённый резолюцией 517210 Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1996 года, будет продолжать разрабатывать проект международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма с целью завершить разработку этого документа, рассмотрит вопрос о путях дальнейшего совершенствования всеобъемлющего правового механизма конвенций, посвящённых борьбе с международным терроризмом, включая рассмотрение вопроса о разработке всеобъемлющей конвенции о международном терроризме, и рассмотрит вопрос о созыве под эгидой Организации Объединённых Наций конференции высокого уровня для разработки совместных организованных действий международного сообщества по борьбе с терроризмом во всех его формах и проявлениях,
подтверждая необходимость выполнения резолюции 54/109 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1999 года, в которой Ассамблея приняла Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма,
учитывая значение резолюции 55/158 Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 2000 года, в которой Ассамблея подчеркнула необходимость дальнейшего укрепления международного сотрудничества между государствами и между международными организациями и учреждениями, региональными организациями и механизмами и Организацией Объединённых Наций в целях предотвращения терроризма, борьбы с ним и его ликвидация во всех его формах и проявлениях, где бы и кем бы он ни осуществлялся, как того требуют принципы Устава Организации Объединённых Наций, нормы международного права и соответствующие международные конвенции,
с глубокой обеспокоенностью отмечая всё более укрепляющуюся связь между террористическими группами и другими преступными организациями, занимающимися незаконным оборотом оружия и наркотиков на национальном и международном уровнях, а также связанное с этим совершение серьёзных преступлений, таких, как убийства, вымогательство, похищение людей, вооруженные нападения, захват заложников и разбой,
выражая особую тревогу в связи с возможностью того, что террористические группы могут использовать новые технологии для совершения актов терроризма,
способных привести к огромному ущербу, включая многочисленные человеческие жертвы,
учитывая, что Совет Безопасности принял резолюцию 1373 (2001) от 28 сентября 2001 года, призвав государства принять меры для борьбы с терроризмом, и резолюцию 1377 (2001) от 12 ноября 2001 года, в которой он принял декларацию о глобальных усилиях по борьбе с терроризмом,
будучи убеждена в том, что терроризм во всех его формах и проявлениях, где бы и кем бы он ни совершался, не может быть оправдан ни при каких обстоятельствах, в том числе как средство поощрения и защиты прав человека,
памятуя о том, что самым неотъемлемым и основным правом человека является право на жизнь,
учитывая также, что терроризм во всех его формах и проявлениях создаёт обстановку, которая разрушает идеал свободной человеческой личности, живущей в обстановке, свободной от страха и нужды, и затрудняет поощрение и защиту государствами прав человека и основных свобод,
учитывая далее, что терроризм во многих случаях создаёт серьёзную угрозу демократии, гражданскому обществу и законности,
напоминая в этой связи об ужасных событиях 11 сентября 2001 года в Соединённых Штатах Америки, которые привели к гибели нескольких тысяч гражданских лиц,
вновь заявляя о том, что все государства обязаны поощрять и защищать все права человека и основные свободы и обеспечивать эффективное осуществление своих обязательств по международному гуманитарному праву,
выражая глубокое сожаление по поводу того, что в результате неизбирательных и произвольных актов насилия и террора, которым не может быть оправдания ни при каких обстоятельствах, террористы уничтожают, зверски убивают и калечат большое число гражданских лиц,
подчёркивая необходимость активизации борьбы с терроризмом во всех его формах и проявлениях на национальном уровне и повышения эффективности международного сотрудничества в борьбе с терроризмом в соответствии с международным правом, включая соответствующие обязательства государств по международному праву в области прав человека и международному гуманитарному праву, и укрепления роли Организации Объединённых Наций в этой области,
признавая необходимость укрепления международного сотрудничества в вопросах уголовного правосудия, а также национальных мер в целях недопущения безнаказанности, которая может способствовать продолжению актов терроризма,
подчёркивая, что государства не должны предоставлять убежище лицам, которые финансируют, планируют, поддерживают или совершают террористические акты, или тем, кто предоставляет им убежище,
вновь подтверждая, что все меры по борьбе с терроризмом должны строго соответствовать международному праву, в том числе международным стандартам и обязательствам в области прав человека,
будучи серьёзно обеспокоена грубыми нарушениями прав человека, которые совершаются террористическими группами,
постановляя и далее содействовать росту осознания международным сообществом отрицательного воздействия терроризма во всех его формах и проявлениях на осуществление в полном объёме прав человека и основных свобод и на укрепление законности и установление демократических свобод, как это провозглашено в Уставе и Международных пактах о правах человека,
отмечая инициативы, предпринятые со времени проведения предыдущей сессии Комиссии по правам человека, по вопросу прав человека и терроризма на международном, межрегиональном, региональном и национальном уровнях, включая обязательство ДН по борьбе с терроризмом, как об этом было заявлено в ходе XI 11 Конференции глав государств и правительств ДН,
1. вновь заявляет о своём безоговорочном осуждении всех актов, методов и практики терроризма, независимо от их побудительных мотивов, во всех их формах и проявлениях, где бы, когда бы и кем бы они ни были совершены, как актов, направленных на уничтожение прав человека, основных свобод и демократии, которые ставят под угрозу территориальную целостность и безопасность государств, дестабилизируют законно сформированные правительства, подрывают плюралистическое гражданское общество и законность и имеют отрицательные последствия для социально-экономического развития государства;
2. решительно осуждает нарушения права на жизнь, свободу и безопасность;
3. выражает свою солидарность с жертвами терроризма;
4. осуждает разжигание этнической ненависти, подстрекательство к насилию и терроризму;
5. настоятельно призывает государства выполнять свои обязательства по Уставу Организации Объединённых Наций в строгом соответствии с международным правом, в том числе с международными стандартами и обязательствами в области прав человека и международным гуманитарным правом, в целях предупреждения, пресечения и искоренения актов терроризма во всех его формах и проявлениях, где бы, когда бы и кем бы они ни совершались, и призывает государства в надлежащих случаях укреплять их законодательство в целях борьбы с терроризмом во всех его формах и проявлениях,
6. решительно осуждает все террористические акты, направленные против личного имущества граждан, национальных памятников и исторических реликвий;
7. настоятельно призывает государства укреплять сотрудничество на региональном и международном уровнях в деле борьбы с терроризмом во всех его формах и проявлениях согласно соответствующим международным обязательствам по договорам в области прав человека в целях искоренения терроризма во всех его формах и проявлениях я продолжать расширять сотрудничество в целях привлечения террористов к ответственности;
8. призывает государства принимать согласно соответствующим положениям внутреннего и международного права, включая международные стандарты в области прав человека, надлежащие меры к тому, чтобы до предоставления статуса беженца убедиться в том, что проситель убежища не планировал совершение террористических актов, не способствовал им и не принимал в них участия, и обеспечивать в соответствии с международным правом, чтобы лица, совершающие, организующие террористические акты или способствующие им, не злоупотребляли статусом беженца и чтобы заявления о политической мотивировке не признавались в качестве основания для отказа в просьбах о выдаче предполагаемых террористов;
9. настоятельно призывает все соответствующие правозащитные механизмы и процедуры в надлежащих случаях рассматривать последствия актов, методов и практики террористических групп в своих предстоящих докладах Комиссии;
10. призывает Управление Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по правам человека откликаться на просьбы заинтересованных правительств об оказании помощи и консультировании по вопросам обеспечения полного соблюдения международных стандартов в области прав человека при принятии мер для борьбы с терроризмом;
11. приветствует доклад Генерального секретаря (А/56/190) и просит его продолжать запрашивать мнения государств-членов о последствиях терроризма во всех его формах и проявлениях для осуществления в полном объёме всех прав человека и основных свобод и о том, как можно было бы удовлетворять потребности и решать проблемы жертв терроризма, в том числе путем возможного создания фонда добровольных взносов для жертв терроризма, а также о путях и средствах реабилитации жертв терроризма и их реинтеграции в общество в целях включения своих выводов в его доклады Комиссии и Генеральной Ассамблее;
12. одобряет решение 2002/24 Подкомиссии по поощрению и защите прав человека от 14 августа 2002 года просить Генерального секретаря оказать Специальному докладчику по вопросу о терроризме и правах человека Подкомиссии всю необходимую помощь в целях проведения консультаций с компетентными службами и органами системы Организации Объединённых Наций, в особенности расположенными в Нью-Йорке и Вене, с тем чтобы дополнить и расширить её основополагающее исследование и собрать всю необходимую и обновленную информацию и данные для подготовки её дополнительного доклада о ходе работы;
13. просит Специального докладчика уделить внимание в своём следующем докладе о правах человека и терроризме вопросам, затронутым в настоящей резолюции;
14. постановляет продолжить рассмотрение данного вопроса на своей шестидесятой сессии.
Комиссия по правам человека
Пятьдесят девятая сессия
Пункт 11 повестки дня
Гражданские и политические права
Куба и Российская Федерация: проект резолюции
2003/... Целостность судебной системы
Комиссия по правам человека,
руководствуясь статьями 5, 7, 8, 10 и 11 Всеобщей декларации прав человека и статьями 2, 4, 6, 7, 10, 14, 15 и 26 Международного пакта о гражданских и политических правах и учитывая Венскую декларацию и Программу действий,
ссылаясь на другие важные документы по вопросу о целостности судебной системы, одобренные различными форумами Организации Объединённых Наций, и в частности на Основные принципы независимости судебных органов. Основные принципы, касающиеся роли юристов. Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование, Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью. Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными. Основные принципы обращения с заключенными, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было
форме, а также на Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни,
ссылаясь также на свою резолюцию 2002/37 по этому вопросу от 22 апреля 2002 года,
будучи убеждена в том, что целостность судебной системы является непременным условием защиты прав человека и обеспечения отсутствия какой-либо дискриминации при отправлении правосудия,
подчёркивая, что целостность судебной системы должна соблюдаться при любых обстоятельствах,
1. вновь заявляет, что каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на справедливое и публичное разбирательство дела независимым и беспристрастным судом;.
2. вновь заявляет также, что каждый человек имеет право на судебное разбирательство в обычных судах или трибуналах, применяющих установленные нормы процессуального права, и что суды, не использующие таких установленных норм процессуального права, не должны создаваться в целях подмены компетенции обычных судов или трибуналов;
3. подчеркивает важность того, чтобы каждый обвиняемый в уголовном преступлении имел право считаться невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону в ходе гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все необходимые гарантии для защиты;
4. настоятельно призывает государства гарантировать, чтобы все лица, дела которых переданы на рассмотрение судов или трибуналов, находящихся под их юрисдикцией, имели право быть судимыми в их присутствии я защищать себя лично или через посредство выбранного ими самими защитника,
5. подчеркивает, что любой суд, рассматривающий дело лица, обвиняемого в уголовном преступлении, должен основываться на принципах независимости и беспристрастности;
6. призывает государства обеспечить принцип равенства состязательных возможностей в рамках своих судебных систем, в частности, путём предоставления лицам, дела которых рассматриваются судом, возможности допрашивать показывающих против них свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос их свидетелей на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, показывающие против них;
7. вновь подтверждает, что каждый осужденный должен иметь право на то, чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены судом согласно закону;
8. призывает государства, где существуют военные суды для рассмотрения дел уголовных правонарушителей, обеспечить, чтобы такие суды являлись неотъемлемой частью общей судебной системы и применяли установленные нормы процессуального права;
9. подчеркивает важность развития сотрудничества между национальными судебными системами, в частности в целях укрепления защиты лиц, лишённых свободы;
10. принимает к сведению доклад Специального докладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов (E/CN.4/2003/65 и Add. 1-4), а также доклад по вопросу об отправлении правосудия военными трибуналами (E/CN. 4/Sub. 2/2002/4), представленный г-ном Луи Жуане Подкомиссии по поощрению и защите прав человека на её пятьдесят четвёртой сессии;
11. принимает также к сведению усилия Специального докладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов по использованию резолюции 2002/37 в его контактах с государствами и призывает его продолжить эту практику;
12. просит Специального докладчика в полной мере учитывать настоящую резолюцию при выполнении им своего мандата и при представлении им своего доклада Комиссии на её шестидесятой сессии.