20:20

Россия и защита прав человека

 

 

22-07-2005

 

 

Активное сотрудничество России с международными организациями по вопросам прав человека способствует формированию культуры прав человека в нашей стране, развитию национальных демократических институтов и укреплению правового государства, а также содействует повышению авторитета Российской Федерации на международной арене.

Российская Федерация придает большое значение межгосударственному сотрудничеству в области защиты и поощрения прав человека. Важной вехой и ориентиром для государств в этой сфере стала Всемирная конференция по правам человека (Вена, 1993 г.), в итоговых документах которой, в частности, зафиксирован тезис о том, что основную ответственность в деле поощрения и защиты прав человека несут сами государства, в то время как международные институты и механизмы выполняют вспомогательную роль. Признавая, что правозащитная ситуация в той или иной стране может являться предметом законной обеспокоенности со стороны международного сообщества, Россия, вместе с тем, считает совершенно недопустимыми попытки политизации темы прав человека и политику "двойных стандартов" в ее отношении. Использование правозащитных вопросов в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела государств, а тем более для обоснования концепций "гуманитарной интервенции" и "ограниченного суверенитета", направлено на подрыв существующей системы международных отношений, является игнорированием основополагающих норм международного права и принципов Устава ООН.

Совершенно очевидно, что идеальных стран с точки зрения соблюдения правозащитных стандартов не существует, поэтому вряд ли перспективен избранный некоторыми участниками международных отношений принцип разделения государств на "отличников" и "неуспевающих", на яростных поборников прав человека и их "злостных нарушителей".

Обсуждение вопросов прав человека должно проводиться на равноправной и уважительной основе, служить сближению стран, развитию конструктивного сотрудничества в гуманитарной сфере при должном учете региональной специфики, национальных, культурных, религиозных и исторических традиций государств.

Российская Федерация активно сотрудничает по вопросам прав человека как на универсальном уровне в рамках Комиссии ООН по правам человека и III Комитета Генеральной Ассамблеи ООН, так и на региональном - в формате Совета Европы, ОБСЕ и Совета государств Балтийского моря (СГБМ).

В определенной степени "индикатором" состояния межгосударственного сотрудничества в гуманитарной сфере служат ежегодные сессии Комиссии ООН по правам человека (КПЧ) - главного правозащитного форума системы ООН. По мнению России, итоги последних сессий КПЧ свидетельствуют об усилении противоречий и конфронтации между блоками развитых и развивающихся стран, что самым негативным образом сказывается как на эффективности, так и на авторитете Комиссии. Во многом это результат действий отдельных стран, которые стремятся навязать другим членам международного сообщества свое видение защиты и поощрения прав человека, идущее вразрез с интересами большинства государств.

Основным фактором, провоцирующим напряженность в КПЧ, остается практика принятия осуждающих страновых резолюций, которые отражают селективный подход к вопросам прав человека в отдельных государствах. Российская позиция заключается в том, что со странами, имеющими проблемы в этой области, следует вести равноправный уважительный диалог, оказывать им консультативное и техническое содействие, а не увлекаться чрезмерно критической тональностью.

Российская делегация традиционно проводит в Комиссии взвешенную и принципиальную линию, направленную на поиск взаимопонимания по наиболее острым вопросам повестки дня.

По инициативе России в течение последних четырех лет Комиссия принимала такие резолюции как "Права человека и произвольное лишение гражданства", "Захват заложников", "Целостность судебной системы" и "О недопустимости действий, способствующих разжиганию современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости". В первой, в частности, подтверждается значение права каждого человека на гражданство в качестве неотъемлемого права человеческой личности и содержится призыв ко всем государствам воздерживаться от принятия мер, дискриминирующих отдельных лиц или группы лиц путем лишения или ограничения права на гражданство, и отменить такое законодательство, если оно уже существует. Основной идеей резолюции "Захват заложников" является недопустимость использования правозащитной риторики для оправдания этого явления. Резолюция "Целостность судебной системы" ставит целью неукоснительное соблюдение прав человека в ходе судебного разбирательства, призывает гарантировать право на справедливый, независимый и беспристрастный суд при любых обстоятельствах, включая чрезвычайные ситуации.

На последней 61-й сессии КПЧ (14 марта - 22 апреля 2005 г.) делегация России вновь выдвинула резолюцию "О недопустимости действий, способствующих разжиганию современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости", которая была принята подавляющим большинством этого авторитетного органа ООН (особо следует отметить, что на этот раз делегации стран Евросоюза поддержали резолюцию). В ней со ссылкой на приговор Нюрнбергского трибунала и итоговые документы Всемирной конференции по борьбе против расизма (ЮАР, 2001 г.) выражается серьезная обеспокоенность подъемом экстремистских движений и партий, пропагандирующих расизм, этноцентризм и ксенофобию, занимающихся распространением идеологии фашизма и расового превосходства. Резолюция осуждает феномен восхваления и героизации бывших членов преступной организации "Ваффен СС", констатирует недопустимость оправдания проявлений неонацизма при каких-либо обстоятельствах. В документе особо подчеркивается, что возведение монументов в честь эсэсовцев, проведение их шествий и другие подобные действия оскверняют память бесчисленных жертв нацизма, негативно воздействуют на подрастающее поколение, являются абсолютно несовместимыми с обязательствами государств-членов ООН. В соответствии с резолюцией Специальному докладчику КПЧ по современным формам расизма поручено изучить данный вопрос и представить на 62-й сессии Комиссии соответствующие рекомендации.

В ходе 59-й и 60-й сессий Комиссии, а также в III Комитете 58-й сессии Генассамблеи ООН (октябрь 2003 г.) была успешно реализована российская инициатива о кодексе защиты прав человека от терроризма, все элементы которого были инкорпорированы в резолюции "Права человека и терроризм", принятые на указанных форумах. Это касается, в частности, подтверждения права каждого человека на защиту от терроризма; осуждения грубых нарушений прав человека, совершаемых террористами; укрепления правовой базы борьбы с терроризмом; противодействия и пресечения финансирования терроризма; сотрудничества в области уголовного преследования лиц, совершивших террористические акты; предоставления помощи жертвам терроризма; обеспечения эффективного международного сотрудничества в антитеррористической сфере. С учетом того, что под кодексом следует понимать не какой-то отдельный документ, а комплекс мер и принципов, направленных на защиту личности от посягательств террористов, работу на данном направлении следует перевести в плоскость практического осуществления положений упомянутых резолюций.

Кроме того, в ходе 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Российская Федерация впервые выступила основным автором проекта резолюции "Права человека и терроризм", который был принят ощутимым большинством голосов государств-членов ООН. В резолюции, выдержанной в жестком и сбалансированном ключе, выражается серьезная обеспокоенность грубыми нарушениями прав человека, совершаемыми террористическими группами, и подчеркивается, что терроризм не может быть оправдан ни при каких обстоятельствах. В свете последних событий в мире чрезвычайно важным является содержащийся в резолюции настоятельный призыв к государствам, предоставившим статус беженца или убежище лицам, которые планировали, способствовали совершению или участвовали в совершении терактов, пересмотреть подобные решения. При этом особо подчеркивается, что заявления о политических мотивах не должны признаваться в качестве основания для отказа в просьбе о выдаче предполагаемых террористов. В целом, принятие данной резолюции в рамках Генеральной Ассамблеи ООН является важным внешнеполитическим успехом в рамках общих усилий Российской Федерации как на правозащитном, так и на контртеррористическом направлениях.

В целом, российский подход к проблеме прав человека и терроризма основывается на решении двуединой задачи, заключающейся как в обеспечении защиты жертв терроризма, так и в соблюдении общепризнанных правозащитных стандартов в ходе борьбы с этим злом.

На универсальном уровне Российская Федерация осуществляет тесное сотрудничество со специальными процедурами КПЧ (специальные представители, независимые эксперты, специальные докладчики и тематические рабочие группы) и договорными органами по правам человека, в компетенцию которых входит мониторинг выполнения государствами взятых на себя обязательств и международных стандартов в этой области.

В частности, за последнее время в Российской Федерации побывали Спецдокладчик КПЧ по торговле детьми, детской проституции и детской порнографии О.Кальцетас-Сантос (октябрь 2000 г.), Спецпредставитель Генерального секретаря ООН по детям и вооруженным конфликтам О.Отунну (июнь 2002г.), Спецпредставитель Генерального секретаря ООН по внутренне перемещенным лицам (ВПЛ) Ф.Денг (сентябрь 2003 г.), который уже посещал Россию в 1992 г, а также Спецдокладчик КПЧ по насилию в отношении женщин Я.Эртюрк (декабрь 2004 г).

Визиты О.Отунну, Ф.Денга и Я.Эртюрк, которые посетили северокавказский регион, способствовали более объективному восприятию международным сообществом ситуации в Чеченской Республике, осознанию того, что процесс возвращения ВПЛ в места своего постоянного проживания осуществляется на добровольных началах.

9-13 февраля 2005 г. по приглашению Правительства Россию посетила Верховный комиссар ООН по правам человека Луиз Арбур.

В Москве состоялись встречи Л.Арбур с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, представителями исполнительной и законодательной власти, руководством министерств и ведомств.

В ходе встреч Л.Арбур была подробно проинформирована о мерах по защите прав человека, предпринимаемых на федеральном и региональном уровнях. Подчеркивалось, что Российская Федерация привержена своим обязательствам в правозащитной сфере и что действующие национальные нормативно-правовые акты полностью соответствуют существующим международным стандартам. Отдельно обсуждался вопрос о программе технического сотрудничества Российской Федерации с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, осуществление которой получило высокую оценку сторон. Выражалась взаимная заинтересованность в ее продлении.

Визит Верховного комиссара подтвердил открытость Российской Федерации для обсуждения любых имеющихся проблем, включая проблематику прав человека в контексте борьбы с террористической угрозой. Он также наглядно продемонстрировал готовность российской стороны развивать конструктивный и уважительный диалог с ООН и международными правозащитными институтами и механизмами.

Будучи участником шести основополагающих международных договоров в области прав человека, Россия на систематической основе взаимодействует с созданными на их основе контрольными органами (Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет против пыток, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет по правам ребенка).

Сотрудничество с данными экспертными независимыми структурами строится на т.н. системе отчетности, заключающейся в предоставлении комитетам с интервалов от двух до пяти лет периодических докладов о выполнении обязательств по соответствующему соглашению. За последнее время были рассмотрены следующие периодические доклады Российской Федерации: в январе 2002 г. - 5-й доклад о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; в мае 2002 г. -3-й доклад о выполнении Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; в марте 2003г. - 15-й, 16-й и 17-й доклады о выполнении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации; в октябре 2003 г. - 5-й доклад о выполнении Международного пакта о гражданских и политических правах; в ноябре 2003 г. - 4-й доклад о выполнении Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Кроме того, Россия представила в Комитет по правам ребенка 3-й периодический доклад о выполнении Конвенции о правах ребенка (рассмотрение данного доклада Комитетом запланировано на сентябрь 2005 г.), а в Комитет против пыток - 4-й периодический доклад о выполнении Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (сроки рассмотрения доклада Комитетом будут определены позднее).

Кроме того, Российская Федерация признала компетенцию Комитета по правам человека, Комитета против пыток, Комитета по ликвидации расовой дискриминации и Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин принимать индивидуальные жалобы о нарушении прав по соответствующим договорам при условии исчерпания внутренних средств правовой защиты.

Россия также поддерживает широкие контакты с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) - главной организационной структурой, занимающейся правами человека в системе ООН. В частности, с 1999 г. в соответствии с подписанным между УВКПЧ и МИД России соглашением в Российской Федерации реализуется проект Управления "Содействие развитию образования в области прав человека в Российской Федерации". Он является одним из крупнейших проектов Управления в данной области (общая сумма выделенных под него средств составляет более 2 млн.долл. США). В рамках проекта, реализуемого через сеть российских НПО в общей сложности в девяти регионах, осуществляется подготовка школьников, студентов и преподавателей в сфере прав человека, проходят различные конкурсы, семинары, организуются конференции, издаются учебные пособия.

С учетом поступательного развития международного права прав человека Российская Федерация вносит вклад в разработку новых международных стандартов в этой области. В настоящее время начата или продолжается работа над проектами таких документов, как всеобъемлющая конвенция о правах и достоинстве инвалидов, международный договор о защите всех лиц от насильственных или недобровольных исчезновений, факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (предусматривающий введение процедуры подачи индивидуальных жалоб в связи с нарушением закрепленных в Пакте прав), декларация о правах коренных народов, руководящие принципы по праву на возмещение ущерба для жертв грубого нарушения международного права в области прав человека и международного гуманитарного права.

Совет Европы является ведущей региональной структурой сотрудничества европейских государств в области прав человека. Членство в нем позволяет Российской Федерации как участвовать в процессе развития и гармонизации европейских правозащитных стандартов, так и совершенствовать в соответствии с ними свое внутреннее законодательство.

За прошедшее время при экспертном участии Совета Европы в России проведены крупномасштабные правовая и судебная реформы, ратифицированы десятки нормативно-правовых актов Совета Европы, созданы механизмы и институты, в значительной мере приблизившие российское законодательство и правоприменительную практику к европейским стандартам.

Взаимодействие с Советом Европы по вопросам прав человека осуществляется на различных уровнях, в том числе в рамках главных уставных органов - Комитета министров Совета Европы (КМСЕ) и Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), которые вырабатывают и принимают соответствующие резолюции и рекомендации. Важное значение имеет участие российских правительственных экспертов в работе ряда руководящих комитетов, прежде всего Руководящего комитета по правам человека, Руководящего комитета по равноправию женщин и мужчин, Руководящего комитета по вопросам миграции и других, а также создаваемых ими экспертных органов и рабочих групп (комитеты экспертов по развитию прав человека, по улучшению процедур защиты прав человека и др.).

Развивается сотрудничество России по линии Европейского суда по правам человека, решения которого носят для России обязательный характер в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

В ходе состоявшейся 11-14 мая 2004 года сессии КМСЕ был одобрен пакет решений, направленных на повышение эффективности и реформирование контрольного механизма Европейской Конвенции по правам человека и Европейского суда по правам человека, в том числе открыт к подписанию Дополнительный протокол №14 к Конвенции.

Россия поддерживает активный диалог с Европейским комитетом по предупреждению пыток (ЕКПП создан на основании Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания).

В частности, представители ЕКПП в уведомительном порядке могут посещать места заключения с целью выявления случаев жестокого обращения в отношении лишенных свободы лиц (учреждения уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания, психиатрические больницы закрытого типа, дисциплинарные батальоны и гауптвахты). За несколько лет, прошедших с момента присоединения России к Конвенции (сентябрь 1998 г.), делегации ЕКПП неоднократно посещали нашу страну, в том числе Северокавказский регион. Последний визит делегации ЕКПП в Россию состоялся в июне 2005 г.

Рекомендации Комитета способствуют работе по реформированию уголовно-исполнительной системы (УИС) России. Этой же цели служит и работа Руководящей группы Совета Европы по реформированию пенитенциарной системы Российской Федерации, последнее заседание которой состоялось в Страсбурге в июне 2004 года.

В рамках взятых на себя обязательств по Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств Российская Федерация на регулярной (пятилетней) основе представляет в Совет Европы доклады, об имплементации конвенции. Соответствующая информация направляется и в Европейскую комиссию против расизма и нетерпимости, являющуюся независимым мониторинговым органом Совета Европы.

Важное значение имеет наше взаимодействие с Комиссаром Совета Европы по правам человека, пост которого был учрежден в соответствии с Резолюцией (99) 50 Комитета министров Совета Европы (КМСЕ), принятой 7 мая 1999 года на 104-й сессии КМСЕ в Будапеште.

Согласно этому документу Комиссар выполняет свои функции в независимом качестве, содействуя эффективному соблюдению и реализации на практике прав человека в государствах-членах Совета Европы. При этом специально оговорено, что Комиссар является несудебной инстанцией и не занимается рассмотрением индивидуальных жалоб.

21 сентября 1999 года первым Комиссаром Совета Европы по правам человека был избран испанец Альваро Хиль-Роблес. В январе 2000 года Комиссар официально приступил к исполнению своих обязанностей

В 1999-2005 гг. Комиссар более десяти раз посещал Российскую Федерацию, включая Северокавказский регион.По итогам посещений Чеченской республики в 1999, 2000, 2001 и 2003 годах А.Хиль-Роблесом были подготовлены доклады, в которых была дана в целом позитивная оценка усилий российских властей по нормализации обстановки в Чечне.

25-28 мая Комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес находился в Москве с рабочим визитом, в ходе которого Президенту Российской Федерации В.В.Путину был представлен доклад Комиссара Совета Европы о ситуации с правами человека в Российской Федерации, подготовленный по итогам его поездок в Россию в июле и сентябре 2004 года.

Доклад выделяется как по объему (более 140 страниц), так и по широте охвата затронутых проблем. В нем сквозь призму правочеловеческой проблематики отмечен огромный путь, пройденный Россией за 15 лет демократических преобразований, дана объективная и честная, хотя во многом жесткая картина современной российской действительности, не избегается признание сложностей становления правового государства в нашей стране и стоящих в этой связи перед ней задач.

Особое внимание уделяется изменениям в правовой системе Российской Федерации, деятельности правоохранительных органов и реформе пенитенциарной системы, соблюдению прав национальных меньшинств, положению иностранцев и мигрантов, проблемам ксенофобии и расизма, положению в Чеченской Республике, соблюдению прав человека в вооруженных силах, свободе религии и прессы, проблемам здравоохранения, положению социально уязвимых групп, в том числе женщин и детей, функционированию внесудебных механизмов защиты прав человека.

В докладе констатируются определенные достижения и указывается на имеющиеся положительные результаты в деле защиты прав человека в России. При этом, однако, как и во всех подобных докладах Комиссара, подготовленных в отношении других стран Европы, основной акцент сделан на отмеченных в данной области недостатках, нерешенных проблемах и нарушениях прав человека.

В этой связи доклад содержит перечень конкретных рекомендаций Комиссара, направленных на исправление ситуации, для чего в соответствии с принятой в Совете Европы практикой государствам-членам обычно отводится 2 года.


Общие сведения

  • Адрес: Площадь Объединённых Наций (Площадь ООН), 760, Нью-Йорк, NY 10017, США
  • Web: http://www.un.org/ru/
  • Руководитель организации:
    Антониу Гутерреш (Antonio Guterres) — Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций