Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)
Участие России в деятельности ЮНКТАД
(Справка)
ЮНКТАД является авторитетным глобальным международным форумом, в рамках которого Россия может обсуждать вопросы международной торговли. Важность участия в работе этой организации определяется для нас и тем, что реализация экономических реформ ставит перед Россией ряд проблем, механизм решения которых уже отработан в международной практике.
Уникальная информационная база ЮНКТАД, ее аналитические наработки, ориентация на обмен национальным опытом дают возможность России воспользоваться передовым опытом других стран в вопросах внешней торговли, структурной перестройки, приватизации, международной экономической интеграции. Помимо этого, практический интерес для нас представляют Всеобщая система преференций, методы повышения торговой эффективности, торговля сырьевыми товарами, взаимодействие между торговой политикой и валютно-финансовыми вопросами – т.е. те сферы, где ЮНКТАД зарекомендовала себя в качестве ведущей экспертной международной организации.
Россия последовательно отстаивает принципиальную линию на незыблемость мандата ЮНКТАД и сохранение универсального характера ее деятельности, противодействуя попыткам отвести Организации вспомогательную роль «агентства по техническому содействию».
Важными для России представляются сравнительно новые направления деятельности ЮНКТАД – изучение сферы торговли услугами и поиск путей повышения эффективности участия в ней развивающихся и «транзитных» стран, анализ роли региональных экономических и торговых объединений, новые вопросы в повестке дня международной торговли, не всегда регулируемые многосторонними соглашениями, в частности, торговля и многостороннее инвестиционное сотрудничество, торговля и охрана окружающей среды, конкуренция, ограничительная деловая практика.
В рамках технического содействия ЮНКТАД с 2001 г. по соглашению с Минэкономразвития России осуществляла программу «Интеграция в международную торговую систему и доступ к ВТО», в рамках которой проводились подготовительные семинары для специалистов Минэкономразвития России.
В 2003 г. стартовал проект по оказанию помощи Правительству Москвы в определении потенциала электронной промышленности для привлечения прямых иностранных инвестиций.
С 2004 г. функционирует «Виртуальный институт» ЮНКТАД, представляющий собой программу по обмену информацией и расширению возможностей академических учреждений, в первую очередь в развивающихся странах, в сфере обучения и осуществления научных исследований в области экономики и торговли. В число членов сети института входят пять российских вузов (Высшая школа экономики, МГИМО(У), Северо-Западный институт, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов и Санкт-Петербургский Государственный университет).
Поскольку одной из основных задач ЮНКТАД остается содействие развитию стран «третьего мира», включая НРС, путем их интеграции в систему международной торговли, наша страна участвует в международных программах оказания помощи развивающимся странам, предоставляя им, в частности, широкие преференции в области торговли.
В связи с включением в программу деятельности ЮНКТАД таких вопросов, как роль и функционирование региональных экономических группировок, приватизация, ограничительная деловая практика и конкуренция, внешняя задолженность, международные стандарты и отчетность, встаёт вопрос о более активном участии России в работе всех комиссий Организации и регулярно проводящихся встречах экспертных рабочих групп.
Несмотря на присоединение России к ВТО в августе 2012 г. и неизбежное последующее смещение удельного веса в работе по сугубо техническим торговым аспектам в сторону этой профильной организации, потенциал сотрудничества нашей страны с ЮНКТАД сохраняется на высоком уровне. Рассматриваются варианты подключения нашей страны к программе поддержки малого и среднего предпринимательства «ЭМПРЕТЕК».
Определенную пользу может принести подготовка экспертами Организации Обзора инвестиционной политики России, что дало бы позитивный сигнал зарубежным инвесторам. Белоруссия выступает с инициативой о подготовке аналогичного комплексного обзора для стран Таможенного союза (отдельный страновой обзор по Белоруссии подготовлен ЮНКТАД в 2010 г.). В этой связи для России большой интерес представляют оценки белорусской стороны в отношении практической отдачи от проведенного Обзора и целесообразности выделения под подобный проект бюджетного финансирования.
В конце мая 2013 г. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун внес на рассмотрение ГА ООН кандидатуру кенийца Мухиса Китуи в качестве нового Генерального секретаря ЮНКТАД.
1 сентября 2013 года М.Китуи вступил в должность Генерального секретаря ЮНКТАД.
В последнее время в условиях «заморозки» наших контактов с М.Китуи российская сторона выверенного (без чрезмерного блокирования с западниками) использования площадки Женевской Группы по ЮНКТАД для постоянного канала давления на Генерального секретаря. Отмечаем первые итоги работы и необходимость последовательных усилий на этом направлении. При этом исходим из того, что наши критические сигналы в адрес Генсекретаря не должны затрагивать участие российских делегаций в официальных мероприятиях по линии ЮНКТАД и в его рабочих и экспертных органах, которые следует продолжать в нормальном рабочем режиме.
Учитывая, что в последнее время ЮНКТАД активизирует работу с неправительственными организациями и деловыми кругами, МИД России также выступает за более активное привлечение к участию в составе российских делегаций на мероприятиях ЮНКТАД представителей неправительственных организаций, ассоциаций предпринимателей, особенно малого бизнеса и академических кругов.
В конференции ЮНКТАД-XIV (17-22 июля 2016 г., Найроби) приняла участие российская делегация во главе с заместителем Министра экономического развития С.С.Воскресенским. В состав делегации также вошли представители МИД России и МГИМО(У).