Уважаемый господин заместитель Генерального секретаря,

Ваши превосходительства,

Дамы и господа,

Позвольте поблагодарить Управление ООН по наркотикам и преступности за готовность провести данное мероприятие во исполнение резолюции о коррупции в спорте Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции. Признательны нашим партнерам по БРИКС, выступившим в качестве соорганизаторов конференции. Отрадно, что приглашение на форум приняли также другие страны-члены ООН, Международный олимпийский комитет, спортивные организации – Международная федерация футбола, Союз европейских футбольных ассоциаций, Азиатская конфедерация футбола и многие другие. Это свидетельствует об актуальности темы конференции, а также заинтересованности международного сообщества в создании наиболее эффективных инструментов предупреждения коррупции в спорте.

Мы решили приурочить форум, пожалуй, к наиболее значимому спортивному празднику этого года – Чемпионату мира по футболу. Возможно, присутствующие здесь представители спортивных федераций других видов спорта со мной не согласятся. Однако статистика свидетельствует о том, что футбол, насчитывающий свыше 3,5 млрд. поклонников по всему миру, прочно удерживает пальму первенства.

Россия готовилась к проведению Чемпионата семь с лишним лет. Но ждали мы его еще более продолжительное время, ведь наша страна примет Чемпионат мира по футболу впервые. За прошедшие годы была проделана большая работа по реконструкции старых и строительству новых спортивных и инфраструктурных объектов. Матчи пройдут в 11 городах на 12 стадионах, отвечающих всем стандартам ФИФА, в том числе в части экологичности. По оценкам Оргкомитета «Россия-2018», к нам приедут не менее 600 тыс. болельщиков. Уже сейчас более половины всех билетов на матчи приобретено жителями иностранных государств, прежде всего, США, Бразилии, Колумбии, Германии, Мексики и Аргентины. Ожидается, что за телетрансляциями Чемпионата будут следить порядка 3,5 млрд. человек. Организация столь крупного мероприятия и его высокий публичный статус – большая честь, но и огромная ответственность.

У России, безусловно, имеется опыт предупреждения коррупции при организации международных спортивных состязаний. Он отмечается, в частности, в разработанном в 2013 г. Управлением ООН по наркотикам и преступности на средства Российской Федерации руководстве «Конвенция ООН против коррупции: Стратегия планирования антикоррупционных защитных мер при проведении крупных публичных мероприятий». Основной структуре этой публикации, как предполагается, и будет следовать наш двухдневный форум.

Особое внимание в пособии уделяется передовой практике при подготовке Всемирной летней универсиады 2013 г. в Казани, XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи. Она заключалась в участии нескольких надзорных, аудиторских и следственных ведомств в регулярном мониторинге хода подготовки и проведения мероприятий, анализе планирования и распределения финансовых ресурсов. Такой подход к предупреждению коррупции обеспечил выявление и понимание коррупционных рисков, а также эффективное управление ими.

Авторы руководства подчеркивают, что в России сформирована достаточно широкая законодательная база, обеспечивающая функционирование долгосрочных механизмов регулирования и руководства организацией крупных мероприятий с учетом коррупционных рисков. Она включает федеральные законы «О противодействии коррупции» 2008 г., «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» 2009 г., Постановление Правительства Российской Федерации «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и Национальную стратегию по противодействию коррупции 2010 г. В нашей стране также предусмотрены различные меры по обеспечению открытости деятельности публичных органов, в том числе, ответственных за крупные мероприятия. В соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» 2005 г., создан и функционирует специальный веб-сайт с информацией по всем видам закупочной деятельности и регистрации договоров в отдельном реестре, позволяющем осуществлять эффективный мониторинг и контроль.

Отмечу также, что в руководстве приводятся многочисленные примеры передового опыта предупреждения коррупционных рисков наших партнеров по БРИКС, в частности, Китая – при проведении Олимпийских летних игр в Пекине в 2008 г., Бразилии – Чемпионата мира по футболу 2014 г. и Олимпийских летних игр 2016 г. Были бы признательны представителям этих стран за более подробное освещение имеющихся у них наработок в ходе конференции.

Россия является участницей ряда международно-правовых договоров по предотвращению коррупции в спорте - Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г., Конвенции Совета Европы по единому подходу к безопасности, защите и обслуживанию во время футбольных матчей и иных спортивных мероприятий 2016 г. В соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации планом, национальные компетентные ведомства проводят работу по подготовке к ратификации Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями 2014 г.

Факты коррупции в спорте, включая практику договорных матчей, могут квалифицироваться по ряду положений Уголовного кодекса Российской Федерации: статье 184 «Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса», статье 204 «Коммерческий подкуп», статье 290 «Получение взятки». Деяния, предусмотренные данными статьями, наказываются штрафом до одного миллиона рублей (порядка 17 тыс. долларов США), принудительными работами, тюремным заключением на срок до 7 лет, а также временным запретом занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности. За 2015-2017 гг. на территории нашей страны зарегистрировано одно преступление, предусмотренное статьей 184 Уголовного кодекса. Также имеются случаи привлечения к ответственности физических и юридических лиц за иные коррупционные правонарушения и преступления в сфере спортивной деятельности, в том числе за взяточничество и злоупотребление полномочиями.

Российское законодательство содержит положения по противодействию незаконным/ненадлежащим ставкам. В частности, статья 26.2 «Предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьба с ним» Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 2007 г. предполагает установление запрета на участие в азартных играх в букмекерских конторах и тотализаторах путем заключения пари на официальные спортивные соревнования для определенных категорий спортсменов, тренеров, руководителей спортивных команд и спортивных агентов, а также применение спортивными федерациями санкций (в том числе спортивной дисквалификации спортсменов) за его нарушение.

Чемпионат мира по футболу, как ожидается, окажет существенное влияние на рост букмекерского рынка в России: эксперты прогнозируют увеличение ставок в среднем на 50% в дни его проведения. По данным на 2017 г., сумма всех ставок, заключенных между игроками и легальными букмекерскими компаниями, составила 403 млрд. рублей (6,6 млрд. долларов США). На легальный сектор приходится порядка 60%, хотя оценки существуют разные. Следует учитывать и растущий интерес к виртуальным играм. В 2016 г. в России объем этого сегмента рынка составлял от 80 млн. до 1,2 млрд. рублей (от 5 до 20 млн. долларов США), а на глобальном уровне достигал 6-8 млрд. долларов США, включая реальные и виртуальные деньги.

В последние годы в России многие крупные букмекерские компании перешли в легальный сегмент. Это произошло благодаря поправкам, внесенным в 2014 г. в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» от 2006 г. В частности, был введен запрет на ставки на сайтах компаний, не имеющих лицензий в России и не подключенных к Центру учета перевода интерактивных ставок.

В апреле 2017 г. участники этого рынка получили значительные законодательные послабления в части продвижения своих услуг. Вместе с тем, операторов обязали ежеквартально отчислять 5% дохода на развитие спорта тем федерациям, ставки на соревнования которых они принимают.

В целях профилактики коррупции в спорте органами прокуратуры осуществляется антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в сфере спорта. Так, по протесту прокуратуры Мордовии был приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства содержавший коррупциогенные факторы порядок предоставления субсидий на организацию перевозок пассажиров в дни проведения матчей Чемпионата мира по футболу 2018 г. в Саранске.

Кроме того, национальными компетентными органами проводится работа по повышению общественной грамотности в сфере предупреждения коррупции в спорте. В преддверии Чемпионата мира по футболу Генеральная прокуратура Российской Федерации и Министерство спорта Российской Федерации подготовили памятку по данной проблематике, предназначенную для широкой аудитории. В ней освещена соответствующая законодательная база, вопросы ответственности физических и юридических лиц, указаны типовые нарушения закона, даны контакты компетентных органов для обращений по вопросам коррупции в спорте. В ближайшее время памятка будет переведена на английский язык, а также размещена на сайтах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Минспорта России, спортивных федераций и организаций.

Генеральная прокуратура Российской Федерации взаимодействует с компетентными органами иностранных государств по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам, связанным с преступлениями коррупционной направленности в спорте. В настоящее время сотрудничество ведется по двум делам с Францией, Швейцарией, США, Германией, Канадой и Монако. По одному из них в Российскую Федерацию поступил запрос Министерства юстиции Французской Республики. Его исполнение продолжается.

В целом скромная статистика свидетельствует о высокой степени латентности преступлений коррупционной направленности в спорте. В этой связи считаем необходимым активизировать усилия национальных правоохранительных органов по их выявлению, а также продолжать работу по укреплению международного сотрудничества в сфере предотвращения коррупции в спорте.

Уверен, что в ходе двухдневных дискуссий, обмена мнениями и имеющейся передовой практикой мы сможем внести свой скромный вклад в достижение этой цели.

Благодарю за внимание.

 

Страница мероприятия на сайте Управления ООН по наркотикам и преступности: РУСENFR