Россия последовательно выступает за укрепление центральной и координирующей роли ООН в мировых делах. Убеждены, что международная Организация остается уникальной и безальтернативной площадкой для равноправного диалога, направленного на выработку решений, учитывающих весь спектр точек зрения. Попытки же расшатать авторитет и легитимность ООН, размыть или подменить ее прерогативы опасны и чреваты демонтажем всей архитектуры международных отношений.

Российская сторона видит свою задачу в закреплении вектора на формирование многополярного мироустройства, продвижении объединительной повестки дня, достижении равной и неделимой безопасности при безусловном уважении суверенитета и прав народов на самостоятельный выбор своего пути развития. При этом продолжаем отстаивать соблюдение принципов верховенства международного права и Устава ООН, а также прерогативы ее Совета Безопасности.

Выступаем за проведение линии на истинное сопряжение усилий мирового сообщества в целях эффективного решения насущных глобальных и региональных проблем на основе международного права. Наиболее острой из них остается терроризм. В этой связи призываем государства-члены ООН к совместному противодействию этой угрозе через формирование широкого антитеррористического фронта под эгидой всемирной Организации.

Россия в целом поддерживает усилия по реформе ООН. Исходим из того, что они должны быть нацелены на адаптацию Организации к современным реалиям при сохранении ее межправительственной природы и заложенного в Устав ООН принципа «разделения труда» между ее главными органами.

Считаем необходимым совершенствовать миротворческую деятельность Организации. При этом базовые принципы миротворчества должны оставаться незыблемыми. Именно правительства, принимающие операции по поддержанию мира, несут главную ответственность за безопасность населения, налаживание политпроцесса, устранение причин конфликта, обеспечение постконфликтного восстановления. Мандаты миротворческих операций должны быть четкими и реалистичными, в полной мере отвечать стоящим перед ООН задачам и текущей обстановке.

В принципиальном плане готовы придать СБ ООН более представительный характер без ущерба для его эффективности и оперативности. Поиск оптимальной реформенной модели, пользующейся максимально широкой поддержкой, необходимо вести без установления искусственных сроков. В данном контексте акцентируем, что прерогативы постоянных членов, включая право вето, ревизии не подлежат.

Поддерживаем реалистичные инициативы по оптимизации деятельности ГА ООН. Во главу угла ставим отладку рабочих методов и упорядочение перегруженной повестки. Любые нововведения должны быть рациональными и строго соответствовать действующему распределению прерогатив между главным органами ООН.

Выступаем за развитие и совершенствование сотрудничества ООН с региональными и субрегиональными организациями на базе Главы VIII Устава ООН. В этом контексте продолжим содействовать наращиванию конструктивного взаимодействия ООН с ОДКБ, ШОС и БРИКС.

Считаем приоритетом повестки дня в области международной информационной безопасности выработку и принятие под эгидой ООН универсальных правил ответственного поведения государств в информационном пространстве, нацеленных на предотвращение в нем конфликтов.

На регулярной основе отстаиваем принцип недопустимости искажения истории и пересмотра итогов Второй Мировой войны. Будем активно участвовать в коллективных усилиях, направленных на защиту прав человека. Одновременно решительно осуждаем и использование правозащитных вопросов в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела государств.

В числе российских приоритетов также – предотвращение размещения оружия в околоземном пространстве, развитие международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, борьба с глобальной наркоугрозой и транснациональной организованной преступностью, укрепление антикоррупционного сотрудничества.

Настроены на продолжение конструктивного взаимодействия с государствами-членами ООН в вопросах реализации «Повестки дня для устойчивого развития до 2030 г.». Полагаем, что эта работа должна вестись без перекосов и выборочного вычленения приоритетов.

Обращает на себя внимание, что в последнее время на площадке Генассамблеи множатся инициативы с ярко выраженным конфронтационным зарядом, которые способны привести к перегреву обстановки и спровоцировать серьезные трения между странами. Убеждены, что Генассамблея – не поле для внутри- или внешнеполитического выяснения отношений. На ее площадке должна царить атмосфера конструктивного взаимодействия, которая способствовала бы сужению имеющихся разногласий.

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПО ТЕМЕ

Внешнеполитическое досье