Женевские дискуссии по Закавказью являются важнейшим международным форумом для обеспечения предсказуемости ситуации в регионе, а также поддержания прямого диалога Абхазии и Южной Осетии с Грузией. Они открылись 15 октября 2008 г., в соответствии с договоренностями Д.А.Медведева - Н.Саркози от 12 августа и 8 сентября 2008 г. В них участвуют представители Абхазии, Грузии, Южной Осетии, России, США при сопредседательстве ЕС, ООН и ОБСЕ. Обсуждение ведется в формате двух рабочих групп – по вопросам безопасности и гуманитарной проблематике.
Главной задачей Женевских дискуссий является обеспечение прочной безопасности независимых Абхазии и Южной Осетии. Позитивные результаты здесь есть.
Делегации Абхазии и Южной Осетии настаивают на необходимости подписания с Грузией юридически обязывающих соглашений о неприменении силы. Россия поддерживает такой подход и готова выступить гарантом обязательств о неприменении силы (в т.ч. совместно с США и ЕС). Тбилиси требует таких обязательств от России.
В 2009 г. достигнута договоренность о создании на границах Абхазии и Южной Осетии с Грузией совместных механизмов предотвращения и реагирования на инциденты (МПРИ). В апреле 2009 г. механизм запущен на грузино-югоосетинской границе (н.п. Эргнети), в июле - на грузино-абхазской (г. Гал). МПРИ подразумевают проведение ежемесячных встреч для решения возникающих споров и инцидентов. Создана круглосуточная «горячая линия» связи. В работе механизмов участвуют представители местных структур, отвечающих за правопорядок и безопасность, включая российских военных и пограничников, а также Мониторинговая миссия ЕС в Грузии (оба МПРИ), ООН (в Гале) и ОБСЕ (в Эргнети).
Эффективность Женевских дискуссий подрывается ежегодным внесением Грузией в ГА ООН крайне политизированного проекта резолюции по беженцам и внутренне перемещенным лицам. США отказывают представителям Абхазии и Южной Осетии во въездных визах, лишая их возможности участвовать в обсуждении вопроса. В этой связи с 2011 г. абхазская и югоосетинская стороны отказываются рассматривать данную проблематику в рамках Женевских дискуссий. В результате пункт о возвращении беженцев стал «камнем преткновения» для успешной деятельности гуманитарной группы в Женеве.
Продолжающиеся попытки «втащить» тему беженцев на площадку ГА ООН блокируют ее обсуждение в Женеве, что, однако, не смущает грузинские власти. Для них важнее лишний раз «застолбить» свой утопический тезис о «принадлежности к Грузии» независимых республик - Абхазии и Южной Осетии. Такой подход подтверждает, что Тбилиси не заинтересован и все еще не готов к конструктивному диалогу о долгосрочном урегулировании ситуации в Закавказье, в том числе по проблеме беженцев.
Тем не менее, диалог в женевском формате считаем полезным и выступаем за его продолжение.
О консультациях по безопасности и стабильности в Закавказье
СООБЩЕНИЕ ДЛЯ СМИ
5 апреля в Женеве прошел 60-й раунд Международных женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье (МЖД) с участием представителей Республики Абхазия, Грузии, Республики Южная Осетия, Российской Федерации и США при сопредседательстве ООН, ОБСЕ и Европейского союза. Делегацию России возглавлял заместитель Министра иностранных дел М.Ю.Галузин.
Подтвержден общий настрой на продолжение совместной работы под эгидой МЖД. Они остаются единственным международно согласованным форматом постконфликтного восстановления отношений в «треугольнике» Сухум-Тбилиси-Цхинвал. С российской стороны акцентирована безальтернативность постоянного прямого диалога Грузии с абхазской и югоосетинской сторонами в рамках имеющихся переговорных механизмов. Подчеркнуто, что в практическом плане основные усилия необходимо сосредоточить на подлинно приоритетных задачах – обеспечении прочной безопасности Абхазии и Южной Осетии через заключение юридически обязывающего соглашения о неприменении силы Грузии в отношении этих республик, а также запуске процесса делимитации грузино-абхазской и грузино-югоосетинской государственных границ с их последующей демаркацией.
Актуальность указанных целей возрастает на фоне провокационной деятельности США и НАТО в Черноморском регионе, включая наращивание военно-тренировочной деятельности и реализацию планов по дальнейшему расширению альянса, в том числе за счет приема в его состав Грузии. Фиксируются серьезные риски для региональной стабильности и безопасности от продолжающейся военно-биологической активности Вашингтона и других государств-членов блока в Закавказье, включая Грузию, а также содействия со стороны Евросоюза вооруженным силам этой страны в рамках так называемого «Европейского фонда мира» ЕС.
Большинство участников Дискуссий констатировали сохранение в целом спокойной и предсказуемой ситуации «на земле». Этому в немалой степени способствует устойчивое функционирование абонентских пунктов связи – «горячих линий» и Механизма по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ) на грузино-югоосетинской границе в н.п.Эргнет. Целям укрепления стабильности в регионе отвечало бы скорейшее возобновление работы аналогичного МПРИ на грузино-абхазской границе в н.п.Гал.
Существенным препятствием поступательной работе на гуманитарном треке по-прежнему остается ежегодно вносимая Грузией политизированная резолюция Генеральной Ассамблеи ООН по внутренне перемещенным лицам и беженцам. Отказ представителям Сухума и Цхинвала в доступе на нью-йоркскую площадку для изложения своих национальных позиций по данной проблематике объективно сужает возможности для ее конструктивного рассмотрения в рамках МЖД.
Достигнута договоренность о проведении следующего раунда в июне 2024 года.