Общие сведения


РОССИЙСКО-ШВЕЙЦАРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Дипломатические отношения между Россией и Швейцарией были установлены 22 февраля (по новому стилю – 6 марта) 1814 г. В этот день состоялось вручение верительных грамот видным российским дипломатом, действительным статским советником графом И.А.Каподистрией в качестве Чрезвычайного посланника и Полномочного министра при Союзном сейме Швейцарии. В 2014 г. Россия и Швейцария отметили 200-летие установления дипломатических отношений.
До начала ХХ века Швейцария имела на территории Российской Империи (Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Рига, Варшава, Тифлис, Киев) только консульства, занимавшиеся делами швейцарских поселений в России и торговыми связями. Первое посольство Швейцарии в Санкт-Петербурге было учреждено в 1906 г.
После 1917 г. Швейцария официально не признала советскую Россию, однако и прерваны отношения не были. В мае 1918 г. было дано согласие на пребывание в Берне «для поддержания фактических отношений» миссии РСФСР во главе с Я.А.Берзиным, которая в ноябре того же года была выдворена из Швейцарии по обвинению в ведении революционной пропаганды. Окончательный разрыв дипломатических отношений произошел в 1923 г. после убийства в Лозанне советского полпреда В.В.Воровского и оправдания швейцарским судом присяжных его убийц. Дипломатические отношения между СССР и Швейцарией были восстановлены 18 марта 1946 г.
23 декабря 1991 г. Швейцария одной из первых признала Российскую Федерацию в качестве государства-продолжателя СССР.
Между Россией и Швейцарией ранее поддерживались регулярные политические контакты на высшем уровне. Последняя по времени беседа В.В.Путина с Президентом Швейцарии (тогда эту должность занимал Г.Пармелен) состоялась 19 июня 2021 г. «на полях» российско-американского саммита в Женеве.
Межпарламентские контакты. В октябре 2013 г. был подписан Меморандум о межпарламентском сотрудничестве между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Советом кантонов Федерального Собрания Швейцарской Конфедерации – первый документ о сотрудничестве, заключенный швейцарским сенатом с иностранным партнером.
На текущий момент межпарламентское взаимодействие заморожено по инициативе швейцарской стороны. Последние по времени контакты – встреча В.И.Матвиенко с Председателем Совета кантонов Ж.-Р.Фурнье в ходе рабочего визита в Швейцарию 28-30 июня 2019 г., ответный визит в Россию 11-19 октября 2019 г., частный визит Ж.-Р.Фурнье в Россию в июле 2021 г., в ходе которого состоялась встреча с Председателем Государственной Думы В.В.Володиным.
На фоне проведения специальной военной операции (СВО) России на Украине сопредседатели парламентской группы дружбы «Швейцария-Россия» (воссоздана в июне 2021 г.) Х.Ц'Грагген и Р.Бюхель 3 марта 2022 г. проинформировали о решении приостановить деятельность группы и переключиться на взаимодействие с вновь формируемой группой дружбы «Швейцария-Украина».
Договорно-правовая база двусторонних отношений. Подписаны Декларация о намерениях по сотрудничеству между Правительством Российской Федерации и Федеральным советом Швейцарии (1993 г.), соглашения о воздушном сообщении (1993 г.), о торговле и экономическом сотрудничестве (1994 г.), об избежании двойного налогообложения (1995 г.) и Протокол о внесении в него изменений (2011 г.), Совместное заявление правительств двух стран о дальнейшем развитии сотрудничества (1998 г.), Декларация о намерениях в сфере культуры (2009 г.), соглашения об упрощении выдачи виз (2009 г.; приостановлено Берном с 19 сентября 2022 г.), о реадмисии (2009 г.), об охране географических указаний и наименований мест происхождения товаров (2010 г.), о двустороннем сотрудничестве в сфере военной подготовки (2011 г.), о взаимном признании официальных клейм на изделиях часовой промышленности, изготовленных из драгоценных металлов (2011 г.) и Протокол о внесении в него изменений (2021 г.), Декларация о сотрудничестве в целях модернизации экономики (2011 г.), Соглашение о научно-техническом сотрудничестве (2012 г.), обновленное Соглашение о международном автомобильном сообщении (2014 г.) и Протокол о внесении в него изменений (2021 г.).
Ранее встречи министров иностранных дел проводились ежегодно. В 2021 г. С.В.Лавров встречался с мининдел Швейцарии И.Кассисом 16 июня в рамках беседы президентов России и Швейцарии «на полях» российско-американского саммита в Женеве и 13 ноября на международной конференции по Ливии в Париже. 21 января 2022 г. в Женеве в рамках рабочей поездки С.В.Лаврова в Швейцарию для переговоров с Госсекретарем США Э.Блинкеном состоялась краткая беседа с И.Кассисом. Последние по времени контакты: телефонный разговор по инициативе швейцарской стороны 24 марта 2022 г., встреча в Нью-Йорке 23 января 2024 г. «на полях» открытых дебатов Совета Безопасности ООН по ситуации на палестинских территориях.
До начала СВО на Украине регулярно проводились межмидовские консультации по тематике европейской безопасности, деятельности ООН, ОБСЕ, ближневосточного урегулирования, международного права, экономической проблематике, двусторонним вопросам, консульским делам и др. Во исполнение подписанного в ноябре 2007 г. Меморандума о содействии развитию двустороннего сотрудничества был запущен механизм консультаций координаторов двустороннего сотрудничества на уровне первого заместителя Министра иностранных дел России и статс-секретаря ФДИД Швейцарии (последние – 28 января 2022 г. в Берне). За время действия Меморандума состоялось более 100 раундов подобных консультаций. В настоящее время проведение консультаций между профильными департаментами временно приостановлено, за исключением состоявшихся двух раундов в контексте участия Швейцарии в работе СБ ООН в качестве непостоянного члена в 2023-2024 гг.
В контексте украинского кризиса официальный Берн полностью солидаризуется с установками коллективного Запада. В отношении России в контексте проведения СВО швейцарские ограничительные меры соотносятся с санкциями ЕС, которые практически полностью скопированы Берном. В частности, Швейцария приостановила действие двустороннего межправительственного Соглашения об упрощении выдачи виз гражданам России и Швейцарии от 2009 г., включая отмену безвизового режима для дипломатов и членов российских официальных делегаций и освобождение от визового сбора.
Как участница Шенгенских соглашений Швейцария отказывает во въезде внесенным в санкционный список ЕС лицам. При этом практикуются исключения, обусловленные гуманитарными причинами, посещением многосторонних мероприятий по линии международных организаций и национальными интересами Конфедерации.
Швейцария продолжает выполнять обязанности по представительству российских интересов в Грузии. Они оформлены межправительственными соглашениями: российско-швейцарским от 13 декабря 2008 г. и грузино-швейцарским от 4 марта 2009 г., заключенными в форме обмена нотами. Соглашения вступили в силу 4 марта 2009 г. 5 марта 2009 г. официально открылись секции интересов двух стран в Тбилиси и Москве.
Торгово-экономические отношения. По итогам 2023 г. стоимостной объем российско-швейцарского товарооборота сократился по сравнению с 2022 г. на 34,7% до 4,91 млрд долл. США. Российский экспорт уменьшился на 50,2% до 2,31 млрд долл. США, импорт на 9,8% до 2,60 млрд долл. США. Отрицательное сальдо России в торговле составило 298 млн долл. США.
Сумма накопленных прямых швейцарских капиталовложений в российской экономике, по данным Банка России, составила по состоянию на 1 октября 2022 г. 23,4 млрд долл. США, российских в швейцарской – 17,7 млрд долл. США.
C началом СВО на Украине отдельные швейцарские компании объявили о сокращении своей торгово-экономической деятельности и присутствия в нашей стране. Концерн «Nestle» принял решение о приостановке инвестиций в Россию и продаж своей продукции из линейки брендов «KitKat» и «Nesquik». Однако его предприятия в России продолжают работу, сохраняются поставки товаров первой необходимости (детского и специального диетического питания). Свою деятельность в России приостановили концерны «ABB» (силовое оборудование и технологии для электроэнергетики, транспорта, инфраструктуры и автоматизации производства), «Stadler Rail» (поставщик железнодорожного подвижного состава), «Burkhardt Compression» (поршневые компрессионные системы), «Clariant» (химическая продукция), «Weatherford» (крупная нефтесервисная компания), «Lindt&Sprüngli» (производство шоколада и кондитерских изделий), «Kuehne&Nagel» (логистическая компания). Банки «Credit Suisse Group» и «Julius Bär» сократили присутствие в России и отказались от новых бизнес-проектов.
О полном уходе с российского рынка объявили компании «Holcim» (сухие строительные смеси), «Logitech» (аксессуары для компьютеров), «Geberit» (сантехника), часовые концерны «Rolex», «Swatch» и «Richemont».
Последнее 21-е заседание Смешанной Межправительственной комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией (СМПК), рассматривавшей основные вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества с января 1994 г., состоялось 19 ноября 2021 г. в Берне. Сопредседатель с российской стороны - Министр финансов Российской Федерации А.Г.Силуанов, со швейцарской – не назначен, ранее - руководитель управления двусторонних экономических отношений Госсекретариата экономики Швейцарии Э.Боллингер (до отставки в августе 2023 г.). Работа СМПК приостановлена в 2022 г. по инициативе швейцарской стороны.
Межрегиональные связи. До обострения кризиса на Украине субъекты Российской Федерации активно развивали экономическое сотрудничество со швейцарскими кантонами в различных областях, в том числе в энергетике, производстве лифтового оборудования, лесопереработке, производстве мебели, строительстве, сельскохозяйственном производстве и пищевой промышленности. С российской стороны наиболее активно выступали Москва, Санкт-Петербург, Вологодская, Ивановская, Калужская, Кировская, Костромская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Рязанская, Самарская, Свердловская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская области, Краснодарский, Пермский, Ставропольский края, республики Башкортостан, Татарстан и Чувашия, Ямало-Ненецкий автономный округ. Со швейцарской – кантоны Аргау, Базель-город, Берн, Во, Женева, Люцерн, Невшатель, Тичино, Ури, Фрибур, Цюрих. В Швейцарии регулярно проводились экономические презентации российских регионов (6-8 декабря 2017 г. – презентация Московской области; 22-23 марта 2018 г. – презентация Республики Татарстан, 22-25 января 2019 г. – презентация Москвы).
Российское культурное присутствие в Швейцарии всегда было весьма заметно, охватывало практически все основные жанры – музыкальное и изобразительное искусство, балет, литературу, кинематограф, художественную и документальную фотографию и др.
В 2014 г. прошли «перекрестные» Сезоны культуры России и Швейцарии, приуроченные к 200-летию установления российско-швейцарских дипломатических отношений.
В 2017 г. основной темой стало столетие революционных событий в России: при участии российских музейных учреждений были развернуты тематические экспозиции в Национальном музее Швейцарии в Цюрихе («Революция 1917 года. Россия и Швейцария», февраль-июнь) и в Художественном музее Берна («Революция умерла. Да здравствует революция!», апрель-июль).
В 2019 г. Россия получила статус почетного гостя авторитетного фестиваля классической музыки «Музыкальный сентябрь» (гг. Монтрё, Веве, 1-9 сентября). Российская музыкальная культура была представлена выступлениями на ведущих концертных площадках франкоязычной части Швейцарии таких именитых коллективов как Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением В.А.Гергиева и Российский национальный оркестр под управлением М.В.Плетнева, ряда молодых исполнителей.
С началом СВО на Украине в Швейцарии развернулась кампания по «отмене русской культуры»: от российских артистов требуют не только осудить «агрессивную войну» против Украины, но и публично дистанцироваться от российского руководства. Несогласные с этим требованием лишаются возможности выступать на швейцарских площадках.
Отменен ежегодный фестиваль русской камерной музыки «Волшебное озеро» в Люцерне (май 2022 г.). Международный фестиваль классической музыки в Люцерне исключил из программы концерты Мариинского оркестра под управлением В.Гергиева (август 2022 г.), Музыкальный фестиваль Вербье принял отставку последнего с поста музыкального директора оркестра фестиваля.
По состоянию на апрель 2024 года
ШВЕЙЦАРСКАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ
Общие сведения. Территория - 41,3 тыс. кв. км. Граничит с Германией, Францией, Италией, Австрией и Лихтенштейном. Столица - Берн.
Население – 8,93 млн. человек, в т.ч. порядка 2,39 млн. иностранцев (27%). Крупнейшие города (тыс. чел.) – Цюрих (445), Женева (204), Базель (182), Берн (145), Лозанна (141). Официальные языки – немецкий (62,3% населения, в устной речи используются швейцарские диалекты немецкого), французский (22,8%), итальянский (8,0%) и ретороманский (0,5%). На другие языки приходится около 6%. Доминирующие конфессии – римско-католическая (32,1% верующих) и протестантская (20,5%); другие христианские вероисповедания – 5,6%, в т.ч. православие – ок. 2,6%; ислам – 5,9%, индуизм – 0,6%, буддизм – 0,5%, иудаизм – 0,2%. 34% жителей не причисляют себя ни к одной из религиозных конфессий.
Национальный праздник – День основания Конфедерации (1 августа 1291 г.). Государственный флаг – квадратное полотнище красного цвета с белым симметричным крестом в центре. Герб страны – белый крест на красном щите. Денежная единица – швейцарский франк = 100 сантимам.
Историческая справка. В 1291 г. кантоны Ури, Унтервальден и Швиц заключили между собой «союз на вечные времена» для борьбы против Габсбургов, пытавшихся подчинить себе земли, расположенные на подступах к Сен-Готардскому перевалу – кратчайшему транзитному пути из Южной Европы в Северную и Западную. От кантона Швиц происходит историческое название страны. Постепенно в результате вхождения в союз соседних территорий сформировалось многонациональное швейцарское государство, «вечный нейтралитет» которого был признан и гарантирован Венским конгрессом 1815 г. и подтвержден Версальским договором 1919 г.
Государственное устройство. Швейцария – федеративная парламентская республика. Состоит из 26 кантонов, каждый из которых имеет свою конституцию, парламент и правительство.
Особенностью федеративного устройства Швейцарии является большой объем полномочий кантонов. Согласно ст. 3 Федеральной конституции, они «пользуются всеми правами, не делегированными федеральным властям». Именно с кантонального уровня осуществляется передача полномочий «наверх» - федерации и «вниз» - общинам. Кантоны стремятся, по возможности, максимально сохранить свои суверенитет и самобытность, делегировав федеральным властям полномочия лишь в тех сферах, где это диктуется объективной политико-экономической целесообразностью: внешняя политика, армия, решение вопросов войны и мира, эмиссионная и денежно-кредитная политика, взимание таможенных пошлин, почтовая и железнодорожная системы, национальные автомобильные дороги, система мер и весов и т.д.
Законодательная власть принадлежит парламенту – Федеральному собранию, состоящему из двух палат: Национального совета (200 депутатов, председатель на 2024 г. – Эрик Нуссбаумер) и Совета кантонов (46 депутатов, председатель на 2024 г. – Ева Герцог). Национальный совет избирается прямым тайным голосованием по пропорциональной системе сроком на 4 года, Совет кантонов (от кантонов Базель-город, Базель-сельский, Нидвальден, Обвальден, Аппенцель-внешний и Аппенцель-внутренний – по одному депутату, от остальных - по два) – по мажоритарной системе (кроме кантона Юра). Последние парламентские выборы состоялись 22 октября 2023 г.
Коллективным главой государства и высшим органом исполнительной власти (правительством) является Федеральный совет в составе семи федеральных советников (министров), переизбираемых парламентом на очередной легислатурный период. Согласно Конституции, все федсоветники равны в правах, принимают решения строго на коллегиальной основе, а в ходе официальных визитов за рубеж представляют правительство в целом.
С 1959 г. Федсовет преимущественно формировался на основе коалиции четырех ведущих партий: Свободно-демократической (СвДПШ), Социал-демократической (СДПШ), «Центра» (до 2021 г. – Христианско-демократическая партия, ХДПШ) и Швейцарской народной партии (ШНП).
Каждый из федсоветников возглавляет один из федеральных департаментов (министерств):
- Ги Пармелен (ШНП), федсоветник с 2016 г. – экономики, образования и исследований;
- Игнацио Кассис (СвДПШ), с 2017 г. – иностранных дел;
- Карин Келлер-Зуттер (СвДПШ), с 2019 г. – финансов;
- Виола Амхерд («Центр»), с 2019 г. – обороны, защиты населения и спорта.
- Элизабет Бом-Шнайдер (СДПШ), с 2023 г. – внутренних дел (вопросы социальной сферы, здравоохранения и культуры);
- Альберт Рёшти (ШНП), федсоветник с 2023 г. – окружающей среды, транспорта, энергетики и коммуникаций;
- Беат Янс (СДПШ), федсоветник с 2024 г. – юстиции и полиции.
Президент Конфедерации, избираемый парламентом из числа членов Федсовета на один год в порядке ротации, председательствует на заседаниях Федсовета и выполняет в основном представительские функции. С 1 января 2024 г. Президентом Конфедерации является В.Амхерд.
Наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики выносятся на общефедеральные референдумы, которые проводятся раз в квартал.
Основные политические партии. Швейцарская народная партия (ШНП) создана в 1917 г., объединяет около 70 тыс. членов, располагает 62 мандатами в Национальном совете и 6 местами в Совете кантонов. Придерживается правоконсервативных и достаточно популистских позиций. Выражает интересы средних слоев населения и фермерства. Отстаивает ценности либеральной экономики с минимальным государственным и экологическим регулированием, выступает против любых форм углубления интеграции страны с ЕС, призывает четко следовать традиционному курсу нейтралитета. Выступает за сдерживание темпов иммиграции посредством проведения ограничительной политики в отношении иностранцев и беженцев.
Социал-демократическая партия Швейцарии (СДПШ) основана в 1888 г., насчитывает ок. 31 тыс. членов, имеет 41 место в Национальном совете и 9 мандатов в Совете кантонов. Придерживается левых позиций, особое внимание уделяет правочеловеческой тематике. Выступает за расширение государственного регулирования экономики, совмещение нейтралитета с активной внешней политикой.
Свободно-демократическая партия Швейцарии (СвДПШ) основана в 1894 г. Насчитывает ок. 120 тыс. членов, имеет 28 мест в Национальном совете и 11 мандатов в Совете кантонов. Придерживается праволиберальных взглядов, отражает взгляды средних слоев населения и бизнеса. Выступает за свободное рыночное регулирование экономики с учетом вопросов экологии.
Партия «Центр» образована 1 января 2021 г. в результате объединения ранее преимущественно католической Христианско-демократической партии Швейцарии (ХДПШ), существовавшей с 1912 г., с более мелкой Гражданско-демократической партией Швейцарии (ГДПШ). Насчитывает ок. 93 тыс. членов, представлена 29 депутатами в Национальном совете и 15 депутатами в Совете кантонов. Придерживается правоцентристских позиций, выступает за социально ответственную рыночную экономику. Отмежевание от религиозных ссылок в названии отражает стремление новой партии расширять свою избирательную базу на фоне стабильного роста доли неверующих в Швейцарии.
Партия «Зеленые» существует с 1983 г., объединяет в своих рядах около 13 тыс. членов. Придерживается экологических и левых позиций. В Национальном совете представлена 23 мандатами, в Совете кантонов получила три места.
Партия «Зеленые либералы» в качестве общенациональной партии создана в 2007 г. Насчитывает около 7,8 тыс. членов, занимает центристские позиции, отстаивает тезис о совместимости рыночного либерального хозяйства с императивами «зеленой» экономики. Представлена 10 мандатами в Национальном совете, в Совете кантонов получила одно место.
По итогам выборов 2023 г. правопопулистское и антииммигрантское «Движение граждан Женевы» получило два мандата в Национальном совете, один – в Совете кантонов. Прочие партии, представленные только в Национальном совете, включают: Евангелическую партию (2 мандата), «Федеральный демократический союз» (2 мандата), «Лигу тичинцев» (1 мандат).
В профсоюзном движении выделяются Объединение швейцарских профсоюзов (315 тыс. членов), а также «Уния» (175 тыс. членов) и «Травай Сюис» (150 тыс. членов).
Вооруженные силы (ВС) Швейцарии комплектуются по милиционному принципу на основе всеобщей воинской обязанности. Численность – ок. 140 тыс. чел. (кадровые военнослужащие – 7 тыс., 120 тыс. – активный милиционный состав, 13 тыс. – призывники, проходящие обучение в рекрутских школах). При объявлении мобилизации численность вооруженных сил может быть в течение месяца доведена до 220 тыс. чел. за счет резервистов первой очереди. Суммарная продолжительность военной службы по призыву для рядового состава – ок. 270 дней (от 18 до 21 недели в зависимости от военной учетной специальности – курс обучения новобранцев и шесть ежегодных сборов по 3 недели для военнослужащих из состава активного резерва).
ВС состоят из органов управления и четырех командований (Оперативного, Учебного, Тыла и Киберкомандования). Сухопутный компонент ВС включает четыре территориальные дивизии (аналог военных округов) и непосредственно сухопутные войска, представленные тремя механизированными бригадами. Военно-воздушный – три эскадры реактивной авиации, три транспортные вертолетные эскадры, учебную авиационную бригаду, учебную бригаду ПВО и отдельный транспортный авиационный отряд. На вооружении швейцарской армии находится 205 танков «Леопард-2А4», 133 САУ «М 109», 1888 ББМ, 55 истребителей (29 F/A-18 и 26 F-5), 45 транспортных вертолетов, 123 огневых наземных средств противовоздушной обороны, один разведывательный БПЛА «Гермес-900» HFE. В настоящее время годовой бюджет составляет около 5,8 млрд. шв. фр. (0,7% ВВП). В 2024 г. парламентом Конфедерации будет рассматриваться вопрос о постепенном увеличении военных расходов до 1% ВВП в 2030 г. (что может составить, по предварительным оценкам, 9,4 млрд. шв. фр.).
Экономика и финансы. Швейцария – высокоразвитая индустриальная страна с интенсивным сельским хозяйством, один из главных мировых финансовых и банковских центров. По итогам 2022 г. ВВП страны составил 805,8 млрд. шв. фр. Уровень безработицы в 2023 г. достиг рекордно низкого показателя с 2001 г. (2% против 2,2% в 2022 г.). В 2022 г. по номинальному ВВП на душу населения (103,3 тыс. долл. США) занимала третье место в мире. При практически полном отсутствии полезных ископаемых и собственной топливно-сырьевой базы страна является мировым лидером по индексу перспективной конкурентоспособности, рассчитываемому Всемирным экономическим форумом. Швейцарию отличает сочетание высокого уровня жизни и потребительских цен с высоким уровнем доходов населения.
Наиболее развитым сектором экономики является сфера услуг (около 74% ВВП). В промышленности (25% ВВП) доминируют крупные транснациональные объединения, ориентированные на производство высокотехнологичной продукции. Выделяются концерны «Нестле» (пищевые продукты, фармацевтические и косметические изделия, детское питание), «Новартис» и «Рош» (химико-фармацевтическая продукция), шведско-швейцарский концерн «Асеа Браун Бовери» (АББ) (электротехника), франко-швейцарский «Лафарж Хольцим» (стройматериалы). Швейцарию часто ассоциируют с часовой фабрикой мира. С опорой на старые традиции и высокие технологии здесь производят часы самых престижных марок. Главная отрасль сельского хозяйства (менее 1% ВВП) – мясомолочное животноводство (75% валового объема сельхозпродукции). В целом аграрный сектор обеспечивает потребности страны в продуктах питания на 60%.
Основной объем производства электроэнергии приходится на ГЭС (61,5%) и АЭС (28,9%). Под влиянием катастрофы на японской АЭС «Фукусима» правительство Конфедерации взяло курс на постепенный полный отказ от ядерной энергетики к 2035 г., что было одобрено на общенациональном референдуме в мае 2017 г. В 2019 г. была впервые окончательно остановлена работа одной из швейцарских АЭС. Разработанные в 2022-2023 гг. меры Федерального совета (правительства) по обеспечению надежного энергоснабжения (в их числе – создание дополнительного потенциала гидроэнергии и мощностей электростанций, а также резервных объемов природного газа), по оценкам местных властей, позволяют рассчитывать на эффективное преодоление последствий энергетического кризиса в Европе.
Финансовая система. Швейцария – один из важнейших банковских и финансовых центров мира (Цюрих – третья после Нью-Йорка и Лондона мировая валютная торговая площадка). Конфедерация продолжает удерживать этот статус после инициированного швейцарскими властями поглощения банком UBS своего конкурента Credit Suisse в целях предотвращения банкротства последнего. Банковская система Швейцарии насчитывает порядка 230 банков, из них 3 крупнейших (UBS, Raiffeisen и Zürcher Kantonalbank). На швейцарские банки и трастовые фонды приходится порядка 40% мирового управления собственностью и имуществом физических и юридических лиц, из них 51% составляют средства иностранцев, находящиеся в доверительном управлении швейцарских фондов и трастов. Банковский сектор производит порядка 9,4% ВВП.
Внешняя торговля является главным фактором роста экспортоориентированной швейцарской экономики (экспортная квота с учетом экспорта услуг составляет 70% ВВП). В 2022 г. положительное сальдо торгового баланса составило 43,7 млрд. долл. США. Присоединение Швейцарии к антироссийским санкциям ЕС не оказало заметного негативного влияния на динамику внешнеторгового оборота, в котором доля России составляет менее 1%.
Швейцария тесно связана с внешним миром, прежде всего со странами ЕС (в 2022 г. 49,6% экспорта и 68,6% импорта), развитой системой производственной кооперации и внешнеторговых сделок. В 2022 г. 29,9% швейцарского экспорта составили драгоценные металлы, камни и ювелирные изделия, 24,5% - продукция фармацевтической отрасли, 6,5% - часы, 6% - машинное оборудование.
Основными торговыми партнерами Швейцарии являются Германия – более 123 млрд. долл., США – 104,5 млрд. долл., Китай – 65,7 млрд. долл., Италия – 49,9 млрд. долл., Франция – 44,3 млрд. долл.
Швейцария входит в десятку крупнейших инвесторов в мире по объему накопленных прямых инвестиций за рубежом – свыше 1,4 трлн. шв. фр. в 2021 г. Приток иностранных инвестиций в указанном году составил 1,1 трлн. шв. фр.
Иностранный туризм. Являясь традиционной страной туризма, Швейцария удерживает в этой сфере прочные позиции в Европе. Наличие развитой туристической инфраструктуры, сети железных и автомобильных дорог в сочетании с живописной природой и выгодным географическим положением обеспечивает приток в страну значительного количества туристов, прежде всего немцев, американцев, французов, китайцев, британцев, итальянцев, испанцев, индийцев и россиян. Доходы от туризма дают около 2,5% ВВП.
Образование и культура. В десяти кантональных университетах (Базель, Берн, Фрибур, Женева, Лозанна, Невшатель, Санкт-Галлен, Цюрих, Лугано и Люцерн), двух федеральных высших технических школах (Цюрих и Лозанна) и семи междисциплинарных высших школах обучается 275 тыс. студентов, 28% из которых составляют иностранцы. 25 ученых со швейцарским паспортом были удостоены Нобелевской премии (медицина – 9, химия – 8, физика – 8).
На развитие национальной культуры швейцарцев большое влияние оказали «великие соседи» - Франция, Германия и Италия. В то же время федеративное устройство страны, где каждый кантон считался «государством в государстве», способствовало укоренению местных обычаев и фольклора.
В Швейцарии родились и работали философ Ж.-Ж.Руссо, архитектор Ле Корбюзье, скульпторы А.Джакометти и Ж.Тингели, педагог И.-Г.Песталоцци, писатели Г.Келлер, М.Фриш, Ф.Дюрренматт, композиторы А.Оннегер и Ф.Мартен, художники Ф.Валлотон, Т.Стейнлен, Ф.Ходлер. Писатели К.Шпиттелер и Г.Гессе стали лауреатами Нобелевской премии в области литературы. В стране проводятся международные фестивали классической музыки в Вербье, Люцерне, Гштаде, джазовые фестивали в Монтрё и Берне, фестивали духовых оркестров в Люцерне и Базеле, кинофестивали в Локарно, Фрибуре, Цюрихе, Невшателе (фантастические фильмы), Винтертуре (короткометражные фильмы), Золотурне (швейцарское кино).
Средства массовой информации. По количеству периодических изданий на душу населения Швейцария занимала ранее одно из первых мест в мире. В последние годы количество выпускаемых печатных СМИ и их тиражей неуклонно снижается, в т.ч. из-за тенденции перехода в онлайн-формат (например, крупная франкоязычная газета «Матэн» с 2018 г. больше не выходит «на бумаге»; стабильно расширяют свою аудиторию новостные интернет-порталы watson.ch, nau.ch, inforsperber.ch и др.). В настоящее время крупнейшими из немецкоязычных печатных газет являются еженедельная «Швайц ам Вохенэнде» (377 тыс.), бесплатная «20 минут» (330 тыс.), ежедневные «Тагес-Анцайгер» (103 тыс.), «Блик» (91 тыс.), «Люцернер Цайтунг» (94 тыс.), «Нойе Цюрхер Цайтунг» (87 тыс.). Среди франкоязычных лидируют «20 минут» (137 тыс.), еженедельная «Матэн Диманш» (55 тыс.), ежедневные «24 часа» (46 тыс.), «Тан» (34 тыс.) и «Трибюн де Женев» (23 тыс.), среди италоязычных – «Коррьере дель Тичино» (28 тыс.) и «20 минут» (23 тыс.).
С 2004 г. издается журнал на русском языке «Русская Швейцария» (3 тыс.), чья редакция с 2022 г. занимает проукраинскую позицию. Действует русскоязычный интернет-портал «Наша газета» (www.nashagazeta.ch). С 2013 г. работает русскоязычная служба швейцарского национального информационного интернет-портала «Swissinfo» (http://www.swissinfo.ch/rus), которая также имеет ярко выраженную антироссийскую направленность. Пророссийскую позицию занимает портал «Вся Швейцария на ладони» (https://ladoshki.ch).
Акционерная компания «Швейцарское общество радио и телевидения» основана в 1931 г., базируется в Цюрихе. Владельцем СМИ является государство. Радио- и телевещание ведется на немецком (частично на местных диалектах), французском, итальянском и ретороманском языках. Имеется также частное радио- и телевещание.
Внешняя политика. Видение ключевых параметров, диктующих приоритеты для работы швейцарской дипломатии, зафиксировано в Стратегии внешней политики Швейцарии на преиод 2024-2027 гг., пронизанной антироссийской риторикой. В Берне исходят из того, что решающее воздействие на ситуацию в международных делах с непосредственной проекцией на интересы Швейцарии оказывает ход специальной военной операции (СВО), рассматриваемой Конфедерацией в качестве «вооруженной агрессии против Украины». Декларируется, что начало СВО – рубежное событие для судеб Европы с трудно предсказуемыми последствиями.
В новых реалиях швейцарскими властями, по сути, зафиксирован демонтаж принципов «вечного нейтралитета». Со ссылкой на отсутствие четкого определения нейтралитета в Конституции страны правительство Швейцарии считает достаточным строго придерживаться лишь его узкого прочтения по смыслу Гаагских конвенций 1907 г. (отказ от членства в военных блоках, участия в межгосударственных вооруженных конфликтах, предоставления напрямую их сторонам продукции военного назначения и возможностей военного транзита через территорию Швейцарии). В контексте СВО заявлено, что задача коллективного Запада – обеспечение безопасности в Европе «не вместе с Россией, а от нее». Главным гарантом европейской безопасности остаются США, а ее «становым хребтом» - блок НАТО. Взят курс на сближение и интеграцию с Альянсом в любых форматах без вступления в него «по соображениям нейтралитета».
Оптимальной основой политического урегулирования украинского конфликта в Конфедерации видят реализацию «мирной формулы В.Зеленского». В этой связи Берн активно продвигает идею созыва международной «конференции высокого уровня».
Швейцария присоединилась к учрежденному Советом Европы «реестру ущерба, нанесенного Украине», а также к группе стран-сторонниц сколачивания «международного спецтрибунала», призванного «покарать» Россию и ее руководство за «преступления агрессии».
Швейцария – член ООН (с сентября 2002 г.), ОБСЕ, Совета Европы, ВТО, ОЭСР и ЕАСТ, с 1996 г. сотрудничает с НАТО в рамках ПРМ и СЕАП.
На территории Швейцарии действуют многочисленные международные организации: в Женеве – Европейское отделение ООН, Европейская экономическая комиссия ООН, Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда, Международный союз электросвязи, Межпарламентский союз, Лига обществ Красного Креста, Всемирная метеорологическая организация, Всемирный совет церквей, Всемирная торговая организация, Конференция ООН по торговле и развитию, Экономический и социальный совет ООН, Всемирная организация интеллектуальной собственности и др.; в Берне – Всемирный почтовый союз, Межправительственная организация по международным железнодорожным перевозкам, Европейская организация по контролю качества, в Базеле – Банк международных расчетов, Международное общество по внутренней медицине, в Лозанне – Международный олимпийский комитет, Международный комитет исторических наук.
Дипломатические отношения с Российской империей были установлены 22 февраля 1814 г. Отношения между Швейцарией и РСФСР существовали с мая по ноябрь 1918 г., затем были прерваны. Дипотношения с СССР восстановлены 18 марта 1946 г. 23 декабря 1991 г. Швейцария одной из первых признала Российскую Федерацию в качестве государства-продолжателя СССР.
По состоянию на апрель 2024 года
Горячая линия

- +41 (0) 79 367-11-11
Загранучреждения МИД РФ
- Посольство России в Швейцарии (Берн)
- Консульский отдел Посольства России
- Генеральное консульство России в Женеве
- Постоянное представительство РФ при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве
- Постоянное представительство Российской Федерации при Всемирной торговой организации
Посольство России в Швейцарии (Берн)
- Адрес :
-
Brunnadernrain 37, 3006 Bern, Schweiz
Посол - ГАРМОНИН Сергей Викторович
Советник-посланник - КУДРЯВЦЕВ Сергей Викторович
- Телефон :
+41 (0) 31 352-05-66
+41 (0) 31 352-64-65
+41 (0) 31 352-05-68
- Горячая линия :
+41 (0) 79 367-11-11
- Факс
+41 (0) 31 352-55-95
- Web
Консульский отдел Посольства России
- Адрес :
-
Brunnadernstrasse 53, Postfach 268, 3006 Bern
Заведующий отделом - ВАСИЛЬЕВ Родион Сергеевич
- Телефон :
+41 (0) 31 352-05-67
+41 (0) 31 352-04-25
- Горячая линия :
+41 (0) 79 367-11-11
- Факс
+41 (0) 31 352-64-60
- Web
Генеральное консульство России в Женеве
- Адрес :
-
Rue Schaub 24, 1202 Geneve, Suisse
Генеральный консул - ПОПОВ Игорь Витальевич
- Телефон :
+41 (0) 22 734-90-83
+41 (0) 22 734-79-55- Горячая линия :
+41 (0) 76 331-79-55
- Факс
+41 (0) 22 740-34-70
- Web
Постоянное представительство РФ при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве
- Адрес :
-
Avenue de la Paix 15, 1202 Geneve, Suisse
Постоянный представитель при Конференции по разоружению, глава делегации РФ в Комиссии ООН по правам человека - посол РФ - ГАТИЛОВ Геннадий Михайлович
- Телефон :
+41 (0) 22 733-18-70
+41 (0) 22 734-66-30
+41 (0) 22 734-17-02- Факс
+41 (0) 22 734-40-44
- Web
Постоянное представительство Российской Федерации при Всемирной торговой организации
- Адрес :
-
71, Avenue Louis-Casaï, 1216 Geneva
Постоянный представитель - ЛЯКИШЕВ Дмитрий Владимирович
- Телефон :
+41 (0) 22 592-32-20
- Факс
+41 (0) 22 592-32-23
Представительства в РФ
Посольство Швейцарской Конфедерации в России (Москва)
- Адрес:
-
119121, г. Москва, Серпов пер., 6; Визовой отдел:110934, г. Москва, Пречистенская наб., 31
- Телефон:
+7 495 258-38-30
- Факс
+7 495 580-75-34
- Web
-
https://www.eda.admin.ch/countries/russia/ru/home/predstavitelstva/botschaft.html