Республика Кипр
Интервью Посла Российской Федерации в Республике Кипр А.А.Нестеренко газете «Харавги» Никосия, 4 мая 2008 года
08-05-2008
Вопрос: Во время предвыборной кампании кое-кто был удивлен тем фактом, что Президент В.В.Путин привел пример Кипра в противовес усилиям по отделению края Косово. В самом деле, если «независимость» Косово будет продвигаться и далее, то наступит черед и Кипра?
Ответ: Нельзя было не обратить внимание на то, как четкие, абсолютно понятные заявления Президента Российской Федерации некоторыми изданиями либо умышленно искажались, либо некорректно интерпретировались в угоду сиюминутной политической конъюнктуре. А ведь главная цель сказанного В.В.Путиным – призвать известные западные страны отказаться от политики «двойных стандартов» и побудить их к уважению универсальных норм международного права. Именно для этого со всей наглядностью были приведены в пример конкретные ситуации, где нельзя допускать нарушения данных норм. Международное право для Косово – это суверенитет и территориальная целостность Сербии на основе резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, Устава ООН, Хельсинкского заключительного акта и других документов. В отношении Кипра так же действует целый ряд международно–правовых актов, включая известные резолюции СБ ООН 541 и 550, которые, несомненно, должны соблюдаться.
Таким образом, параллели между односторонним провозглашением независимости Косово и односторонним провозглашением независимости так называемой «Турецкой республики северного Кипра» понятны. Тогда, в 1983 году, СБ ООН принял резолюции с однозначным осуждением этого шага. В случае же с Косово, к сожалению, некоторые страны, несмотря на все наши настойчивые призывы, не проявили необходимой принципиальности. Российская позиция, однако, останется твердой и последовательной – как по Косово, так и по кипрскому урегулированию.
Одностороннее провозглашение независимости Косово, как бы ни отрицали это некоторые, имеет очевидный прецедентный характер в международно-правовом и политическом плане. Рано или поздно, прямо либо косвенно косовский прецедент окажет воздействие на процессы поиска решений многих неурегулированных конфликтов. Однако в данном случае я хотел бы задаться таким вопросом: упростило ли одностороннее провозглашение независимости т.н. «ТРСК» достижение урегулирования на Кипре, или же его затруднило и затянуло на многие годы и десятилетия? Нелигитимная независимость Косово также не является панацеей – она не решит проблемы самого края и не позволит обеспечить стабильность на Балканах.
Вопрос: В качестве члена Совета Безопасности ООН Россия остается последовательной в принципиальных вопросах, и ее позиция была полезной для кипрского урегулирования. Однако в новых международных условиях Россия с её точкой зрения, судя по всему, остается в одиночестве. Как Вы считаете, не настало ли время ООН вернуться к истокам и сыграть роль защитника международного права?
Ответ: ООН остается универсальным форумом, наделенным уникальной легитимностью, несущей конструкцией международной системы коллективной безопасности, главным элементом современной многосторонней дипломатии. Наш принципиальный выбор в пользу коллективного образа действий мирового сообщества предполагает укрепление центральной роли Всемирной организации во всех сферах международной жизни. Эту позицию разделяет большое количество государств, включая ряд постоянных членов СБ ООН, поэтому мы не ощущаем себя одинокими.
Мы полагаем, что именно сейчас, в период после завершения "холодной войны", может быть полностью раскрыт потенциал Организации. Разумеется, требуется ее комплексная адаптация к современным условиям. Добротная основа, включая основополагающие принципы Устава ООН, имеется. И если ООН удавалось служить интересам мирового сообщества в худшие времена, то тем более Организация в состоянии эффективно делать это сейчас - при наличии доброй воли всех государств.
Россия исходит из необходимости реформирования ООН, что позволило бы Организации продолжать играть роль главного международного механизма в коллективном противодействии вызовам и угрозам безопасности и устойчивому развитию. Главное в этом процессе – повышение эффективности ООН, подтверждение ее центральной роли в мировых делах при сохранении межгосударственной природы Организации. Это возможно только на путях максимально широкого согласия стран-членов по всем реформенным решениям.
Вопрос: Согласны ли Вы с оценкой, что избрание Д.Христофиаса на пост Президента Республики Кипр создало «историческую возможность» для решения кипрской проблемы?
Ответ: Безусловно, после завершения президентских выборов в Республике Кипр, в результате которых убедительную победу одержал генеральный секретарь ЦК АКЭЛ Д.Христофиас, мы наблюдаем положительную динамику в кипрском урегулировании. События говорят сами за себя: за столь непродолжительный период имели место успешная и весьма обнадеживающая встреча двух лидеров 21 марта, открытие пункта перехода в центре кипрской столицы, формирование и начало работы технических комитетов и рабочих групп экспертов, вырисовывается перспектива прямых субстантивных переговоров на уровне лидеров общин.
Все это свидетельствует о том, что личность Д.Христофиаса – как человека и как политика – внушает доверие и оптимизм не только грекам – но и туркам-киприотам. Немаловажно и то, что у него издавна сложились хорошие личные отношения с турко-кипрским лидером М.А.Талатом, а это позволяет искать и находить обоюдоприемлемые решения непростых вопросов. К тому же конструктивные подходы нового кипрского президента в деле урегулирования на острове с позитивным интересом восприняты мировым сообществом, свидетельство чему – участившиеся визиты иностранных представителей в Никосию, предлагающих свою помощь и поддержку в продвижении начавшегося процесса.
В определенном смысле, с приходом к власти в Республике Кипр столь динамичного, принципиального и в то же время гибкого лидера появился исторический шанс решить ставшую уже хронической проблему и добиться воссоединения страны. Однако, будучи реалистами, мы должны учитывать, что кипрская проблема состоит не только из сугубо внутренних аспектов, решение которых можно найти на межобщинном уровне, она имеет целый ряд других сложных аспектов, предопределяющих её международный характер. В данном контексте не все, к сожалению, зависит от доброй воли лидеров общин, и трудно спрогнозировать, насколько благоприятным окажется воздействие общеизвестных «внешних факторов» на ход урегулирования.
Вопрос: Недавно заместитель Генерального секретаря ООН Л.Пэскоу находился в столице России и, как сообщают журналисты, попросил поддержать новые усилия в кипрском урегулировании. В чем конкретно может быть выражена эта поддержка, в то время как греко-кипрской стороне необходимо, чтобы международный фактор обратил свое внимание на Турцию и оказал на нее влияние?
Ответ: Не только Л.Пэскоу, но и Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, побывавший недавно с визитом в Москве, говорил о необходимости оказать поддержку конструктивным шагам лидеров кипрских общин, нацеленным на обеспечение всеобъемлющего урегулирования на острове. Но в этом смысле Россию уговаривать не надо. Наша страна всегда активно выступала за достижение справедливого, прочного и жизнеспособного кипрского урегулирования в интересах всех заинтересованных сторон, на основе соответствующих решений СБ ООН и добровольного, без принуждения извне, согласия самих общин. Мы готовы и далее поддерживать беспристрастные и объективные усилия под эгидой ООН, призванные создавать необходимые предпосылки и содействовать переговорному процессу.
В рамках международных форумов, прежде всего в Совете Безопасности ООН, а также в нашем двустороннем политическом диалоге с вовлеченными в решение кипрской проблемы странами, включая Турцию, Россия последовательно и настойчиво проводит основанную на нормах международного права принципиальную линию. Мы намерены проводить её и впредь, особенно на нынешнем столь ответственном и деликатном этапе урегулирования.
Вопрос: Какова была цель состоявшегося именно в этот период визита на Кипр заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации?
Ответ: Прежде всего, хотел бы отметить, что визит заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации В.Г.Титова, состоявшийся 17-19 апреля, прошел в весьма теплой и доброжелательной атмосфере, все встречи и беседы отличались высокой степенью доверительности.
В ходе беседы с Президентом Республики Кипр и политических консультаций в Министерстве иностранных дел страны анализировалось нынешнее состояние наших межгосударственных отношений, совместно намечались пути их всестороннего развития. Важно, что новым руководством Республики Кипр была выражена решимость поднять двустороннее сотрудничество на качественно иной уровень. В ближайшем будущем будут предприняты конкретные шаги в данном направлении.
Так как проведение консультаций в Никосии совпало с весьма значимым событием в деле налаживания межобщинного диалога – 18 апреля был дан старт деятельности технических комитетов и рабочих групп экспертов – то существенная их часть, разумеется, была посвящена данной теме. О перспективах достижения урегулирования на острове и о роли России в данном процессе шла речь в беседах с лидерами обеих общин, а также при посещении заместителем Министра штаб-квартиры миссии ООН на Кипре. Напомню, что до этого В.Г.Титов посетил в тех же целях Афины и Анкару.
Вопрос: Наконец-то все, включая Великобританию, стали говорить о «кипрском» решении проблемы. Как Вы понимаете эту тенденцию, и где видите границы вмешательства международного фактора и ООН?
Ответ: Мы всегда исходили из того, что решение кипрской проблемы должно учитывать коренные интересы самих киприотов – греков и турок. Иначе оно попросту не будет ни жизнеспособным, ни справедливым. «Кипрское» решение подразумевает, что окончательное слово в урегулировании, исключая какое бы то ни было давление извне, должно принадлежать самим жителям этого славного острова, поскольку именно им предстоит жить в соответствии с условиями будущего решения.
Убеждены, что именно ООН способна сыграть ключевую роль и помочь киприотам прийти к компромиссу – не навязывая рецептов или искусственных сроков, а постепенно культивируя предпосылки для равноправного конструктивного прямого диалога. Иные подходы, как показывает известный всем опыт, к желаемому результату не приведут.
Вопрос: Перед выборами Президент Д.Христофиас был награжден Министром иностранных дел С.В.Лавровым медалью А.С.Пушкина от имени Президента России В.В.Путина. В то же время после завершения срока полномочий Президента В.В.Путина и вступления в должность Д.А.Медведева Россия вступает в новую эпоху. Как, по Вашему мнению, будут развиваться отношения между Кипром и Россией в эту новую эпоху?
Ответ: Российско-кипрские отношения всегда строились на прочной основе доверия и симпатии наших народов, имели по-настоящему дружественный характер. В целом состояние межгосударственных отношений между Российской Федерацией и Республикой Кипр можно охарактеризовать в превосходных степенях – они не только беспроблемны (на протяжении всей их истории между Москвой и Никосией не возникало ни малейших разногласий), но и зиждутся на искреннем взаимоуважении и полном взаимопонимании.
При переходе поста главы российского государства от В.В.Путина к Д.А.Медведеву – избранному новым президентом страны в полном соответствии с демократическими нормами и правилами – будет, безусловно, обеспечена преемственность внешнеполитического курса России. В этом смысле следует рассчитывать на дальнейшее повышение динамики двустороннего сотрудничества с Республикой Кипр, развитие наших межгосударственных отношений по всем направлениям, включая их политическую, экономическую, культурную и иные составляющие.
С другой стороны, новый Президент Республики Кипр Д.Христофиас на всех занимаемых им ранее постах зарекомендовал себя как искренний друг нашей страны, активный сторонник укрепления уз дружбы, связывающих наши народы. Так что можно быть уверенными в том, что российско-кипрские отношения продолжат развиваться в хорошем темпе, наполнятся новым содержанием и будут отличаться высоким уровнем взаимодействия в самых различных областях.