Федеративная Республика Германия
Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ М.В.Буякевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ, 13 марта 2025 года
О нарастающей военной вовлечённости
некоторых стран-членов НАТО и ЕС
в дальнейшее противостояние вокруг Украины
Господин Председатель,
Финское Действующее председательство продолжает нарушать свой коллективно согласованный мандат и использовать площадку ОБСЕ для продвижения политизированной пропаганды, направленной против России. В этих целях в Хельсинки не гнушаются игнорировать все случаи нарушения международного гуманитарного права в отношении мирных граждан нашей страны, ставших жертвами преступных действий киевского режима, спланированных и организованных при военной поддержке из-за рубежа.
9 марта, комментируя события на Ближнем Востоке, МИД Финляндии выступил с заявлением, что «гражданские лица должны быть защищены при любых обстоятельствах». Подчеркнуто – при любых обстоятельствах. Абсолютная пустота финской риторики и двойные политические стандарты вновь проявились уже через день, когда киевский режим осуществил атаку при помощи БПЛА по гражданским объектам над территорией ряда субъектов Российской Федерации. Дежурными средствами российских ПВО 337 дронов были перехвачены и уничтожены, однако некоторые достигли гражданских объектов в Московской области. Есть погибшие и немало пострадавших, включая троих детей, двоим из которых не исполнилось и трёх лет. Особо акцентируем, что для нанесения большего урона БПЛА были начинены поражающими элементами, в том числе шариками от подшипников диаметром 7 мм.
С последствиями этой атаки на месте смог ознакомиться Генеральный секретарь ОБСЕ Ф.Синирлиоглу, находившийся 11 марта в Москве. Отмечаем, что финское Действующее председательство на фоне рассуждений о том, что «гражданские лица должны быть защищены при любых обстоятельствах», не высказало вообще ни слова по поводу действий киевского режима, приведших к гражданским жертвам. Как и относительно 96 других мирных жителей, пострадавших на прошлой неделе в различных российских регионах, из которых 10 человек погибли, в том числе один несовершеннолетний, ещё 86 – ранены, включая двоих детей.
Атака БПЛА 11 марта осуществлялась при прямом содействии государств-участников т.н. коалиции дронов, созданной по инициативе Великобритании (формально «прикрывшей» всё это рвением некой Латвии). В числе «дроновых» спонсоров киевского режима, помимо Британии и прибалтийских республик, находятся несколько стран ЕС, а также Канада, Австралия и Новая Зеландия. Все они несут свою долю ответственности за содействие киевскому режиму в совершении преступлений против мирного населения с использованием БПЛА.
За риторикой киевского режима и его спонсоров о якобы стремлении к миру на деле стоят очевидные планы по милитаризации европейского континента, закреплению антироссийской парадигмы в политическом и военном развитии и подготовке к ведению вооруженного конфликта большой интенсивности. В начале марта анонсирован план перевооружения стран-членов ЕС (ReArm Europe), предполагающий привлечение порядка 800 млрд евро на военные нужды, в том числе за счет займов и перераспределения средств на социальные расходы. Всё это – осознанные действия по провоцированию напряжённости и военной конфронтации в Европе, чреватой вполне осязаемыми трагическими последствиями.
Официальные лица в ряде стран НАТО давно перестали скрывать, что ведут с использованием формирований киевского режима опосредованный вооружённый конфликт против России. Не стесняются и публичных высказываний, что одна из целей – затянуть противостояние в стремлении ослабить Россию, сдержать развитие нашей страны. Довольно прямо об этом высказался глава германской федеральной разведслужбы Б.Каль в интервью Deutsche Welle 8 марта, в котором в очередной раз пытался напугать европейцев «вероятной русской угрозой». Он заявил, что скорое разрешение украинского конфликта, дескать, является невыгодным, поскольку «предоставит русским возможности задействовать свою энергию там, где они того желают, в частности против Европы» («Ein frühes Kriegsende in der Ukraine befähigt die Russen, ihre Energie dort einzusetzen, wo sie sie eigentlich haben wollen, nämlich gegen Europa»). И что продолжение вооружённого противостояния вокруг Украины в течение нескольких ближайших лет якобы соответствует интересам отдельных стран ЕС.
Из этого и других высказываний Б.Каля следует, что затягивание конфликта вокруг Украины рассматривается как способ удержания контроля над национально ориентированными элитами в европейских странах и возможность для осуществления мероприятий по мобилизации и милитаризации стран-членов ЕС. При этом в том же интервью он фактически признает, что одной из основных обеспокоенностей России, определяющей её нынешние действия, является произошедшее с конца 1990-х годов расширение НАТО на восток и приближение военной инфраструктуры Североатлантического альянса к российским границам.
Однако Б.Каль, очевидно из тактических соображений, «забыл» о словах своего соотечественника, генсекретаря Североатлантического альянса М.Вёрнера. Выступая 17 мая 1990 года в Брюсселе, последний утверждал: «Сам факт, что мы готовы не размещать войска НАТО за пределами территории ФРГ, даёт Советскому Союзу твёрдые гарантии безопасности» («The very fact that we are ready not to deploy NATO troops beyond the territory of the Federal Republic [of Germany] gives the Soviet Union firm security guarantees»). Как известно, впоследствии, воспользовавшись распадом СССР, Североатлантический альянс осуществил несколько волн расширений и поглощений в попытке изменить баланс сил и сломать существовавшую архитектуру евробезопасности. При этом, хоть и признавая за Россией роль продолжателя СССР, в НАТО решили не выполнять данные ранее Советскому Союзу обещания. Не способствовал стабилизации обстановки даже Основополагающий акт Россия-НАТО 1997 года. Вплотную к границам России была придвинута и продолжает придвигаться военная инфраструктура НАТО, создавая целый ряд угроз безопасности нашей страны, в то время как сама Россия открыто провозглашается противником.
Особенно активно это проявилось на Украине, где официальные лица неоднократно заявляли, что после 2014 года их целью является «выполнение миссии НАТО» в борьбе с Россией, «к которой альянс готовился десятилетия» (министр обороны А.Резников, неоднократно в 2022 и 2023 гг.), а также «уничтожение России как государства» (секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины А.Данилов, 2022 год).
В связи с этим акцентируем актуальность всех заявленных целей российской специальной военной операции по устранению угроз, проецируемых отдельными странами НАТО с территории Украины.
Вооружённые Силы Российской Федерации продолжают эффективное подавление боевого потенциала формирований киевского режима. За последнюю неделю только в Курской области в результате активных слаженных действий различных подразделений освобождено не менее 24 населенных пунктов и 259 квадратных километров территории. По данным Минобороны России, всего за время боевых действий на курском направлении противник потерял свыше 66300 военнослужащих, 391 танк, 307 боевых машин пехоты, 269 бронетранспортёров, 2780 боевых бронированных машин, свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, 52 пусковые установки РСЗО, в том числе тринадцать установок HIMARS и семь MLRS производства США, 25 пусковых установок ЗРК и множество другой техники и вооружений. При освобождении Малой Локни практически в нетронутом виде в качестве трофея получен танк M1A1SA Abrams. Сотни украинских боевиков-террористов сдались российским органам правопорядка.
По мере хаотичного отступления ВСУ вскрываются новые факты преступлений, совершённых украинскими неонацистами в отношении мирного населения. О них мы ещё будем говорить позднее.
Отдельно, в свете запускаемых в ряде стран Запада спекуляций о неких «миротворцах» в украинском конфликте, подчеркнём: размещение иностранных воинских контингентов – это не то, что требуется для достижения устойчивого урегулирования в прокси-войне ряда стран НАТО против России. Подобные идеи оторваны от реальности, являются неприемлемыми для нашей страны и кратно повышают риски масштабирования и географической экстраполяции конфликта. Вместо таких спекуляций востребован вдумчивый подход, который должен базироваться на устранении первопричин украинского кризиса, ставшего следствием инспирированного извне вооружённого госпереворота в Киеве в феврале 2014 года. Эти первопричины хорошо известны.
Позиция нашей страны применительно к параметрам урегулирования, которое важно сделать устойчивым, не изменилась с момента начала специальной военной операции. Конкретные инициативы по обеспечению политического разрешения кризиса вокруг Украины изложены 14 июня 2024 года в ходе встречи Президента Российской Федерации В.В.Путина с руководством МИД России.
В нашей стране готовы к конструктивному взаимодействию с теми ответственными представителями западных элит, кто действительно хочет деэскалации и стабилизации ситуации с безопасностью на европейском континенте и в мире. Кто готов предметно работать над всеми предложениями, истинной целью которых является долгосрочное урегулирование украинского конфликта с учётом законных требований безопасности нашей страны.
В деле защиты своих интересов Россия готова и будет использовать все имеющиеся в её распоряжении средства и возможности, включая, безусловно, и военные.
Благодарю за внимание.